Открытый урок в 8 классе по теме:
«Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам».
Цель: Формирование целостного представления об оксидах, как классе неорганических соединений.
Образовательные цели:
обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов»;
научить узнавать основные и кислотные оксиды;
изучить химические свойства основных и кислотных оксидов;
познакомить со значением оксидов в природе и жизни человека.
Цели по развитию:
формирование умений определять степень окисления элемента по формуле, составлять формулы сложных веществ по степени окисления, составлять уравнения химических реакций;
развитие умений самостоятельно приобретать знания;
формировать практические умения и навыки работы с веществами и химическим оборудованием;
учить обучающихся работать в группе.
Воспитательные цели:
воспитание интереса к предмету, к процессу познания;
воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе.
Методы и методические приемы:
Диалог с учащимися с объяснением нового материала.
Устный опрос
Организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная)
Самопроверка обучающихся.
Знать: технику безопасности в химическом кабинете
Уметь: концентрировать внимание на приобретенные знания.
Оборудование: таблица «Оксиды», блок-схема «Получение и химические свойства оксидов», ПК с медиапроектором, коллекция «Минералы», раздаточный материал – карточки с заданиями;
лабораторное оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, ложечка для сжигания веществ; вещества: медная проволока, этанол.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем изучение большого раздела «Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства». И первый параграф этого раздела «Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам». Прочитайте внимательно тему урока. С какими понятиями вы уже знакомы?
2. Актуализация знаний по блок-схеме:
1. Пять обучающихся работают по карточкам.
2. Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:
1) Вещества подразделяют на простые и сложные, укажите их отличия?
2) Перечислите классы неорганических соединений.
3) Дайте определение понятию «Оксиды».
4) Перечислите виды оксидов.
А как вы понимаете понятие «классификация»?- распределение по какому-либо признаку.
И так сформулируйте цель нашего урока:
Усвоить понятие оксиды.
Научиться классифицировать оксиды.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Изучение основного содержания:
По химическим свойствам все оксиды подразделяют на солеобразующие и несолеобразующие.
Работа с учебником стр.156 ст. «Классификация оксидов»
-прочитайте статью и ответьте на вопрос:
1. На какие классы подразделяются оксиды?
Почему одни оксиды называют кислотными, а другие — основными?
• Дети отвечают, что в кислотных помимо кислорода содержится неметалл, а в основных оксидах — металл.
Это правильный ответ, но я хочу, чтобы вы еще раз внимательно вслушались в названия этих оксидов, может быть, в них самих кроется ответ на вопрос?
Кислотные
Основные
Почему в их названиях скрываются кислоты и основания?
1. Дайте определение понятию «Основания».
2.Дайте определение понятию «Кислоты»
3. Дайте определение понятию «Соли».
Работа с блок-схемой:
Ребята, взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды с образованием кислот и оснований?
• Учащиеся отвечают, что это вода.
Замечательно! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные — с водой образуют основания, поэтому они так и называются.
Кто догадается, видя стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?
Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, в результате чего образуются соль и вода.
Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, в результате также образуются соль и вода.
3. Работа по теме урока (составление схемы и химических уравнений).
Учитель просит учащихся еще раз повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия оксидов с водой, кислотами и основаниями и «проговорить», что в результате реакций образуется.
И какое же последнее свойство у оксидов, исходя из схемы?
• Оксиды реагируют друг с другом с образованием соли.
Ребята, теперь попробуйте внимательно мысленно повторить свойства оксидов (даю 2 минуты!), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать в тетрадь. Итак, время пошло!
Обучающиеся переносят в рабочие тетради блок-схему.(см.Приложение1)
(Ограничение времени на задание обычно концентрирует у детей внимание и стимулирует желание быстрее и лучше других запомнить схему!)
После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает свою рабочую схему, и учащиеся проверяют правильность сделанной работы, выясняют, где допустили неточность или ошибку.
Письменная работа со схемой.
Составление химических уравнений
Ребята, запомните, каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота. Например:
СО2 → Н2СО3
SО2 → H2SО3
SО3 → Н2SО4
N2О5 → HNO3
P2О5 → H3PO4
Каждому основному оксиду соответствует определенное основание. Например:
Na2O → NaOH
CaO → Ca(OH)2
Al2O3 → Al(OH)3
FeO → Fe(OH)2
Fe2O3 → Fe(OH)3
Как вы думаете, почему так происходит?
Учащиеся отвечают, что в этом опять играет роль вода, эти оксиды при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислоты или основания.
Например: N2O5 + Н2O → 2HNO3
А теперь давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства конкретных оксидов. Например: CaO и SO3.
СаО + Н2O → Ca(OH)2
(Осн. оксид + вода = основание)
СаО + H2SO4 → CaSO4 + H2O
(Осн. оксид + кислота = соль + вода)
SO3 + H2O → H2SO4
(Кисл. оксид + вода = кислота)
SO3 + Са(ОН)2 → CaSO4 + Н2O
(Кисл. оксид + осн-е = соль + вода)
СаО + SO3 → CaSO4
(Осн. оксид + кисл. оксид = соль)
Далее дается задание самостоятельно написать уравнения реакций химических свойств следующих оксидов:
1 вариант |
ответ |
2 вариант |
ответ |
|
Основные оксиды. взаимодействие с кислотами: |
BaO + 2HCl |
= BaCl2 + H2O оксид бария (II) |
||
б) взаимодействие с водой: |
MgO + H2O |
= Mg(OH)2 оксид магния (II) |
||
в) взаимодействие с кислотным оксидом |
CaO + CO2 |
= CaCO3 оксид кальция (II) |
||
взаимодействие с амфотерным оксидом |
Na2O + ZnO |
= Na2ZnO2 цинкат натрия |
||
2) Кислотные оксиды. |
||||
а) взаимодействие с водой |
SO3 + H2O |
= H2SO4 оксид серы (VI) |
||
б) взаимодействие с основанием |
Ca(OH)2 + CO2 |
= CaCO3 H2O гидроксид кальция (II) |
||
в) взаимодействие с основным оксидом |
CO2 + CaO |
= CaCO3 карбонат кальция |
||
3) Амфотерные оксиды. |
||||
а) взаимодействие с кислотами: |
ZnO + 2HCl |
= ZnCl2 + H2O хлорид цинка |
||
б) взаимодействие с основаниями: |
ZnO + 2NaOH |
= Na2ZnO2 + H2O Гидроксид натрия |
4. Заключение
Выполняют задания ОГЭ по химии
А) Задание 10. При взаимодействии оксида углеуглерода (IV) с оксидом кальция образуется
1)карбонат кальция 2) гидроксид кальция 3) угольная кислота 4) угарный газ
Б) При взаимодействии с водой обр образуется щелочь
1) Li2O 2) SO3 3) P2O5
4) CO2
В) А теперь для закрепления полученных знаний выполним тест
Тест по теме «Оксиды».
1. Высшую валентность азот проявляет в оксиде
1) Sn 2) NO2
3) NO 4) N2O
2. Оксид кальция реагирует с
1) Li 2 O 2) Cu
3) HNO3 4) MqO
3. Формулы кислотного, основного, амфотерного оксидов, соответственно
1) MnO2, CO2, Al2O3
2) CaO, SO2, BeO
3) Mn2O7, CaO, ZnO
4) MnO, CuO, CO2
4. Формула продукта горения фосфора в кислороде и коэффициент перед ней в соответствующем уравнении реакций:
1) РО
2) Р2О5
3) 2Р2О5
4) Р2О3
5. Оксид серы не реагирует с:
1) NaOH
2) CaO
3) H2O
4) CO2
6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой СО2+О2= СО2, равна
1) 3, 2) 4, 3) 5, 4) 6
7.Основные оксиды активных металлов могут реагировать:
1)только с водой
2)со щелочами
3)с водой и кислотами
4)с кислотами и щелочами
8. Большинство кислотных оксидов реагирует
1) только с водой
2) только с кислотами
3) со щелочами и кислотами
4) с водой и щелочами
9. Формулы оксидов хлора (VII) и алюминия, соответственно:
1) Cl2O и Al2O3 2) ClO2 и Al2O3
3) Al2O3 и Cl2O7 4) Cl2O7 и Al2O3
10. Высшую и низшую валентность сера проявляет соответственно в соединениях
1) SO3 и ZnS 2) SO2 и H2S
3) SO3 и SO2 4) H2S и SO3
5. Домашнее задание
1. Определите лишнее вещество. Ответ мотивируйте.
1. СаО, СН4, N2О,
2. SiО2, О2, Н2О,
3. КОН, РbО, СО2,
4. Al2О3, ZnО, СО.
2.«Найди соответствие».
Найдите соответствие между формулой оксида и его названием. В своих тетрадях запишите к цифре соответствующую букву.
1. SО3 а. оксид азота (IV)
2. ZnО b. Оксид натрия
3. NО2 с. Оксид серы (VI)
4. SО2 d. Оксид цинка
5. Nа2О е. оксид серы (IV)
3. «Восстановите уравнения реакций».
.. + О2 = 2ВаО
Si + .. = SiО2
К + О2 = ..
4. Выучить схему. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: N2O5 и Al2O3.
6. Рефлексия
Какие знания и умения учащиеся приобрели в ходе урока. На
листочках анонимно ставят оценку, которая соответствует их отношению к новому
предмету.
Самоанализ урока.
Класс, в котором проводился данный урок, имеет высокий потенциал учебной деятельности. На основе полученных знаний о классификации, видах оксидов и основные правилах составления названий неорганических веществ учащиеся самостоятельно устанавливали взаимосвязи между строением и свойствами оксидов и применяли усвоенные и закрепленные ранее знания для получения и систематизации информации о классификации, номенклатуре, строении и общих свойствах оксидов. Основная форма работы на уроке была групповая. Учащиеся составляли уравнения химических реакций, применяли умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, проявляли заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире.
Урок начинается с организационного этапа, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и ученики приветствуют друг друга, в журнал записывают фамилии тех, кто отсутствует, затем учитель проверяет, готовы ли ребята к занятию. Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.
Для реализации целей урока, класс был разбит на 2 группы, которым выдались инструктивные карточки. Эти группы сформированы с учетом психологических особенностей каждого учащегося, уровня их знаний и умений (теоретики, практики, аналитики, оформители, докладчики). Учащиеся познакомились с инструктивными карточками, прослушали инструктаж учителя и приступили к самостоятельной работе. На основании проведенных экспериментов и имеющейся базы знаний учащиеся делали выводы об особенностях протекания химических реакций с оксидами. В ходе урока использовались групповые, индивидуальные, дифференцированные формы обучения. Задания в группах были даны дифференцированно, т.е. адаптировано с учетом их психологических особенностей по мере накопления знаний. В процессе урока учащиеся делают выводы о свойствах оксидов. Полученные знания на уроке учащиеся могут использовать при изучении свойств, других классов неорганических веществ и применять их в жизни. В ходе урока оценивалась деятельность учащегося каждого в группах (выполнение эксперимента, написание уравнения химических реакций, создание презентаций), индивидуальная работа отдельных учащихся, умение обобщать, и делать выводы. В результате урока учащиеся создали продукт проекта – презентацию на ватмане с использованием схем и выводов по теме урока. Каждая группа по окончанию своей работы продемонстрировала итоги работы своей группы, были сделаны общие выводы по теме урока.
В соответствии с поставленными задачами был спланирован сам урок, на протяжении которого прослеживалась научная, развивающая и воспитательная направленность. Подбор учебного материала соответствовал цели и задачам урока. Применение оксидов и их химические свойства, которые узнали учащиеся – это связь теории с практикой. В течение урока учащиеся показали высокий уровень ЗУН.
Основным методом данного урока был химический эксперимент, работа с дополнительной литературой (приложения). Наблюдалось чередование методов и приёмов обучения – составление схем, опорного конспекта на ватманах, практические работы, составление уравнений химических реакций. Учащиеся пользовались лабораторным оборудованием после инструктажа по технике безопасности. В конце урока демонстрировались итоги работы групп – презентация итогов их деятельности. Затруднений с выполнением работы не было. Учащиеся правильно отвечали на учебные задачи, поставленные перед ними.
Стиль отношений учителя и учащихся - сотрудничество, что привело к успешному формированию результата урока.
В целом урок прошёл успешно, учащиеся получили знания о классификации и свойствах оксидов, выполняя мини-проекты и презентуя итоги работы группы. Поставленные цели и задачи урока выполнились в полном объёме.
При планировании последующих уроков учителю точнее продумывать этапы урока – их временной отрезок.
Организационный момент обеспечил полную готовность класса и включил в деловой ритм каждого ученика. На этапе актуализации опорных знаний, целью которого было обеспечение готовности обучающихся к адаптивной учебно- познавательной деятельности, использовала опорные знания, применяя фронтальный опрос по предыдущей теме. Дидактической задачей данного этапа явилась актуализация опорных знаний, которая позволила в сотрудничестве с учащимися определить тему и цель урока.
На уроке Хадижат Ахмедовна использовала такие методы как, работа в мини-группах. Этот метод Хадижат Ахмедовна использовала для закрепления материала, он продуктивен, поскольку решает несколько задач. Это и общение в коллективе учащихся, и развитие устной речи, и повышение ответственности к обучению. Изучение нового материала включало элементы ФГОС: начинается с наводящих вопросов, показывающих связь его с ранее пройденным, подведение учащихся к самостоятельному формулированию новой темы, определению цели урока, составлению плана урока. При изучении новой темы упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения, особое внимание акцентировалось на практическую значимость получаемых знаний.
При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный,
- наглядный (демонстрация слайдов);
- проблемное изложение,
- частично – поисковый,
-видеометод.
Объяснительно-иллюстративный
метод Хадижат использовала для изучения наиболее сложной части темы. При этом
дополняю объяснение схемами, плакатами, записями на доске, химическими
экспериментами. Учащиеся слушают, по ходу могут задавать вопросы, делают
конспект в тетради. Это позволяет им тренировать память, совершенствовать
навыки общения с учителем, вырабатывает быстроту реакции.
Знания, полученные на этом уроке, рассчитаны на
долгосрочную перспективу. Большинство химических соединений в своём составе
содержат кислород, поэтому данные знания будут использоваться на протяжении
всего курса изучения химии. Кроме того коммуникативные навыки, приёмы и методы
работы с учебником являются важными составляющими учебно-воспитательного
процесса. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась
путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и
спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение
перегрузки учащихся. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.