Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

  • Мероприятия
  • Рабочие листы
  • ppt
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал можно использовать при проведении уроков биологии в 7 классе при изучении типа Членистоногие. В данном материале предоставлена презентация "Отряд Чешуекрылые", разработка урока, сценка о роли бабочек, сообщения о бабочках, информационный лист для проведения урока, рисунки бабочек и стихи о них.
Иконка файла материала отряд чешуекрылые.ppt
Цветки, оторвавшиеся от растений… «Долина вся в цветах, Над этими цветами –  Рой пестрых бабочек, Цветов летучих рой.»                     А. Майков
Древнегреческая легенда: «Когда ­ то богиня цветов  Флора решила сделать  богу Зевсу подарок. Она  взяла чистоту раннего  утра, свежесть горного  ручья, хрустальный блеск  утренней росы, красоту и  благоуханье всех земных  растений и создала цветок,  равного которому не было  на всем белом свете. Бог  Зевс, увидев такой  великолепный подарок, не  удержался и поцеловал  нежные лепестки и­ о чудо!  – цветок оторвался от  стебля и полетел.»
Тема урока: «Эти летающие цветы – бабочки!». Цель урока:  изучить особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек;  продолжить формирование умений систематизировать живые организмы,  выделять главное существенное в изучаемом материале; познакомиться с многообразием представителей отряда чешуекрылые,  обитающих в Липецкой области; рассмотреть значение чешуекрылых в природе и жизни человека; развивать навыки самостоятельности мышления и умения делать выводы.
Проблема: Действительно ли бабочки произошли  из цветков, оторвавшихся от  растений?
Тестовые задания                 1. Какой характерный признак отличает большинство животных от  растений? а)наличие размножения б)ограниченный рост в)способность к фотосинтезу 2.Какой общий признак характеризует членистоногих? а) членистые конечности б) мешковидное тело в) две пары усиков 3. У большинства насекомых: а)три пары ног б)четыре пары ног в)пять и более пар ног 4. К насекомым относится: а)тарантул б)беззубка в)комар
Тестовые задания                     5. Характерный признак отряда Бабочки: а)передние крылья превращены в твердые надкрылья б)крылья покрыты чешуйками в)задние крылья превращены в жужжальца 6. Как расположены чешуйки на крыльях бабочки? а)отдельными скоплениями б)черепицеобразно налегают друг на друга в)беспорядочно 7. Суперособенность, характерная для всех бабочек без исключения: а)шесть ног б)крылья покрыты чешуйками в)тело покрыто чешуйками 8. Подражательное сходство бабочки стеклянницы и шершня  называется: а)мимикрия б)покровительственная окраска в)меняющаяся окраска 9. На какой стадии развития бабочка питается листьями растений? а)на стадии гусеницы б)на стадии куколки в)во взрослом состоянии.
У. Холенд писал: «Насекомые сейчас­  единственные существа,  оспаривающие у человека  право господства над  планетой»
Характерные черты строения  чешуекрылых 1.Наличие чешуек на крыльях и на теле Виды чешуек: пигментные, пахучие, оптические Аполлон (Apollo parnassius) Нимфалида (Siproeta stelenes)
Многообразие форм крыльев бабочек
Мимикрия  у  бабочек Мимикрия­ это явление, при котором незащищенные животные  подражают по форме и окраске защищенным Окраска бабочки- ленточника (внизу) сходна с окраской бабочки-монарха (вверху). Ленточник не содержит токсина, присутствующего в организме монарха, и такая мимикрия помогает ему защититься от разборчивых хищников
2.Тип ротового аппарата
3.Развитие с метаморфозом  Развитие с  метаморфозом  (яйцо, личинка,  куколка, взрослое  насекомое)
Найти биологическую ошибку: Этот странный дом без окон У людей зовётся кокон. Свив на ветке этот дом,  Дремлет гусеница в нём, Спит без просыпа всю зиму, А зима промчалась мимо. Март, апрель, капель, весна… Просыпайся, Сонюшка, Под весенним ярким солнышком! Гусенице не до сна – стала бабочкой она!
Ночные бабочки Большой ночной павлиний  глаз (Saturnia pyri) Медведица геба (Arctia hebe)
4.Дневные бабочки Многоцветница (Nymphalis polychioros)
Значение чешуекрылых в природе и  жизни человека Задание «Собрать народные приметы» 1. Ночные бабочки в дом влетают­… 2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится  укрыться в защищенном месте­… 3. Аполлон летит и нектар собирает­… 4. Ночные бабочки в дождь летают­… 5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из  гнезда­… А. …быть буре. Б. …сильный ветер предвещают. В. …быть солнечной погоде. Г. …быть грозе. Д. …тепло предвещают.
«Я совал цветок и он завял, я поймал мотылька и он умер, и  тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только  сердцем»
По страницам Красной книги  104 вида бабочек в  Красной книге  Международного  союза охраны  природы  В Красную книгу  Липецкой области  занесено 49 видов из  отряда Чешуекрылые
Тестовые задания 10.В чем, по вашему мнению,  заключается сходство  бабочек с цветами? а)бабочки и цветы имеют  одинаковое строение б) бабочки и цветы являются  украшением нашей  природы в)бабочки и цветы одинаково  размножаются.
Проверь себя  1­б  2­а  3­а  4­в  5­б  6­б  7­б  8­а  9­а  10­б
Домашнее  задание  Творческое задание: 1)составить кроссворд; 2)нарисовать на альбомном листе  бабочку;  3)написать и оформить сочинение­  сказку «Приключение бабочки»
Спасибо за  внимание!