Открытый урок в 3 "б" классе по русскому языку "Состав слова"
Оценка 4.7

Открытый урок в 3 "б" классе по русскому языку "Состав слова"

Оценка 4.7
docx
21.05.2024
Открытый урок в 3 "б" классе по русскому языку "Состав слова"
Открытый урок по русскрму языку Состав слова 3б.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Тарумовский район, Республика Дагестан

 

                                                Утверждаю

Директор:_________/Черников А.Г./

 

Открытый урок

 

 по русскому языку

в 3 «б» классе

«Состав слова»

 
на тему :

 

 

 

 

 

 

Провела: Рамалданова Шушехалум Касумхановна,

учитель начальных классов

 

2021-2022 уч.год

Открытый урок по русскому языку

в 3б классе Тема урока:  Состав слова (обобщение)

 

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;

Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

 

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, словари, карточки. 

 

Ход урока.

I. Организационный момент:

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю Вам успеха.

II. Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.

У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

          7. Из чего состоит предложение? (Слова).

 

Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

Какое слово получилось по вертикали? (состав)

 Каково лексическое значение слова «состав»? К какому словарю обратимся за помощью? В случае затруднения, обращаемся к справочной литературе.

 Обратимся к толковому словарю, читаем: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое».

 Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?

 -  Поезд.

 Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете?

 -  Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.

  - Тема нашего урока « Состав слова. Закрепление»

А какая цель урока? (На уроке мы повторим все, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).

- Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш

бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.

(Записать число, кл.р, тема урока)

III. Обобщение знаний по теме «Состав слова».

1. Повторение об окончании слова.

С чего начнем, друзья, урок?

 Нас приглашает окончание

И у него для нас задание.

- А что такое окончание? (ответы детей)

 - Поделите слова на две группы.

-  По какому принципу поделим слова на группы?

Роза, розовый, розочка, розоватый, розами, розы, розоветь.

Роза                                  розами

Розовый                           розы

розоватый                        роза

розоветь

-Что мы доказали выполнив это задание? (окончание образует формы слова)

 

-         Прочитайте (плод, ценят, по, дерево, а, дело, человек, по)

-         Можем ли мы эту запись назвать предложением? (нет)

-         Почему? (слова не связаны по смыслу).

-         Что нужно, чтобы получилось предложение? (переставить местами слова и у некоторых слов изменить окончание).

-         Выполните это задание. Запишите получившееся предложение.

-         Какое предложение получилось? Как назовем это высказывание? (Пословица)

-         Как понимаете эту пословицу?

-         Выделите окончание в словах и определите часть речи.

-         (Дерево ценят по плодам, а человека по делам).

 

- Выполняя это  задание что повторили об окончании?  ( связывает слова по смыслу)

-         Как вы думаете, можно ли по окончанию определить к какой части речи относится слово?

-         Докажем это. Подберите слова к данным окончаниям и запишите их в три столбика:

 

а

ая

ет

о

ий

ют

 

-         Какие слова записали в 1 столбик?

-         К какой части речи они относятся? (во втором, в третьем)

-         В записанных словах выделите основу.

-         А что такое основа слова?

-         Молодцы !

-         - Выполняя это  задание, что повторили об окончании? На что может указывать окончание? ( на часть речи)

2. Повторение о корне слова.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

-   Кто догадался  какую часть слова  будем повторять?

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

-         Прочитайте:

-         На    ах        и        ках        ит         истый         ок.

-         Трудно?

-         Какая часть в словах пропущена?

 

-         На дуб        и        берез           леж        пуш         снеж.

-         А теперь попробуйте прочитать. (На дубках и березках лежит пушистый снежок).

-         При помощи чего смысл восстановился? (При помощи корня)

-         Что такое корень? (Это значимая, главная часть слова)

-         Запишите предложение, выделите корни слов.

-         Как правильно выделить корни слова? (Подобрать однокоренные слова, близкие по значению).

-         Подобрать однокоренные слова:

              1. Вариант с корнем –дуб-,(дуб, дубок, дубочек, дубовый, дубрава,     дубравный, дубонос, дубравушка)

2. Вариант с корнем - берёз-.(береза, березка, березняк, березовый, подберезовик, березонька)

Вывод.

Физминутка

 

3. Повторение о приставке.

-         В каком слове есть приставка? (подберезовик)

-         А что такое приставка?

-         Для чего служит приставка? (образование новых слов)

-         Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (Подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок)

Работа в парах.

Вставьте в слова  нужные приставки: на, с, пере, вы, раз, под.

 

    Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво

 ... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.

 

Проверка по образцу.

Упражнение из учебника аккуратно списать. Новую тетрадь красиво подписать. Из текста внимательно выписать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно переписать.

Образуйте новые слова с приставками.

 

- Назовите с противоположным значением.

 - Что влияет на смысл слова?

- Есть слова синонимы?

- Какой вывод сделаем о приставках?

(служат для образования новых слов и влияют на смысл слова.)

 

4. Повторение о суффиксе.

- Какая часть слова стоит после корня? (суффикс)

   - Что такое суффикс?

- Образуйте при помощи суффиксов новые слова?

гнездо                               ёнок                                      

сова                                   ышк                                          

ветер                                 ист                                            

баян                                   ок                                                

брат                                   ищ                                           

дом                                    ец   

Гнёздышко, совёнок, ветерок, баянист, братец, домище.

- На что указывает суффикс в словах?

 

5. Разбор слова по составу.

- Какие части слова мы повторили? (алгоритм разбора слова)

- Разберите по составу слова пришкольный, подберёзовик, действуя по алгоритму.

 

6. Работа по учебнику

Упр. 183 (с. 97). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Чтение задания: Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов по 2слова к каждой схеме.

Проверка задания на доске.

подсвечник
заморозки
пришкольный
подорожник
поездка
звёз¬дочка
оленята
зёрнышко
дочка
кормушка

 

 

 

почка

облако

 

 

 

Итог урока. Рефлексия.

- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

- Вот и закончилось наше путешествие. Вы дружно работали. Выполняли задания, которые вам предлагали, а теперь я хочу узнать какими наблюдательными вы были.

- Какие части слова вам встречались на уроке?

- Какая часть слова самая важная? Почему?

- Как пишутся корни однокоренных слов?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Чем интересен был урок?

- Какие задания вам особенно понравились?

- Испытывали ли вы сложности?


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку в 3б классе

Открытый урок по русскому языку в 3б классе

Корм для лошади. (Овес) 4. Защитник

Корм для лошади. (Овес) 4. Защитник

По какому принципу поделим слова на группы?

По какому принципу поделим слова на группы?

Кто догадался какую часть слова будем повторять? -

Кто догадался какую часть слова будем повторять? -

Образуйте новые слова с приставками

Образуйте новые слова с приставками

Работа по учебнику Упр. 183 (с

Работа по учебнику Упр. 183 (с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2024