Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».
Оценка 4.6

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
7 кл
22.08.2019
Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».
«…Мы обязаны беречь и продвигать подлинные, а не мнимые ценности всех народов, входящих в нашу многонациональную страну, всех культур этих народов, в том числе, конечно, и культуру русского народа тоже, потому что эта культура всегда была системообразующей в нашем государстве». Цели и задачи: 1. Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения письма и его роли в развитии человечества. 2. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа. 3. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. 4. Воспитывать уважение и понимание к русской культуре, к славянским традициям.
кл.час Живи и здравствуй, Русь святая!.docx
Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».  (Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры).                                                                    Эпиграф к классному часу:  «…Мы обязаны беречь и продвигать подлинные, а не мнимые ценности всех  народов, входящих в нашу многонациональную страну, всех культур этих  народов, в том числе, конечно, и культуру русского народа тоже, потому что  эта культура всегда была системообразующей в нашем государстве».  Цели и задачи: Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения письма и его роли в развитии человечества. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Воспитывать уважение и понимание к русской культуре, к славянским  традициям.  1. 2. 3. 4. 5. Оборудование: выставки старинных книг, снимков древних рукописей,  детские  поделки  и рисунки, посвященных празднику, стенды  материалы о  жизни и деятельности великих просветителей славян – святых  равноапостольных Кирилла и Мефодия, интерактивная доска со слайдами  с  изображением рукописных и первых печатных книг, слайдовая заставка ­  буквы славянского алфавита, эпиграф к уроку. I. Звучит музыка. II. Ход урока.  Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики, учителя и все присутствующие!  Мы  сегодня прикоснемся к истории давно минувших веков и вспомним о создателях  алфавита, благодаря которым появился русский язык ­ прекрасный и могучий. Время оставляет след – в событиях, фактах, руинах, в сердце и памяти народной. Нити  времен, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История  отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в рифмах  поэта, в слове писателя, в песне народной, в летописи времен.  С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита, и не задумываемся о  том, как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме?  Как и когда возникла у славян письменность? Сегодня мы постараемся ответить на  эти вопросы. Выходят ведущие на сцену и открывают праздник. Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Ведущий 2: Здравствуйте, все гости нашего праздника! Ведущий 1: 24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской  письменности и культуры. В этом году мы отмечаем целую эру  славянской  письменности и культуры. Великие просветители Кирилл и Мефодий оставили  славянским, да и не только славянским народам, всей цивилизации поистине  бесценный дар – первую кириллическую азбуку, которая стала основой целого ряда  национальных языков, письменности, культуры, просвещения. Учитель: ­ В этот день братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского  алфавита в городе Плиске, которая была столицей Болгарии. Самые первые слова,  которые были переведены с греческого на славянский были слова из Евангелия:  “В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог”. Язык был  старославянский. В Болгарии отмечают праздник с 1851 года, а праздник славянской  культуры и письменности в России стал государственным с 1991 года. В Болгарии  это самый веселый и красочный праздник, участвуют в нем жители, море цветов,  флаги, танцы, звучат народные мелодии. Ведущий 2: Благодаря им, мы имеем самый красивый и богатый в мире русский язык, который дал нам великих поэтов и писателей. Талантливый Иван Сергеевич Тургенев сказал: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это  достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь  почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии  совершать чудеса" Ведущий 1. Например, в Болгарии этот день отмечается давным­давно, всенародно,  очень красочно и по­настоящему празднично. Ведущий  2. В Мурманске, около областной библиотеки есть памятник Кириллу и  Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Ведущий 1. А в Москве?  Неугасимая лампада в Москве на площади горит, Там памятник стоит двум братьям, навек закованным в гранит. От них язык свой знаем мы с древнейших дней, от аз и буки, От них мы грамотой сильны, другие познаём науки. Кирилл, Мефодий, его брат, как будто списаны с натуры, Мы им обязаны стократ Проецируются слайды Кирилла и Мефодия Ведущий 2: . По широкой Руси, нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Вед 1. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. Вед 2. Русоволосые и сероглазые, Лицом все светлые и сердцем славные, Древляне, русичи, поляне… Скажите, кто вы? Все: Мы – славяне! Вед 1. Своей статью все пригожие, Все разные и все похожие. Учитель: ­ А теперь мы с вами посмотрим сценку. (На сцену выходит с гуслями  Боян. Он трогает руками струны. Звучит фонограмма тихой старинной  мелодии). Боян: Молюсь я Богу словами древними, Словами мудрыми, – их буквы создали. А буквы старые, что от КИРИЛЛИЦЫ, Звучат в усладу нам – славянам, русичам. Глаголь, добро, земля, покой, омега, аз, Есть, веди, буки, и, живете, мыслете... Из­за кулис (из­за ширмы) выходит Нестор. Подходит к Бояну, обнимает его.  Нестор: Спасибо, стариче, за память добрую, Да вспомним вместе мы славян Болгарии: Кирилла мудрого, а с ним – Мефодия, Что научили нас уму­разуму. Боян: С тех пор КИРИЛЛИЦУ  славяне приняли, И лучшей азбуки нам не сыскать – Ею писаны слова церковные И книги светские про житие князей.  Нестор: ­ Русью правили Олег и Игорь­князь, Его супруженька и Святослав­храбрец, За ним Владимир­князь, что Красно Солнышко, – При нем язычеству пришел  конец.  Боян: Свет Владимир наш пировать любил, Зазывал на пир чуть ли не весь мир. Приезжало к нам множество гостей, От которых князь разных ждал вестей. Затемнение в зале и на сцене В старинном кресле сидит князь Владимир. К нему направляются миссионеры – послы из разных городов и стран.  Подходят послы­евреи. Один из них кланяется князю. Владимир: Где находится ваша страна? Посол: Страны у нас нет. У нас только есть черта оседлости. Владимир: А где эта черта? Посол: Там, где угодно министрам... Теперь наша черта – Вильно, Ковно, Бердичев... Владимир:  А Киев? Посол:  Киев вне черты. Впрочем... Владимир (перебивает):  Не хочу я быть зависимым от министра. Идите с Богом. Евреи уходят. Быстро заходят магометане. Владимир предлагает им водки и  закуску. Владимир (ласково, доброжелательно): ­Выпейте с дороги. Выпейте и закусите  ветчинкой. Водка своя, без всяких  примесей. Ветчина от собственной свиньи,  свежая. Один из послов: Наша религия запрещает нам пить вино и есть свинину. Владимир: Вот как! (задумывается.) Идите с Богом. Без свинины и водки – мы  погибшая страна.  Магометане быстро уходят, громко разговаривая на ходу, обсуждая прием.  Владимир приглашает следующих гостей. Заходят католики.  Владимир: ­Я вас приветствую в своих владениях, но сразу скажу, что ваша религия  для Руси не подходит. Слишком уж она строга, носит монархический и  иерархический характер. Библия и церковные книги ваши – на латинском языке.  Народ, простые верующие его не понимают. Мы уже давно используем  КИРИЛЛИЦУ. Нам нужна другая религия – христианство. Католик: ­Так что же вы всех идолов уничтожать будете? Поймут ли вас киевляне­ язычники?! Владимир: ­Время сделает свое дело. Думаю, что народ примет христианство.  Мудрые люди говорят: кто примет эту веру, после смерти воскреснет. Мне эта  религия нравится. Да и язык церковно­славянский вполне понятен русскому  населению. Католики (каждый – свое): ­Значит, крестить будете народ свой? Послов из других  стран пригласите? Владимир: ­Крестить, обязательно крестить! И сделаем этот день праздником!  Затемнение в зале. Звон колоколов (фонограмма). В это время меняется  оформление сцены. Свет загорается. На специальном помосте в кресле сидит  Боян, рядом с ним – Нестор. Боян:  ­Был князь доволен. Душой возрожден  Владимир для новой державы, И в Русь милосердно внес он закон – Дела стародавних, далеких времен, Преданья невянущей славы». Нестор:Предпринятое князем Владимиром в конце X века официальное введение  христианства в качестве общегосударственной религии способствовало широкому  распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры на  Руси. И основной азбукой стала КИРИЛЛИЦА. А Кирилл и Мефодий стали для  славян, для русских людей святыми.  Боян:Кириллицей написана и твоя повесть, мудрый летописец. «Да никто же дерзнет рещи, яко ненавидими богом есмы! Да не будеть! Кого бы тако Бог любить, ако же  ны взлюбил есть? Кого тако почел есть, яко же ны прославил есть и вознесе? Никого  же!» Какие слова! Они наполнены верой в русский народ, верой в Бога.  Нестор:Летописал, как душа легла. Хочу молвить, что после крещения особо  русичи стали славить Христа на народных праздниках.  Боян:  О святая Русь, светлоокая! Твой народ Богу славу поет, Богу славу поет, восхваляючи...  В финале представления на сцену выходят все его участники.  Владимир:  ­Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек.  Высокие снежные горы, холмы и равнины, степи. Это – Россия! Нестор: ­ Ты смотришь в нежно­голубое небо. Бредешь лесными тропинками.  Сидишь у прохладной реки. Шагаешь по большаку. Это – Россия!  Боян: ­ Ты видишь древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Тяжесть  пудовых колоколов. Жизни минувшей след. И это – Россия!  Нестор: ­Движется море людское. Песня летит над толпой. В празднике площадь  бурлит. И это – Россия. Владимир: ­ Время оставляет след – вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах,  камнях, руинах, в сердце и памяти народной.  Нестор: ­ Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в  резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя.  Боян: ­ История – в песне народной, в музыке композитора, в летописи времен. Мы сегодня прикоснулись к истории дней давно минувших и напомнили вам о  создателях КИРИЛЛИЦЫ, благодаря которой появился русский язык – прекрасный  и могучий. 3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Ученики  продолжают стоять, учитель читает  стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним. Из глубокого колодца (руки “О”) Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой) Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх) Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) Новый день оно начнет (руки вниз широко) 4. Учитель: Ребята, а сейчас давайте рассмотрим фрагмент картины В.М. Васнецова  “Крещение Руси”. Что Вы можете рассказать о художнике Васнецове? Что  объединяет его картины? (Любовь к фольклору, народному творчеству.) Можем ли  мы назвать Васнецова патриотом своей Родины? (Объяснить.) Какой момент  запечатлен на картине? Как происходило крещение? Было ли это радостным или грустным событием? Какие лица у тех, кто совершает обряд крещения? Давайте  подытожим: крещение было радостным событием и христианство сыграло очень  положительную роль для развития культуры Руси. Учитель:  ­ Я хочу добавить к прочитанному еще и то, что город, в котором  родились братья находится в Греции, раньше он назывался Фессалоники, а сейчас  Солоники, их мать была славянкой и звали ее Марией, Константин за свою  образованность и глубокие знания получил прозвание Философ, после принятия  монашества он стал Кириллом, Мефодий был старшим и был в миру Михаилом.   Давайте откроем занавес времен и всмотримся в глубь веков.   5. Учитель:  ­ А теперь мы с вами проведем небольшую викторину.  Ответьте на  мои вопросы: ­ В в каком городе жили Кирилл и Мефодий? (В Селуни.). ­  Как звали их отца? (Лев.). ­  Назовите второе имя Кирилла? (Константин.). ­ Как назывались первые книги, которые перевели братья? (“Апостол” и  “Евангелие”.). ­  Какие еще церковные книги перевели братья? (Псалтырь и Октоих.).  ­ Официальной датой рождения славянской письменности принято считать 24 мая  863 года. Какой это век? (IX век.)  ­ Сколько лет славянскому алфавиту? (1145 лет.).  ­ Скажите, ребята, в каком веке произошло знаменательное событие­ крещение Руси? (В Х веке.). ­ Назовите точную дату (988 г.),  ­ При каком князе Русь приняла христианство? (Владимир.)  ­ Как называется литературный памятник, в котором хранятся события  первоначальной нашей истории? (“Повесть временных лет”.). ­  Как называли людей, которые их писали? (Летописцы.). ­  Назовите имя летописца? (Нестор.) Итак, христианство сыграло огромную роль для решения культурных и  общественных проблем государства, давайте подумаем, а каких? (Обучение  грамоте, зарождение школ.).  6. Работа в парах На столах тексты “Создание Азбуки”. Дети самостоятельно читают тексты,  отвечают на вопросы. Учитель: Отвечаем на вопросы. 1. 2. Учитель: Давайте мы прочитаем все буквы старославянского языка. Читаем по  цепочке. А сейчас сравним с современным алфавитом (учитель показывает). Вот азбука – начало все начал.  Открыл букварь – и детством так и дунуло! А Константин философ по ночам не спал, наверно, буковки выдумывал. Шептал. Перо в чернила окунал. Он понимал, что буковки – основа грядущего неписанного слова, Великого, как Тихий океан. Так, как же произошло слово азбука? (Аз + буки.). Посмотрите внимательно, а каких  букв уже нет в настоящем алфавите? Дети называют эти буквы. Показ отрывка из фильма.  Какими должны быть буквы по мнению братьев? Сколько было букв в старославянском алфавите? (43.) Звучит фонограмма – хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».  Звучит запись колокольного звона.  7. Актуализация знаний Учитель: Русь… Россия… Россияне… Русские…– в этих звуках есть что­то от  рассвета, от вольного степного ветра, от истока жизни. О России петь – что  стремиться в храм. По лесным горам, полевым коврам О России петь ­ что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать. О России петь ­ что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным быть! 8. Разноуровневые задания Учитель: У вас на партах задания на цветных листах с текстом “Русь”. Каждый из  вас прочитает текст и выделит ответ на вопрос прямо в тексте. К каждому листку  приложен “ключ” – правильный ответ .Проверьте свою работу и оцените ее сами. 9. Учитель: К сегодняшнему уроку вы получили задание подготовить стихи,  посвященные братьям – Кириллу и Мефодию, создателям славянской азбуки. Чтец1: Не верь, не верь чужим, родимый край,     Их ложной мудрости иль наглым их  обманам,     И, как святой Кирилл, и ты не покидай     Великого служения славянам. Чтец 2:  Родная речь – Отечеству основа,     Не замути Божественный родник –     Храни себя – душа рождает слово –     Великий святорусский наш язык. Чтец 3:  И будет славить Русь родная святых апостолов славян…     И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,     Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!     Слава Кириллу, слава Мефодию – братьям святым! Учитель: Славянские народы свято чтят научный и духовный подвиг солунских  братьев. В 1932 году в Болгарии был создан памятник Кириллу и Мефодию в городе  Казанлык, скульптор Топалов, в Новгороде на территории Кремля есть памятник  “Тысячелетие России”, открыт в 1862 году – скульптор Микешин; в Москве на  Славянской площади в 1992 году открыт памятник Кириллу и Мефодию, скульптор  Клыков. В Коломне есть памятник Кириллу и Мефодию. Учитель демонстрирует все памятники, о которых рассказывает. Просмотр кинофильма о Кирилле и Мефодии (отрывок). Учитель: Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей, Рукой отцов благославленный иди в историю смелей. К апостолам высокославным любовь святая глубока Дела Кирилла и Мефодия в славянстве будут жить века.  10. Итог урока. Учитель:. Чему научились? Что запомнили? VII. Рефлексия Учитель: У вас на партах есть памятка “Какие качества должны присутствовать в  тебе”. В ней человеческие черты характера расположены в алфавитном порядке. У  каждого из Вас есть буквы русского алфавита. Если Вам урок понравился, и Вас  хорошее настроение в конце урока, подойди к солнцу и помести свою букву на лучах  солнца и назови черту характера. Соберем алфавит и пусть он засияет. Урок окончен. Спасибо.

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».

Открытый классный час на тему: «Живи и здравствуй, Русь святая!».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2019