Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)
Оценка 4.9

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Оценка 4.9
Занимательные материалы +4
docx
биология
9 кл
29.11.2017
Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)
Цель урока: Рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы. Задачи: Обучающие: на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюции, рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне. Развивающие: продолжить развитие и корректирование интеллектуальных и информационных умений, через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений. Воспитывающие: воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры труда и общения, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для саморазвития.
Открытый урок по общий биологии 9 класс.docx
ГБОУ Красновосходская коррекционная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Иглинского района Республики Башкортостан КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО БИОЛОГИИ «Общие закономерности биологической эволюции» 9 класс Подготовил: учитель технологии, биологии I квалификационной категории   Гайсин Юрик Габдульянович 2016/17 учебный год Цель урока:  Рассмотреть   общие   закономерности   биологической   эволюции,   выявить   закономерности   эволюционного   процесса, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы. Задачи: Обучающие:  на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах   эволюции,   рассмотреть   общие   закономерности   биологической   эволюции,   выявить   закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне.  Развивающие:  продолжить развитие и корректирование интеллектуальных и информационных умений, через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно ­ следственные связи, делать выводы, логически   мыслить,   оформлять   результаты   мыслительных   операций   в   устной   и   письменной   форме.   Развитие коммуникативных и рефлексивных умений. Воспитывающие:  воспитание   ответственного   отношения   к   учебной   деятельности,   культуры   труда   и   общения, формирование   диалектико­материалистического   мировоззрения,   развитие   познавательного   интереса   к   предмету, признание ценности знаний для саморазвития. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок усвоения знаний. Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов. Уровень усвоения: частично­поисковый. Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным  материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно,  осуществление самоконтроля и рефлексии. Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и  решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы. Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные  задачи, устанавливать причинно­следственные связи, развивать способности к самоанализу. Основные понятия урока: филогенез, дивергенция, конвергенция Источники информации: Биология. ОБЩИЕ ЗАКОМЕРНОСТИ. 9 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 66 стр; электронная презентация. Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся. План урока:  Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. Поиск решения проблемы. Первичное закрепление знаний.  Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. Ход работы: №п.п Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Сопровождение 1 2 Орг. Момент 1 мин Опрос д/з 10 мин ­   Здравствуйте,   ребята.   Садитесь.   Дежурный сообщите имена отсутствующих? ­  На   прошлом   уроке   мы   с  вами   изучили   тему: «Главные направления эволюции». ­ И так, давайте повторим изученный материал: 1.   задание:   Дайте   определение   понятиям: ароморфоз,   идиоадаптации,   общая   дегенерация, приведите примеры. 2.   задание:   На   доске   изображены   примеры, описывающие   разновидности   направлений эволюции,   распределите   их   в   тир   графы: ароморфозы, общая дегенерация..(выполните письменно в тетради) идиоадаптации,     Сегодня отсутствуют……..   на   уроке Слайд №1,2 1. Задание:  Ароморфоз  –   это   усложнение структурно­функциональной организации, поднятие ее на более высокий   уровень.   (переход   от пассивного питания к активному – появление у челюстей 3. задание: электронные тест (1 человек) позвоночных)   – Идиоадаптация  это приспособление   к   специальным условиям   среды,   полезное   в борьбе   за   существование,   но   не изменяющее   уровня   организации животных или растений. (пятипалая   млекопитающихся)   конечность Общая   дегенерация   –  это упрощение   организации   ведущий к исчезновению органов активной жизни.   (виды   перешедшие   от свободного   образа   жизни   к паразитизму   отличаются   по строению аскарида человеческая   и   плоский   червь ламинария) –     2. Задание: 1) ячеистые легкие у рептилий;  2) первичная   кора   головного мозга у рептилий;  3) голый хвост у бобра;  4) отсутствие   конечностей   у змей;  5) отсутствие повилики;    корней   у 6) возникновение перегородки в у сердца   желудочке рептилий;    7) молочные   железы   у млекопитающих;  8) образование   ластов   у моржей;  9) отсутствие   кровеносной системы у цепней;  10) отсутствие   потовых желез у собак 3 Изучение новой темы: ­ Сравните дождевого червя и личинку майского  жука. Дождевой червь относится к типу  Кольчатые черви классу  Малощетинковые черви. Имеет  Слайд 3 15мин вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится  небольшая подвижная головная  лопасть, лишенная глаз, антенн и  щупалец. Тело сегментировано,  снабжено маленькими щетинками. Пиявка относится к типу  Кольчатые черви, классу Пиявки.  Имеет вытянутое, уплощенное в  спинно­брюшном направлении тело, на переднем и заднем концах  расположены присоски, щетинки  отсутствуют. Личика майского жука относится к типу   Членистоногие,   классу Насекомые.   Внешне   похожа   на червя,   хорошо   передвигается   в почве, Из­за того что обитают под землей   не   имеют   глаз.   Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа,   благодаря   ему   личинка майского   жука   роет   землю   и питается растительными остатками Слайд №4 ­ Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и  относятся к одному типу? ­ Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми  чертами сходства, но относятся к разным типам  животных? ­ Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем  изучать на уроке? Целеполагание: Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции. и корнями растений. Продолжим учиться работать с учебной  литературой, извлекать из нее нужную  информацию; составлять небольшие сообщения,  излагать их содержание и формулировать  вопросы; мыслить и четко отвечать на  поставленные вопросы, решать биологические  задачи и задания тестового характера, оценивать  свою работу. ­ Вспомните определение эволюции? Ведут разный образ жизни – среда обитания,   пиявка   –   хищник   или паразит,   а   червь   в   основном растительноядные   или   могут   питаться органическими веществами,   содержащимися   в песке. Способ добычи пищи, образ жизни. ­  Среди форм эволюции выделяют:  Закономерности эволюции. Поиск решения проблемы Дивергенцию Конвергенцию ­ Рассмотрим более подробно эти формы и  выясним их эволюционное значение. ­ Задание для 1 группы: прочитайте текст  учебника с.66­67 “Дивергенция”. Раскройте  содержание понятия дивергенция. Чем можно  объяснить различие признаков у организмов  Групповая  работа с  текстом  учебника. Эволюция – процесс исторического родственных групп. Задание для 2 группы: прочитайте текст  учебника с.67­70 “Конвергенция”. развития живой природы на основе  изменчивости, наследственности и  естественного отбора. Слайд №5,6,7 Диалоговое  общение на  основе работы  с материалами  учебника: ­ Раскройте содержание понятия конвергенция.  Чем можно объяснить возникновение общего  сходства у неродственных групп организмов.  Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в  одинаковых условиях. ­ Что такое дивергенция? ­ Расхождение признаков организма в пределах  одной систематической группы, которое  возникает под воздействием изменчивости,  закрепляется наследственно, в итоге от одного  общего предка образуются разные подвиды и  виды. ­ Приведите примеры дивергенции. (рассмотреть в качестве примера дивергенцию  млекопитающих и видоизмененных листьев  растений) (Приложение №1) ­  На каком уровне можно наблюдать  Работа в группах с учебником Слайд №8,9,10 дивергенцию. ­ Какова роль дивергенции в процессе эволюции? Формулирование вывода: после возникновения  крупных систематических групп на пути  ароморфоза начинается крупная дивергентная  эволюция этой группы путем приобретения  адаптаций.  ­ Что такое конвергенция? (Приложение №2) ­ Как могло возникнуть сходное внешнее  сходство у животных разных систематических  групп? А внутреннее? Дивергировать могут виды,  семейства, отряды. Дивергенция приводит к  возникновению разнообразных по  строению и функциям организмов,  что обеспечивает более полное  использование условий среды. Запись в  тетради: ­ Может ли эволюционный процесс дать  обратный ход и жизнь вернется к истокам? ­ Подвести к выводу: в истории Земли нередко  возникали физические условия, повторяющие  уже существовавшие ранее. Например,  территория Западной Сибири неоднократно  Конвергенция ­ схождение  признаков в процессе эволюции  неблизкородственных групп  организмов, приобретение ими  сходного строения в результате  существования в сходных условиях Слайд 11 поднималась со дна моря и вновь опускалась. Виды отличаются друг от друга не отдельными  признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков  статистически невероятно, исходя из чего:  эволюция – процесс необратимый. ­ Правила эволюции: (Приложение №3) памятки и одинаково направленного  естественного отбора.)  В одних условиях существования  животные, относящиеся к разным  систематическим группам, могут  приобретать сходное внешнее  строение (конвергентное сходство)  ­ Нет. Правило необратимости эволюции Правило чередования главных направлений  эволюции. ­ После текста вам даны два вопроса на которые  вы должны подготовить ответ к следующему  уроку. 4 Закрепление: ­ Сравнительная характеристика объективных  показателей основных форм органической  Читают вслух текст памятки. Слайд № 12 10мин: эволюции.  Форма эволюции Краткая характеристика Причины сходства признаков Причины  различия признаков Примеры . ­ Сравните организмы и объясните, к какому  явлению относится их сходство или различие.  Ответы внесите в таблицу: Дивергенция Конвергенция Медведка и крот (сходство форм передних ног)  Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия  в строении)  Дивергенция  Расхождение  признаков организма в пределах  одной систематической группы,  которое возникает под  воздействием изменчивости,  закрепляется наследственно, в  итоге от одного общего предка  образуются разные подвиды и виды. Родство организмов Формирование разного рода  адаптаций в различных условиях  среды  Схождение  Конвергенция признаков в процессе эволюции  неблизкородственных групп  организмов, приобретение ими  сходного строения в результате  существования в сходных условиях и одинаково направленного  естественного отбора. Формирование сходных  адаптаций в одинаковых условиях  средыОрганизмы относят к разным  Слайд №13­26 Слайд №27 Заяц­беляк и заяц­русак  систематическим группам. Верблюд и курдючная овца (запас жира)  Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый  Ключ  Дивергенция Конвергенция                   2, 3, 5, 7, 8, 9, 11 1, 4, 6, 10, 12, 13,  14 Речной рак и скорпион (имеют клешни)  Речной рак и краб (имеют клешни)  Виноградная улитка и большой прудовик  Плавунец окаймленный и плавунец черный­ тинник  Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги) Лягушка и жаба  Лягушка и комнатная муха (анабиоз)  Бражник и колибри (не садятся на цветок в  процессе питания, а зависают над ним в воздухе,  быстро­быстро перебирая узкими крыльями)  Еж и ехидна (сходство покрова)  5 Повторение: 5 мин: ­ А теперь я предлагаю вам поработать над  повторение и вспомнить основные моменты  изученных ранее тем: Работа с интерактивной доской 1 – 3, 2­1, 3­3. Работа у доски. Отвечают и сдают листочки Слайд № 28 6 Вывод по уроку: 4 мин: ­ На слайде изображены рисунки видов борьбы за существование, нужно выбрать 1 лишний в  каждом ряду.. ­ Перед вами матрешки с понятиями, но они  перепутаны соберите их правильно. ­ И так с какими новыми понятиями мы  познакомились на уроке? ­ Что бы понять как прошел наш урок я попрошу  вас ответить на вопросы: 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не  доволен 3. Урок для меня показался коротким /  длинным 4. За урок яне устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен понятен / не  полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / не интересным 7 Д/З: 1 мин: ­ Домашнее задание п 13, ответ на вопросы в  памятке, Плотников А, Зыкова В, Курбатова А  получают олимпиадные задания. Записывают в дневнике. Слайд № 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Дивергенция Появление   новых   форм   всегда   связано   с   приспособлением   к   местным   географическим   и   экологическим   условиям существования. Так, класс млекопитающих состоит из многочисленных отрядов, представители которых отличаются родом пищи, особенностями мест обитания, то есть условиями существования (насекомоядные, рукокрылые, хищные, парнокопытные, китообразные и т. д.). Каждый из этих отрядов включает подотряды и семейства, которые, в свою очередь   характеризуются   не   только   специфическими   морфологическими   признаками,   но   и   экологическими особенностями (формы бегающие, скачущие, лазающие, роющие, плавающие). Внутри любого семейства виды и роды различаются образом жизни, объектами питания и т. п. Как указывал Дарвин, в основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция. Дивергенция любого масштаба есть результат действия естественного отбора в форме группового отбора (сохраняются или устраняются виды, роды, семейства и т. д.). Групповой отбор так же основан на индивидуальном отборе внутри популяции. Вымирание вида происходит за счёт гибели отдельных особей. Своеобразие   морфологических   особенностей   организмов,   приобретаемых   в   процессе   дивергенции,   имеет   некоторую единую основу в виде генофонда родственных форм. Конечности всех млекопитающих сильно отличаются, но имеют единый план строения и представляют собой пятипалую конечность. Поэтому органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение, независимо от выполняемой функции, называют гомологичными. Примером гомологичных органов у растений являются усы гороха, колючки кактуса – всё это видоизменённые листья. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Конвергенция В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать  сходное строение. Такое сходство строения возникает при сходстве функций и ограничивается лишь органами,  непосредственно связанными с одними и теми же факторами среды. Внешне очень похожи хамелеоны и агамы, лазающие  по ветвям деревьев, хотя относятся к разным подотрядам. У позвоночных животных конвергентное сходство обнаруживают конечности морских рептилий и млекопитающих. Схождение признаков затрагивает в основном лишь те органы, которые непосредственно связаны со сходными условиями  среды. 1. Правило необратимости эволюции: ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Л. Долло в 1893 г. так сформулировал закон о необратимости эволюции: "Организм ни целиком, ни даже отчасти не может вернуться к состоянию, уже осуществленному в ряду его предков". Бельгийский палеонтолог Л. Долло сформулировал общее положение, что эволюция представляет   процесс   необратимый.   Это   положение   многократно   затем подтверждалось  и получило название закона Долло. Сам автор дал очень краткую формулировку закона необратимости эволюции. Он не всегда бывал правильно понят и вызывал иногда не вполне обоснованные возражения. По Долло, «организм не может вернуться, даже частично, к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков». ПРАВИЛО ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭВОЛЮЦИИ Сформулированное А. Н. Северцовым (1910) правило, согласно которому между путями эволюции  имеются определенные соотношения: после ароморфоза (выхода группы в новую среду)  начинается интенсивный аллогенез (освоение новых условий среды) и формирование новых  таксонов данной естественной группы организмов (происходит адаптивная радиация). Такое  чередование направлений эволюции характерно для всех групп животных и растений. 2. Задания: Найди информацию об ученых, которые внесли вклад в создание данных законов.                  Дай определения выделенным понятиям, используя дополнительную литературу.

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2017