Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"
Оценка 5

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
астрономия
10 кл
30.01.2019
Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"
Урок изучения новых знаний. В ходе занятия учащиеся познакомятся с фазами луны. Проанализируют смену лунных фаз. сопоставят свое душевное и эмоциональное состояние с астрологическим прогнозом. Узнают, при каких условиях наступают солнечные и лунные затмения. Познакомятся с понятиями синодического и сидерического месяцев.
открытый урок по астрономии.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Малые Ягуры Открытый урок по астрономии 10 класс по теме: «Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны» Пуля Лидия Егоровна, учитель МБОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры физики 2018 - 2019 уч.год Урок 7. ДВИЖЕНИЕ И ФАЗЫ ЛУНЫ. ЗАТМЕНИЯ СОЛНЦА И ЛУНЫ Метапредметные: Тип урока: «открытие» нового знания Задачи: исследовать взаимное расположение Земли, Луны и Солнца, а также астрономические явления, связанные с ними Планируемые результаты Предметные: научатся формулировать понятия «сидерический месяц», «синодиче- ский месяц», перечислять виды; называть условия наступления солнечных и лунных затмений и их периодичность; получат воз- можность научиться объяснять причины, по которым затмения могут наблюдаться с определенной периодичностью; описывать порядок смены лунных фаз Образовательные ресурсы: учебник, презентация, теллурий, модель сферы, звездные карты. • познавательные - интерпретировать информацию о взаимном положении Земли, Луны и Солнца при солнечных и лунных затмениях и представлять в графической форме; регулятивные - соотносить взаимное положение Земли, Луны и Солнца и определять возможность наступления затмения; анализировать астрономические явления исходя из различных систем отсчета; коммуникативные - выражать логически верные обоснованные высказывания Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы • • Этап урока Содержание деятельности учителя Организационная структура урока Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) 1 1. Организацио нно- мотивационн ый этап 2 Здравствуйте, ребята! Знаменитый французский философ и математик Рене  Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую», а мы свами с  полным правом в конце урока астрономии сможем добавить­ я развиваюсь!  Для начала­ совершим путешествие по звездному небу… 3 Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования Формируем способы деятельнос ые ти 4 Построени е логичных устных высказыва ний 2. Актуализа- ция знаний «Путешествие по звездному небу»  ­Сколько звезд на небе? (6000), сколько мы видим?(3000) Отвечают на вопросы. Построени е научно учащихся Защита проекта 3. Выявление затруднения и формулиров- ка целей дея- тельности 4. Изучение нового материала ­ Расскажите об этом созвездии ( домашнее задание) ­ Смотря ночью на звездное небо, мы можем только удивляться тому многообразию, которое представляется нашему взору: звезды, планеты, кометы, луна. Закройте глаза и представьте себе эту красоту.(звучит музыка «Лунная соната»). Какую луну вы увидели? Единственное небесное тело, которое расположено ближе всего к Земле и которое мы можем невооруженным глазом наблюдать как имеющее линейные размеры, с древних времен вызывающее значительный интерес астрономов, - это Луна. Что вы знаете о луне? Земле достался один-единственный спутник. Но зато какой! Луна в 400 раз меньше Солнца и в 400 раз ближе него, поэтому на небе Солнце и Луна кажутся дисками одинакового размера. Так что Луна может заслонить собой Солнце.. Луна - уникальный небесный объект. Поэтому сегодня мы сможем ответить только на часть вопросов. Сегодняшняя тема урока - «Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны» ­ Происхождение Луны. Согласно одной из гипотез, несколько млрд. лет назад, когда Земля формировалась, с ней столкнулось большое небесное тело, размером с Марс. В результате этого столкновения из верхних слоёв Земли (в Тихом океане) было вырвано большое количество вещества, из которого впоследствии образовалась Луна. ­ Видимая сторона Луны Луна делает полный оборот вокруг Земли примерно за 27 суток. За это же время Луна делает ­ Сколько созвездий­ 88 (72 видны на территории нашей страны) ­ ­ Что такое эклиптика?( круг небесной сферы, по которому происходит  годичное движение Солнца) ­ Назовите элементы сферы ­Назовите звездные координаты. ­Назовите зодиакальные созвездия. ­Как называется 13 созвездие (Змееносец) Желающие представляют результаты выполнения проектной работы. Участвуют в обсуждении результатов выполнения задания обосно- ванных устных высказыва ний Высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу о том, что блуждающими звездами называли планеты. Формулируют возможные вопросы Осуществл ение логических операций мышления - анализа, синтеза Анализируют, используя сводные таблицы, физические свойства Луны и Земли. Совместно с учителем приходят к выводу о сравнимых радиусах и массах объектов. Описание и объ- яснение фаз Луны, условий и динамики наступлени я сол- полный оборот вокруг своей оси. Период вращения Луны вокруг оси равен периоду её обращения вокруг Земли, поэтому к Земле обращено всегда одно и то же полушарие Луны. Почему мы видим только одну сторону Луны? ­ Что такое фазы Луны. \ Луна – не самосветящееся тело: она светит отражённым солнечным светом. В зависимости от положения, которое Луна занимает по отношению к Земле и Солнцу, мы видим Луну в разных формах: то полную то половинку, то совсем не видим. Наблюдаемая с земли освещённая часть лунного диска называется фазой Луны. Граница освещённой и неосвещённой части называется терминатор, а лунный серп – лимбом. Что такое фаза Луны? Мы наблюдаем лунные фазы. Используя теллурий и рисунок в учебнике, организует обсуж- дение наблюдаемой на Земле видимой части Луны 4 фазы Луны. Различают 4 фазы Луны: новолуние, 1 ­ четверть, полнолуние, последняя четверть. ­ Фазы луны (относительно Солнца) Проследим смену лунных фаз. В новолунии Луна бывает, когда расположена между Землёй и Солнцем. В полнолунии – Луна располагается за Землёй. ­ Смена лунных фаз. После новолуния Луна как бы «растёт» от узкого серпа до полного диска. После полнолуния луна убывает «стареет» и перестаёт быть видимой. Смена лунных фаз происходит за 29,5 суток. Почему вы видим «разную» Луну? Условия видимости луны в зависимости от фазы. Луна участвует в суточном движении небесной сферы, но в отличие от планет, она быстро перемещается с запада на восток, т.е. в направлении противоположном суточному вращению небесной сферы. Это явление вы можете пронаблюдать: каждый вечер, отмечая по часам время верхней кульминации Луны, вы убедитесь, что луна приходит к небесному меридиану с опозданием на 50 минут ­ Синодический и сидерический месяц. Время, за которое Луна делает полный оборот вокруг Земли называется ­ нечных и лунных затмений Высказывают обоснованные предположения о ха- рактере движения Луны относительно различных систем отсчета. В совместной беседе с учителем приходят к выводу о наклоне орбиты вращения Луны относительно орбиты Земли вокруг Солнца. Отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении наблюдаемой на Земле освещенной части Луны. Совместно с учителем приходят к выводу о возможности такого взаимного расположения трех небесных тел, когда на участок Земли падает тень от Луны. Отвечают на вопросы. Анализируют Физмимнут ка 5. Доклад  учащихся 6. Закреплени е материала сидерическим месяцем. Он равен примерно 27 сут. Промежуток времени между одинаковыми фазами Луны называется синодическим месяцем. Он равен 29,5 суток. ­ ­ Солнечное затмение. Когда Луна при своём движении вокруг Земли полностью или частично заслоняет Солнце, происходит Солнечное затмение. Во время полного затмения луна закрывает весь диск Солнца, благодаря тому, что видимые диаметры луны и солнца почти одинаковы. Солнце имеет вид чёрного диска, окружённого нежным сиянием. Дневной свет настолько ослабевает, что можно увидеть на небе планеты и яркие звёзды. В древнерусском произведении «Слово о полку Игореве» есть описание этого явления. Затмение привело в ужас воинов князя, они увидели в этом явлении дурное предзнаменование изображение, представленное на экра- не. В совместной беседе с учителем делают вывод о том, что кольцевое затмение свидетельствует об изменении расстояний между светилами. Желающие представляют доклад «Лунные и солнечные затмения в истории». Фронтально обсуждают вопросы Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают предположения с обоснованием. Применени е полученны х знаний для решения задач  Опровергните мнение «мы видим только 1 полушарие Луны потому, что Луна не вращается вокруг своей оси» период вращения Луны вокруг оси равен периоду её обращения вокруг Земли  Что такое фаза Луны? Наблюдаемая с земли освещённая часть лунного диска  «Как ярко светит Луна» - верно ли выражение с точки зрения астрономии»  Что такое Синодический месяц? Чему он равен? Промежуток времени между одинаковыми фазами Луны. Равен 29,5 суток.  Что такое сидерический месяц? Чему он равен? Время, за которое Луна делает полный оборот вокруг Земли. Равен 27 сут.  При каком условии происходит лунное затмение? Когда при движении вокруг Земли Луна попадает в конус земной тени, которую отбрасывает освещённый Солнцем земной шар. Луна пересекает плоскость эклиптики в фазе полнолуния.  При каком условии происходит солнечное затмение? Когда Луна при своём движении вокруг Земли полностью или частично заслоняет Солнце. Когда Луна пересекает плоскость эклиптики в фазе новолуния  На флаге Турции изображена Луна в последней четверти и звезда. (показать рисунок). В чём несостоятельность этого рисунка как астрономического явления? (Звезда не может быть видна внутри диска Луны, дополненного до круга (рис. 31, а). Все небесные светила гораздо дальше Луны и, следовательно, должны ею заслоняться. Их можно видеть только за краем неосвещенной части Луны 7.Итог урока ­ 1. Определите, какие созвездия мы можем увидеть сегодня в 21 Резерв урока. Работа с картой звездного неба час ? Определите, в каком созвездии находится сейчас солнце. Его координаты ­ Луна в знаке Водолей. Это время идеально подходит для любой умственной и творческой деятельности. Полезно заняться самообразованием и получением новых знаний, изучением и внедрением новых технологий. 19 октября 2018 года в 12:00 - 10 лунный день. Благоприятное для творчества, любви и духовных поисков время. как важные, так и не очень дела. Неприятные события если и случатся, что само по себе маловероятно, то будут кратковременными и не принесут особо ощутимого вреда. Растущая Луна (±) ­ ­ Луна находится в фазе Растущая Луна. Вторая лунная фаза Хорошо продвигаются абсолютно любые, - это промежуток между первой лунной четвертью и Заслушивают информацию «Юного астролога2 8 Рефлексия деятельнос ти. 9. Домашнее задание полнолунием. В этот период продолжается активный рост Луны. Для второй фазы свойственен еще более значительный подъем энергии и внутренних сил, сильно выраженная активность. -Совпадает ли наше внутреннее состояние с астрологическим прогнозом.? Спасибо, ребята, за урок. Пусть в вашей жизни никогда не будет солнечных и лунных затмений, и я дарю вам на память каждому гороскоп на следующую неделю. Удачи вам! Учебник, § 7, 8. Темы докладов (по желанию): «Огненные и водяные часы в древности»; «Изобретение первых механических часов»; «Календарь древних славян»; «Принцип счета времени в Древнем Вавилоне»; Записывают домашнее задание Отвечают на вопрос Саморефлекс ия  деятельности  на уроке

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"

Открытый урок по астрономии "Движение и фазы луны. Затмения Солнца и Луны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019