Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Оценка 4.6

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Оценка 4.6
Работа в классе
pptx
биология
8 кл
12.10.2017
Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Открытый урок по теме «Скелет человека». Учитель биологии Астраханская средняя общеобразовательная школа №11 учитель биологии Ауслендер Раиса Марковна. Цель: формирование знаний учащихся о строении скелета человека и значении опорно-двигательной системы. Задачи: 1) Сформировать представление о строении скелета человека. 2) Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих. 3) Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы. 4) Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; формировать диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека; пробуждать творческие начала личности. 5) Развивать когнитивные способности: анализ, синтез, обобщение; развивать воображе¬ние, интеллектуальные и креативные способности обучающихся. Тип урока: комбинированный, проблемный. Применяемые технологии: 1) коммуникативно-ориентированное обучение; 2) разноуровневое обучение; 3) развитие познавательных интересов; 4) личностно-ориентированное обучение; 5) здоровьесберегающие технологии; 6) информационно-коммуникационные технологии. Методы и приемы: 1) по источникам информации: вербальный, наглядный, практический; 2) по степени взаимодействия: самостоятельная работа, эвристическая беседа, дозированная помощь учителя; 3) по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый. Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная. Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Скелет человека», видеофильм «Анатомия человека. Строение скелета», муляж скелета человека, муляж черепа, скелет кошки. Ход урока. 1. Актуализация знаний, определение темы урока, постановка цели и задач, проблемного вопроса. Учитель: На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Вы уже догадались, о чём пойдёт разговор? (о скелете). Тема нашего урока: «Скелет человека». Вопросы о строении и значении скелета для вас не новые. Ведь скелетами обладают многие животные, которых мы изучали в курсе биологии 7 класса. Давайте вспомним, что мы уже знаем о скелетах животных. Что такое скелет? (Скелет – в переводе с греческого языка означает «высохший» - совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или его отдельных частей и защищающих организм от механических повреждений). Какие бывают типы скелетов? (Наружным: кораллы, раки; внутренним: рыбы, птицы). В чем преимущества и недостатки наружных скелетов? А внутренних? Вызов: Какой скелет у человека? (Как у всех млекопитающих - внутренний). Перед нами возникает проблемный вопрос: скелет человека уникален или нет? Имеется ли какое-либо сходство в строении скелета человека и животных, или он построен по особому плану? Давайте определим цель и задачи урока (учитель корректирует ответы обучающихся). 2. Изучение строения скелета человека. Работа в группах. 1 группа. Рассказ учащихся о сходстве и отличиях скелета человека и млекопитающих животных с использованием муляжа скелета человека и скелета кошки. Сходство (задание для более слабых учащихся): 1) 3 отдела скелета: череп, скелет туловища, скелет конечностей. 2) В черепе 2 отдела: лицевой и мозговой. 3) В скелете туловища позвоночник (отделы: шейный – 7 позвонков, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой-копчиковый) и грудная клетка. 4) Скелет конечностей: скелеты поясов конечностей и скелеты свободных конечностей. Вывод обучающихся: Сходство скелетов человека и млекопитающих животных свидетельствует об общности их происхождения. Отличия (задание для более сильных учащихся): Отдел скелета Особенности, свойственные скелету человека Причины появления этих особенностей (вывод обучающихся) Череп Преобладание мозгового отдела над лицевым; появление подбородочного выступа Увеличение объема головного мозга; развитие речи Позвоночник S-образный (4 изгиба); массивность костей поясницы; срастание позвонков крестца Прямохождение; смещение центра тяжести вниз Грудная клетка Сжата в спинно-брюшном направлении, расширена в стороны Прямохождение Таз Широкий, в виде чаши; сросшиеся кости Прямохождение; смещение центра тяжести Верхние конечности Подвижные кости кисти; большой палец противопоставлен остальным Трудовая деятельность Нижние конечности Массивные кости; сводчатая стопа Прямохождение; смещение центра тяжести Физминутка. Просмотр видеофильма «Скелет человека». 2 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях черепа с демонстрацией на муляже. Череп состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. Мозговой отдел состоит из парных (теменные и височные) и непарных (лобная и затылочная) костей, соединенных неподвижно с помощью швов. В полости этого отдела находится головной мозг. Лицевой отдел состоит из 15 костей, соединенных неподвижно. Подвижной является нижнечелюстная кость. В ячейках нижнечелюстной и верхнечелюстной костей расположены зубы. Кроме этих костей в отдел входят клиновидные, решётчатые, слёзные, скуловые, носовые кости. Они служат местом прикрепления лицевых мышц. 3 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях позвоночника. Позвоночник образован 33-34 позвонками. Каждый позвонок состоит из тела, дуги и нескольких остистых отростков. Располагаясь друг над другом, тела образуют позвоночный столб, а дуги формируют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Позвонки отделены друг от друга межпозвоночными хрящевыми дисками, благодаря этому позвоночник обладает гибкостью. В позвоночнике выделяют отделы: а) шейный – 7 позвонков, первый – атлант – соединен с черепом; б) грудной – 12 позвонков, к ним прикрепляются рёбра; в) поясничный – 5 позвонков, самых массивных; г) крестцовый – 5 позвонков, сросшихся в крестец; д) копчиковый – 4-5 позвонков, рудиментарных, соответствующих хвостовым позвонкам животных. Позвоночник является остовом скелета, к нему прикрепляются все отделы скелета. В нем различают 4 изгиба: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Поэтому позвоночник S-образный, что смягчает толчки при ходьбе. 1 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях грудной клетки. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, к которым подвижно прикрепляются 12 пар ребер. 10 пар верхних рёбер с помощью хрящей полуподвижно прикрепляются к грудине, а 2 пары нижних рёбер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие, а также верхние части печени и желудка от механических повреждений. 4 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях скелета верхних конечностей. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей (рук). Скелет плечевого пояса состоит из 2 ключиц и 2 лопаток. Служит для прикрепления скелета свободных верхних конечностей к туловищу. Скелет свободных верхних конечностей (рук) состоит из трёх отделов: а) плечо – 1 плечевая кость; б) предплечье – 2 кости: лучевая и локтевая, обеспечивают большую подвижность руки; в) кисть – 7 костей запястья, 5 костей пясти, фаланги пальцев (в большом – 2 фаланги, в остальных – по 3). Руки совершают всё многообразие трудовых операций. 5 группа. Рассказ обучающихся о строении и функциях скелета нижних конечностей. Скелет нижних конечностей состоит из скелета тазового пояса и скелета свободных нижних конечностей (ног). Скелет тазового пояса состоит из 2 тазовых костей, сросшихся с крестцом и между собой. Каждая тазовая кость состоит из трёх сросшихся костей: подвздошной, седалищной и лобковой. Скелет тазового пояса служит для прикрепления скелета свободных нижних конечностей к туловищу. Скелет свободных нижних конечностей (ног) состоит из трёх отделов: а) бедро – 1 бедренная кость; б) голень – 2 кости: большая и малая берцовые, обеспечивают большую подвижность ноги; в) стопа – 7 костей предплюсны (самые большие – пяточная и таранная), 5 костей плюсны, фаланги пальцев (в большом пальце – 2 фаланги, в остальных – по 3). Ноги обеспечивают перемещение тела в пространстве (бег, ходьба, прыжки). 3. Закрепление. 1) Назовите и покажите отделы скелета. 2) Назовите и покажите отделы черепа, кости отделов. 3) Назовите и покажите отделы скелета туловища: позвоночник, грудная клетка, опишите их строение. 4) Назовите и покажите кости скелета верхних конечностей (плечевой пояс, рука); нижних конечностей (тазовый пояс, нога). 4. Рефлексия. Давайте подведем итоги урока. 1) Чем мы сегодня занимались? (Повторяли пройденный материал. Изучали новую тему). 2) Что нового узнали? (Изучили строение и функции скелета человека. Определили сходства и различия в строении скелета человека и млекопитающих животных). 3) Какие навыки приобрели? (Научились сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы). 5. Домашнее задание. Учебник: с. 98-105, т. с. 61, 65-68. Творческое задание: нарисовать и описать скелет человека будущего (результат эвОписание урока отражается в файлах презентации.
Строение скелета.pptx

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Строение  скелета

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Особенности строения скелета человека

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Скелет головы (череп)

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Грудная клетка: Грудина Ребра (12 пар) Грудной отдел  позвоночника

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Плечевой пояс     Скелет     свободной     верхней     конечности

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Тазовый пояс Скелет  свободной  нижней  конечности

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.

Открытый урок на тему " Скелет" 8 класс.
Сегодня на уроке: 1. Что делали? 2. Что нового  узнали? • Повторяли пройденный  материал. Изучали новую  тему. • Изучили строение и функции  скелета человека.  Определили сходства и  различия в строении скелета  человека и млекопитающих. 3. Какие навыки  приобрели? • Научились сравнивать,  анализировать,  систематизировать,  обобщать и делать выводы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2017