Открытый урок в 4 классе
Тема урока: Аппликация «Еж»
Цели урока:
1. Образовательные:
- научить изготавливать аппликацию ежа из цветной бумаги, при помощи шаблонов;
- совершенствовать навык работы с бумагой, ножницами, шаблонами;
- формировать умения анализировать образец по вопросам;
- закреплять умения и навыки детей по инструкции и по показу;
- развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг друга.
2. Коррекционно-развивающие:
- совершенствование сенсорной сферы (развитие мелкой моторики, тактильно-двигательного восприятия, конструирования деталей, развитие зрительного восприятия);
- развитие пространственного и образного логического мышления;
- развитие творческих способностей;
- развивать речь, внимание, память, мышление;
- развитие цветового восприятия.
3. Воспитательные:
- развивать эстетическое чувство;
- воспитание воли, усидчивости, точности, добросовестности, добросовестности, старательности;
- воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся работать по плану, извлекать информацию из иллюстраций, сотрудничать, организовать свою деятельность, подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда, оценивать результат.
Оборудование: таблица «назови лишнее слово», загадка про ежа, образец, шаблоны, цветная бумага коричневая и черная), зеленый фон с наклеенной травкой, фломастер черного цвета, фото ежа, открытки с изображением ежа, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, настрой на работу)
- Здравствуйте, ребята!
- Доброе утро, уважаемые гости!
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Прежде, чем мы начнем урок труда давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте свое тепло соседям. Тихонько пожмите руки сидящим рядом с вами одноклассникам.
- Молодцы!
-А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок?
2. Вступительная беседа
- Сегодня на уроке труда вы будете выполнять аппликацию при помощи цветной бумаги, клея, простого карандаша, ножниц и шаблонов, а какую вы мне скажите тогда, когда выполните следующие задания.
1-е задание: «Назовите лишнее слово» (таблица на доске)
Корова, еж, кошка
Заяц, собака, лошадь
Коза, свинья, лиса
- Почему слова еж, заяц, лиса - лишние? (дикие животные)
- Корова, кошка, собака, лошадь, коза, свинья они какие? (домашние животные)
- Почему они домашние? (живут у человека, и выращивает их тоже человек)
2-е задание: «Отгадайте загадку».
Бежит между елками
Живой клубок с иголками
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся и не видно ножек.
Ответьте, кто же это? (ежик)
- Вы на чтении читали сказку «Рыжие листья», скажите мне, пожалуйста, что общего между медведем Потапом и ежом Кирюхой. (это дикие животные, зимой ложатся в спячку)
- Правильно!
- Сегодня на уроке вы будете учиться изготавливать аппликацию ежа.
Тема на доске: Аппликация « Еж»
- А что такое аппликация?
Аппликация - это составление картинки из приготовленных заранее деталей, наклеивая их на бумагу или картон.
Вывод: на этом этапе урока мы с вами повторили домашних и диких животных, отгадали загадку, вспомнили сказку «Рыжие листья», и вспомнили что такое аппликация. А теперь мы переходим к анализу образца, который вы будете выполнять сегодня на уроке.
3. Анализ образца
- Посмотрите внимательно на мой образец и ответьте на мои вопросы полным ответом:
а) Что это за изделие? (это аппликация)
б) Из какого материала она изготовлена? (цветной бумаги)
в) Бумага какого цвета нам понадобится? (черная и коричневая)
г) При помощи, каких инструментов можно ее изготовить? (ножницы, клея)
- Давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами:
-давайте повторим правила ТБ при работе с ножницами:
• ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться, лезвия сомкнуты
• при работе с ножницами не размахивать руками, не подносить к лицу, не ронять на пол
• при работе с ножницами беречь пальцы рук
- А теперь расскажите как пользоваться клеем:
• стараться, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно глаза, при попадании в глаза – быстро промыть водой
- • после работы вымыть руки .
Вывод: на этом этапе урока вы проанализировали образец, а именно обратили свое внимание: из какого материала она изготовлена и какого цвета бумага нам понадобится, и при помощи каких инструментов ее нужно будет изготовить, повторили технику безопасности при работе с ножницами.
- Давайте отдохнем!
4. Физминутка
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - всем присесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
Девять, десять - встать всех просим.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши 3 хлопка.
Головою 3 кивка.
На четыре - ручки шире.
Пять - руками помахать.
5. Практическая часть
- Для аппликации нам понадобится цветная бумага.
- Еж состоит из деталей: туловища - 1 деталь;
головы с передней лапкой - 1 деталь; задней лапки - 1 деталь;
носа - 1 деталь;
глаз - 1 деталь.
Сейчас мы выполним упражнения для рук и пальцев:
Две сороконожки бежали по дорожке
Бежали, бежали, друг друга повстречали
Так друг друга обни-мали,
Так друг друга обни-мали,
Так друг друга обни-мали,
Что едва мы их разняли.
- Теперь переходим к нашей аппликации, у вас на партах лежат шаблоны, которые помогут вам выполнить эту работу.
- Посмотрите на 1 этап на доске, мы с вами заранее наклеили на зеленый фон - травку, он лежит перед вами.
- Посмотрите на 2 этап.
Какую деталь вы будете изготавливать? (туловище)
Какого цвета бумага вам понадобится? (черная)
Возьмите черного цвета бумагу, переверните ее. Берем шаблон туловища и обводим его простым карандашом. Откладываем в сторону шаблон и простой карандаш. Берем в руку ножницы и вырезаем его по контуру. Откладываем ножницы и готовую вырезанную деталь туловища.
- Посмотрите на 3 этап.
Какую деталь вы будете изготавливать? (мордочку с передней лапкой)
Какого цвета бумага вам понадобится? (коричневая)
Возьмите коричневого цвета бумагу, переверните ее. Берем шаблон мордочки с передней лапкой и обводим его простым карандашом. Откладываем в сторону шаблон и простой карандаш. Берем в руку ножницы и вырезаем его по контуру. Откладываем ножницы и вырезанную деталь мордочки с передней лапкой.
- Посмотрите на 4 этап.
Какую деталь вы будете изготавливать? (заднюю лапку)
Какого цвета бумага вам понадобится? (коричневую)
Возьмите коричневого цвета бумагу, переверните ее. Берем шаблон задней лапки и обводим его простым карандашом. Откладываем в сторону шаблон и простой карандаш. Берем в руку ножницы и вырезаем его по контуру. Откладываем ножницы и вырезанную деталь лапки.
- Посмотрите на 5 этап.
Какую деталь вы будете изготавливать? (нос)
Но нос вы нарисуете ежику сами черным фломастером тогда, когда наклеите все детали на зеленый фон.
- Посмотрите на 6 этап.
Какую деталь вы будете изготавливать? (глаз)
Но глаз вы нарисуете ежику сами черным фломастером тогда, когда наклеите все детали на зеленый фон.
Вывод: вы вырезали все детали, которые необходимы вам для этой аппликации.
- Как вы думаете, готова аппликация? (нет)
- Почему? (детали не склеены между собой)
6. Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
Ежик выбился из сил -
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока -
Надо их размять слегка,
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко,
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал,
Нам "спасибо" всем сказал
7. Составление аппликации из готовых деталей и склеивание
- Перед тем, как приклеить детали вы сейчас их составите на готовом зеленом фоне.
- Кто хочет повторить последовательность наклеивания деталей?
- Приклеивать вы будете при помощи клея карандаша, и разглаживать при помощи салфетки.
- Будьте внимательны и аккуратны, так как от этого будет зависеть ваша оценка за выполненную работу.
8. Выставка работ
- С аппликацией все справились.
- Сейчас ваши работы мы повесим на стенд, и будем вместе с вами оценивать их, глядя на мой образец.
- Вот и подошел к концу наш урок труда.
- Посмотрите на картинки. Кто изображен на них? (еж)
Вывод: Изображение ежа мы можем увидеть не только на выполненной аппликации, но и на фотографиях, на открытках, в виде игрушек, и даже как торт.
Вывод: на этом уроке труда вы научились изготавливать аппликацию ежа из цветной бумаги при помощи шаблонов.
9. Итог урока
- Давайте подведем итог нашего урока:
- Чему учились на уроке? (изготавливать аппликацию еж)
- Что повторяли? (диких и домашних животных, загадку)
- Что нового узнали? (изображение можно увидеть на фото, На открытках, в виде игрушек, и даже торта).
10.Рефлексия.
-Ребята, сегодня вы были: умные, красивые, внимательные, воспитанные, активные. Ёжик вам желает: «Снежной зимы» и говорит вам: «Спасибо за урок!» (Слай26)
Уборка рабочего места.
Аккуратно высыпать мусор в мусорное ведро. Оставшуюся бумагу сложить аккуратно, клей закрыть, , сложить все принадлежности в папку для уроков технологии.
На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность, формировалась способность договариваться и приходить к общему решению (работа в парах и группах), дети планировали (прогнозировали) свои действия в соответствии с поставленной задачей, проявляли познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, сравнивали результаты своей деятельности с эталоном (вывели самостоятельно), формировалась способность к самооценке (листок умений), навык саморефлексии, формировались социально-ценностные личностные и нравственные качества: добросовестное отношение к делу, потребность помогать другим, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, осуществлять взаимный контроль. Дети учились осознанно строить устное высказывание, строить логические рассуждения. Для проведения урока потребовалось оборудование: интерактивная доска, информационное обеспечение: электронная презентация, образец изделия, раздаточный материал (карточки со стихотворениями), цветная бумага и картон, шаблоны, карандаш, ножницы, клей.
В соответствии с выбранным типом урока были выделены соответствующие этапы урока:
Организационно-мотивационный;
Актуализация знаний;
Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности;
Подготовка к самостоятельной работе;
Самостоятельная работа по теме урока;
Рефлексия.
Все этапы соответствуют структуре урока технологии, каждый этап выстроен логически.
При разработке конструкта были выбраны формы работы на уроке: фронтальная, работа в группе. Такие формы работы способствуют смене деятельности на уроке, что не позволяет обучающимся быстро утомляться на уроке.
Методы, использованные на уроке, были отобраны с учетом достижения цели урока. Для этого я использовала традиционную классификацию методов по Ю.К Бабанскому:
1. Словесный (беседа, объяснение, рассказ, работа с учебником). Данный метод позволил выстроить работу на уроке таким образом, чтобы можно было бы получить обратную связь, отследить личностное отношение каждого обучающегося к повторению изученного материала. Позволяет активизировать внимание обучающихся и включить их в диалог. В ходе реализации метода я использовала демократический стиль общения.
2. Наглядный (демонстрация). Данный метод позволило мне выстроить работу так, чтобы у обучающихся работало наглядно – образное мышление и зрительная память. Это все позволяет сохранить в сознании ребенка изученный материал и надолго запомнить его.
Использованные методы и формы подобраны с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов.
На уроке была предусмотрена физминутка, для релаксации обучающихся, смены деятельности, от быстрой утомляемости.
Практическая работа организована с целью ознакомления с технологией апликации. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех этапов работы. Практическая работа выполнялась под наблюдением учителя.
Закрепление знаний проводилось в ходе опроса, показало усвоение учащихся изученного материала.
Уборка рабочих мест производилась всеми учащимися и дежурными. Время урока распределено рационально, занятие проведено по плану.
Порядок и дисциплина учащихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.
В начале урока ---- настроила ребят на
хорошее настроение, дружеское отношение друг к другу, к учителю. Для каждого
ученика была создана ситуация выявления настроения что также способствовало
повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность, формировалась
способность договариваться и приходить к общему решению (работа в группах),
дети планировали (прогнозировали) свои действия в соответствии с поставленной
задачей, проявляли познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Переход к практическому этапу осуществлялся при помощи загадок о школьных
принадлежностях. Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с
демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении
инструктажа. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за
соблюдением правил т/б, рабочее место организованно. Практическая работа
выполнялась под наблюдением учителя, замечания при неправильном выполнении
работы и нарушении правил т/б делались своевременно.
На этапе первичного закрепления знаний использовалась работа в группах на
составление стихотворения. Это способствовало развитию умения работать в
сотрудничестве, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к
общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение
товарища.
Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов
деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой),
правильным подбором наглядности, а также применением здоровьесберегающих
технологий (физминутка).
Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой
организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно
приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность.
Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения,
позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке. Уборка рабочих мест
производилась всеми учащимися и дежурными (уборка класса).
Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, спокойная. Общение учащихся
и учителя было доброжелательное. На этом уроке дети и учитель работали в
сотрудничестве друг с другом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.