Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
8 кл
07.10.2019
Образовательная: Дать знание о природных зонах России , углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России .
Развивающая:Формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности.
Воспитательная: Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
природные зоны 8 кл..docx
МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район»
Открытый урок географии в 8 классе
«Природные зоны России»
Урок разработала
учитель географии
Гусенова Меседо Газимагомедовна
с.Унцукуль
,
Цели и задачи:
Образовательная: Дать знание о природных зонах России , углубить знания о
взаимосвязях в природных комплексах России .
Развивающая: Формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов
природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить
знания о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности.
Воспитательная: Совершенствовать навыки работы с различными географическими
источниками информации.
Оборудование : Таблицы « Природные зоны России», фотографии природных зон
животных и растений этих зон. Сообщения учащихся. Презентации к уроку .
Тип урока: изучение нового.
Методы: исследовательский, частичнопоисковый.
Ход урока
I. Орг. момент
Учитель знакомит учеников с целями и задачами урока. Главная задача перед группами
– создание образа природной зоны, установление причинноследственных связей.
II. Изучение нового материала
Беседа: Учение о природных зонах. Зональность это всеобщий закон природы
В.В. Докучаев сообщение ученика
Л.С. Берг сообщение ученика
Учитель: на предыдущем уроке вы получили задание: распределиться по группам (по
желанию), каждой группе подготовить материал по конкретной природной зоне. Для
этого можно использовать любые источники информации: иллюстрации из журналов,
стихи, видеофрагменты, отрывки из художественных произведений и т.д. А также на
контурных картах нанести все природные зоны России. На столе приготовлены в
помощь группам еще дополнительный материал: гербарий, фотографии животных,
иллюстрации из журналов. Капитаны групп подходят к столу и отбирают необходимый
материал. Ваша задача – рассказать о конкретной природной зоне России и создать
образ данной природной зоне. Класс разделен на четыре группы, поэтому сегодня
знакомимся с четырьмя природными зонами. На подготовку дается 5минут.
План описания природной зоны:
1. Географическое положение
2. Климат
3. Почвы 4. Растительность
5. Животный мир
6 Внешний облик зоны
7. Использование человеком
Первая группа: наша зона – зона арктических пустынь. Слово «Арктика» означает
медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая
кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить
суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной
зоне снег лежит круглый год. Природная зона расположена в Арктике, северной
полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями
Медведиц – Большой и Малой. Зона находится в арктическом климатическом поясе.
Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0,
полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо
улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа
преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных
ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное
количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких
условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского
зверя.
Вторая группа: Зона тундры охватывает около 10 % территории России и находится в
пределах арктического и субарктического климатических поясов; простирается от
границы с Финляндией на западе до Берингова пролива на востоке. Зона занимает
неширокую прибрежную полосу на крайнем севере Европейской части России и
достигает максимальной ширины 500 км в Сибири; значительную протяжённость имеет
также на крайнем северовостоке России, где на юг простирается до северной части
полуострова Камчатка. Тундра практически безлесна; вечная мерзлота залегает близко
к поверхности и задерживает влагу, образующуюся при оттаивании верхнего слоя
почвы. Годовая сумма осадков значительно превышает испаряемость. В результате
сочетания низких температур с высокой влажностью растительность даёт мало
органического материала, поэтому почвы крайне бедны и — изза медленного
разложения материала сильно окислены. Типичная тундровая почва включает тонкий
слой гумуса, под которым находится глеевый горизонт; ещё глубже — вечная мерзлота.
Размещение растительности имеет дискретный характер; многочисленны лишайники,
мхи, кустарнички, кустарники. Поскольку характер растительности меняется с севера
на юг, в тундре выделяют две под зоны — арктическую тундру с крупными участками
без растительности и широким распространением мхов и лишайников, кустарниковую
тундру с мхами, лишайниками, травами, карликовой берёзой. Помимо оленей
(используемых местным населением в хозяйстве), типичными обитателями тундры
являются песец, овцебык, лемминг, белая сова, куропатки.
Зона лесотундры протянулась узкой полосой (20—200 км) вдоль южной границы
тундры от Кольского полуострова до Колымы. Находится в пределах субарктического
климатического пояса. От тундры отличается, прежде всего, характером
растительности — в лесотундре произрастают низкорослая берёза, лиственница и ель.
Значительные площади занимают торфяные болота. На юге лесотундра постепенно
переходит в таёжный лес. Третья группа: Природная зона тайги.
«Тайга – слово, принятое в мировой географической и ботанической литературе для
обозначения зоны хвойных лесов умеренного пояса Евразии. Тайга характеризуется
небольшими суммами температур за период с суточными температурами выше 10оС в
пределах 1000–1800о, с годовыми осадками в пределах 300–800 мм, продуктивностью
фитомассы 260 т на 1 га и годовой ее продуктивностью 7 т на 1 га. Господствующие
древесные породы: ель, лиственница, пихта, сибирский кедр. Ландшафт тайги
характеризуется дремучими зарослями, ветровалом, часто избыточным увлажнением,
наличием торфяников, недостатком света, особенно в черневой тайге».
(Э.М.Мурзаев. Словарь народных географических терминов.)
«…Здесь медведь – хозяин. Ему нипочем все эти полуистлевшие перевернутые вверх
корнями пни. Эти трухлявые колодытрупы, из чрева которых победоносно прет
молодняк, эти нагромождения тысяч поваленных бурею дерев, образующих огромные
заломы; их трудно одолеть даже сказочному СивкеБурке. Все это поросло быльем,
чертополохом, бояркой, крушиной, папоротником, и койгде алеют кумачовые
семейства мухоморов. Не место здесь человеку, даже птиц не видно, – разве что дятел
пропорхнет, – здесь царствует медведь, на вершинах же дерев невозбранно
владычествует белка.». Так описал тайгу в своем романе «Угрюмрека» В.Шишков.
Леса – основная природная зона России. Леса образуют две природные зоны: а) тайга;
б) смешанные и широколиственные леса.
Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин
должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Т.к. чаще в лесной
зоне Русской равнины пасмурная циклональная погода. Отсюда поговорка «Летний
день год кормит». Зато зима давала время для отдыха и безделья. А отсюда привычка к
лени, но и к огромному кратковременному напряженному труду.
Четвёртая группа: Природная зона степей. В южной части России нет лесов. Здесь
расположены безлесные зоны степей и полупустынь. Степи и лесостепи расположены
южнее лесной зоны. Природная зона степей клином сужается к Западной Сибири, где
она расположена к югу от тайги, смешанных лесов здесь нет, их заменили осиново
березовые колки. Климат характеризуется среднегодовой температурой от +3 до
+10оС. Осадков выпадает за год от 300 до 500 мм. Здесь более холодные зимы, низкие
температуры зимой не позволяют расти более теплолюбивым породам – дубу, клену,
липе, ясеню и др. В восточной Сибири степи занимают межгорные котловины
(Минусинскую, Тувинскую), так как при достаточно теплом лете, здесь недостаточно
выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины
находятся в центре материка, и удалены от океанов). Характерной особенностью
климата является превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги,
(то есть коэффициент увлажнения меньше единицы 0.8–0.9, на севере до 0.6; на юге до
0.3). Увлажнение недостаточное.
Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней
сохранились участки степной целины, она кажется, в начале лета серебряной от
цветущего ковыля и волнуется, словно море. Ковыльная степь не изобилует
множеством красок. Лишь в более северной ее части растут ярко цветущие растения
разнотравья. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становиться степь весной. Весна в
степи длиться не долго – 2–3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Это то время, когда появляются в степи растения – эфемеры:
тюльпаны, ирисы, пионы и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной
ковер. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут
ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Это
растения – эфемеры – растения с коротким сроком вегетации.
3. Закрепление
Учитель: А сейчас проверим, насколько хорошо усвоили изученный материал. На
контурных картах, где дома заранее составили карту природных зон, подпишите
климатические пояса, температуру января и июля, годовое количество осадков, типы
почв и одним предложением напишите образ основных природных зон. На работу
отводится 10 минут. Затем контурные карты сдаете.
4. Рефлексия
Молодцы ребята! Вы проявили себя не только как юные географы, но и как
исследователи. Это похвально! А теперь давайте подведем итоги урока! На партах у
вас наклеены стикеры, на них вам нужно будет написать, ваши эмоции от урока на
одной стороне, а на другой стороне оценить свою работу на уроке по 5 бальной шкале.
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Когда сделаете это, запишите домашнее задание: написать в тетрадях небольшое эссе
на тему «Я люблю лес потому что…» в 1520 предложениях.
Директор МКОУ «УСОШ№1» Нурмагомедов М.Г.
Зам. директора по УВР Алиева Н.Г. МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район»
Отзыв коллег об открытом уроке географии
в 8б классе по теме:
«Природные зоны России»
учителя Гусеновой М.Г.
Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача
которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют
друг друга, что создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. Затем
учащимся предлагается просмотреть подготовленные слайды, раскрывающие тему и
цели данного урока. Этот этап хотя и был непродолжительным, позволил быстро
включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
На основном этапе этапе закрепления изученного материала использовались
эвристический метод (рассказ учащимися подготовленных ранее докладов), метод
наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод
закрепления материала чередовался с наглядным: дети делали доклад и
демонстрировали фото.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного
возраста, в основной этап урока как здоровье сберегающая технология была включена
физкультурная пауза.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов,
комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность
каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.
Учащиеся получили представление о природных зонах, что прослеживалось в
приготовленных детьми проектах, учились рассуждать, логично излагать свои мысли.
Домашнее задание: оптимальный объём плюс представление права выбора учащимся
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные
дидактические цели и задачи урока.
В ходе урока ученикам предстояло вспомнить всё то, что они узнали при изучении
темы «Природные зоны России»: состояние неживой природы; особенности
растительного и животного мира; экология и охрана природы; использование
человеком природных ресурсов каждой зоны.
Класс был разбит на научные группы, что подвигает детей к сотрудничеству,
воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, ответственность за свою микрогруппу. Работа велась по карточкам, что позволило ученикам вспомнить и
повторить большой объём материала за короткий промежуток времени.
Быстрая утомляемость требует частой смены деятельности. Поэтому следующий этап
урока «Повторение знаний о природе родного края» был проведён в игровой форме.
Дети вспомнили флору и фауну Дагестана, получили базисные экологические знания.
Решая одну из задач современной школы – воспитание экологической культуры, на
уроке использовался материал экологического содержания. Детям была предложена
экологическая ситуация, в ходе решения корой у них формировались определённые
ценные моральные качества.
Полученные детьми знания помогут им в дальнейшем при изучении природы нашей
Родины на уроках природоведения, ботаники, зоологии, географии.
Директор МКОУ «УСОШ№1» Нурмагомедов М.Г.
Зам. директора по УВР Алиева Н.Г. МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район»
Отзыв родителей об открытом уроке географии
в 8б классе по теме:
«Природные зоны России»
учителя Гусеновой М.Г.
Проводимый урок по предмету «Природные зоны России», соответствовал
требованиям новых федеральных образовательных стандартов, и его можно считать
результативным и эффективным, преподавателю удалось достигнуть поставленной
цели: сформировать у учащихся понятие «Природные зоны»; находить и показывать их
на карте полушарий, а также познакомить ребят с особенностями природы (условиями
неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы
данной зоны для человека, ее использованием.
Объяснения нового материала, представленные во время урока, имеют логическую
структуру, занимали оптимальное соотношение этапов по времени.
мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального
эксперимента. Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические
принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков учащихся.
Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и
исследовательскую деятельность, ИКТ. Материал урока соответствует возрастным
особенностям школьников. Прослеживается связь между теоретическими знаниями и
их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной
деятельности, развитию познавательной активности. При формировании новых умений
и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал. Педагог использовал
метод проблемного обучения, дифференциальный подход, сочетал задания
репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие
логического мышления школьников
Самостоятельная работа во время урока была проведена и пояснена в полном объеме,
учитель предлагала ребятам самостоятельно осуществить поиск информации,
используя учебник и вспомогательные материалы. На протяжении урока ощущалась
качественная обратная связь между учениками и учителем, комфортный
психологический климат. Родители 8б класса
Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Открытый урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.