Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)
Оценка 5

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
религиоведение
9 кл
23.11.2018
Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)
Владимир Семенович Высоцкий в одной из своих песен пел: «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал»… И, глядя на уходящие в голубое небо золотые купола, невольно возникает мысль выяснить - так ли это. И сегодня на уроке мы - учитель химии, учитель православной культуры и вы – наши любимые ученики – будем искать ответ на проблемный вопрос «Какие же металлы и сплавы применяются при выплавке колоколов?»
Колокола России.doc
Интегрированный урок  «Колокола России. Применение металлов и сплавов» (9 класс) Цели:  образовательные:   познакомить   учащихся   с   металлургией   как   отраслью   промышленности, занимающейся   получением   металлов   и   сплавов,   изготовлением   бронзовых колоколов, их применением и значение колокольного звона;  закрепить   понятия:   металлургия,   физические   свойства   металлов, применение металлов сплавов, колокол, колокольные звоны;  закрепить   умения   составлять   уравнения   реакций,   рассчитывать   массовую долю элемента в химическом соединении;  организовать   деятельность   учащихся   по   самостоятельному   применению теоретических знаний при решении расчетных задач; воспитательные:   содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала;          помочь учащимся осознать социальную и практическую           значимость        использования колоколов;  на фактических примерах из истории России помочь учащимся осмыслить  значение колокольного звона в жизни каждого человека;  содействовать формированию у учащихся патриотических взглядов, чувства гордости за родной край; развивающие:   способствовать развитию монологической и диалогической речи учащихся, создать   ситуации   делового   общения,   позволяющие   каждому   ученику проявить инициативу, самостоятельность;  создать условия для развития умений выделять главные моменты в своих рассуждениях, формулировать выводы;  создать условия для развития навыков работы в группах. Оборудование:  компьютер,   проектор,   экран,   презентация   к   уроку,   раздаточный материал   УМК   «Православная   культура.  9  класс»   и  «Химия»,  дополнительная литература, справочники, словари, энциклопедии.  Формы проведения урока: ─ ─  фронтальная работа;  учитель – класс; 1 ─  индивидуальная и групповая работа                                                                                                  Эпиграфы:                                                                         Купола в России кроют                                                                                               чистым золотом,                                                                                   Чтобы чаще Господь замечал.                                                                                                         В.С. Высоцкий                                                                         В синем небе, колокольнями                                                                                             проколотом,                                                                Медный колокол, медный колокол                                                                  То ль возрадовался, то ль осерчал…                                                                                                        В.С. Высоцкий Ход урока I  .Организационный момент. (Демонстрация слайда 1) Вступительное слово учителя ПК: ­ Владимир Семенович Высоцкий в одной из своих песен пел: «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал»… И, глядя на уходящие в голубое небо золотые купола, невольно возникает мысль выяснить   ­     так   ли   это.   И   сегодня   на   уроке   мы   ­     учитель   химии,   учитель православной культуры и вы – наши любимые ученики – будем искать ответ на проблемный   вопрос   «Какие   же   металлы   и   сплавы   применяются   при   выплавке колоколов?» Учитель химии: ­ Ответить на этот вопрос поможет нам сегодняшний урок. А сейчас, для того чтобы   мобилизовать   уже   имеющиеся   знания   о   металлах,   мы   проведем фронтальную работу. Вы уже знаете, в каком состоянии встречаются металлы в природе,   какими   способами   можно   выделить   их   из   руд,   свойства   металлов   и применение. II. Фронтальная работа. Учитель химии: 1. Давайте вспомним физические свойства металлов. (ученики называют свойство, учитель  составляет схему на компьютере) Прочность Ковкость Высокая теплопроводность Электропроводность Пластичность  Металлический блеск (Демонстрация слайда 2) 2 Вывод: На основе этих свойств человек находит применение металлам. 2. В каком виде металлы находятся в природе? Металлы в природе содержатся в составе руды в виде химических соединений главным образом оксидов или сульфидов. 3. Словарная работа.  Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова «металлургия» (Демонстрация слайда 3) Металлургия – наука о промышленных способах производства металлов и сплавов и их первичной обработке. Металлургия   не   может   обойтись   без   химических   познаний,   так   как   процесс получения   металлов   связан   с   протеканием   химических   реакций   обжига   и восстановления. 4. Задание. Записать уравнения реакций, протекающих в результате получения меди из медного блеска  → Cu2S + 2O2 2CuO + SO 2 →  2Cu + CO 2 CuO +C  2 (Ученики сверяют записанные ими уравнения реакций со слайдом 4) (Восстановление   можно   проводить   и   другими   восстановителями:   оксидом углерода (II), водородом.) Учитель химии: Среди металлов есть мягкие и хрупкие, многие легко окисляются на   воздухе   и   подвергаются   коррозии.  Как   же   можно   избавиться   от   некоторых недостатков   и   удлинить   срок   эксплуатации   металлических   конструкций?   Этот вопрос не переставал волновать человечество с тех пор, как каменный век сдал свои   полномочия   эпохе   меди.   Еще   в   доисторические   времена   из   медных самородков человек делал топоры, копья, щиты. Опыт применения чистой меди показал многие недостатки этого металла, заставил задуматься   над   улучшением   его   качества.   Вот   тогда   на   смену   медному   веку пришел век бронзовый. Металлы – одиночки уступили место сплавам. Учитель ПК: Прежде   чем   перейти   к   изучению   нового   материала,   я   предлагаю   провести здоровьесберегающее задание «Ассоциации». Здоровьесберегающее задание «Ассоциации» На столе у каждой группы учащихся лежат репродукции картин, которые не связаны   с   православием.   Внимательно   рассмотрите   их   и   найдите   ассоциации, которые связывали бы их с православием. Расскажите, что вызывает у вас такие ассоциации. (Ответы учащихся)  . Изучение нового материала. III  Учитель ПК.  Найти ответ на проблемный вопрос, «Какие же металлы и сплавы применяют при выплавке колоколов?» поможет нам урок  3 1. Запись в тетрадь темы урока и эпиграфа (слайд 5, 6) Эпиграфом нашего сегодняшнего урока стали строки В.С. Высоцкого… 2. Постановка целей урока Учитель химии. Сегодня на уроке мы поговорим о том, почему   возникла необходимость в создании сплава бронзы. Сообщения учеников о свойствах меди и олова (слайды 7 и 8). Учитель химии.     Мягкая   медь,   вступив   в   союз   с   оловом,   превратилась   в   прочную   и одновременно   пластичную   бронзу.   Рассмотрим   подробнее   состав   бронзового сплава. (слайд 9. 10) Групповая работа Один   из   компонентов   бронзы   –   медь   встречается   в   природе   в   составе  S),   малахит следующих   минералов:   халькопирит   (CuFeS2),   халькозин   (Cu2 ((CuOH)2CO3). (слайд 11, 12) В каком из этих соединений наибольшее содержание меди? (Работают в малых группах, результаты сверяют со слайдом  10 ­ 12. Делают вывод о предпочтительности выбора того или иного минерала для получения меди.) Учитель химии:  Из бронзы стали постепенно изготавливать практически всю домашнюю   утварь.   В   музеях   имеются   богатейшие   собрания   произведений искусства бронзового века.  (демонстрация слайда 13  «Изделия из бронзы») А еще бронзу называют колокольным сплавом. Отлить колокол требуемого тона и   нужного   веса   нелегко.   Чуть   ли   не   главным   условием   успеха   был   состав сплава.   Бронза   для   колокола   должна   обладать   высокой   твердостью,   чтобы обеспечить   хорошее   звучание   и   при   этом   она   не   должна   быть   хрупкой   и слишком   пластичной,   чтобы   не   подвергаться   деформации.   Поэтому   секрет изготовления сплава передается мастерами из века в век.(слайд 14) Учитель   ПК:  Для   того,   чтобы   разобраться   в   теме   нашего   урока,   мы поработаем   в   группах.   Каждая   группа   учащихся   будет   работать   над определенным   заданием   с   использованием   энциклопедической,   справочной, исторической и религиозной литературы. Время работы в группе 3 минуты. Для работы предлагаются 3 направления: ─  группа «Историки»; ─  группа «Богословы»; ─  группа «Знатоки». Групповая работа (слайд 15) Задание для группы «Историки»: подготовить   исторические   сведения   о   колоколах.   (Мир   русской   культуры. Энциклопедический справочник. ­ М. Вече)  Предоставляют историческую страничку о колоколах. (слайд 16­19) 4 1. О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 года. 2. На   Русь   привозили   колокола   с   Запада,   пока   не   появились   свои   мастера колокольного звона. 3. В  XV  веке   в   Москве   открылся   Пушечный   двор   для   литья   колоколов   и пушек.   На   этом   дворе   мастер   Андрей   Чохов   отлил   колокол   Реут   весом 32 760 кг. Изделия его прославились на всю Россию (слайд 16) 4. Колокола помещали в звонницах храма, но очень часто – на специальных сооружениях рядом с церковью – колокольнях (с 19 века) 5. Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др. – в зависимости от звучания. Самым большим колоколом считали колокол, отлитый в 1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. 6. Огромнейший и единственный по своей величине во всем мире считается московский   Царь –  колокол (1735г.),  его  масса  свыше  12000  пудов,  был отлит известными русскими мастерами Маториными. Стоит в Московском Кремле. (слайд 17) 7. Звон колокола был голосом Родины. А если колокол умолкал – это значило, что     Родину   постигло   несчастье.   Колокола   покоренного   города   были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты.     Задание для группы «Знатоки»:  поработать со словарями и найти интересную информацию о слове «Колокол» (Работают со словарями) «Толковый словарь живого великорусского языка», В.И. Даль, «Словарь русского языка» С.И. Ожегов «Советский энциклопедический словарь», главный редактор  А.М. Прохоров, «Церковно­славянский словарь», протоиерей А.Свирелин, «Православие. Словарь школьника», священник Ярослав Шипов Наиболее интересная информация дана в  «Церковно – славянском словаре» протоиерея А. Свирелина:  Колокола   (лат.  Campana)   появились   сперва   в   Кампании,   области   южной Италии, на  восток  явились  в  IX  веке,  когда  из  Венеции  Орсо  I  прислал 12 колоколов Василию Македонянину.  В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дано следующие понятия колоколу.  1. Металлическое  (из меди или медного сплава)  изделие в форме полого усеченного   конуса   с   подвешенным   внутри   стержнем   (языком)   для   звона. Церковный   колокол.   Пожарный   колокол.   Ударить   во   все   колокола   (также перен.: разгласить повсюду). 2. Предмет такой формы для разных технических надобностей. Водолазный колокол. В «Советском энциклопедическом словаре» под редакцией А.М. Прохорова   ударный   самозвучащий   сигнальный   музыкальный читаем:   «Колокол, 5 инструмент.   Для   колокольного   звона   использовались   различно   настроенные колокола». «Толковый   словарь   живого   великорусского   языка»   В.И.Даля   дает   такую информацию: «Колокол м. Звон, церк. Кампан; вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстостенный колпак с ушами для подвески и с привешенным внутри билом или языком. Задание   для   группы   «Богословы»:  подготовить   информацию   о   колоколах Святого   Белогорья.   (В.И.Давыдов.   Духовные   родники   святого   Белогорья. Белгород,1999г.)     1.  В синем небе, колокольнями          проколотом,       Медный колокол, медный колокол       То ль возрадовался, то ль осерчал…                                       В.С. Высоцкий Колокол много значит для нашего народа. Рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные звуки. 1. Колокольный звон призывает к молитве, заставляет хоть на мгновение забыть о повседневных заботах и вспомнить о Боге. 2. Святая Белгородская земля оглашается звоном колоколов действующих храмов. «Жемчужиной » Святого Белогорья является Губкинский Спасо­ Преображенский собор. (Демонстрация слайда 18) 3. На колокольне собора установлены 11 колоколов. Изготовлены они из специальной   бронзы   мастерами   голландской   фирмы.   Самый   большой колокол весит 6,5 тонн, а самый маленький – 10 кг. Колокола украшены орнаментом, некоторые имеют именные надписи и иконы. Звонит колокол о погибших, звонит о живущих, вселяет надежду в души  людей.   4. Есть   на   территории   Белогорья   –   Колокол   Единения   народов   России, Украины, Белоруссии. По периметру колокола идет надпись – слова прп. Сергия   Радонежского   «Любовью   и   единением   спасемся»  (Демонстрация слайда   19).  Этому   событию   был   посвящён   единый   урок   «Содружество независимых государств». Учитель ПК.  Игра»Акростих» (слайд 20) Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждая группа составляет свой акростих. К                                                             Б О                                                             Р Л                                                             О О                                                             Н К                                                              З  О                                                             А  6 Л А                                             (Выполняют и зачитывают)  Учитель   ПК.  Я   предлагаю   отправиться   в   далекое   прошлое   нашей   Руси   и совершить   заочное   путешествие   в   Новгород   (XII  в.).   А   нашим   экскурсоводом будет…  (Демонстрация слайда 21) Заочное путешествие в Новгород (XII в.) Сообщение учащейся Как   и   люди,   колокола   имеют   свою   судьбу.   Предлагаю   отправиться   в Новгород,   где   в  XII  веке   для   решения   всех   вопросов   собиралось   народное собрание – вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Спустя несколько веков царь Иван Грозный покорил свободный город Новгород, приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад с московскими. И, когда везли вечевой колокол через Валдай, на одном из склонов опрокинули сани, и колокол свалился в овраг. Учитель   ПК:  Поэт   К.   Случевский   так   пересказал   эту   легенду   (чтение стихотворения учащейся) Холмы и топи Холмы и топи! Глушь лесная! И царь, добравшись до Валдая, Приказ дал: колокол разбить. Сгребли валдайцам медный сор,  И колокольчики отлили,  И отливают до сих пор. И, быль старинную вещая,  В тиши степей. В глуши лесной,  Тот колокольчик, изнывая, Гудит и бьется под дугой!.. V   .Рефлексия От каждой группы заполнить смысловую пирамиду «СИНКВЕЙН» (слайд 22)                                          Существительное Прилагательное                                                                  Прилагательное         Глагол                              Глагол                                         Глагол                                           Словосочетания                                           1­2 предложения                     V   I.Итоги урока 1) Скажите, купола в России кроют чистым золотом или используют для этого сплавы металлов? Какие? 2) Задание на дом. 7

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)

Открытый урок "Колокола России" (9 класс, православная культура)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018