Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"
Оценка 4.7

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Оценка 4.7
Документация
doc
география
10 кл
23.07.2019
Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"
Политическая карта мира Цель: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностями учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.
Открытый урок по географии 10 класс Политическая карта мира.doc
Введение. Политическая карта мира Цель:  ознакомить   учащихся   со   структурой   курса,   с   источниками информации,   с   особенностями   учебника;   сформировать   представление   о разнообразии   современного   мира,   дать   знания   о   классификации   стран, показать   место   России   в  мире;   развивать   умения   слушать   лекцию   и  вести записи конспекта материала урока. Оборудование:политическая карта мира, атлас, учебник, рабочая тетрадь Ход урока 1. Вступительное слово учителя         В  этом   году   мыпознакомимся   с  особенностью   развития   и  размещения населения и хозяйства в мире и вотдельных странах. В этом нам поможет наука   ­   экономическая   и   социальная   география   мира.  От   каких   слов образовался этот термин? Эта наука сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии. География – наука о Земле, экономика – наука о ведении хозяйства, социология – наука об обществе. Эти науки тесно связаны между собой: изучать Землю, хозяйство стран нельзя без людей, не учитывая человеческий фактор.          В   экономической   географии   появились   новые   направления:   география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, медицинская география, геоэкология и другие.          Большой   вклад   в   развитие   ЭиСГМ   внесли   наши   ученые   –   Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.  2. Знакомство с учебником(по учебнику стр. 5­7) 3. Изучение нового материала Что изображено на политической карте мира? (государства, их столицы и границы между странами). Политическая карта мира постоянно меняется. Ее формирование – процесс длительный, отражающий развитие человеческого общества. Выделяют 5 этапов.  Этап и общественный Промеры государств Важнейшие события строй (до Древний  до.н.э.) Рабовладение  V  в. Средневековый XVIвв.)  (V­   Возникновение,   расцвет и   крушение   первых государств, начало раздела   мира,   первые территорий. захваты   Основной   способ изменений на политической   карте   – войны.  Возникновение   крупных государств. Эпоха Великих     Карфаген,   Древняя Греция,   Древний   Рим, Древний Египет, Китай Священная   Римская империя, Киевская Русь, Византия,  Португалия  и Испания   –   сильнейшие морские державы  Англия, Германия   Франция, СССР, США, Куба Россия, Словакия    Чехия,   Феодализм Новый(XVI­ начало  XX в.) Капитализм  Новейший (XX в.) Капитализм   социализм и Современный  (с   конца XX  в.   по   настоящее время) Капитализм       и географических открытий   (открытие Колумбом   Америки, морского пути в Индию вокруг Африки Васко да Гамой, первое кругосветное   плавание Магеллана). Ярко выраженное   стремление к территориальным захватам    Зарождение становление капиталистических отношений. Колониальные   захваты европейцами в Америке, Азии, Африке. К концу этапа   раздел   мира   Возможен завершен. лишь   его насильственный передел Две   мировые   войны. Образование   мировой социалистической системы. колониальной системы и Распад образование СНГ, «бархатные»   революции в   Восточной   Европе, единой образование Германии, распад Югославии,  образование независимых   государств в Азии и Африке   СССР   Распад              Политическая карта мира к началу XXI в. сформировалась окончательно. Она,   конечно,   может   меняться,   то   эти   изменения   уже   не   будут кардинальными. В настоящее время на политической карте насчитывается 230 государств. Суверенное   государство   –   политически   независимое   государство.   несамоуправляющиеся Остальные   государства   – территории.Метрополия – страна, владеющая колониями.  колонии,   т.е. Классификация стран ­ по размеру территории (страны­гиганты и государства­карлики) ­ по численности населения ­   по   географическому   положению   (приморские,   сухопутные,   островные, полуостровные, страны­архипелаги) Это количественные характеристики стран На основе форзаца учебника и атласа выписать (с указанием столицы): 7  самых   больших   по   площади   стран   мира   –Россия,   Канада,  Китай,   США, Бразилия, Австралия, Индия 5   микрогосударств   Европы   –   Сан­Марино,   Монако,   Ватикан,   Андорра, Лихтенштейн 10 стран с численностью населения более 100 млн. человек – Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония 5  полуостровных государств – Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция  5 островных государств – Шри­Ланка, Исландия, Великобритания, Ирландия. Мадагаскар 5   стран­архипелагов   –   Япония.   Индонезия,   Филиппины,   Фиджи,   Новая Зеландия 10 сухопутных стран – Белоруссия, Австрия, Венгрия, Армения, Монголия, Афганистан, Чад, Нигер, Мали, Боливия 10 приморских государств – Перу, Аргентина, Мексика, Гватемала, Марокко, Алжир, Франция, Норвегия, Тайланд, Мьянма   Классификация стран ­ по общественному строю (социалистические, капиталистические) ­ по уровню социально­экономического развития (развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой)  Это качественные характеристики стран         По   общественному   строю   еще   совсем   недавно   страны   делились   на социалистические,   капиталистические   и   развивающиеся.   В   связи   с   крахом мировой системы социализма данные понятия устарели. Тем не менее, в мире есть   несколько   социалистических   стран   (КНДР,   Куба,   Китай,   Вьетнам). Остальные страны мира имеют капиталистическую экономику разной степени развития.        Уровень социально­экономического развития страны выражается двумя показателями – валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс человеческого развития (ИЧР).  ВВП – стоимость всей продукции и услуг, произведенных в данной стране за год в $. средняя ИЧР   –   уровень   душевых   доходов, продолжительность   жизни,   уровень   преступности,   экологическая безопасность. По этим показателям страны делятся на:   образованности, экономически развитые страны Особенности  –   высокий   уровень   развития   промышленности,   значительные запасы   капитала,   высокий   уровень   технологического   развития,   крупные объемы экспорта, значительные запасы полезных ископаемых. 1. Страны «Большой семерки»: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. ВВП на душу населения 20­30 тыс. $. 2.   Страны   Западной   Европы,   имеющие   самый   высокий   уровень   жизни. Наиболее   благополучными   на   сегодняшний   день   считаются   Голландия, Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия. 3. Великобритании): Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль.   Страны   «переселенческого»   капитализма   (бывшие   колонии развивающиеся страны Это большинство стран мира. Многие из них были колониями и получили независимость   после   второй   мировой   войны.   Их   еще   называют   странами «третьего мира». Особенности  –   периодические   экономические   кризисы,   нестабильность, зависимость от иностранных кредитов, высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов населения 1. Ключевые страны ­ лидеры стран «третьего мира», обладающие большим природным,   людским   и   экономическим   потенциалом   –   Индия,   Бразилия, Мексика.  2.  Страны Латинской Америки – Аргентина, Чили, Венесуэла и др., а также страны в Азии и Северной Африке.   3.  НИС   –   новые   индустриальные   страны:   Корея,   Сингапур,   Тайвань, Гонконг, Тайланд, Индонезия и др. Они совершили большой скачок в своем социально­экономическом   развитии   и   получили   прозвище   «азиатские драконы». 4. Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива ­  Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Иран и др. 5. Большинство стран Африки – классические развивающиеся страны 6. Около 40 наименее развитых стран («четвертый мир»). Для них характерны тотальная бедность населения, отсутствие предметов первой необходимости, антисанитарные   условия   существования,   повсеместная   безработица,  низкий уровень   образования,   неразвитая   промышленность,   высокая   смертность, периодический массовый голод. Это Мозамбик, Эфиопия. Руанда, Сомали и др. страны с переходной экономикой Это постсоциалистические страны: страны, ранее входившие в состав СССР, и бывшие социалистические страны Восточной Европы.  Хотя многие из них можно   отнести   к   развитым   странам   (2   группа).   Некоторые   занимают промежуточное положение между развитыми  и развивающимися. А Россия даже входит в состав стран «Большой восьмерки».  4. Закрепление: Р.Т. стр. 3,6 (№ 1­10) 5. Домашнее задание:§ 1, доделать Р.Т., составить кроссворд «Страны мира», уметь показывать на карте все записанные на уроке страны и их столицы

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"

Открытый урок по географии 10 класс "Политическая карта мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019