Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"
Оценка 4.6

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Оценка 4.6
Мероприятия +1
DOC
биология
7 кл
01.06.2017
Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"
Материал можно использовать при проведении уроков биологии в 7 классе при изучении типа Членистоногие. В данном материале предоставлена презентация "Отряд Чешуекрылые", разработка урока, сценка о роли бабочек, сообщения о бабочках, информационный лист для проведения урока, рисунки бабочек и стихи о них.
урок эти летающие цветы - бабочки.DOC
План – конспект урока Тема урока: «Эти летающие цветы – бабочки». Цель урока:  изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития  бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе и жизни человека. Задачи:  сформировать знания об особенностях строения чешуекрылых; продолжить   формирование   умений   систематизировать   живые   организмы, выделять главное существенное в изучаемом материале;  развивать   навыки   самостоятельности   мышления   и   умения   делать   выводы; прививать учащимся  чувство ответственности по отношению к окружающему миру. Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний Форма организации: урок – презентация Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация,  таблицы, Красная книга, коллекции бабочек Ход урока: 1.Оргмомент 2.Вводная часть.  Вступительное слово учителя (древнегреческая легенда) (слайд 1) Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительными созданиями,  населяющими практически все уголки нашей планеты. Это – бабочки. Для  каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечают большинство  из нас. Бабочки­ это прекрасные творения живой природы, вершина её  художественного мастерства, шедевр эволюции. Это им посвятил свои строки А. Майков. Долина вся в цветах, Над этими цветами –  Рой пестрых бабочек, Цветов летучих рой.  В одной древнегреческой легенде говорится: (слайд 2) «Когда ­ то богиня  цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего  утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и  благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не  было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не  удержался и поцеловал нежные лепестки и­ о чудо! – цветок оторвался от  стебля и полетел.» Так по древнегреческой легенде появились на Земле  бабочки. Тема нашего урока так и звучит: «Эти летающие цветы­ бабочки!»(слайд  3). Ребята, а давайте вместе выясним: действительно ли бабочки произошли из  цветков, оторвавшихся от растений?(слайд 4). Перед вами на столах лежат информационные листы, которые состоят из  рабочей страницы (на ней вы будете писать тему урока, основные понятия  темы, домашнее задание) и теста ­ опросника ( с ним вы работаете на  протяжении всего урока, а в заключении каждый сам выставит себе оценку).  Информационный лист – это часть вашей рабочей тетради, дома вы вклеите  его туда. Итак, запишите тему урока. 3.  Проверка и закрепление изученного ранее материала. Учитель. Ребята, чтобы нам перейти к новой теме, мы должны вспомнить  известный нам материал.  1. Какие царства живых организмов Вам известны? 2. К какому царству относят бабочек? (к царству животные). 3. Верно. Давайте ответим на первый вопрос теста в информационном листе  (работают 1 минуту).(слайд 5) Учитель. Ребята, а теперь давайте вспомним, какой тип мы начали с вами  изучать? (тип Членистоногие). Верно. На какие классы делится тип Членистоногие? Тип Членистоногие                                            /                     /                   /                                     Класс             Класс                Класс                             Ракообразные    Паукообразные   Насекомые Ребята! А какая группа членистоногих является самой многочисленной? (информация короткой строкой о насекомых, подготовленная учащимися) В своем произведении «Книга о ночных бабочках» У. Холенд писал:      (слайд 7)«Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека  право господства над планетой».  Их насчитывают около1500000 видов. Учитель. К какому классу мы отнесем с вами бабочек, или чешуекрылых? (к  насекомым). Итак, вспомните сейчас характерные признаки представителей  данных систематических категорий, ответив на 2, 3, 4 вопросы теста в  информационном листе ( работают с информационным листом 3 минуты). (слайд 5) Учитель. Таким образом, на основе небольшого повторения мы с вами  вплотную подошли к изучению отряда Чешуекрылые.  4. Изучение нового материала. Учитель. В самом начале изучения нового материала нам необходимо сделать паспорт бабочки. Для этого запишем краткую классификацию бабочек на  рабочей странице информационного листа и на доске: Царство Животные Тип Членистоногие Класс Насекомые Отряд Бабочки, или Чешуекрылые. В процессе работы с коллекциями, рисунками учащиеся выявляют основные  признаки отряда чешуекрылых. Ребята, сейчас мы выясним, какие же общие признаки характерны для всего  отряда бабочек? (слайд 8) а) наличие чешуек на крыльях и на теле (записывают их на рабочей  странице) Чешуйки представляют собой видоизмененные волоски. Они часто различно  окрашены. Из них на крыльях бабочек складывается причудливые и сложные  рисунки Красота бабочки в ее крыльях, в разнообразии окраски. (слайд 9) Это важный  систематический признак отряда. К тому же некоторые бабочки имеют  возможность делаться похожими на других  по окраске и тем самым ввести в  заблуждение хищника или свою жертву. Такая способность называется  мимикрией. (слайд 10) Запишем новый термин на рабочую страницу  информационного листа. б) сосущий ротовой аппарат то есть нечленистый, в покое спирально  завитой, длинный трубчатый хоботок (слайд 11) В его образовании принимают участие нижние челюсти и нижняя губа. Во  время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его в  глубь цветка, и высасывает нектар (слайд 12). Перелетая с цветка на цветок, бабочки  производят перекрестное опыление  растений. Сбор нектара бабочками осуществляется днем, в сумерки и в  ночное время . в) развитие с метаморфозом (создание проблемной ситуации на основе  стихотворного фрагмента) (слайд 13) Какие типы развития характерны для насекомых? Рассказ о размножении  бабочек.( Работа с учебником, рассматриваем цикл развития бабочек) А сейчас мы проверим, как вы поняли размножение бабочек (слайд 14) Я вам прочитаю стихотворение Э.Успенского, а ваша задача ­ найти  биологическую ошибку, которую допустил автор. Этот странный дом без окон У людей зовется кокон. Свив на ветке этот дом, Дремлет гусеница в нем, Спит без просыпа всю зиму, А зима промчалась мимо. Март, апрель, капель, весна…. Просыпайся, Сонюшка, Под весенним ярким солнышком! Гусенице не до сна Стала бабочкой она! Ну а сейчас проверим, как вы усвоили данный материал: отвечаем на 5, 6, 7,  8,9 вопросы теста по основным признакам чешуекрылых (работают с тестом 3  минуты) (слайд 6)  Дневные и ночные бабочки (демонстрация энциклопедии, Красной  книги) (слайды 15, 16) Ночные бабочки (мохнатые усики, крылья  ­ сложены кровлеобразно или в  виде плоского треугольника. Дневные бабочки (булавоусые, длинный хоботок широкие крылья, верхняя и  нижняя сторона крыльев. Для бабочек характерно мозаичное зрение,  предостерегающая окраска, мимикрия).  Физкультминутка (использование ЗТ) Вы, наверное, устали? А теперь ребята встали!  Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. 5. Значение бабочек в природе и жизни человека (выполнение творческих заданий) Учитель. Ребята, бабочки играют огромную роль в природе и жизни человека. А какую, мы  выясним вместе с вами, выполняя творческие задания. Первое задание «Собрать народные приметы» (слайд 17) Соедините предлагаемые начало и конец фраз так, чтобы можно было  прочитать пять народных примет. Сделайте вывод. 1. Ночные бабочки в дом влетают­… 2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном  месте­… 3. Аполлон летит и нектар собирает­… 4. Ночные бабочки в дождь летают­ … 5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда­… А. …быть буре. Б. …сильный ветер предвещают. В. …быть солнечной погоде. Г. …быть грозе. Д. …тепло предвещают. Правильные ответы: 1­Б; 2­Г; 3­В; ;­Д; 5­А. Вывод: по поведению бабочек можно предсказывать погоду. Второе задание «Показать инсценировку». Учащимся выдается сценарий, распределяются роли, они выступают, а затем  формулируется вывод. В сценке участвуют: ведущий, начальник экспедиции, геолог, бабочка­  перламутровка, фиалка золотистая. Ведущий. На лесной полянке росла фиалка золотистая. Жила она спокойно,  радовалась теплому солнышку и свежему ветерку, но вдруг появилась  нежданная гостья­ бабочка­перламутровка. Бабочка. Здравствуй, фиалка! Фиалка. Ну, здравствуй, коль не шутишь. Только ты улетай отсюда  побыстрее, а то и так твои гусеницы у моих сестер все листья съели! Бабочка. Прости, но что поделать, если мои гусеницы питаются только  листьями фиалок. Да, кстати, что это за шум кругом? Фиалка. А, это люди уже около месяца ищут цинковую руду и никак не могут найти. Глупые какие! Бабочка. А почему? Фиалка. Да потому, что я, фиалка золотая, являюсь рудоуказчиком! Знаешь,  какие залежи цинка находятся подо мной­ целый пласт! Ведущий. На поляну вышли начальник экспедиции и геолог. Начальник. Все, хватит! Завтра мы переезжаем в другой район! Но жаль,  ведь здесь столько цветов и бабочек. Посмотри, какая красивая бабочка  перламутровка летает возле фиалки. Ведущий. Геолог был знатоком бабочек и, увидев перламутровку,  воскликнул: Геолог. Никуда не надо переезжать! Ведь гусеницы перламутровки питаются  листьями фиалки золотистой, которая является указчиком цинковых руд!  Здесь должна быть руда! Фиалка. Ну вот и все, теперь вырвут из земли! Уж лучше бы гусеница пару  листьев съела! Вывод: некоторые бабочки могут указывать нахождение полезных  ископаемых. Третье задание «Прочитать стихотворение о роли бабочек» (Опережающее задание было дано ученику). Слушая стихотворение, вы  должны записать в информационном листе ту роль бабочек, о которой  услышите. Будьте внимательны. 6. По страницам Красной книги (демонстрация Красной книги Липецкой  области). Чешуекрылые играют огромную роль в природе и жизни человека,  осуществляют перекрестное опыление Но несоизмеримо  эстетическое  наслаждение от созерцания данных насекомых в природе. Трудно удержаться  от попытки поймать бабочку. Я хочу, чтобы вы запомнили слова одного  писателя, который сказал: (слайд18)  «Я сорвал цветок и он завял, я поймал  мотылька и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться  только сердцем». Ребята, вы знаете, что есть красная книга, в которую занесены редкие  и  исчезающие виды животных. (слайд 19) (говорю про международную красную книгу) У меня в руках красная книга Липецкой области. В неё занесены 49  видов отряда чешуекрылых. Давайте познакомимся с некоторыми из них.   ( сообщения учащихся под музыку).  7. Контроль и учет знаний, домашнее задание. На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями строения и  развития чешуекрылых, вспомнили признаки строения членистоногих,  прослушали дополнительную информацию по новой теме.  Ну а теперь, дорогие друзья, ответьте на последний вопрос нашего теста: что  вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов (слайд 20) Ученики: и бабочки и цветы являются украшением нашей природы! Настало время проверить, как вы справились с тестом полностью(слайд 21).  Домашнее задание записано у вас в информационном листе (слайд 22) Подведение итогов урока (занесение данных в лист индивидуального  контроля знаний). Ну и в заключении урока я хочу поблагодарить (слайд 23)  вас за активную  работу на уроке и подарить всем фотографии редких и исчезающих бабочек  Липецкой области. Ребята, познакомьте с ними своих друзей, братьев, сестер  и родителей. Мы должны сохранить этих бабочек для будущих поколений. И  пусть это будет частью нашего домашнего задания, но не на день, не на год, а  на всю вашу дальнейшую жизнь! Индивидуальная карта контроля знаний учащегося  7б класса Ф.И._____________________________________________________ I. Выполнить тест  1.Какой общий признак характеризует членистоногих? А) членистые конечности Б) мешковидное тело В) две пары усиков 2. Чем покрыто тело членистоногих? А) кутикула Б) хитиновый покров 3. Какие отделы тела у ракообразных и паукообразных? А) головогрудь, брюшко Б) голова, грудь, брюшко 4. К классу насекомых не относятся: А) прямокрылые Б) стрекозы В) скорпионы 5. К отряду прямокрылых относится: А) медведка Б) поденка 6. Развитие без превращения характерно: А) стрекозам Б) жесткокрылым В) прямокрылым *7. К особенностям насекомых, позволившим им  освоить все среды  обитания, НЕ относят: А) разнообразие ротовых аппаратов Б) разнообразие типов конечностей В) разные типы развития Г) наличие хитинового покрова *8. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с  другими членистоногими НЕ относится: А) развитие нервной системы Б) развитие органов чувств В) сложное поведение Г) развитие кровеносной системы Ответы: 1.     ; 2.       ; 3.      ; 4.     ; 5.     ; 6.       ; *7.       ; *8.       .  (критерии оценки теста: 6 заданий+7,8 под * –«5», с 1 по 6 –«4»;  3­5   заданий –«3»). Оценка: II. Выполнить задание по систематике (вспомните систематические  категории и сопоставьте их с приведенными данными):                Империя         Клеточные                                          Ядерные                                          Животные                                          Многоклеточные                                          Членистоногие                                           Насекомые                                           Бабочки                                           Парусники (кавалеры)                                           Настоящие кавалеры                      Вид              Appolio  parnassius (апполон)                                              Оцените выполнение задания:                                   ( «+» если вы  выполнили задание, «­ » ­ если не выполнили)             III. Заполнить таблицу «Характерные особенности строения  чешуекрылых». Название отряда Тип ротового  Особенности Тип развития аппарата строения крыльев Оцените выполнение задания:                                   ( «+» если вы  выполнили задание,  «­» ­ если не выполнили) IV. Самостоятельная работа в группе по заданию:  Оцените выполнение задания:                                    ( «+» если вы  выполнили задание,  «­» ­ если не выполнили) V. Выполнение индивидуального задания. Оценка:                                                                         ( оценивается учителем) Итоговая оценка:

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"

Открытый урок по биологии "Эти летающие цветы-бабочки!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017