МБОУ «СОШ №3 пос.Белиджи»
Дербентский район
Открытый урок русского языка в 6 классе.
«Главные члены предложения»
Подготовила: Мислимова Ф.С.
Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее". 5-й класс
Тема “Главные члены предложения. Подлежащее” рассчитана на 1 час, изучается в разделе “Синтаксис. Пунктуация”. Всего на изучение темы “Главные члены предложения” отводится 2 часа.
Планируемые результаты:
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, таблицы “Загадки членов предложения”.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник.
- Записываем число, классная работа. (слайд 1)
- Добрый
день! - тебе сказали
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.
- Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно.
2. Выведение темы урока.
-Перед вами слова из стихотворения А.С.Пушкина. Составьте с ними стихотворную фразу и запишите её. (слайд 2)
(Приближаться, довольно, скучный, пора;
Стоять, ноябрь, уж, у, двор).
-Что получилось? (слайд 3)
(Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора).
- Что вы записали? Докажите.
- Итак, вы записали предложение. Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.
- Посмотрите на доску. Дополните схему и объясните, что она обозначает.
Звук ... ... ... ... текст.
(звук, слово, словосочетание, предложение, текст – единицы языка) (слайд 4)
3. Игра “Я учитель”
-А вы любите играть? Тогда поиграем. А называется игра “Я учитель”. Ученика 5 класса попросили выполнить задание: выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Вот что он сделал.
Приближалась пора,
Довольно скучная,
Скучная пора,
Стоял ноябрь,
Стоял у двора. (слайд 5)
- Верно. Грамматическая основа не является словосочетанием. Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее. (слайд 6)
- Чем же мы сегодня будем заниматься?
Вспомним, что такое подлежащее;
Научимся находить его в предложении;
Узнаем способы выражения подлежащего;.
- Мы с вами сформулировали задачи урока. (слайд 7)
4. Игра “Крестики-нолики”
- Но прежде давайте вспомним сведения о предложении и выясним, кто же у нас лучший знаток правил. (р-та в тетрадях).
В строчку запишите цифры от одного до пяти. Я вам читаю утверждение по теме предложение, а вы ставите под цифрой +, если утверждение верно, - , если неверно.
1. Предложение – это единица речевого общения, где слова связаны по смыслу и грамматически.
2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.
3. Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически, называется морфемой.
4. Словосочетания бывают трех видов: местоименные, глагольные и наречные.
5. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
- Сколько правильных утверждений вы услышали?
- Объясните, в чём ошибочность суждения?
Посмотрите внимательно на доску и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку. Объясните свой выбор. (Слайд 8 (ответы)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- Знакома ли вам, ребята, тема сегодняшнего урока?
- Прищло время вспомнить, что же такое подлежащее. Кто скажет? Верно?
5. Работа с учебником.
- Давайте откроем учебник и проверим, все ли мы правильно сказали (чтение теоретического материала)
6. А теперь небольшая разминка перед более сложной частью урока.
Физпауза.
7. Работа у доски.
Проанализируйте предложения и скажите, какой частью речи может быть выражено подлежащее.
(запись предложений под диктовку у доски с анализом орфографии и пунктуации)
1. Ум да здоровье всего дороже.
2. Сон – лучшее лекарство.
3. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
4. Кто хорошо жует, тот долго живет.
5. Закаляться – быть здоровым.
6. Больной – тяжкое бремя для здоровых.
7. Болезнь с грязью дружит.
- Чем же может быть выражено подлежащее?
8. А теперь наши медицинские эксперты помогут ответить на вопрос: что поможет быть здоровым?
Загадки. Отгадки запишите в строчку через запятую.
1. Вот
какой забавный случай:
Поселилась в ванной туча:
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока (душ)
2. Целых
25 зубов для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
3. Лёг в
карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Платочек)
4. Точно
ёжик я колюсь,
Запылишься – пригожусь! (Щётка)
5. Я не
сплю со всеми,
Караулю время.
Если хочешь – разбужу,
А не надо – погожу. (Будильник)
6. Мойдодыру
я родня,
Отверни, открой меня.
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран)
7. Гладко
и душисто.
Моет очень чисто. (Мыло)
9.Творческая работа.
Составьте небольшой текст из полезных советов, включив в предложения полученные отгадки.
10. Видеофрагмент.
Один мальчик не следовал полезным советам, и вот какие привычки приобрел, а чем закончилась эта история, давайте посмотрим.
11. Советы медика. (Презентация)
12. Рефлексия. Оценки.
- Что вы делали на уроке?
- Как вы это делали?
- Зачем вы это делали?
Солнышко полезных и вредных советов.
13. Дом. задание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.