Цель урока:
Обучающая (познавательная) - сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе, о жизни растительного и животного мира зимой.
Развивающая - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательная - воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты урока:
Предметные - научатся устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Метапредметные – научатся работать в паре и в группе: извлекать информацию из текста и иллюстраций, обобщать изученный материал.
Личностные – формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности.
Иллюстрации зимней природы, слайды (зимний лес, животные зимой, птицы зимой).
Карточки с заданиями.
Ватман и маркеры для коллективного выполнения заданий.
Организационный момент (5 минут)
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Посмотрите, все ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки?
А еще карандаши – порисуем от души !
- Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Отгадайте загадку, кто придет к нам с гости?
«После осени пришла и сугробов намела»
- Все верно. Мы отправимся в гости к зиме! Вы готовы?"
- Какие изменения в природе происходят с приходом зимы? Какие природные явления мы можем наблюдать зимой?"
- Зима приготовила вам интересные задания. Рассмотрите иллюстрации, назовите признаки зимы.
Учитель показывает иллюстрации (снегопад, замерзшие водоемы, следы на снегу и т.д.).
Работа в парах.
- Рассмотрите иллюстрации зимнего леса. Обсудите с товарищем и ответьте на вопросы на карточке:
"Какие деревья зимой покрыты снегом? Почему на некоторых деревьях сохраняются иголки?"
- В зимнее время они перестают расти и питаться. Лиственные деревья (липа, береза, осина, дуб и др.) сбрасывают листья. Для листьев необходимо много тепла, а зимой это тепло дереву очень необходимо, поэтому они избавляются от листьев. Хвойные деревья (ель, сосна, кедр) остаются зелёными всю зиму. Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Обсуждение, ответы детей, учитель дополняет.
- Рассмотрите иллюстрацию, какие животные зимой впадают в спячку?
- Как приспосабливаются к зиме лисы, зайцы, волки?"
Задание: Разделить животных на группы (спят зимой, активны зимой). Лиса, волк, медведь, барсук, белка, ёж, заяц, мышь, суслик, бурундук)
( Дети подходят по одному, вытягивают карточку и размещают на доске в соответствующей группе)
- Какие птицы остаются зимовать? Как люди помогают птицам зимой?"
Задание в группах : Подумать, чем можно кормить птиц зимой и составить "меню" для кормушки.
Обсуждение.
( Пшено, просо, овёс, пшеница. Привлекают воробьёв, щеглов, зеленушек и других зерноядных птиц, голубей.
Семена подсолнечника (нежареные). Подойдут для зерноядных птиц, синиц, поползней, дятлов.
Сало, мясо (нежареное и несолёное). Любят синицы, поползни, дятлы.
· Сушёная рябина и боярышник. Привлекают снегирей и свиристелей.
· Семена клёна и ясеня. Подойдут для снегирей и свиристелей.
· Шишки. Их любят дятлы и клёсты.
· Жёлуди. Их едят сойки.
· Орехи. Их могут употреблять дятлы, сойки, поползни, синицы.
Нельзя давать птицам чёрный хлеб, жареные семечки и орехи, жареное и солёное сало.)
Игра: "Мы - снежинки". Дети изображают, как кружатся снежинки, поднимаются с ветром, опускаются на землю.
На ватмане нарисован зимний пейзаж с ошибками. Дети ищут ошибки.
- Рассмотрите внимательно пейзаж. Что художник нарисовал неверно? Почему?
( На деревьях листья, мальчик одет легко, лужи на дорогах, сосульки)
- Что нового мы узнали о зиме?
- Как животные и птицы приспосабливаются к зиме?
Нарисовать зимний пейзаж или написать небольшую историю о зимнем дне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.