«Унцукульский район»
МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»
Открытый урок русского языка
в 3а классе
на тему: «Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже»
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Саабдулаева Патимат Магомедовна
Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных 2 склонения в предложном падеже.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
· уточнить знания об особенностях предложного падежа;
· отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
· познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже,
· формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже,
· совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие задачи урока:
· развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные задачи урока:
· расширять кругозор учащихся; воспитывать гражданско-патриотические качества личности.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас все получится.
2. Орфографическая разминка
Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,
Из подво..ной т..мноты! сколько сказок я сл..жу!
Я увижу всех ч..довищ, Эти тайны, эти ска..ки
Все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.
- Объясните написание пропущенных орфограмм.
- Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.
- Назовите имена существительные 2 склонения
Вывод о существительном и его признаках.
-Минутка чистописания.
Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (На доске написаны слова)
Учитель: первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;
вторая – гласная, находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;
третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.
О у д
Вода, воздух, одуванчик (определить род существительных, придумать предложение с этими словами)
В воздухе кружились легкие семена одуванчика. (запись под диктовку и разбор предложения по членам предложения, обозначить склонение и падеж существительных).
- Словарная работа.
(На доске таблица)
|
а |
б |
в |
г |
1 |
паль |
же |
да |
кар |
2 |
фель |
го |
мор |
лать |
3 |
ковь |
се |
то |
ри |
4 |
зонт |
по |
да |
бе |
Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:
1а
3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)
Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)
Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)
А можно ли его преобразовать в имя существительное?
- Что вы знаете об именах существительных?
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Выпишите из текста-заклинания все названия сторон света в начальной форме.
Проверка задания (запад, восток, север, юг).
Организация работы в группах. (Класс делится на четыре группы, каждая группа получает задание.)
1 группа
Задание
Являются ли выписанные слова словарными (орфографическими)?
Дети распределяют действия между членами группы:
1-й ученик определяет место ударения в словах,
2-й ученик выделяет буквы, которые надо запомнить, т. к. их проверка невозможна,
3-й ученик определяет, какое из слов не является словарным,
4-й ученик читает интересный материал по учебнику (с. 65) из истории языка.
Запад – слово общеславянское, образовано от слова «западать, закатываться за горизонт». Действительно, солнце садится на западе, «падает» за горизонт. Вот потому-то эту часть света и назвали запад. |
Действия выполняют последовательно, обсуждают, делают вывод.
5-ученик докладывает решение группы
(слова восток, запад, север являются словарными).
2 группа
Задание
Записать как можно больше родственных слов.
1-й ученик группы работает со словом восток.
2-й ученик группы работает со словом запад,
3-й ученик группы работает со словом север,
4-й ученик группы работает со словом юг.
Все члены группы внимательно слушают ,дополняют друг друга.
(Возможный набор слов: восточный, востоковед, западный, северный, северянка, североморский, южный, южанка, северо-восточный, юго-западный.
5-й ученик докладывает решение группы.)
3 группа
Задание
Составить и записать предложение.
1-й ученик работает со словом восток,
2-й ученик работает со словом запад,
3-й ученик – со словом север,
4-й – со словом юг.
Все члены группы внимательно слушают, обсуждают предложения.
5-й ученик записывает лучшее предложение группы на доске.
Учитель. Давайте запишем это предложение в тетрадь.
4 группа
Задание
Что общего у этих слов?
1-й ученик определяет часть речи выписанных слов,
2-й определяет одушевлённое или неодушевлённое существительное,
3-й ученик определяет род существительных,
4-й – склонение.
5-й делает вывод и докладывает решение группы классу,
(имена существительные, неодушевлённые, мужского рода, 2-го склонения).
Проверка и оценка работы в группах.
4.Работа по теме урока.
- Запишем предложение: От зимней стужи и метели давно уж птицы улетели.
- Есть ли в этом предложении существительные 1 и 3 склонения? (стужа, метель)
- В каком они падеже? (Р.п.) Давайте выделим окончания.
- Запишем еще одно предложение: Стуже и метели вновь пришла пора.
- Определите падеж слов, какие окончания в словах? (Д.п.)
- Какой вывод мы можем сделать? (сущ. 1скл в Р.п. имеют окончание и, в Д.п. окончание е. сущ. 3 скл. В Р.п. и Д.п. имеют окончание и).
- Посмотрим, что об этом говорится в учебнике? (с. 104 чтение правила).
- Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. (Полное, распространенное, невосклицательное).
Работа по учебнику.
-Молодцы! А теперь найдите упр.200.
- Как еще можно озаглавить текст? («Помощь птицам», «Кормушки для птиц»);
- А вы помогаете птицам зимой? (вешаем кормушки, подкармливаем птиц зимой);
- Вернемся к упражнению. Вам предстоит работа по вариантам. Нужно определить падеж и склонение выделенных имен существительных. 1 вариант выписывает сущ. в Р.п., 2 вариант – сущ. в Д.п.
Графический диктант. (Слайд 7)
- Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведем графический диктант. Я читаю имена существительные 1-го и 3-го склонения с безударными окончаниями, а вы записываете только их окончания. Всего будет 5 слов: к птице, к моркови, без булки, по дороге, около сирени.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
е |
и |
и |
е |
и |
- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?(нет)
- Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных?
Вспомним шаги:
Определи склонение
Определи падеж
Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.
Физкультминутка
Идем на месте
Раз-два, раз-два.
Остановились, потянулись.
Выполним наклоны головой
В одну сторону, в другую.
Не поворачивая головы,
глазками посмотрим вправо-влево.
Поморгаем. А сейчас вверх-вниз. Поморгали.
Зажмурьте глазки.
Откройте и посмотрим вдаль.
Письмо по памяти.
Молодцы! А теперь внимание на доску.
Улетел скворец от стужи,
Сытно за морем живет.
Только песен не поет.
- Почему соловей не поет песен? (Скучает по родине)
- Какие орфограммы встретились? (безударная гласная в корне, проверочные слова: полет, скворушка, море, пой; жи - ши пиши через и).
- Почему стоит запятая? (Между однородными сказуемыми)
- Прочитайте стихотворение про себя. Будьте внимательны при написании безударных окончаний имен существительных.
- Проверим. Поменяйтесь тетрадями. Взяли простые карандаши.
- Найдите существительное 1-го скл.(стужа), какое написали окончание? (и)
- Сделаем синтаксический разбор первого предложения. (В этом предложении говорится о скворце. Кто? Скворец – это подлежащее, … Это полное, распростр., невоскл. предложение).
5.Работа в парах. «Телефон»
- А теперь давайте поиграем в «Телефон».
- Запишите выделенные слова. Определите к ним номера телефонов. Работаем в парах по таблице. Проверим.
Часть речи |
число |
род |
склонение |
падеж |
Роль в предложении |
1.сущ |
Ед.ч. |
1.ж.р. |
1. 1скл |
1.И.п. |
1.подл |
2.прил |
Мн.ч. |
2.м.р. |
2. 2 скл |
2.Р.п. |
2. доп |
3.ср.р. |
3. 3 скл |
3.Д.п. |
3. обст |
||
4.В.п. |
|||||
5.Т.п. |
|||||
6.П.п. |
- Есть ли в стихотворении имя существительное единственном числе? (скворец).
6. Закрепление.
- А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно. Откройте учебники на стр. 183 упр. 431. Прочитайте задания. У кого есть вопросы? Приступаем к работе.
В пол... на огород... по...вились пр...талины. (В) овраг... б...гут руч...и. Высоко над пол...м л...тит небольшая птичка. Это жаворонок.
(В) колхоз... (с) б...резок вторит ему скв...рец. Скв...рец пос...лился в р...дном скв...речнике. Важно ш...гает он в огород...по гря...к... .
Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы. определите склонение и падеж имен существительных .
Появились (на чем?) , появились ( в чем?) в поле, Бегут ( в чем ?) в овраге?), летит над ( чем?) над полем, вторит ( с чего ? ) с березок, шагает( в чем ? ) в огороде.
Проверка: Комментированное объяснение. На слайде текст, с выписанными словосочетаниями и падежами.
Определите тему текста. Определите тип текста.
Ребята, проверьте в парах, затем посмотрите на экран, сверьтесь еще раз.
– Кто не допустил ошибок? (Дети « сигналят» Зеленым кружочком.)
– Кто допустил 1-2 ошибки? (Дети « сигналят» Желтым кружочком.)
– Кто допустил более 2 ошибок? (Дети « сигналят» красным кружочком.)
7. Итог.
- Ребята, давайте сделаем вывод.
- У существительных какого склонения в Р.п . и Д. п. одинаковые окончания? (3-го склонения окончание -и)
-Какие окончания имеют существительные 1 склонения в Р.п. и Д.п? (Р.п. –и/ы; Д.п. - и)
Сегодня на уроке |
|
Узнал… (новое словарное слово, …) |
Научился… (правильно писать безударные окончания) |
||
Лучше понял тему |
8. Домашнее задание
Упр. 202.
Задание повышенной сложности: составить со словами небольшой рассказ.
9. Рефлексия
Какую тему мы сегодня повторили?
- Было ли Вам тяжело работать на уроке?
- Что Вы запомнили ?
Директор МКОУ «ГПСОШ» Абдулаева П.Б.
Заместитель директора по УВР Гамзатов А.М.
«Унцукульский район»
МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»
Отзыв коллег
на открытый урок русского языка
в 3а классе на тему: «Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже»
учителя начальных классов
Саабдулаевой Патимат Магомедовны
Урок начинался с организационного момента. Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Второй этап- минутка чистописания, для определения буквы, которую нужно было прописать дана загадка. Словарная работа представлена стихотворением с секретом, в котором нужно назвать жанр искусства и написать его правильно. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленной цели на уроке. Для выяснения темы урока и цели была проведена работа в паре.
При проведении урока Патимат Магомедовна использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Следующий этап- групповая работа (развитие навыков самостоятельной учебной деятельности)
Для определения уровня знаний были предложены разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У обучающихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, скрытая физминутка (упражнения для глаз).
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучающихся этого класса.
Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний. Домашнее задание было представлено на выбор.
Директор МКОУ «ГПСОШ» Абдулаева П.Б.
Заместитель директора по УВР Гамзатов А.М.
«Унцукульский район»
МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»
Отзыв родителей
на открытый урок русского языка
в 3а классе на тему: «Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже»
учителя начальных классов
Саабдулаевой Патимат Магомедовны
Урок начинается с организационного момента. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, парная. А также использовано оборудование: алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонения в Р.п. и Д.п.; медиапроектор, экран, презентация к уроку; карточки с заданием. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ученик успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.
Родители 3а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.