Открытый урок по физике на тему "Сила тяжести" 7 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
13.06.2017
• получение представления о силе тяжести, о направлении вектора силы тяжести, о физическом смысле и значении ускорения свободного падения на Земле.
• формирование и развитие информационной компетенции: способности анализировать полученную информацию из текста и трансформировать ее другим учащимся, способности извлечения информации из рассказов одноклассников, способности систематизировать полученную из разных источников информацию• получение представления о силе тяжести, о направлении вектора силы тяжести, о физическом смысле и значении ускорения свободного падения на Земле
Сила тяжести9.docx
9 класс. Открытый урок по теме «Сила тяжести».
Тип урока: изучение и усвоение нового материала.
Цели урока.
Образовательные:
получение представления о силе тяжести, о направлении вектора силы
тяжести, о физическом смысле и значении ускорения свободного
падения на Земле.
Развивающие:
формирование и развитие информационной компетенции: способности
анализировать полученную информацию из текста и трансформировать
ее другим учащимся, способности извлечения информации из рассказов
одноклассников, способности систематизировать полученную из разных
источников информацию.
Формы работы:
Фронтальная.
Групповая со сменными группами.
Содержание урока:
1 Актуализация знаний, вызов (мотивация). (12 мин).
1.1 Учитель задает вопросы классу:
Любите ли вы спорт? Вы занимаетесь спортом или смотрите
спортивные соревнования по телевизору?
Какие виды спорта вы знаете и любите?
Зависит ли результат спортивных состязаний (например : мировой
рекорд) от места проведения этих состязаний?
Если да, то в каких видах спорта? Почему зависит?
Вы предложили много версий . Чтобы получить ответы на последние
вопросы мы с вами сегодня будем изучать силу тяжести.
Тема урока «Сила тяжести».
1 2. Заполнение двухчастного дневника.
Эта тема вам уже знакома. С силой тяжести мы знакомились в 7 классе.
Давайте вспомним , что мы уже знаем по этой теме.
Заполнение таблицы:
Понятие.
Сила тяжести.
Ускорение свободного
падения.
Знаем.
Узнали.
А. Заполняется самостоятельно каждым учащимся – 23 мин.
В. Фронтальное обсуждение. 23 мин.
Мы знаем достаточно много по этой теме. Но сегодня мы узнаем еще
много нового и интересного.
3
Инструкция по изучению нового материала. По месту посадки в кассе объединитесь в группы по 67 человек.
(должно получиться 4 группы учащихся).
Каждая группа получает раздаточный материал, содержащий
только часть общей информации. Группа – эксперты по
определенному вопросу.
Внутри группы необходимо изучить предложенный материал,
выбрать и обсудить главную мысль или главные факты и
подготовиться для объяснения своего изученного материала
одноклассникам.
2 Изучение и осмысление нового материала.
1
Работа в группе экспертов по изучению и осмыслению своего блока
информации. (57 мин).
Блок информации для 1 группы.
«Сила тяжести» и «сила притяжения» – это одно и то же?
Сила притяжения или тяготения – это гравитационная сила, с которой
любое тело притягивается к Земле (частный случай закона всемирного
тяготения). Она направлена к центру Земли. Но каждое тело вместе с Землей
совершает суточное вращение вокруг оси Земли, следовательно имеет
центростремительное ускорение, которое создает центростремительная сила,
действующая на тело и направленная перпендикулярно оси вращения Земли.
Силой тяжести называется векторная разность между силой притяжения
тела к Земле и центростремительной силой, вызванной его обращением вокруг
Земной оси. ( Сделайте рисунок).
На полюсах сила тяжести численно равна силе притяжения к Земле, а на
любой другой широте она меньше силы притяжения. Это различие
максимально на экваторе, т.к. _____________________________________
Блок информации и задание для 2 группы.
Смысл и значение ускорения свободного падения на Земле.
Любая сила (по 2 закону Ньютона) задает телу ускорение. Ускорение,
созданное силой тяжести, принято называть ускорением свободного падения
и обозначать буквой g.
g =F/mт
Из закона всемирного тяготения, для тел на Земле: F= G MЗ mт/RЗ
тогда g = G MЗ /RЗ
Используя
сведения о Земле, рассчитайте значение ускорения
2,
2
свободного падения. Блок информации для 3 группы.
Всегда ли g= 9,8 м/с2 ?
1 Ускорение свободного падения не зависит от массы тела и
одинаково для всех тел в данной точке Земли.
2 Ускорение свободного падения зависит от массы планеты, чем
планета массивнее, тем ускорение свободного падения на ней
_____________.
3 Ускорение свободного падения зависит от плотности пород,
залегающих в каждой местности, т.к. масса Земли распределена по
планете неравномерно. На одной и той же широте Земли в
местностях, где залегают тяжелые руды, ускорение свободного
падения _____________, а если в Земле есть пустоты или
подземные моря,
то ускорение свободного падения
________________.
4 Эту зависимость можно использовать ________________________
Блок информации и задание для 4 группы.
Всегда ли g= 9,8 м/с2 ?
1 Ускорение свободного падения зависит от размеров планеты.
2 Для Земли ускорение свободного падения зависит от широты
местности, т.к. наша планета Земля приплюснута у полюсов. Ее
радиус на экваторе на 21 км больше, чем на полюсах. Поэтому
значение ускорения свободного падения для Земли лежит в
диапазоне от 9, 78 м/с2 до 9, 83 м/с2 . Значение g= 9,8 м/с2 принято
для широты г. Севр близ Парижа, в котором хранятся все земные
эталоны.
3 Ускорение свободного падения зависит от положения тела над
уровнем моря.
Высоко в горах расстояние от центра Земли увеличивается =>
ускорение свободного падения ___________________.
Если опускаться в шахту к центру Земли , то ускорение
свободного падения ______________________.
4 В центре Земли ускорение свободного падения равно «0», т.к.
притяжение всех слоев Земли вокруг тела одинаково.
2
Изменение состава групп. Учащиеся группируются по 4 человека,
по одному представителю из каждой экспертной группы
(получается 67 групп). Внутри каждой группы каждый учащийся по очереди объясняет
одноклассникам свой блок информации и заполняются пропуски
информации, обсуждается и заполняется графа «Узнали» в дневнике
урока. (1520 мин).
3
4
Фронтальное обсуждение заполнения
«Узнали». ( 57 мин).
Возвращение к проблеме урока : В каких же видах спорта результат
соревнования зависит от места проведения этих соревнований и
почему? (групповое, а затем фронтальное обсуждение) ( 23 мин).
пропусков и графы
Каждая группа составляет синквейн с понятием «Сила тяжести».
Рефлексия.
1
(35 мин)
2
3
Вы запускаете космический корабль на Луну. Для этого необходим
космодром. Где вы его построите на Земле ( в России) ? Обоснуйте свой
выбор в 510 предложениях.
Представление синквейнов. Выбор наилучшей работы. (57 мин)
Обсуждение домашнего задания. (12 мин)
3
Открытый урок по физике на тему "Сила тяжести" 7 класс
Открытый урок по физике на тему "Сила тяжести" 7 класс
Открытый урок по физике на тему "Сила тяжести" 7 класс
Открытый урок по физике на тему "Сила тяжести" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.