Открытый урок в 6 классе по русскому языку на тему: «Имя существительное. Обобщение»
Оценка 4.7

Открытый урок в 6 классе по русскому языку на тему: «Имя существительное. Обобщение»

Оценка 4.7
doc
05.04.2024
Открытый урок в 6  классе по русскому языку  на тему: «Имя существительное. Обобщение»
ЛАЛЕ.doc

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Белиджинская гимназия №1 им. А. Исрафилова»

 

 


Открытый урок

в 6  классе

по русскому языку  на тему:

«Имя существительное. Обобщение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела: учитель                                                                                   русского языка и литературы

 МКОУ «Белиджинская гимназия №1

им. А. Исрафилова»

  Алибалаева Лале Магомедовна  

 

 

Конспект  урока русского языка в 6 классе

учителя русского языка и литературы                                                                                      МКОУ «Белиджинская гимназия №1 им. А. Исрафилова»                                 Алибалаева Лале Магомедовна

 

Тема урока: Имя существительное. Обобщение.

 

Место урока в системе уроков:  урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

 

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
               2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
               3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой,  использование ТСО.

Технология:  технологии личностно-ориентированного образования,

      компьютерные технологии,

      технология вопросно-ответного  единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Продолжительность урока: 45 минут

Возрастная категория: 6 класс

УУД:

·         личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);

·         регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);

·         познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

·          коммуникативные(планирование учебного сотрудничества,  владение монологической и диалогической формами речи).

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/          [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение,  2012.

 

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными буквами для проведения физкультминутки.

 

Приложение: диск с материалами по методическому и дидактическому обеспечению образовательных (педагогических) технологий

Примечание от автора:

Для удобства прочтения материалов урока некоторые примечания даны в основном тексте

 

Ход урока.

1. Организационный момент

                 - проверяется готовность к уроку;

                 - делается отметка в журнале об отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока

    Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное»  (Приложение 1. Слайд 1)

      Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем  его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете,  что вам важнее повторить к следующему  уроку.

     Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.

     Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

     Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – повторить и обобщить  изученное.

(Приложение 1. Слайд 2)

    Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали  для вас  наиболее сложными и трудными.

  3. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

Учитель:  Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического  оркестра» В.Ветвицкий (Приложение 1. Слайд 3)  

Работа с эпиграфом.  - Что он хотел сказать этим эпиграфом?  (ответы учеников)

  Учитель:  Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более  40% всех слов в русском языке – имена существительные.

 С  помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое.  Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками, только зимними.  Ведь за окнами самая настоящая русская зима!

Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки  имени существительного, произведя его морфологический разбор.

 Работа 1 учащегося у  доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:

 Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…

 Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)

                  2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.

 4. Практическая работа № 1

Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.

   Учитель: Так что же такое имя существительное? Давайте попробуем слепить снеговика. Почему снеговика? Потому что за  каждый  правильный ответ о существительном вы будете получать снежки, мы их слепим вместе и получится эта веселая зимняя фигура, часто стоящая в наших дворах в снежные дни.

     Итак, начнем. Работать мы будем с тренажером. Если вы отвечаете правильно. То цвет облачка меняется на зеленый. А если нет – туча мрачнеет. (Приложение 2. Презентация – тренажер)

 

     Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:

Слайд № 3 (постоянные признаки  - род)

-  Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)

-  Какие существительные называются именами существительными общего рода?

Слайд № 4 (постоянные признаки  - склонение)

- Сколько склонений у существительных в русском языке?

- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

-  Какие существительные относятся к несклоняемым?

Слайд № 5 (непостоянные признаки – падеж, число)

- Назовите падежи с вопросами.

- Есть ли существительные только ед. числа или только мн. числа? Приведите примеры.

Слайд № 6 (вопросы существительного)

- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.)

 Учитель:  Тучки с вашими правильными ответами просыпались снегопадом, и мы, слепив много снежков, получили  замечательного снеговика! Теперь видно, какими морфологическими признаками обладает эта часть речи. (Приложение 1. Слайд 4)

- Посмотрите внимательно на слайд. О каком морфологическом признаке мы забыли поговорить? (собст. – нариц.)

 

   5. Работа со схемой.

    Учитель:  Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно

могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема)  Приложение 1. Слайд 5

 

Учитель:  Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки  присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры  разных по значению существительных.

   Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное

 

 

 

6. Практическая работа № 2  

    Учитель: Теперь мы поработаем с некоторыми составляющими нашей схемы. Распределите существительные в соответствии с их значением, укажите склонение:

синева,  катание, снегопад, озноб, прыжок, метель, туман, мороз, темнота, белизна, отдых, зима, радость.

 

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

                   1 ряд

               2 ряд

                3 ряд

 

(Приложение 1. Слайд № 6)

  Взаимопроверка  (по слайду 7. Приложение 1)

 

7. Практическая работа № 3

 

  Учитель:  А сейчас мы поработаем самостоятельно. У каждого на столе лежит карточка. (Приложение 3) Вы видите, что она промаркирована разным цветом. Это сделано целенаправленно.  Каждый из вас, идя на урок, хочет получить хорошую оценку, поэтому я приготовила вам такие задания, чтобы ваше желание исполнилось, и вы легко справились с предложенной работой. В чистое поле большого  цветного прямоугольника впишите, пожалуйста, свою фамилию и имя.

   Выполнять задания мы будем постепенно. Сначала сделайте под номером 1.

Оно связано со знанием тем,  изученных в 6 классе.

 

 

 8. Работа с интерактивной доской. Приложение 4.

 

  Учитель: Чтобы хорошо справиться со следующим заданием карточки, выполним задание. Мы помним, что имена существительные по родам не изменяются.

Род есть и у несклоняемых существительных. Это вызвало у вас много вопросов при изучении темы, посмотрим,  что вы запомнили и чему научились.
Задание: найдите четвертое «лишнее».


1) Кафе, какаду, кашне, кино
2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль
3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

 

 

9. Работа по карточкам.  Задание №2 (Приложение №3)

Учитель: Теперь выполним самостоятельно задания под номером 2 с вашей карточки.

 

10. Физкультминутка.

 Учитель:   Повторим основные орфограммы, изученные в теме «Имя существительное»

Я говорю слова, а вы встаете со своих мест, если у вас на столе лежит карточка с нужной буквой:  на празднике,  у елки, снежок, в инее, со свечой, в ожидании. Одного ученика спрашивать объяснение орфограммы.

Учитель: Скажите, почему мне было легко проверить, кто допустил ошибку?

(Карточки на столах учеников  лежали по очертанию написания соответствующих букв)

 

 11.  Работа с интерактивной доской. Приложение 4

 

Учитель: Выполним ещё одно задание на повторение орфограмм, знание которых пригодятся при работе с третьим заданием карточки и завтра на диктанте.

 

Задание: зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова. Поможем им снова соединиться. (Самостоятельно, потом к доске: существительные с суффиксами –чик-/ -щик- и –ек-/ -ик- )

Самопроверка.

 

12.  Работа по карточкам Задание №3 ( Приложение №3)

 

13. Синтаксическая пятиминутка. 

      Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:

1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)

2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)

3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)

4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)

5. Салат оливье -  главное блюдо Нового года.(дополнение)

Приложение №1. СЛАЙД № 8

 Дети давно ждут наступления Нового года.

Задание 2: запишите 2-3 предложения  о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения. (зачитать 1-2 работы)

 

14. Подведение итогов урока.

      Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

 Учитель:  Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.

      У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о  части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен,  0 -  не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.

1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки.

2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.

Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 – 1                     5 - 1

2 – 1                     6 - 1

3 – 0                     7 - 0

4 – 0                     8 – 1

Учитель:  Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке,  и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.

 

 15.  Оценки за урок.

         Учитель:  Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски. Много комочков – плюсиков  к  основной оценке заработали. Укажите, сколько, записав рядом с вашей фамилией на карточке.

 

           16. Заключительное слово

          Учитель:  Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное»,  вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок! Приложение 1. СЛАЙД № 9


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Конспект урока русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы

Конспект урока русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы

Организационный момент - проверяется готовность к уроку; - делается отметка в журнале об отсутствующих

Организационный момент - проверяется готовность к уроку; - делается отметка в журнале об отсутствующих

Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:

Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:

Практическая работа № 2

Практическая работа № 2

Задание: зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова

Задание: зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова

Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски

Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024