Открытый урок УП Ремонт коробки передач
Оценка 4.6

Открытый урок УП Ремонт коробки передач

Оценка 4.6
docx
13.10.2021
Открытый урок УП  Ремонт коробки передач
Открытый урок УП ремонт коробки передач.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ЛИЦЕЙ

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

«Ремонт коробки передач»

 

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

https://auto-virage.ru/800/600/https/pbs.twimg.com/media/CHJZJmLUYAA1ahO.jpg

Профессия:

23.01.03   Автомеханик            

Группа АМ – 3 – 20

 

 

Подготовила:

мастер производственного обучения

12 тарифного разряда

Ателькина Алла Петровна

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:  14 сентября 2021 года

Данная методическая разработка  является составной частью учебной практики профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по профессии 23.01.03 Автомеханик, квалификация слесарь по ремонту автомобилей.

Предложенная методическая разработка может быть использована как дополнительный вспомогательный  материал в процессе подготовки мастера производственного обучения к занятиям  учебной практики по профессии автомеханик.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено

для практического применения

на заседании цикловой комиссии

профессионального  цикла

Протокол №__ от ________ 2021г.

Председатель: _________ А.П. Ателькина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к методической разработке урока учебной практики

 

Тема урока: Ремонт коробки передач

Дисциплина: учебная практика  Пм.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Профессия:   23.01.03   Автомеханик.

Группа: АМ – 3 – 20

Курс: второй

Подготовила материал: Ателькина Алла Петровна, мастер производственного обучения 12 тарифного разряда

Образовательное учреждение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ЛИЦЕЙ»

Актуальность: разработка является составной частью учебной практики профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по профессии 23.01.03 Автомеханик, квалификация слесарь по ремонту автомобилей. Целью урока учебной практики, как и всего модуля, является формирование профессиональных компетенций; ознакомить с организацией труда, усовершенствовать и закрепить профессиональные умения по применению и использованию приемов и операций при выполнении производственных работ.

Новизна представленных материалов – в их интегрированном подходе, что дает возможность студентам применить существующие знания и, в то же время, столкнувшись с затруднениями, увидеть их недостаточность, определить пробелы в знаниях. Значимость разработки в том, что студент сам определяет границы своего умения и неумения, видит возможности практического применения своих знаний.

Организация работы на уроке учебной практики осуществляется в бригадах. Урок выстроен в парадигме системно – деятельностного  подхода, используется исследовательский метод организации учебной деятельности. Приемы, используемые на уроке учебной практики: «Черный ящик», создание затруднения, перенос существующих знаний в новую ситуацию и др. позволяют создать динамичную обстановку, способствуя достижению планируемых результатов.

Планируемые результаты: формирование профессиональных компетенций, выполнение производственных работ по разборке, дефектовке и техническому обслуживанию и ремонту коробки передач автомобиля.  

 

План урока учебной практики

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Тема программы: Ремонт трансмиссии автотранспорта

Тема урока: Ремонт коробки передач

Цели урока:

учебная:  сформировать профессиональные компетенции; ознакомить с организацией труда, усовершенствовать и закрепить профессиональные умения по применению и использованию приемов и операций при выполнении производственных работ по разборке, дефектовке и техническому обслуживанию и ремонту коробки передач автомобиля.

развивающая: развитие аналитического и логического мышления студентов, культуры учебного процесса, умения и навыков самосовершенствоваться в выбранной профессии;

воспитательная: формирование коммуникативных качеств, моральных качеств инициативности, умение самостоятельно оценивать достигнутые результаты;

методическая:  использование инновационных методов обучения с применением компьютерных технологий.

Задачи урока:

         Диагностировать автомобиль его агрегаты и системы.

         Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

         Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

         Развивать профессиональные умения, нестандартно, творчески подходить к решению разнообразных задач, развивать операционно контрольные умения, умения пользоваться приборами и инструментами, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

         Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

         Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

         Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

         Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности,  понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,

Мотивация учебной деятельности:  «Мир сегодня – это мир образованного человека, который владеет ремеслом и информацией».

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.

Вид урока: деловая игра

Методы обучения: игровой, демонстрационный, проблемно – поисковый, практический, наглядный.

Перечень учебно-производственных работ:

         Возможные неисправности  коробки передач, их причины и методы устранения

         Снятие и установка коробки передач

         Разборка и сборка коробки передач

Материально-техническое оснащение урока: ноутбук; мультимедийный проектор; технологические карты, плакаты, коробки передач автомобилей (макеты), тиски, съемник для выпрессовывания подшипника первичного вала, медная оправка, медная выколотка, штангенциркуль. Стандартный набор ключей, ударная отвертка, клещи для снятия стопорных колец, универсальный съемник, люфтомер.

Межпредметные связи: МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей ОП.04. Безопасность жизнедеятельности

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в бригадах.

Место проведения урока: «Мастерская по ремонту автомобилей»

Время проведения: 270 минут (6 учебных часов)

 

Этапы урока

Продолжительность,

 минут

Организационная часть

5 минут

1.   Вводный инструктаж. Игровые моменты

40 минут

2.   Текущий инструктаж. Работа в бригадах

180 минут

3.   Заключительный инструктаж

45 минут

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

№ п/п

Этапы учебной практики

 

Действия мастера п/о

 

Действия студентов

Организа-ционные формы работы

 

Методы работы

 

Организационная часть

Приветствие, проверка присутствующих, готовность мастерской, настрой на урок.

 

Приветствие мастера, доклад командира о явке студентов, наличие спецодежды

 

индивидуальная

 

информационный

1

Вводный инструктаж

- сообщить тему программы,

- сообщение темы урока,

- сообщение учебной и методической цели,

- целевая установка,

- повторение материала пройденного на прошлых уроках.

- формирование новых знаний, умений, навыков

- опрос с целью проверки усвоения материала вводного инструктажа

 

 

 

 

 

слушают, запоминают

 

Просмотр видео:

Устройство и принцип работы коробки передач.

выполнение задания «Чёрного ящика» (приложение 1).

 

Просмотр видео:

Ремонт коробки передач.

 

Выполнения задания  (Приложение 2)

 

 

 

 

 

индивиду-альная

 

 

 

индивиду-альная

 

 

 

 

индивиду-альная

 

 

 

 

индивиду-альная

 

 

индивиду-альная

 

 

 

 

инфор-мацион-ный

 

 

поиско-вый

 

 

 

 

инфор-мацион-ный

 

 

 

инфор-мацион-ный

 

поиско-вый

 

2

Текущий инструктаж

- инструктаж по охране труда и технике безопасности во время занятий в «Мастерской по ремонту автомобилей»

- распределение по рабочим местам

- выдача заданий бригадирам

 - самосто-ятельная работа студентов в малых группах, согласно выданного задания

- целевой обход рабочих мест студентов.

 

 

 

Изучают

(Приложение 3)

 

 

 

 

слушают,

запоминают

 

 

 

слушают,

запоминают

 

 

 

Самостоятельная работа в бригадах

(Приложение 4)

 

 

 

индивиду-альная

 

 

 

индивиду-альная

 

 

 

индивиду-альная

 

 

 

работа в бригадах

 

 

 

инфор-мацион-ный

 

 

инфор-мацион-ный

 

 

инфор-мацион-ный

 

 

проблемно-поиско-вый

3

Заключите-льный инструктаж

 

- проверка знаний, умений и навыков студентов,

- анализ ответов бригадиров,

- оценивание,

- подведение итогов урока учебной практики (Дебрифинг)

- выдача домашнего задания

- уборка рабочих мест

презентация бригадирами выполненных заданий

 

слушают, анализируют

 

(Приложение 5)

  

 

(Приложение 6)

 

 

слушают, записывают

 

 

 

индивиду-альная

 

 

 

коллективная

 

индивиду-альная

 

индивиду-альная

 

индивиду-альная

 

инфор-мацион-ный

 

 

репро-дук-тивный

информа-ционный

 

поиско-вый

 

информа-ционный

 

 

ХОД УРОКА:

 

Организационная часть.

Приветствие, проверка присутствующих, готовность мастерской, настрой на урок.

1.   Вводный инструктаж

- сообщение темы урока:

«Ремонт коробки передач».

- сообщение учебной и методической цели:

сформировать профессиональные компетенции; ознакомить с организацией труда, усовершенствовать и закрепить профессиональные умения по применению и использованию приемов и операций при выполнении производственных работ по разборке, дефектовке и техническому обслуживанию и ремонту коробки передач автомобиля. Использование  инновационных методов обучения с применением компьютерных технологий.

- целевая установка:

Занятие важно для вас тем, что «Мир сегодня – это мир образованного человека, который владеет ремеслом и информацией», вы сможете применить существующие знания и, в то же время, столкнувшись с затруднениями, увидеть их недостаточность, определить пробелы..

- повторение материала пройденного на прошлых уроках:

Общие сведения о коробке передач

УСТРОЙСТВО КОРОБКИ  ПЕРЕДАЧ

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0226.jpg

Рис. 3-12. Коробка передач: 1 - первичный вал; 2 - передняя крышка с направляющей втулкой; 3 - сальник первичного вала; 4 - пружинная шайба; 5 - установочное кольцо подшипника; 6 - картер коробки передач; 7 - сапун; 8 - игольчатый подшипник вторичного вала; 9 - упорная шайба пружины синхронизатора; 10 - зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 11 - скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 12 - ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13 - стопорное кольцо синхронизатора; 14 - блокирующее кольцо синхронизатора; 15 - пружина синхронизатора; 16 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 17 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 18 - вторичный вал; 19 - шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 20 - втулка шестерни I передачи; 21 - промежуточный подшипник вторичного вала; 22 - стопорная пластина промежуточного подшипника; 23 - фланец; 24 - защитный чехол; 25 - пружина; 26 - рычаг переключения передач; 27 - стержень рычага переключения передач; 28 - упругая подушка демпфера; 29 - резиновая втулка демпфера; 30 - распорная втулка демпфера; 31 - запорная втулка демпфера; 32 - манжета; 33 - сферическая шайба; 34 - шаровая опора рычага; 35 - корпус рычага переключения передач; 36 - направляющая пластина; 37 - фланец эластичной муфты карданной передачи; 38 - гайка; 39 - уплотнитель центрирующего кольца; 40 - центрирующее кольцо; 41 - стопорное кольцо; 42 - сальник заднего подшипника вторичного вала; 43 - задний подшипник вторичного вала; 44 - распорная втулка; 45 - маслоотражательная шайба; 46 - блок шестерен V передачи и заднего хода; 47 - ступица синхронизатора V передачи; 48 - промежуточная шестерня заднего хода; 49 - задний подшипник промежуточного вала; 50 - шестерня I передачи промежуточного вала; 51 - скользящая муфта синхронизатора I и II передач; 52 - шестерня II передачи промежуточного вала; 53 - шестерня III передачи промежуточного вала; 54 - пробка заливного и контрольного отверстия; 55 - промежуточный вал; 56 - шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 57 - передний подшипник промежуточного вала; 58 - зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 59 - болт зажимной шайбы; 60 - шестерня постоянного зацепления первичного вала; 61 - задний подшипник первичного вала; 62 - стопорное кольцо.

Назначение: коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к передним ведущим колесам, по величине и направлению путем зацепления шестерён различного диаметра, а также для длительного отключения двигателя от трансмиссии. Число ступеней коробки передач зависит от числа пар шестерён, вводимых в зацепление в определенных сочетаниях.

Основными признаками неисправности коробки передач являются: повышенный шум при работе, затрудненное переключение передач, самопроизвольное выключение передач, течь масла.

Основные работы по техническому обслуживанию (ТО) коробки передач:

ЕО (ежедневное обслуживание). Проверить работу коробки передач при движении автомобиля, убедиться в отсутствии течи масла.

ТО-1. Проверить и при необходимости подтянуть крепление коробки передач, проверить уровень масла. Проверить работу коробки передач.

ТО-2. Провести тщательный осмотр коробки передач проверить (и при необходимости подтянуть) крепление коробки передач к картеру сцепления и крышки картера коробки передач, крышки подшипников ведомого и промежуточного валов. Заменить масло в картере коробки передач (по графику).

Шум при работе коробки передач появляется из-за отсутствия масла в картере или изнашивании зубьев шестерен и подшипников валов. Для устранения неисправности надо проверить уровень масла в картере, который должен быть вблизи нижней кромки бокового наливного отверстия, при необходимости масло долить. Если шум не прекратится, следует снять коробку передач с автомобиля, разобрать ее и заменить изношенные детали.

Затрудненное переключение передач наблюдается при применении масла с повышенной вязкостью, при неисправности синхронизаторов, деформации вилок переключения передач, а также при нарушении нормальной работы механизма переключения передач или механизма управления переключением передач вследствие ослабления креплений, деформации или изнашивания деталей, а также нарушения регулировок.

Самопроизвольное выключение передачи вызывается изнашиванием фиксаторов или поломкой их пружин, изнашиванием блокирующих колец синхронизаторов, повреждением шлицев на муфте синхронизатора, ступицы или шестерне. Для устранения этих неисправностей надо снять и разобрать коробку передач, изношенные детали заменить.

Течь масла через сальники устраняется заменой сальников, а утечка масла через стыки картера – подтяжкой болтов и заменой прокладок. Подтекания масла через сальники и прокладки может быть вызвано также повышением давления вследствие засорения сапуна, который необходимо периодически прочищать.

Основным диагностическим параметром коробки передач является суммарный угловой люфт в кинематической цепи от первичного до вторичного вала. Измерение люфта производится при помощи люфтомера. Суммарный угловой люфт коробки передач обычно составляет 2-6 градусов. Большая величина люфта свидетельствует о необходимости ремонта коробки передач.

Проверка технического состояния деталей коробки передач производится после очистки, промывки и обдува ее деталей сжатым воздухом.

Просмотр видео «Устройство и принцип работы коробки передач», выполнение задания «Чёрного ящика» (приложение 1).

- формирование новых знаний, умений, навыков.

Ремонт коробки передач.

При проверке картеров коробки передач и дифференциала их осматривают для обнаружения трещин и сколов, измерения износов и повреждений отверстий штоков и под установку подшипников, проверяются повреждения и неплотность прилегания привалочных поверхностей картеров, нарушающих их герметичность, а также соосность и перпендикулярность отверстий валов.

Небольшие повреждения и коробление торцов привалочных поверхностей устраняются притиркой их на плите. При обнаружении трещин, сколов, а также при повышенном износе отверстий картеры подлежат замене.

Проверка валов включает осмотр их рабочих поверхностей, измерение диаметров посадочных поверхностей и проверку их биения. Рабочие поверхности должны быть гладкими, без повреждений. Биение, износ посадочных поверхностей, а также износ шлицев должны находиться в допустимых пределах, приведенных в технических условиях.

Шестерни проверяют их осмотром с целью обнаружения повреждений и в определении износа зубьев. Шестерни не должны иметь сколов на зубьях и следов выкрашивания. Износ зубьев шестерен оценивают измерением толщины зуба или по зазору в зацеплении, который не должен превышать 0,2 мм. Парные шестерни не следует разукомплектовывать, так как они подбираются на заводе по шуму и контакту. При наличии повреждений и износов выше допустимых шестерни заменяют. При замене одной шестерни необходимо проверить ее зацепление со спариваемой шестерней. Проверка зацепления парных шестерен производится на зубообкатном станке по шуму, а также по пятнам контакта с применением метода красок.

Ступицы синхронизаторов не должны иметь повреждений шлицев и явных следов износа и задиров на торцевых поверхностях. Синхронизаторы не должны иметь сколов и смятий на торцах шлицев муфт. Муфты должны  легко и без заеданий перемещаться по шлицам. Износ конусов колец должен находиться в допустимых пределах. Синхронизаторы, имеющие повреждения и износ более допустимого заменяют. Стопорные кольца и пружинные шайбы не должны иметь деформаций и износа.

Штоки должны легко перемещаться в направляющих отверстиях, не иметь задиров на рабочих поверхностях и износов, превышающих допустимые. Вилки включения передач не должны иметь больших износов и повреждений рабочих поверхностей.

Сальники, имеющие повреждения или повышенный износ рабочих кромок, а также потерявшие эластичность, необходимо заменить (допустимым считается износ рабочей кромки сальника до ширины 1мм). Уплотнительные прокладки при разборке-сборке рекомендуется заменять новыми. Перед сборкой коробки передач все детали должны быть промыты и смазаны трансмиссионным маслом.

Просмотр видео «Ремонт коробки передач»

- опрос с целью проверки усвоения материала вводного инструктажа

Выполнения задания  (Приложение 2)

ӀӀ. Текущий инструктаж.

- инструктаж по охране труда и технике безопасности во время занятий в «Мастерской по ремонту автомобилей» (Приложение 3)

- распределение по рабочим местам

   Группа делится на две бригады, выбираются бригадиры,  которые будут наблюдать за работой своей бригады и оценивать свою команду.

-  выдача заданий бригадирам (Приложение 4)

- самостоятельная работа студентов в бригадах, согласно выданного задания

- целевой обход рабочих мест студентов.

Мастер  производственного обучения  делает несколько целевых обходов: консультирование студентов в ходе выполнения выданного задания согласно инструкционно - технологической документации, контроля за соблюдением студентами техники безопасности и охраны труда при выполнении учебных работ.

 

ӀӀӀ. Заключительный инструктаж

- проверка знаний, умений и навыков студентов

Бригадиры  презентуют выполненные задания своих групп

- анализ ответов бригадиров

- оценивание

Бригадиры групп предоставляют оценочную ведомость мастеру производственного обучения и анализируют оценку каждого участника своей бригады. (Приложение 5)

- подведение итогов урока учебной практики (Дебрифинг)

   Анкетирование студентов (Приложение 6)

- выдача домашнего задания

- уборка рабочих мест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

https://a.d-cd.net/3ea4d88s-960.jpgКАКАЯ ДЕТАЛЬ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ИЗОБРАЖЕНА НА РИСУНКЕ?

ОТВЕТ:  СИНХРОНИЗАТОР


ЧТО  ИЗОБРАЖЕНО  НА  РИСУНКЕ?

 

ОТВЕТ: СХЕМА  КОРОБКИ  ПЕРЕДАЧ

 

 

https://a.d-cd.net/3ea4d88s-960.jpg

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

 

1.     Для чего предназначена коробка передач?

Ответ: Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя

 

2.     Назовите детали коробки передач.

Ответ: Коробка передач состоит из: картера, первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями, дополнительного вала и шестерни заднего хода, синхронизаторов, механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами, рычага переключения.

 

3.     Для чего предназначен картер коробки передач?

Ответ: Картер содержит в себе все основные узлы и детали коробки передач.

Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, то они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом (в некоторых моделях автомобилей применяется моторное масло).

 

4.     Для чего предназначен механизм переключения передач?

Ответ: Механизм переключения передач служит для смены передач в коробке и управляется водителем с помощью рычага из салона автомобиля. При этом замковое устройство не позволяет включаться одновременно двум передачам, а блокировочное устройство удерживает передачи от самопроизвольного выключения.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Инструкционно – технологическая карта

Тема: Возможные неисправности  коробки передач, их причины и методы устранения

Шум в коробке передач

Причина неисправности

Метод устранения

1. Шум подшипников.

1. Замените дефектные подшипники.

2. Износ зубьев шестерен и синхронизаторов.

2. Замените изношенные детали.

3. Недостаточный уровень масла в коробке передач.

3. Долейте масло. При необходимости устраните причины утечки масла.

4. Осевое перемещение валов.

4, Замените детали, фиксирующие подшипники, или сами подшипники.

Затрудненное переключение передач

Причина неисправности

Метод устранения

1. Неполное выключение сцепления.

1. См. подраздел «Сцепление».

2. Заедание сферического шарнира рычага переключения передач.

2. Зачистите соприкасающиеся поверхности сферического шарнира.

3. Деформация рычага переключения передач.

3. Устраните деформацию или замените рычаг новым.

4. Тугое движение штоков вилок (заусенцы, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей).

4. Отремонтируйте или замените изношенные детали.

5. Тугое движение скользящей муфты на ступице при загрязнении шлицев.

5. Очистите детали.

6. Деформация вилок переключения передач.

6. Выправьте вилки, при необходимости замените их.

Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач

Причина неисправности

Метод устранения

1. Износ шариков и гнезд штоков, потеря упругости фиксаторов.

1. Замените поврежденные детали.

2. Износ блокирующих колец синхронизатора.

2. Замените блокирующие кольца.

3. Поломка пружины синхронизатора.

3. Замените пружину.

4. Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

4. Замените муфту или шестерню.

5. Смятие коротких зубьев ступицы.

5. Замените ступицу синхронизатора.

Утечка масла

Причина неисправности

Метод устранения

1. Износ сальников первичного и вторичного валов.

1. Замените сальники.

2. Ослабление крепления крышек коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок.

2. Подтяните гайки (момент указан в приложении) или замените уплотнительные прокладки.

3. Ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

3. Подтяните гайки.


Снятие и установка  коробки передач

Этап  работы

Действия

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0227.jpg

 

Рис. 3-13. Привод выключения сцепления:
1 - оттяжная пружина вилки; 2 - контргайка; 3 - регулировочная гайка; 4 - шплинт; 5 - вилка выключения сцепления; 6 - толкатель; 7 - болт крепления рабочего цилиндра; 8 - рабочий цилиндр привода выключения сцепления.

 

 

 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0228.jpg

Рис. 3-14. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач:

1 - гайки крепления фланца карданного вала к эластичной муфте; 2 - хомут А.70025;

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0218.jpg3 - эластичная муфта; 4 - поперечина задней подвески двигателя.

Установите автомобиль над осмотровой канавой или на подъемник, поставьте упоры под передние колеса и вывесите задний мост с одной или с двух сторон. Отпустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи.

Снимите передний коврик пола и наружные чехлы с рычагов раздаточной коробки и коробки передач. Снимите крышки люков рычагов и уплотнители. Отверните рукоятки с рычагов раздаточной коробки.

Нажмите вниз на стержень 27 (рис. 3-12) рычага и отверткой или каким-либо другим заостренным инструментом выньте запорную втулку 31 из канавки на стержне рычага; снимите стержень.

Отсоедините подвеску труб и глушителей в задней части автомобиля, а затем трубу глушителей от приемной трубы. Отсоедините хомут крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору и снимите трубу вниз.
Отверните нижние болты крепления крышки картера сцепления. Отсоедините провод соединения с «массой» от картера сцепления и провода от выключателя фонаря.
Отцепите оттяжную пружину 1 (рис. 3-13) от вилки 5 выключения сцепления и выньте шплинт 4 из толкателя 6. Отсоедините рабочий цилиндр 8 от картера сцепления. При этом цилиндр 8, соединенный с трубопроводом, идущим к главному цилиндру привода выключения сцепления, остается на автомобиле, что исключает потерю тормозной жидкости и необходимость последующей прокачки гидравлического привода выключения сцепления.

Наденьте на эластичную муфту 3 (рис. 3-14) хомут 2 (А.70025) и затяните его. Это облегчит снятие и последующую установку эластичной муфты. Отверните гайки 1 и, прокручивая промежуточный карданный вал, удалите болты крепления эластичной муфты 3 к фланцу вторичного вала коробки передач.

 

Отсоедините гибкий вал спидометра от привода спидометра на раздаточной коробке.
Отсоедините фланцы карданных валов привода переднего и заднего мостов от фланцев валов раздаточной коробки. Опустите и отведите в сторону карданные валы привода мостов.

Отверните болты крепления кронштейнов раздаточной коробки к кузову и снимите ее вместе с карданным валом. Отверните шарнирным торцовым ключом 02.7812.9500 болты крепления стартера к картеру сцепления и освободите его. Отверните болты крепления крышки картера сцепления.Отсоедините опору задней подвески двигателя от поперечины 4 (рис. 3-14), а затем снимите поперечину, поддерживая коробку передач снизу.Поставьте под картер коробки передач домкрат, подставку или другую подходящую опору. Шарнирным торцовым ключом А.55035 отверните болты крепления и снимите коробку передач вместе с картером сцепления, сместив ее к задней части автомобиля так, чтобы извлечь первичный вал коробки передач из переднего подшипника и из ступицы ведомого диска.


Предупреждение: При снятии или установке коробки передач запрещается опирать конец первичного вала на упорный фланец нажимной пружины сцепления, чтобы не деформировать соединительные пластины сцепления.

 

 

Установка коробки передач проводится в порядке, обратном снятию. Перед установкой нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 или Литол-24 на шлицевой конец первичного вала и отцентрируйте оправкой А.70081 ведомый диск сцепления (рис. 3-4).

РАЗБОРКА  и сборка КОРОБКИ  ПЕРЕДАЧ

Этапы работы

ДЕЙСТВИЯ

 

Рис. 3-15. Внутренний вид

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0229.jpgкартера сцепления. 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0230.jpgЧерными стрелками указаны гайки крепления картера сцепления к коробке передач; белой стрелкой указано отверстие в передней крышке для выпуска масла из картера коробки передач, чтобы не происходило

замасливания дисков сцепления.

 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0231.jpg  http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0232.jpg

 

Рис. 3-18. Снятие фланца эластичной  муфты

съемником А.40005/3/9В/9С:
1 - фланец эластичной муфты; 2 - съемник А.40005/3; 3 - планка съемника А.40005/3; 4 - болты крепления приспособления к фланцу.

Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и снимите нижнюю крышку с прокладкой.
Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач - муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной.
Снимите картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач вместе с сальником и пружинной шайбой (рис. 3-15).

Выверните выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус.
Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке.

Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач (рис. 3-16). Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку. Выталкивателем А.40006/1 со съемником А.40005/4 снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала (рис. 3-17).

Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты с пружиной, отверните гайку и съемником А.40005/3/9В/9С снимите фланец эластичной муфты (рис. 3-18).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0233.jpg

 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0234.jpg

 

Рис. 3-20. Отвертывание болтов крепления блока шестерен и вилки включения V передачи и заднего хода:
1 - промежуточная шестерня заднего хода; 2 - болт крепления блока шестерен; 3 - шток вилки; 4 - болт крепления вилки; 5 - крышка фиксаторов.

Прежде чем снимать заднюю крышку, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, отверните гайки крепления механизма выбора передач и снимите рычаг переключения передач (рис. 3-19) в сборе с механизмом выбора. Одна из гаек крепления крышки отвертывается изнутри картера коробки передач при снятой нижней крышке. При снятии задней крышки ее необходимо подавать не только назад, но и поворачивать, чтобы исключить ее задевание за блок шестерен заднего хода и V передачи.

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0236.jpgПосле снятия с вторичного вала внутреннего кольца заднего подшипника 43 (рис. 3-12) и распорной втулки 44 подшипника ослабьте болты крепления крышки 5 (рис. 3-20) и отверните болты 2 и 4 крепления блока шестерен и вилки включения V передачи и заднего хода. Снимите маслоотражательную шайбу 45 рис. 3-12), а затем втулку 1 (рис. 3-21) шестерни пятой передачи и выньте шток 1 (рис. 3-22) из вилки 2. При этом со штока снимается дистанционная втулка 3. Затем снимите со шлиц промежуточного вала блок шестерен 4.

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0235.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рис. 3-22. Снятие штока вилки включения V передачи и заднего хода:
1 - шток вилки включения V передачи и заднего хода;

2 - вилка включения V передачи и заднего хода; 3 - дистанционная втулка; 4 - блок шестерен.

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0238.jpg

 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0237.jpghttp://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0239.jpg

 

 

Снимите одновременно промежуточную шестерню 1 (рис. 3-23) заднего хода с оси, шестерню 3 в сборе с муфтой и вилкой 4 с вторичного вала.

Рис. 3-23. Снятие промежуточной шестерни заднего хода, шестерни V передачи в сборе с синхронизатором и вилкой: 1 - промежуточная шестерня заднего хода; 2 - муфта включения V передачи; 3 - шестерня V передачи и заднего хода; 4 - вилка.

С помощью фигурных оправок (типа отверток) снимите со шпонки ступицу 4 (рис. 3-24) синхронизатора V передачи и ведомую шестерню 2 заднего хода.

Рис. 3-24. Снятие ведомой шестерни заднего хода и ступицы муфты синхронизатора V передачи: 1 - промежуточный вал; 2 - ведомая шестерня заднего хода; 3 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 4 - ступица муфты синхронизатора V передачи; 5 - вторичный вал; 6 - шток вилки включения I и II передач; 7 - шток вилки включения III и IV передач.

С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника. Выньте из картера коробки передач промежуточный вал, наклоняя его, как показано на рис. 3-25.

Выньте из картера коробки передач поочередно штоки вилок переключения I, II, III и IV передач, предварительно отвернув болты крепления вилок. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря 6 (рис. 3-26). Снимите стопорную пластину (рис. 3-27) промежуточного подшипника вторичного вала. Отверните гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и снимите ее.

С помощью оправок (типа отверток) выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора (рис. 3-28) и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала.

Выбейте, из промежуточного подшипника вторичный вал, выньте промежуточный подшипник и, наклонив, как показано на рис. 3-29, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизаторов. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0240.jpghttp://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0241.jpg http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0242.jpg

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0243.jpgРис. 3-26. Привод переключения передач:
1 - вилка включения III и IV передач;

 2 - шток вилки включения I и II передач;

 3 - шток вилки включения III и IV передач;

4 - вилка включения I и II передач;

5 - шток вилки включения V передачи и заднего хода;

 6 - блокировочные сухари; 7 - крышка фиксаторов;

8 - пружина фиксаторов; 9 - шарик фиксаторов;

10 - вилка включения V передачи и заднего хода;

11 - головка штока вилки включения V передачи и заднего хода;

12 - блок шестерен V передачи и заднего хода;

13 - ось промежуточной шестерни заднего хода;

 14 - промежуточная шестерня заднего хода;

15 - шайба направляющей пластины; 16 - направляющая пластина;

 17 - корпус рычага переключения передач; 18 - шаровая опора;

19 - сферическая шайба; 20 - пружина; 21 - упорная шайба;

22 - стопорное кольцо.

 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0245.jpg

 

Разберите первичный вал (рис. 3-30), для чего:

снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо 6 и пружину 5 синхронизатора;

установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу 2, снимите стопорное кольцо 1, а затем пружинную шайбу и подшипник 3.

 

Разберите вторичный вал (рис. 3-31):

снимите с задней стороны вала шестерню 11 первой передачи с втулкой 12, ступицу 3 со скользящей муфтой 4 переключения I и II передач, шестерню 10 второй передачи вместе с блокирующим кольцом 5 синхронизатора;

установите вторичный вал с оправкой 41.7816.4069 на пресс (рис. 3-32), подложите под шестерню III передачи опорные полукольца 3 и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо 2, затем пружинную шайбу 4, ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи.

 

Рис. 3-31. Детали вторичного вала:

1 - стопорное кольцо; 2 - пружинная шайба; 3 - ступица синхронизатора; 4 - муфта синхронизатора; 5 - блокирующее кольцо; 6 - пружина синхронизатора; 7 - шайба; 8 - шестерня III передачи; 9 - вторичный вал; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня I передачи; 12 - втулка шестерни; 13 - подшипник; 14 - шпонка; 15 - шестерня заднего хода; 16 - шестерня V передачи; 17 - маслоотражательная шайба; 18 - распорная втулка; 19 - задний подшипник вторичного вала; 20 - сальник; 21 - фланец эластичной муфты; 22 - стопорная шайба; 23 - гайка; 24 - пружина уплотнителя; 25 - уплотнитель; 26 - центрирующее кольцо.

 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0246.jpg

 

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0247.jpg

 

Рис. 3-32. Установка на вторичном валу стопорного кольца:

1 - оправка 41.7816.4069; 2 - стопорное кольцо; 3 - опорное полукольцо; 4 - пружинная шайба; 5 - шток пресса.

 

При необходимости разберите рычаг и механизм выбора передач, для чего:

ü  снимите защитный чехол 10 (рис. 3-33), стопорное и упорное кольца 6 и 7, пружину 5 и сферическую шайбу 4 с рычага переключения передач;

ü  отметьте визуально расположение деталей относительно риски А (рис. 3-34), нанесенной на направляющей пластине, чтобы при сборке соединить детали в том же положении;

ü  отвернув гайки с болтов крепления, разъедините детали механизма выбора передач и снимите рычаг 9, его шаровую опору 4 и резиновые уплотнительные кольца 15.

 

 

Рис. 3-33. Детали рычага и механизма выбора передач:

1 - рычаг переключения передач;

2 - прокладка; 3 - шаровая опора;

4 - сферическая шайба; 5 - пружина;

6 - кольцо; 7 - стопорное кольцо;

8 - фланец; 9 - манжета; 10 - защитный чехол;

11 - рукоятка; 12 - стержень рычага;

13 - упорная подушка; 14 - упругая втулка;

15 - дистанционная втулка; 16 - запорная втулка;

17 - корпус рычага переключения передач;

18 - уплотнительное кольцо;

19- шайба направляющей пластины;

20 - направляющая планка; 21 - пружина;

22 - направляющая пластина;

23 - блокировочная пластина заднего хода.

http://www.vazbook.ru/img/vaz_2121/0248.jpg

Рис. 3-34. Механизм выбора передач:

1 - шайба направляющей пластины;2 - направляющая пластина;

3 - корпус рычага переключения передач; 4 - шаровая опора;

5 - сферическая шайба; 6 - пружина; 7, 8 - стопорные кольца;

9 - рычаг переключения передач; 10 - защитный чехол;

11 - фланец; 12 - блокировочная пластина заднего хода;

13 - пружина; 14 - направляющая планка;

15 - уплотнительное кольцо; А - риска.

Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке. При этом учтите, что:

ü  ось промежуточной шестерни заднего хода крепится до установки валов в картер коробки передач моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м);

ü  перед установкой штока вилки включения V передачи и заднего хода в картер, установите на него дистанционную втулку;

ü  внутреннее кольцо подшипника напрессовывается на блок шестерен V передачи и заднего хода, а наружное - в гнездо задней крышки;

ü  задний подшипник вторичного вала напрессовывается на вал для облегчения установки задней крышки;

ü  промежуточную шестерню 1 (рис. 3-23) заднего хода, шестерню 3 и вилку 4 устанавливайте одновременно;

ü  при сборке рычага переключения передач покройте смазкой ЛСЦ-15 или Литол-24 шаровую головку или сферу шаровой опоры;

ü  болт крепления блока шестерен затягивайте моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м);

ü  при установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач, отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на рис. 3-15;

ü  перед установкой рабочую поверхность сальников покройте смазкой Литол-24;

ü  при установке сальников и подшипников пользуйтесь оправками 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ  участника бригады  №___

Фамилия, имя

участника бригады

Критерии оценивания

Общий балл

Средний балл

Организованность

Умения работать в группе

Умения  переубеждать

Готовность к  взаимопомощи

Конструктивность мышления

Умение принимать решение

Умение прислушиваться к мысли других участников

Коммуникабельность

Профессионализм  (знание темы)

Стремление к успеху

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний балл группы

 

 

бригадир: ______________________________________________________


Приложение 6

 

АНКЕТА – ОТЗЫВ СТУДЕНТА О ПРОШЕДШЕМ УРОКЕ

1.     Во  время урока учебной практики я понял(а), что________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.     Самым полезным для меня было_____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.     Самым трудным для меня было______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.     Своими основными ошибками, я считаю_______________________________

________________________________________________________________

 

5.     Мне понравилось _________________________________________________

________________________________________________________________

 

6.     Мне не понравилось ______________________________________________

_______________________________________________________________

 

7.     Что бы я изменил (а) ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.     Какой практический опыт я приобрел (а) на уроке ______________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9.     На следующем уроке я хотел бы _____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Данная методическая разработка является составной частью учебной практики профессионального модуля

Данная методическая разработка является составной частью учебной практики профессионального модуля

Аннотация к методической разработке урока учебной практики

Аннотация к методической разработке урока учебной практики

План урока учебной практики ПМ

План урока учебной практики ПМ

Методы обучения: игровой, демонстрационный, проблемно – поисковый, практический, наглядный

Методы обучения: игровой, демонстрационный, проблемно – поисковый, практический, наглядный

Вводный инструктаж- сообщить тему программы, - сообщение темы урока, - сообщение учебной и методической цели, - целевая установка, - повторение материала пройденного на прошлых уроках

Вводный инструктаж- сообщить тему программы, - сообщение темы урока, - сообщение учебной и методической цели, - целевая установка, - повторение материала пройденного на прошлых уроках

Текущий инструктаж - инструктаж по охране труда и технике безопасности во время занятий в «Мастерской по ремонту автомобилей» - распределение по рабочим местам - выдача…

Текущий инструктаж - инструктаж по охране труда и технике безопасности во время занятий в «Мастерской по ремонту автомобилей» - распределение по рабочим местам - выдача…

Использование инновационных методов обучения с применением компьютерных технологий

Использование инновационных методов обучения с применением компьютерных технологий

V передачи и заднего хода; 47 - ступица синхронизатора

V передачи и заднего хода; 47 - ступица синхронизатора

Самопроизвольное выключение передачи вызывается изнашиванием фиксаторов или поломкой их пружин, изнашиванием блокирующих колец синхронизаторов, повреждением шлицев на муфте синхронизатора, ступицы или шестерне

Самопроизвольное выключение передачи вызывается изнашиванием фиксаторов или поломкой их пружин, изнашиванием блокирующих колец синхронизаторов, повреждением шлицев на муфте синхронизатора, ступицы или шестерне

Парные шестерни не следует разукомплектовывать, так как они подбираются на заводе по шуму и контакту

Парные шестерни не следует разукомплектовывать, так как они подбираются на заводе по шуму и контакту

Заключительный инструктаж - проверка знаний, умений и навыков студентов

Заключительный инструктаж - проверка знаний, умений и навыков студентов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КАКАЯ ДЕТАЛЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КАКАЯ ДЕТАЛЬ

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА РИСУНКЕ?

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА РИСУНКЕ?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДАЙТЕ ОТВЕТЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДАЙТЕ ОТВЕТЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Инструкционно – технологическая карта

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Инструкционно – технологическая карта

Снятие и установка коробки передач

Снятие и установка коробки передач

Рис. 3-14. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач: 1 - гайки крепления фланца карданного вала к эластичной муфте; 2 - хомут

Рис. 3-14. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач: 1 - гайки крепления фланца карданного вала к эластичной муфте; 2 - хомут

РАЗБОРКА и сборка КОРОБКИ

РАЗБОРКА и сборка КОРОБКИ

Рис. 3-20. Отвертывание болтов крепления блока шестерен и вилки включения

Рис. 3-20. Отвертывание болтов крепления блока шестерен и вилки включения

Снимите одновременно промежуточную шестерню 1 (рис

Снимите одновременно промежуточную шестерню 1 (рис

Рис. 3-26. Привод переключения передач: 1 - вилка включения

Рис. 3-26. Привод переключения передач: 1 - вилка включения

Разберите первичный вал (рис

Разберите первичный вал (рис

Рис. 3-32. Установка на вторичном валу стопорного кольца: 1 - оправка 41

Рис. 3-32. Установка на вторичном валу стопорного кольца: 1 - оправка 41

Рис. 3-34. Механизм выбора передач: 1 - шайба направляющей пластины;2 - направляющая пластина; 3 - корпус рычага переключения передач; 4 - шаровая опора; 5 -…

Рис. 3-34. Механизм выбора передач: 1 - шайба направляющей пластины;2 - направляющая пластина; 3 - корпус рычага переключения передач; 4 - шаровая опора; 5 -…

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ участника бригады №___

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ участника бригады №___

Приложение 6 АНКЕТА – ОТЗЫВ

Приложение 6 АНКЕТА – ОТЗЫВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021