Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Тарумовский район, Республика Дагестан
Утверждаю
Директор:_________/Черников А.Г./
Открытый урок
по русскому языку
в 3 «б» классе
|
Провела: Рамалданова Шушехалум Касумхановна,
учитель начальных классов
2021-2022 уч.год
в 3б классе Тема урока: Состав слова (обобщение)
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, словари, карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент:
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.
- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю Вам успеха.
II. Мобилизующий этап урока. Словарно-орфографическая работа.
У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
Какое слово получилось по вертикали? (состав)
- Каково лексическое значение слова «состав»? К какому словарю обратимся за помощью? В случае затруднения, обращаемся к справочной литературе.
- Обратимся к толковому словарю, читаем: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое».
- Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?
- Поезд.
- Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете?
- Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.
- Тема нашего урока « Состав слова. Закрепление»
А какая цель урока? (На уроке мы повторим все, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).
- Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш
бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.
(Записать число, кл.р, тема урока)
III. Обобщение знаний по теме «Состав слова».
1. Повторение об окончании слова.
С чего начнем, друзья, урок?
Нас приглашает окончание
И у него для нас задание.
- А что такое окончание? (ответы детей)
- Поделите слова на две группы.
- По какому принципу поделим слова на группы?
Роза, розовый, розочка, розоватый, розами, розы, розоветь.
Роза розами
Розовый розы
розоватый роза
розоветь
-Что мы доказали выполнив это задание? (окончание образует формы слова)
- Прочитайте (плод, ценят, по, дерево, а, дело, человек, по)
- Можем ли мы эту запись назвать предложением? (нет)
- Почему? (слова не связаны по смыслу).
- Что нужно, чтобы получилось предложение? (переставить местами слова и у некоторых слов изменить окончание).
- Выполните это задание. Запишите получившееся предложение.
- Какое предложение получилось? Как назовем это высказывание? (Пословица)
- Как понимаете эту пословицу?
- Выделите окончание в словах и определите часть речи.
- (Дерево ценят по плодам, а человека по делам).
- Выполняя это задание что повторили об окончании? ( связывает слова по смыслу)
- Как вы думаете, можно ли по окончанию определить к какой части речи относится слово?
- Докажем это. Подберите слова к данным окончаниям и запишите их в три столбика:
а |
ая |
ет |
о |
ий |
ют |
- Какие слова записали в 1 столбик?
- К какой части речи они относятся? (во втором, в третьем)
- В записанных словах выделите основу.
- А что такое основа слова?
- Молодцы !
- - Выполняя это задание, что повторили об окончании? На что может указывать окончание? ( на часть речи)
2. Повторение о корне слова.
Жило-было слово ХОД
В слове выХОД, в слове вХОД,
В слове ХОДики стучало.
И в поХОДе вдаль шагало
- Кто догадался какую часть слова будем повторять?
- Что такое корень слова?
(Ответы детей)
- Прочитайте:
- На ах и ках ит истый ок.
- Трудно?
- Какая часть в словах пропущена?
- На дуб и берез леж пуш снеж.
- А теперь попробуйте прочитать. (На дубках и березках лежит пушистый снежок).
- При помощи чего смысл восстановился? (При помощи корня)
- Что такое корень? (Это значимая, главная часть слова)
- Запишите предложение, выделите корни слов.
- Как правильно выделить корни слова? (Подобрать однокоренные слова, близкие по значению).
- Подобрать однокоренные слова:
1. Вариант с корнем –дуб-,(дуб, дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубравный, дубонос, дубравушка)
2. Вариант с корнем - берёз-.(береза, березка, березняк, березовый, подберезовик, березонька)
Вывод.
Физминутка
3. Повторение о приставке.
- В каком слове есть приставка? (подберезовик)
- А что такое приставка?
- Для чего служит приставка? (образование новых слов)
- Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (Подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок)
Работа в парах.
Вставьте в слова нужные приставки: на, с, пере, вы, раз, под.
Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво
... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.
Проверка по образцу.
Упражнение из учебника аккуратно списать. Новую тетрадь красиво подписать. Из текста внимательно выписать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно переписать.
Образуйте новые слова с приставками.
- Назовите с противоположным значением.
- Что влияет на смысл слова?
- Есть слова синонимы?
- Какой вывод сделаем о приставках?
(служат для образования новых слов и влияют на смысл слова.)
4. Повторение о суффиксе.
- Какая часть слова стоит после корня? (суффикс)
- Что такое суффикс?
- Образуйте при помощи суффиксов новые слова?
гнездо ёнок
сова ышк
ветер ист
баян ок
брат ищ
дом ец
Гнёздышко, совёнок, ветерок, баянист, братец, домище.
- На что указывает суффикс в словах?
5. Разбор слова по составу.
- Какие части слова мы повторили? (алгоритм разбора слова)
- Разберите по составу слова пришкольный, подберёзовик, действуя по алгоритму.
6. Работа по учебнику
Упр. 183 (с. 97). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Чтение задания: Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов по 2слова к каждой схеме.
Проверка задания на доске.
почка
облако
Итог урока. Рефлексия.
- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?
- Вот и закончилось наше путешествие. Вы дружно работали. Выполняли задания, которые вам предлагали, а теперь я хочу узнать какими наблюдательными вы были.
- Какие части слова вам встречались на уроке?
- Какая часть слова самая важная? Почему?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Чем интересен был урок?
- Какие задания вам особенно понравились?
- Испытывали ли вы сложности?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.