Открытый урок по биологии на тему "Общие закономерности биологической эволюции"(9 класс)

  • Занимательные материалы
  • Контроль знаний
  • Лекции
  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 29.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы. Задачи: Обучающие: на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюции, рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне. Развивающие: продолжить развитие и корректирование интеллектуальных и информационных умений, через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений. Воспитывающие: воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры труда и общения, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для саморазвития.
Иконка файла материала Открытый урок по общий биологии 9 класс.docx
ГБОУ Красновосходская коррекционная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Иглинского района Республики Башкортостан КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО БИОЛОГИИ «Общие закономерности биологической эволюции» 9 класс Подготовил: учитель технологии, биологии I квалификационной категории   Гайсин Юрик Габдульянович 2016/17 учебный годЦель урока:  Рассмотреть   общие   закономерности   биологической   эволюции,   выявить   закономерности   эволюционного   процесса, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы. Задачи: Обучающие:  на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах   эволюции,   рассмотреть   общие   закономерности   биологической   эволюции,   выявить   закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне.  Развивающие:  продолжить развитие и корректирование интеллектуальных и информационных умений, через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно ­ следственные связи, делать выводы, логически   мыслить,   оформлять   результаты   мыслительных   операций   в   устной   и   письменной   форме.   Развитие коммуникативных и рефлексивных умений. Воспитывающие:  воспитание   ответственного   отношения   к   учебной   деятельности,   культуры   труда   и   общения, формирование   диалектико­материалистического   мировоззрения,   развитие   познавательного   интереса   к   предмету, признание ценности знаний для саморазвития. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок усвоения знаний. Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.Уровень усвоения: частично­поисковый. Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным  материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно,  осуществление самоконтроля и рефлексии. Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и  решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы. Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные  задачи, устанавливать причинно­следственные связи, развивать способности к самоанализу. Основные понятия урока: филогенез, дивергенция, конвергенция Источники информации: Биология. ОБЩИЕ ЗАКОМЕРНОСТИ. 9 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 66 стр; электронная презентация. Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся. План урока:  Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. Поиск решения проблемы.Первичное закрепление знаний.  Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. Ход работы: №п.п Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Сопровождение 1 2 Орг. Момент 1 мин Опрос д/з 10 мин ­   Здравствуйте,   ребята.   Садитесь.   Дежурный сообщите имена отсутствующих? ­  На   прошлом   уроке   мы   с  вами   изучили   тему: «Главные направления эволюции». ­ И так, давайте повторим изученный материал: 1.   задание:   Дайте   определение   понятиям: ароморфоз,   идиоадаптации,   общая   дегенерация, приведите примеры. 2.   задание:   На   доске   изображены   примеры, описывающие   разновидности   направлений эволюции,   распределите   их   в   тир   графы: ароморфозы, общая дегенерация..(выполните письменно в тетради) идиоадаптации,     Сегодня отсутствуют……..   на   уроке Слайд №1,2 1. Задание:  Ароморфоз  –   это   усложнение структурно­функциональной организации, поднятие ее на более высокий   уровень.   (переход   от пассивного питания к активному – появление у челюстей3. задание: электронные тест (1 человек) позвоночных)   – Идиоадаптация  это приспособление   к   специальным условиям   среды,   полезное   в борьбе   за   существование,   но   не изменяющее   уровня   организации животных или растений. (пятипалая   млекопитающихся)   конечность Общая   дегенерация   –  это упрощение   организации   ведущий к исчезновению органов активной жизни.   (виды   перешедшие   от свободного   образа   жизни   к паразитизму   отличаются   по строению аскарида человеческая   и   плоский   червь ламинария) –     2. Задание: 1) ячеистые легкие у рептилий;  2) первичная   кора   головногомозга у рептилий;  3) голый хвост у бобра;  4) отсутствие   конечностей   у змей;  5) отсутствие повилики;    корней   у 6) возникновение перегородки в у сердца   желудочке рептилий;    7) молочные   железы   у млекопитающих;  8) образование   ластов   у моржей;  9) отсутствие   кровеносной системы у цепней;  10) отсутствие   потовых желез у собак 3 Изучение новой темы: ­ Сравните дождевого червя и личинку майского  жука. Дождевой червь относится к типу  Кольчатые черви классу  Малощетинковые черви. Имеет  Слайд 315мин вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится  небольшая подвижная головная  лопасть, лишенная глаз, антенн и  щупалец. Тело сегментировано,  снабжено маленькими щетинками. Пиявка относится к типу  Кольчатые черви, классу Пиявки.  Имеет вытянутое, уплощенное в  спинно­брюшном направлении тело, на переднем и заднем концах  расположены присоски, щетинки  отсутствуют. Личика майского жука относится к типу   Членистоногие,   классу Насекомые.   Внешне   похожа   на червя,   хорошо   передвигается   в почве, Из­за того что обитают под землей   не   имеют   глаз.   Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа,   благодаря   ему   личинка майского   жука   роет   землю   и питается растительными остатками Слайд №4 ­ Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и  относятся к одному типу? ­ Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми  чертами сходства, но относятся к разным типам  животных? ­ Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем  изучать на уроке?Целеполагание: Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции. и корнями растений. Продолжим учиться работать с учебной  литературой, извлекать из нее нужную  информацию; составлять небольшие сообщения,  излагать их содержание и формулировать  вопросы; мыслить и четко отвечать на  поставленные вопросы, решать биологические  задачи и задания тестового характера, оценивать  свою работу. ­ Вспомните определение эволюции? Ведут разный образ жизни – среда обитания,   пиявка   –   хищник   или паразит,   а   червь   в   основном растительноядные   или   могут   питаться органическими веществами,   содержащимися   в песке. Способ добычи пищи, образ жизни. ­  Среди форм эволюции выделяют:  Закономерности эволюции. Поиск решения проблемы Дивергенцию Конвергенцию ­ Рассмотрим более подробно эти формы и  выясним их эволюционное значение. ­ Задание для 1 группы: прочитайте текст  учебника с.66­67 “Дивергенция”. Раскройте  содержание понятия дивергенция. Чем можно  объяснить различие признаков у организмов  Групповая  работа с  текстом  учебника. Эволюция – процесс историческогородственных групп. Задание для 2 группы: прочитайте текст  учебника с.67­70 “Конвергенция”. развития живой природы на основе  изменчивости, наследственности и  естественного отбора. Слайд №5,6,7 Диалоговое  общение на  основе работы  с материалами  учебника: ­ Раскройте содержание понятия конвергенция.  Чем можно объяснить возникновение общего  сходства у неродственных групп организмов.  Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в  одинаковых условиях. ­ Что такое дивергенция? ­ Расхождение признаков организма в пределах  одной систематической группы, которое  возникает под воздействием изменчивости,  закрепляется наследственно, в итоге от одного  общего предка образуются разные подвиды и  виды. ­ Приведите примеры дивергенции. (рассмотреть в качестве примера дивергенцию  млекопитающих и видоизмененных листьев  растений) (Приложение №1) ­  На каком уровне можно наблюдать  Работа в группах с учебником Слайд №8,9,10дивергенцию. ­ Какова роль дивергенции в процессе эволюции? Формулирование вывода: после возникновения  крупных систематических групп на пути  ароморфоза начинается крупная дивергентная  эволюция этой группы путем приобретения  адаптаций.  ­ Что такое конвергенция? (Приложение №2) ­ Как могло возникнуть сходное внешнее  сходство у животных разных систематических  групп? А внутреннее? Дивергировать могут виды,  семейства, отряды. Дивергенция приводит к  возникновению разнообразных по  строению и функциям организмов,  что обеспечивает более полное  использование условий среды. Запись в  тетради: ­ Может ли эволюционный процесс дать  обратный ход и жизнь вернется к истокам? ­ Подвести к выводу: в истории Земли нередко  возникали физические условия, повторяющие  уже существовавшие ранее. Например,  территория Западной Сибири неоднократно  Конвергенция ­ схождение  признаков в процессе эволюции  неблизкородственных групп  организмов, приобретение ими  сходного строения в результате  существования в сходных условиях Слайд 11поднималась со дна моря и вновь опускалась. Виды отличаются друг от друга не отдельными  признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков  статистически невероятно, исходя из чего:  эволюция – процесс необратимый. ­ Правила эволюции: (Приложение №3) памятки и одинаково направленного  естественного отбора.)  В одних условиях существования  животные, относящиеся к разным  систематическим группам, могут  приобретать сходное внешнее  строение (конвергентное сходство)  ­ Нет. Правило необратимости эволюции Правило чередования главных направлений  эволюции. ­ После текста вам даны два вопроса на которые  вы должны подготовить ответ к следующему  уроку. 4 Закрепление: ­ Сравнительная характеристика объективных  показателей основных форм органической  Читают вслух текст памятки. Слайд № 1210мин: эволюции.  Форма эволюции Краткая характеристика Причины сходства признаков Причины  различия признаков Примеры . ­ Сравните организмы и объясните, к какому  явлению относится их сходство или различие.  Ответы внесите в таблицу: Дивергенция Конвергенция Медведка и крот (сходство форм передних ног)  Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия  в строении)  Дивергенция  Расхождение  признаков организма в пределах  одной систематической группы,  которое возникает под  воздействием изменчивости,  закрепляется наследственно, в  итоге от одного общего предка  образуются разные подвиды и виды. Родство организмов Формирование разного рода  адаптаций в различных условиях  среды  Схождение  Конвергенция признаков в процессе эволюции  неблизкородственных групп  организмов, приобретение ими  сходного строения в результате  существования в сходных условиях и одинаково направленного  естественного отбора. Формирование сходных  адаптаций в одинаковых условиях  средыОрганизмы относят к разным  Слайд №13­26 Слайд №27Заяц­беляк и заяц­русак  систематическим группам. Верблюд и курдючная овца (запас жира)  Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый  Ключ  Дивергенция Конвергенция                   2, 3, 5, 7, 8, 9, 11 1, 4, 6, 10, 12, 13,  14 Речной рак и скорпион (имеют клешни)  Речной рак и краб (имеют клешни)  Виноградная улитка и большой прудовик  Плавунец окаймленный и плавунец черный­ тинник  Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги) Лягушка и жаба  Лягушка и комнатная муха (анабиоз)  Бражник и колибри (не садятся на цветок в  процессе питания, а зависают над ним в воздухе,  быстро­быстро перебирая узкими крыльями)  Еж и ехидна (сходство покрова)  5 Повторение: 5 мин: ­ А теперь я предлагаю вам поработать над  повторение и вспомнить основные моменты  изученных ранее тем:Работа с интерактивной доской 1 – 3, 2­1, 3­3. Работа у доски. Отвечают и сдают листочки Слайд № 28 6 Вывод по уроку: 4 мин: ­ На слайде изображены рисунки видов борьбы за существование, нужно выбрать 1 лишний в  каждом ряду.. ­ Перед вами матрешки с понятиями, но они  перепутаны соберите их правильно. ­ И так с какими новыми понятиями мы  познакомились на уроке? ­ Что бы понять как прошел наш урок я попрошу  вас ответить на вопросы: 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не  доволен 3. Урок для меня показался коротким /  длинным 4. За урок яне устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен понятен / не  полезен / бесполезенинтересен / скучен легким / трудным интересным / не интересным 7 Д/З: 1 мин: ­ Домашнее задание п 13, ответ на вопросы в  памятке, Плотников А, Зыкова В, Курбатова А  получают олимпиадные задания. Записывают в дневнике. Слайд № 29ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Дивергенция Появление   новых   форм   всегда   связано   с   приспособлением   к   местным   географическим   и   экологическим   условиям существования. Так, класс млекопитающих состоит из многочисленных отрядов, представители которых отличаются родом пищи, особенностями мест обитания, то есть условиями существования (насекомоядные, рукокрылые, хищные, парнокопытные, китообразные и т. д.). Каждый из этих отрядов включает подотряды и семейства, которые, в свою очередь   характеризуются   не   только   специфическими   морфологическими   признаками,   но   и   экологическими особенностями (формы бегающие, скачущие, лазающие, роющие, плавающие). Внутри любого семейства виды и роды различаются образом жизни, объектами питания и т. п. Как указывал Дарвин, в основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция. Дивергенция любого масштаба есть результат действия естественного отбора в форме групповогоотбора (сохраняются или устраняются виды, роды, семейства и т. д.). Групповой отбор так же основан на индивидуальном отборе внутри популяции. Вымирание вида происходит за счёт гибели отдельных особей. Своеобразие   морфологических   особенностей   организмов,   приобретаемых   в   процессе   дивергенции,   имеет   некоторую единую основу в виде генофонда родственных форм. Конечности всех млекопитающих сильно отличаются, но имеют единый план строения и представляют собой пятипалую конечность. Поэтому органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение, независимо от выполняемой функции, называют гомологичными. Примером гомологичных органов у растений являются усы гороха, колючки кактуса – всё это видоизменённые листья. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Конвергенция В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать  сходное строение. Такое сходство строения возникает при сходстве функций и ограничивается лишь органами,  непосредственно связанными с одними и теми же факторами среды. Внешне очень похожи хамелеоны и агамы, лазающие  по ветвям деревьев, хотя относятся к разным подотрядам. У позвоночных животных конвергентное сходство обнаруживают конечности морских рептилий и млекопитающих.Схождение признаков затрагивает в основном лишь те органы, которые непосредственно связаны со сходными условиями  среды. 1. Правило необратимости эволюции: ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ ПРИЛОЖЕНИЕ №3Л. Долло в 1893 г. так сформулировал закон о необратимости эволюции: "Организм ни целиком, ни даже отчасти не может вернуться к состоянию, уже осуществленному в ряду его предков". Бельгийский палеонтолог Л. Долло сформулировал общее положение, что эволюция представляет   процесс   необратимый.   Это   положение   многократно   затем подтверждалось  и получило название закона Долло. Сам автор дал очень краткую формулировку закона необратимости эволюции. Он не всегда бывал правильно понят и вызывал иногда не вполне обоснованные возражения. По Долло, «организм не может вернуться, даже частично, к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков». ПРАВИЛО ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭВОЛЮЦИИ Сформулированное А. Н. Северцовым (1910) правило, согласно которому между путями эволюции  имеются определенные соотношения: после ароморфоза (выхода группы в новую среду)  начинается интенсивный аллогенез (освоение новых условий среды) и формирование новых  таксонов данной естественной группы организмов (происходит адаптивная радиация). Такое  чередование направлений эволюции характерно для всех групп животных и растений. 2. Задания: Найди информацию об ученых, которые внесли вклад в создание данных законов.                  Дай определения выделенным понятиям, используя дополнительную литературу.