открытый урок в 1 классе "Почему радуга разноцветная"

  • docx
  • 07.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок радуга.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Балаганкинская  основная общеобразовательная школа

 

 

 

  Открытый    урок     

"Почему радуга разноцветная".

( Окружающий  мир.1 класс. )

 

 

 

 

Подготовила и провела

 Замарацкая Марина Васильевна

учитель начальных классов

квалификационная категория – 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: А.А.Плешаков, Москва «Просвещение», 2016 г. Часть 2.

Тема урока: Почему радуга разноцветная?

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Цели: формировать начальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.

 

Планируемые результаты:

учащиеся научатся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • узнать, как образуется радуга;
  • называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
  • запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приѐма.

Личностные:

  • развивать интерес к изучению явлений природы;
  • развивать чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга";
  • уметь оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить;
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные УУД:

  • предполагать самостоятельно, какая информация нужна для решения учебной задачи
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Ожидаемые результаты:

·         Обучающиеся получат возможность познакомиться с причиной возникновения радуги; научатся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Оборудование:  ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Учебные материалыА.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, презентация на тему: «Почему радуга разноцветная?»,  схема появления  радуги, раскраска радуги, песня «Кто построил радугу», набор для проведения экспериментов, капельки для рефлексии и оценивания своих достижений.

Основные понятия: природные явления (солнце, дождь, радуга.)

Форма урока: объяснительно-иллюстративная; парная, групповая, фронтальная, коллективная.

Технологии урока: информационно-коммуникационные технологии; технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога, практическая.

Методы: метод проблемного обучения (проблемные вопросы), исследовательский метод (эксперименты), наглядный метод (презентация, составления схемы, раскрашивание радуги).

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи

- Сегодня у нас интересный урок. Нам предстоит сделать очень важное открытие. (слайд 1)

- Кто готов заглянуть в глубины науки, открыть одну из её тайн? Поднимите руки.

II. Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности 

- Какие вы знаете явления природы? ( Ветер, дождь, мороз, радуга, шаровая молния, гроза, облака ,град, роса, туман, иней, листопад, морозные узоры, ураган, тайфун, бури) 

- Почему повсюду лужи? 

 Мама зонтик свой берѐт. 

 Почему же? Почему же? 

 Потому что…   (дождь идёт)   (слайд 2)

-Давайте с вами с помощью пальчиков покажем как идет сильный дождик. (Стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик.) 

-Затем дождь затихает. 

–Дождик закончился и… 

Что за чудо-красота! 

Расписные ворота

 Показались на пути. 

В них ни въехать, ни войти.  (Радуга)   (слайд 3)

III. Самоопределение деятельности. 

- О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? 

–Правильно, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.

- А вы когда –нибудь видел радугу?  (слайд 4)

–Какое настроение было, когда вы увидели радугу? (Веселое, радостное, хорошее. )

-Как она выглядит?

-Тема нашего урока: Почему радуга разноцветная? (слайд 5)

-Цель нашего урока: Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит. 

-На какое слово похоже слово радуга? 

-Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли еѐ в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. 

IV. Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации. 

-О радуге написано много стихотворений.

(Учащиеся  читают стихи о радуге.)

-Как авторы называют радугу в стихотворении? ( Семицветная дуга.)

-А почему семицветная? (7 цветов)

- Кто сможет ответить на вопрос «Когда появляется радуга? Почему же радуга разноцветная?»  (слайд 6)

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.

И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой. Думаю, все видели каплю, которая срывается с отверстия крана,  с сосульки, поэтому все согласятся, что она похожа на призму.  Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит.  А дождь это миллионы таких капелек. Вот и весь секрет этого прекрасного природного явления. Дождь усеивает все небо маленькими призмами, а солнечный свет, проходя через них, расщепляется на спектр. При этом мы имеем на небе чудесную картину – радугу.       (слайд 7)

-Смогли мы ответить на вопросы: «Когда появляется радуга?» 

Сделаем с вами вывод: «Когда появляется радуга?» 

(Когда светит солнце и идет дождь.) 

Практическая работа.  На доске составляется схема появления радуги.

Физминутка

V. Первичное закрепление. 

- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

         В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. (слайд 8)

Принято различать семь основных цветов радуги. Однако между этими цветами нет четкой границы: переход между основными цветами довольно плавный, с множеством промежуточных оттенков. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

(слайд 9)   Каждый  Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан. 

Мы знаем, что большую радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов.  

(слайд 10)

А вот поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды  можно увидеть маленькую радугу. 

 Вывод: радугу можно увидеть практически в любое время суток.

Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга?      (Да. )

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

VI. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. Поможем Вопросику раскрасить радугу правильно. (слайд 11)

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ  выбираете вы?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре.(Повторить правила работы в паре).

 Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе  отмечены  дуги радуги. Сколько дуг  нарисовано? (7)

– Определим цвета наших полосок.     (Дети отмечают буквами названия цветов.)

г) Практическая работа.  В это время звучит песня «Кто построил радугу» 

(Дети самостоятельно раскрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

VII. Исследовательская работа.

-Можно ли сделать радугу в домашних условиях?

- А только ли в природе можно увидеть радугу? А в доме можно увидеть её?

Для получения радуги в домашних условиях, мы проведем несколько экспериментов.

Эксперимен1 «Радуга Skittles».

Просто выложите на тарелку по кругу конфеты разных цветов и залейте небольшим количеством теплой воды. Постепенно леденцы начнут отдавать в воду свой цвет, а через пару часов можно будет наблюдать яркую радугу.

Эксперимент 2: Радуга на диске.

Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.

 

Вывод: проведенные эксперименты доказали, что радугу действительно можно сделать самому в домашних условиях, даже с помощью искусственного света.

 

VIII . Подведение итогов урока 

Ребята, а вы помните, какая была у нас тема урока?

- Когда появляется радуга? 

- Сколько цветов в радуге? 

- Произнесем хором фразу-подсказку для запоминания цветов радуги. 

ІX. Рефлексия

Осталось лишь только оценить себя. 

Оцените свои достижения. 

Критерии оценивания: 

- приклеить весёлую капельку на радугу - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

- приклеить грустную капельку на облачко - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.