Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Балаганкинская основная общеобразовательная школа
Открытый урок
"Почему радуга разноцветная".
( Окружающий мир.1 класс. )
Подготовила и провела
Замарацкая Марина Васильевна
учитель начальных классов
квалификационная категория – 1
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Авторы учебника: А.А.Плешаков, Москва «Просвещение», 2016 г. Часть 2.
Тема урока: Почему радуга разноцветная?
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Цели: формировать начальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Ожидаемые результаты:
· Обучающиеся получат возможность познакомиться с причиной возникновения радуги; научатся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Учебные материалы: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, презентация на тему: «Почему радуга разноцветная?», схема появления радуги, раскраска радуги, песня «Кто построил радугу», набор для проведения экспериментов, капельки для рефлексии и оценивания своих достижений.
Основные понятия: природные явления (солнце, дождь, радуга.)
Форма урока: объяснительно-иллюстративная; парная, групповая, фронтальная, коллективная.
Технологии урока: информационно-коммуникационные технологии; технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога, практическая.
Методы: метод проблемного обучения (проблемные вопросы), исследовательский метод (эксперименты), наглядный метод (презентация, составления схемы, раскрашивание радуги).
Сценарий урока
I. Постановка учебной задачи
- Сегодня у нас интересный урок. Нам предстоит сделать очень важное открытие. (слайд 1)
- Кто готов заглянуть в глубины науки, открыть одну из её тайн? Поднимите руки.
II. Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности
- Какие вы знаете явления природы? ( Ветер, дождь, мороз, радуга, шаровая молния, гроза, облака ,град, роса, туман, иней, листопад, морозные узоры, ураган, тайфун, бури)
- Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берѐт.
Почему же? Почему же?
Потому что… (дождь идёт) (слайд 2)
-Давайте с вами с помощью пальчиков покажем как идет сильный дождик. (Стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик.)
-Затем дождь затихает.
–Дождик закончился и…
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга) (слайд 3)
III. Самоопределение деятельности.
- О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
–Правильно, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
- А вы когда –нибудь видел радугу? (слайд 4)
–Какое настроение было, когда вы увидели радугу? (Веселое, радостное, хорошее. )
-Как она выглядит?
-Тема нашего урока: Почему радуга разноцветная? (слайд 5)
-Цель нашего урока: Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.
-На какое слово похоже слово радуга?
-Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли еѐ в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
IV. Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации.
-О радуге написано много стихотворений.
(Учащиеся читают стихи о радуге.)
-Как авторы называют радугу в стихотворении? ( Семицветная дуга.)
-А почему семицветная? (7 цветов)
- Кто сможет ответить на вопрос «Когда появляется радуга? Почему же радуга разноцветная?» (слайд 6)
Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.
И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой. Думаю, все видели каплю, которая срывается с отверстия крана, с сосульки, поэтому все согласятся, что она похожа на призму. Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит. А дождь это миллионы таких капелек. Вот и весь секрет этого прекрасного природного явления. Дождь усеивает все небо маленькими призмами, а солнечный свет, проходя через них, расщепляется на спектр. При этом мы имеем на небе чудесную картину – радугу. (слайд 7)
-Смогли мы ответить на вопросы: «Когда появляется радуга?»
Сделаем с вами вывод: «Когда появляется радуга?»
(Когда светит солнце и идет дождь.)
Практическая работа. На доске составляется схема появления радуги.
Физминутка
V. Первичное закрепление.
- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.
– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. (слайд 8)
Принято различать семь основных цветов радуги. Однако между этими цветами нет четкой границы: переход между основными цветами довольно плавный, с множеством промежуточных оттенков. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:
(слайд 9) Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
Мы знаем, что большую радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов.
(слайд 10)
А вот поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды можно увидеть маленькую радугу.
Вывод: радугу можно увидеть практически в любое время суток.
Работа по учебнику (с. 41).
– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)
– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
– Может ли получиться у них радуга? (Да. )
– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
VI. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)
а) Выбор проекта, обоснование.
– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. Поможем Вопросику раскрасить радугу правильно. (слайд 11)
б) Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
– Какой способ выбираете вы?
в) Планирование проекта.
– Работать будем в паре.(Повторить правила работы в паре).
Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе отмечены дуги радуги. Сколько дуг нарисовано? (7)
– Определим цвета наших полосок. (Дети отмечают буквами названия цветов.)
г) Практическая работа. В это время звучит песня «Кто построил радугу»
(Дети самостоятельно раскрашивают радугу.)
д) Защита проекта.
– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
VII. Исследовательская работа.
-Можно ли сделать радугу в домашних условиях?
- А только ли в природе можно увидеть радугу? А в доме можно увидеть её?
Для получения радуги в домашних условиях, мы проведем несколько экспериментов.
Эксперимен1 «Радуга Skittles».
Просто выложите на тарелку по кругу конфеты разных цветов и залейте небольшим количеством теплой воды. Постепенно леденцы начнут отдавать в воду свой цвет, а через пару часов можно будет наблюдать яркую радугу.
Эксперимент 2: Радуга на диске.
Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.
Вывод: проведенные эксперименты доказали, что радугу действительно можно сделать самому в домашних условиях, даже с помощью искусственного света.
VIII . Подведение итогов урока
Ребята, а вы помните, какая была у нас тема урока?
- Когда появляется радуга?
- Сколько цветов в радуге?
- Произнесем хором фразу-подсказку для запоминания цветов радуги.
ІX. Рефлексия
- Осталось лишь только оценить себя.
Оцените свои достижения.
Критерии оценивания:
- приклеить весёлую капельку на радугу - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
- приклеить грустную капельку на облачко - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.