Открытый урок в 9 классе по теме: «Работа с базой данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа «Работа с базой данных «Наш класс»
Оценка 4.8

Открытый урок в 9 классе по теме: «Работа с базой данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа «Работа с базой данных «Наш класс»

Оценка 4.8
docx
08.04.2023
Открытый урок в 9 классе  по теме: «Работа с базой данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа  «Работа с  базой данных «Наш класс»
Открытый урок в 9 классе.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок в 9 классе

по теме:

«Работа с базой данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа  «Работа с  базой данных «Наш класс»

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель информатики

Хмелев Сергей Геннадьевич

 

 

2021

 

 

 

Тема урока: Работа с базой данных. Запросы на выборку данных.

Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков.

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями «запрос», «простое логическое выражение», «сложное логическое выражение» и показать практическое применение запросов, научить создавать запросы в базе данных, осуществлять сортировку данных в таблице.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями, научить создавать простые и сложные запросы на выборку в базе данных, сортировку данных.
  • Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.
  • Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся с установленным пакетом Microsoft Office (СУБД Access) или OpenOffice.org (СУБД Base).

Электронные образовательные ресурсы

  • презентация

Дополнительные ресурсы:

  • раздаточный материал с  рефлексией урока
  • Приложение 1
  • Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель задает вопросы по изученному на предыдущих уроках материалу. Проверяет знание основных понятий базы данных, элементов базы данных, функций базы данных, понятий запись и поле в базе данных, типов полей. Учащиеся отвечают на вопросы учителя
(в презентации, по щелчку мыши на поставленный вопрос, появляется верный ответ).

вопрос

ответ

Что такое СУБД?

Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации.

Приведите пример известных Вам СУБД

Open Office Base, Microsoft Access и другие

С какой системой управления данных вы работаете на уроках?

Microsoft Access

С чего начинается работа с базой данных? (основные этапы работы с БД)

  • создание новой БД
  • регистрация БД - указать пути и имени файла
  • описание структуры таблицы – необходимо указать имена и типы полей
  • ввод данных - ввод в таблицу или ввод в форму

Какие основные объекты СУБД Вам известны?

  • таблица
  • форма
  • запрос
  • отчёт

Что такое таблица?

Таблица - главный тип объектов. В таблице хранятся данные.

Что такое форма?

Форма - это вспомогательный объект. Объект для удобной работы с данными в таблицах

Что такое запрос?

Запрос - это команды обращения пользователя к СУБД

Что такое отчет?

Отчёт - документ, созданный на основе таблиц

Что такое РБД?

Реляционной база данных (РБД) - это реляционная модель данных, основанная на представлении данных в виде таблиц.

Что такое запись?

Запись содержит всю информацию об одном объекте, описываемом в базе данных.
Запись - это строка таблицы.

Что такое поле?

Поле - это одна из характеристик объекта.
Поле - это столбец таблицы.

Основные характеристики поля?

Поле базы данных имеет имя, тип и длину.

Перечислите основные типы полей. Приведите пример на каждый вид поля

  • Числовой
  • Текстовый
  • Логический
  • Дата

3. Этап получения новых знаний

Учитель предлагает пример базы данных «15 стран по статистике коронавируса  по случаем заражения населения» и предлагает учащимся найти варианты ее использования, тем самым определяется тема и цель урока.

15 стран по статистике коронавируса  на 18.10. 2021

Как можно использовать данную базу данных?

Возможный вариант ответаБазу данных можно использовать как справочную систему, сортировать данные в нужном порядке, выбирать нужные данные по одному или нескольким признакам, добавлять, удалять или редактировать данные.

Учитель вводит формулирует и поясняет новые понятия:

  • манипулирование данных,
  • запрос и справка,
  • логическое выражение, простые и сложные логические выражения.

Основные определения:

Манипулирование данных – это действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных.

К манипулированию данных относится:

  • выборка данных по определенным критериям,
  • сортировка данных,
  • обновление данных,
  • удаление данных,
  • добавление данных.

Запрос – это средство извлечения информации из базы данных, отвечающей некоторым условиям.

Справка – это таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных.

Логическое выражение – это высказывание, которые принимает значение Истина или Ложь.

Простые логические выражения – это выражения, которые содержат только операции отношения или поле логического типа.

Сложные логические выражения – это выражения, содержащие логические операции.

Учитель приводит примеры запросов, правила сравнения числовых, текстовых полей и полей типа «дата».

Учащиеся делают записи в тетрадях, приводят свои примеры запросов, решают задачи, представленные на слайдах по сравнению числовых, текстовых полей и полей типа «дата».

Сравнение числовых величин

Производится по математическим правилам

Пример. Какие знаки отношений нужно вставить, чтобы полученные высказывания были истинными?

5

*

7

7 500 000

*

7 500

132 567 789

*

133 567 789

Сравнение текстовых величин

Сравнение построено по лексикографическому принципу.

Меньшим считается то слово у которого первая отличающаяся буква от другого слова идет раньше.

Пробел меньше любой буквы.

Пример. Какие знаки отношений нужно вставить, чтобы полученные высказывания были истинными?

символы

*

данные

ученик

*

ученица

11а

*

*

1 а

Сравнение полей типа «дата»

Сравниваются в соответствии с календарной последовательностью.

Дата, относящаяся к более раннему времени, считается меньше более поздней.

Пример. Какие знаки отношений нужно вставить, чтобы полученные высказывания были истинными?

3.07.2001

*

3.07.2002

12.09.1998

*

1.01.1999

1.02.2017

*

3.02.2017

 

4. Этап первичного закрепления материала

Учитель предлагает учащимся решить задачи по составлению простых и сложных запросов на примере база данных «Подписка», нахождение значений «истина» или «ложь» для данных таблицы. При решении задач определяет правильность и осознанность изученного материала, корректирует выявленные пробелы, при изучении темы, закрепляет действия необходимые для самостоятельной работы по изученному материалу.

Задание: Дана база данных «Подписка».

Фамилия

Имя

Отчество

Адрес

Тип

Название

Дата подписки

Срок

Получение на почте

1

Сидорова

Ирина

Сергеевна

пр. Ленина 3-42

газета

КомПик

01.07.17

3

2

Гуляева

Нелли

Ивановна

ул. Строителей 4-5

журнал

Мир ПК

01.04.17

6

https://urok.1sept.ru/articles/669630/img1.gif

3

Орлов

Никита

Андреевич

ул. Строителей 8-5

журнал

Хакер

01.01.17

3

4

Ермолаев

Антон

Вадимович

пр. Парковый 4-16

газета

КомПик

01.01.17

12

https://urok.1sept.ru/articles/669630/img1.gif

5

Агафонов

Антон

Иванович

ул. Ленина 3-24

журнал

Мир ПК

01.07.17

12

6

Фомин

Сергей

Андреевич

ул. Строителей 8-1

журнал

Железо

01.04.17

6

https://urok.1sept.ru/articles/669630/img1.gif

Нужно сформулировать запрос к базе данным по заданному высказыванию и указать какое значение (истина/ложь) для номера записи в БД.
Высказывания, сформулированные на естественном языке к БД:

простые запросы:

  • срок подписки не превышает полгода
  • все, подписавшиеся на журнал
  • все подписчики с именем Антон
  • все, кто не подписался на Мир ПК
  • все, кто получает издания на почте

сложные запросы:

  • срок подписки не превышает полгода и издания получают на почте
  • все, подписавшиеся на журнал с апреля 2017 года
  • все подписчики с именем Антон и датой подписки 01.01.2017

5. Этап закрепления изученного материала

Большая часть времени урока отводится на выполнение практической

работы по созданию и заполнению однотабличной базы данных «Наш

класс»; структура базы данных обсуждается в первой части урока, после демонстрации презентации.

Ниже представлено описание практической работы для Microsoft Access 2007.

Практическая работа.
Создание и заполнение однотаблич­ной базы данных «Наш класс».

Ниже представлено описание практической работы для Microsoft Access 2007.

Задание 1. Создание новой базы данных

1.      Запустите Microsoft Access.

2.      На странице Начало работы с Microsoft Office Access нажмите кнопку Новая пустая база данных:

3.     В области Новая база данных в поле Имя файла введите имя файла Наш класс 9… (расширение имени файла можно не вводить, Access его добавляет автоматически).

Обратите внимание на расположение файла по умолча­нию. Измените расположение файла: нажмите кнопку рядом с полем Имя файла:, просмотрите и выберите новое расположение (D:\9…\...), а затем нажмите кнопку ОК.

4.  Нажмите кнопку Создать. Microsoft Access создаст базу данных, а затем откроет пустую таблицу (с именем Таблица1) в режиме таблицы. В этом режиме открывается заготовка, в которой все поля получают формаль­ные имена Поле1, Поле2 и т. д.; эту таблицу можно сразу заполнять. Access помещает курсор в первую пус­тую ячейку в столбце Добавить поле:

5. Нажмите кнопку Закрыть  (в строке заголовка).

Задание 2. Создание структуры таблицы

1.      Запустите Microsoft Access.

2.      Откройте созданную в предыдущем задании базу дан­ных.

3.      На вкладке Создание в группе Таблицы щелкните на кнопке Конструктор таблиц:

4.     Для каждого поля в таблице введите имя в столбце Имя поля, а затем в списке Тип данных выберите тип дан­ных:

5.    Когда все необходимые поля будут добавлены, сохра­ните таблицу: нажмите кнопку Microsoft Office , а затем выберите команду Сохранить или нажмите сочетание клавиш CTRL+S. При сохранении таблицы назовите ее Список. На вопрос Задать ключевые поля? ответьте отказом, так как в нашей базе данных мы бу­дем вызывать созданную таблицу по имени, а не по ключевому слову.

6.     Завершите работу с программой.

Задание 3. Ввод данных в режиме таблицы

1.     Запустите Microsoft Access.

2.      Откройте созданную в предыдущем задании базу дан­ных.

3.     Чтобы начать вводить данные в таблицу, переключи­тесь в режим таблицы

 и щелкните в первой пустой ячейке, начните ввод.

4.      Введите в таблицу данные не менее чем о десяти своих одноклассниках или вымышленных людях.

5.      Сохраните таблицу и завершите работу с программой.

Задание 4. Ввод данных в режиме формы

1.     Запустите Microsoft Access.

2.     Откройте созданную в предыдущем задании базу дан­ных.

3.     На вкладке Создание в группе Формы вызовите Мастер форм:

 

 

 

 

 

 

Создайте форму самостоятельно. Для этого:

1)                в окне Создание форм нажмите кнопку  — все поля таблицы будут перенесены в форму; нажмите кнопку Далее;

2)                 выберите внешний вид формы — В один столбец; нажмите кнопку Далее;

3)                 выберите понравившейся стиль оформления; нажми­те кнопку Далее;

4)                 сохраните форму под именем Список; нажмите кноп­ку Готово.

4.     Введите с помощью формы данные не менее чем о де­сяти своих одноклассниках или вымышленных людях. Перед началом внесения данных в форму переключа­тель записей установите на одиннадцатую запись:

5.     Сохраните таблицу и завершите работу с программой.

Задание 5. Сортировка базы данных «Наш класс»

1.      Запустите Microsoft Access.

2.      Откройте базу данных Наш класс.

3.     Отсортируйте фамилии учеников по алфавиту. Для этого:

1)    укажите поле для сортировки, щелкнув по названию поля;

2)    выберите команду сортировки Сортировка от А до Я (или по возрастанию)

4.      Отсортируйте записи по росту (от минимального к мак­симальному).

5.      Отсортируйте записи по дате рождения (от более ран­них).

6.      Выполните сортировку записей по двум полям: Фами­лия и Рост. При этом фамилии должны следовать в ал­фавитном порядке, а в рамках каждой фамилии рост должен быть упорядочен по убыванию. Иначе говоря, поле Рост должно быть внутренним, а поле Фамилия — внешним. Для этого:

1)     на вкладке Главная в группе Сортировка и фильтр нажмите кнопку Очистить все сортировки;

2)     укажите внутреннее поле сортировки (Рост) и коман­ду сортировки для этого поля;

3)     укажите внешнее поле сортировки (Фамилия) и ко­манду сортировки для этого поля.

7.      Отсортируйте записи таким образом, чтобы сначала были представлены в алфавитном порядке данные всех девушек, а затем — всех юношей.

8.      Завершите работу с программой.

Задание 6. Поиск и замена в базе данных

  1.  Запустите Microsoft Access.
  2.  Откройте базу данных Наш класс.
  3.  Откройте таблицу Список в режиме таблицы.
  4.  Найдите и замените в поле Адрес название улицы Пер­вомайская на название Весенняя. Для этого:

1)     в таблице выделите поле поиска (Адрес);

2)     на вкладке Главная в группе Найти выберите коман­ду Найти или нажмите клавиши CTRL+F; откроется диалоговое окно Поиск и замена.

3)     Чтобы выполнить поиск и замену, откройте вкладку Заменить. В поле Образец введите строку для поис­ка (Первомайская). Для замены данных введите но­вый текст в поле Заменить на (Весенняя). В списке Совпадение выберите пункт С любой частью поля. Установите флажок С учетом формата полей. В спис­ке Поиск выберите значение Все и нажмите кнопку Найти далее. Для замены строки выберите команду Заменить. При абсолютной уверенности в правиль­ности строки замены нажмите кнопку Заменить все, но имейте в виду, что отмена операции замены невоз­можна.

  1.  Выполните замену увлечения футбол на спорт.
  2.  Сохраните измененную таблицу под именем Список1.
  3.  Завершите работу с программой.

Задание 7. Выделение данных с помощью фильтров

1.      Запустите Microsoft Access.

2.      Откройте базу данных Наш класс.

3.      Найдите записи с информацией об учениках, увлекаю­щихся танцами. Для этого:

1)  на вкладке Главная в группе Сортировка и фильтр нажмите кнопку Дополнительно и выберите команду Очистить все фильтры;

2)  щелкните в любом месте столбца, соответствующе­го полю, к которому требуется применить фильтр (Увлечение) и на вкладке Главная в группе Сортировка и фильтр нажмите кнопку Фильтр

3) примените фильтр на основе значения поля Увлечение, сняв флажки возле значений, для кото­рых не следует применять фильтр, и затем нажмите кнопку ОК:

4.      Найдите записи с информацией о юношах, увлекаю­щихся танцами.

5.      Найдите записи с информацией об учениках, рост ко­торых превышает 160 см (Фильтр — Числовые фильт­ры — Больше ...).

6.      Найдите записи с информацией об учениках, чьи дни рождения приходятся на декабрь (Фильтр — Фильтры дат — Все даты за период ...).

7.      Найдите записи с информацией об учениках, чьи имена начинаются с буквы «А».

8.      Завершите работу с программой.

Задание 8. Создание запросов

1.      Запустите Microsoft Access.

2.      Откройте базу данных Наш класс.

3.      Отобразите список фамилий и имен учеников. Для этого:

1)    на вкладке Создание в группе Другие щелкните на кнопке Конструктор запросов;

2)    выберите источник записей — таблицу Список (в ди­алоговом окне Добавление таблицы на вкладке Таб­лицы дважды щелкните на названии таблицы Спи­сок. Закройте диалоговое окно Добавление таблицы);

3)    в источнике записей выберите поля, которые долж­ны быть включены в запрос (в таблице Список дваж­ды щелкните на названиях полей Фамилия и Имя; эти поля добавятся в бланк запроса):

4)    на вкладке Конструктор в группе Результаты выбери­те команду Запуск. В результате выполнения запроса отображается список фамилий и имен учеников.

4.      Отобразите список фамилий учеников и их увлечений.

5.      Отобразите список фамилий и имен учеников, увлекаю­щихся музыкой:

6.     Отобразите список фамилий и имен учеников, увлекаю­щихся музыкой или танцами:

7.     Завершите работу с программой.

 

 

6. Динамическая пауза

Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э.С.Аветисова.

 

 

7 . Практическая работа на платформе Я класс(10 мин.).

         

8. Подведение итогов урока, рефлексия урока, постановка домашнего задания

Учитель задает домашнее задание, при необходимости комментирует его.

Домашнее задание

Составить кроссворд по основным понятиям темы (10-15 слов), лучший кроссворд будет реализован в программе Конструктор кроссвордов и опубликован в Интернете на различных сайтах (сайте школы, на сайте учителя информатики)

Учитель с учениками подводит итог урока, выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.

Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:

  • сегодня я узнал
  • у меня получилось
  • у меня возникли трудности
  • я выполнял задания
  • я научился

·                     теперь я могу


 

·                     Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок в 9 классе по теме: «

Открытый урок в 9 классе по теме: «

Тема урока: Работа с базой данных

Тема урока: Работа с базой данных

Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона

Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона

Что такое форма? Форма - это вспомогательный объект

Что такое форма? Форма - это вспомогательный объект

Как можно использовать данную базу данных?

Как можно использовать данную базу данных?

Сравнение текстовых величин Сравнение построено по лексикографическому принципу

Сравнение текстовых величин Сравнение построено по лексикографическому принципу

Фамилия Имя Отчество

Фамилия Имя Отчество

Наш класс»; структура базы данных обсуждается в первой части урока, после демонстрации презентации

Наш класс»; структура базы данных обсуждается в первой части урока, после демонстрации презентации

Нажмите кнопку Закрыть (в строке заголовка)

Нажмите кнопку Закрыть (в строке заголовка)

Создайте форму самостоятельно

Создайте форму самостоятельно

Иначе говоря, поле Рост должно быть внутренним, а поле

Иначе говоря, поле Рост должно быть внутренним, а поле

Сортировка и фильтр нажмите кнопку

Сортировка и фильтр нажмите кнопку

Отобразите список фамилий и имен учеников, увлекаю­щихся музыкой или танцами: 2

Отобразите список фамилий и имен учеников, увлекаю­щихся музыкой или танцами: 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2023