Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»
Оценка 5

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
01.02.2017
Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»
Место урока в теме и в общем курсе: плановый урок по теме "Из поэзии о Великой Отечественной войне"; урок продолжает изучение русской литературы XX века в 6 классе (IV учебная четверть, материал рассчитан на 2 учебных часа). Тип урока: комбинированный (изучение нового материала). Цели: • воспитательная - воспитание чувства патриотизма; • образовательная - продолжение обучения школьников приемам анализа поэтического текста; • развивающая - развитие образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство). Задачи: • установление межпредметных связей (литературы, истории, музыки, изобразительного искусства); • закрепление навыка находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте; • формирование умения интерпретировать поэтический текст на основе учебных таблиц.Урок литературы в 6-м классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»
открытый урок.docx
Урок литературы в 6­м классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…» Место урока в теме и в общем курсе: плановый урок по теме "Из поэзии о Великой Отечественной войне"; урок продолжает изучение русской  литературы XX века в 6 классе (IV учебная четверть, материал рассчитан  на 2 учебных часа). Тип урока: комбинированный (изучение нового материала). Цели:    воспитательная ­  воспитание чувства патриотизма; образовательная ­ продолжение обучения школьников приемам  анализа поэтического текста; развивающая ­ развитие  образно­ассоциативных способностей  детей через  интеграцию предметов гуманитарно­эстетического цикла  (литература, история, музыка, изобразительное искусство). Задачи:   установление межпредметных связей (литературы, истории, музыки,  изобразительного искусства); закрепление навыка находить средства художественной  выразительности в поэтическом тексте;  формирование умения интерпретировать поэтический текст на  основе учебных таблиц. Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), репродукция  картины Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода", запись песен в  исполнении Леонида Утесова на стихи Константина Симонова "Жди меня:", Марка Бернеса на стихи Расула Гамзатова "Журавли", компьютер, экран,  проектор, презентация (Приложение 2). Ход урока 1. Звучит  песня « Ты помни» .  Автор  Елена песни Елена  Плотникова 2. Организационный момент. Вступительное слово учителя: Великая Отечественная война  1941 ­1945 гг. была  кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой  медицинская сестра , а позже  замечательная поэтесса  Юлия  Друнина писала: Я только раз видала рукопашный,   Раз – наяву. И тысячу ­ во сне. Кто говорит,  что на войне не страшно,  Тот ничего не знает о войне.  И сегодня,  десятилетия спустя.  Людям дорого всё , что  напоминает о  тех тяжёлых героических годах. Внуков и  правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства,  которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни,  которые пелись там в окопах. Урок у на будет необычный, мы сами станем  заочными  свидетелями , исследователями и наблюдателями  той страшной  войны Поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в  творчестве поэтов XX века. Будем читать и анализировать  стихотворения поэтов­фронтовиков, послушаем песни военных лет,  обратимся к творчеству художников, изображавших войну.    Вопрос классу. Ребята, что для вас война? Какие ассоциации у вас вызывает это  слово? ( Работа в группах)  1 группа подбирает существительные к  слову война  2 группа нодбирает прилагательные к слову война. 3 группа  подбирает глаголы к  слову война.   Посмотрим, что у вас получилось. III этап. Получение новых знаний. Всем, кто уходил на войну, было очень важно знать, что их любят и ждут,  верят в Победу. Слайд 4. ­ Зимой 1941 года на страницах газеты "Правда" было опубликовано  стихотворение поэта­фронтовика Константина Симонова "Жди меня" с  посвящением ­ "В.С." ­ Валентине Серовой. Оно тут же стало знаменитым.  Сообщение учащегося.  « Жди меня …»­ послание  К. Симонова дюбимой женщине. Автор не  пологал , что оно получит такую огласку. Послание сурово и сдержанно. В  нём нет нежных слов признаний в любви  Но при всей аксетичности   содержания читатель ощутит огромную силу чувств  поэта. Об этом  говорит  убеждённость  лирического героя  в том , что она любимая , умеет ждать как никто другой . А ёё преданность поможет всё преодолеть.  Прослушивание первого куплета, просмотр слайдов с фотографиями  военных лет. Чтение учеником  наизусть всего стихотворения до конца. Слайды 5­9. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди, Жди когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: ­ Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,­ Просто ты умела ждать, Как никто другой. ­ Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы  почувствовали? ­ Давайте обратимся к тексту стихотворения и попробуем выяснить, с  помощью чего автор смог достичь желаемого. Откройте учебник на с. 219­ 220. ­ Какие ключевые образы противопоставляются в стихотворении (найдите  антитезу)? ­ Какие гласные и согласные звуки повторяются чаще других? ­ Этот прием называется звукопись: ассонанс (повторение гласных звуков)  и аллитерация (повторение согласных звуков). Как вы думаете, зачем поэт  его использует? ­ Какие цвета использует Симонов? ­ Какой становится природа в стихотворении? Как называется такой  прием? ­ Обратите внимание, что во многих предложениях автор использует  обратный порядок слов, когда подлежащее и сказуемое "меняются"  местами: "наводят дожди". Это инверсия. Найдите свои примеры. ­ Зачем она нужна? ­ Прочтите строки, которые начинаются одинаково. Как называется это  средство художественной выразительности? ­ Посчитайте, сколько раз в стихотворении употребляется глагол "Жди".  Зачем поэт использует такое частое повторение? ­ Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть  уверенным, что их ждут? Найдите в тексте строки, подтверждающие эти  слова. ­ О чем же стихотворение Симонова? ­ Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого  человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет. У каждого из вас на парте есть таблица "Средства художественной  выразительности" (Приложение 1) с вопросами к стихотворению Симонова  "Жди меня". Заполните ее. Учитель: Какова композиция этого стихотворения? На сколько частей можно его разделить? В чем смысл каждого отрывка? (Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель понимает, что «ждать», на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут»; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь». С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень». Во второй строфе преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке. Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается здесь. «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать», действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, «помин души», откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю. Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. «Смертям назло». Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. «Не понять не ждавшим им», что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих. Об этом «будем знать только мы с тобой». Но тайна раскрывается просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья – «как никто другой»). Учитель: В чем особенность построения стихотворения? Какие фигуры речи использует автор? (использование таких фигур речи, как анафора – единоначалие, эпифора – единоокончание). Учитель: Сколько раз в тексте встречается слово «Жди» и почему, на что оно нам указывает? Проверка выполнения задания. Слово учителя: ­ Ожидание матери, сестры, любимой порой страшнее атаки. Но война без  жертв не обходится, далеко не всем, как герою Симонова, повезло  вернуться домой живым и здоровым. "Две трети погибших в 1941­1945  годах воинов похоронены как неизвестные", ­ написала газета "Красная  звезда" 6 октября 1999 года [5]. За четыре военных года миллионы  простых солдат и офицеров были убиты и похоронены в братских могилах. Слайд 10. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.С. Орлова "Его  зарыли в шар земной:" Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля ­ На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. Давным­давно окончен бой... Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей: Слайд 11. ­ Поэт­фронтовик, молодой лейтенант, командир взвода тяжелых танков,  Сергей Сергеевич Орлов, освобождавший Новгород, написал это  стихотворение в 1944 году (текст в учебнике на с. 218). О чем оно? ­ Найдите противопоставления. ­ Уже в первой строке звучит аллитерация: "Его зарыли в шар:" ­  повторение звука [р]. Найдите повторение согласных звуков в других  строках. Что помогает услышать этот звуковой прием? ­ Какие цвета использует Орлов? ­ Найдите олицетворения. ­ Есть ли в стихотворении инверсия? Зачем она нужна? ­ В тексте есть строки, которые одинаково оканчиваются. Как называется  этот прием? (Эпифора). Найдите ее, подумайте, зачем автор ее  использует. ­ Почему солдата "зарыли", а не похоронили? ­ "Ему как мавзолей земля ­ На миллион веков" ­ о чем эти строки? ­ Что хотел поэт донести до читателя в своем стихотворении в военном  1944 году? ­ Продолжите заполнение таблицы "Средства художественной  выразительности" к стихотворению Орлова "Его зарыли в шар земной:" Проверка выполнения задания. Слайд 12. Слово учителя: ­ Не все возвращались с войны, но они оставались живыми в памяти тех,  кто их любил. На защиту нашей страны поднялся весь многонациональный  народ. Уже после Победы, в 1965 году, находясь под впечатлением от еще  одной трагедии XX века ­ сброса атомной бомбы на Хиросиму, поэт  Дагестана Расул Гамзатов написал стихотворение "Журавли" (с. 222­223).  На него композитор Ян Френкель, солдатом прошедший всю войну,  сочинил прекрасную музыку. Так появилась песня в исполнении Марка  Бернеса. В наши дни ее напевают и ветераны, и молодежь. Слайд 13. Прослушивание первых двух куплетов. Чтение наизусть учителем всего  стихотворения до конца. Мне кажется порою, что солдаты С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда­то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи­то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Летит, летит по небу клин усталый ­ Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый ­ Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из­под небес по­птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. ­ Почему стихотворение называется "Журавли"? О ком на самом деле в нем говорится? ­ Белый журавль ­ стерх распространен только на территории России,  находится под угрозой исчезновения, занесен в Красные книги России и в  Красную книгу Международного союза охраны природы [9]. Поэтому и  белые журавли Гамзатова ­ "солдаты, с кровавых не пришедшие полей",  нуждаются в бережном отношении, в том, чтобы память о них жила в  сердцах тех, кто остался. ­ Какие ключевые образы противопоставляются в стихотворении? ­ Какой гласный звук повторяется чаще всего? Для чего поэт использует  ассонанс? ­ Какими цветами пользуется поэт в стихотворении? Что они  символизируют? ­ Как Гамзатов изображает природу? ­ Найдите анафору. ­ О чем же это стихотворение? ­ Сам Расул Гамзатов говорил так: "Мои журавли тоже зовут всех нас,  живущих на земле, к миру и братству, ведь мы все ­ божьи дети.  Разноплеменные, мы гораздо скорее нашли бы понимание, если бы  слушали павших. А павшие не молчат. Прислушайтесь к журавлиному  крику:" [10] Журавли не имеют национальности ­ они символизируют память обо всех  погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят  журавлиный клин. Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань  памяти воинам минутой молчания. Как вы можете объяснить, что многие стихи, созданные как в дни Великой  Отечественной войны, так и после Победы, стали песнями? ­ С помощью каких средств художественной выразительности поэты  воздействуют на читателя и слушателя? ­ Что объединяет стихотворения о войне? ­ Заполните таблицу "Средства художественной выразительности" к  стихотворению Гамзатова "Журавли". Проверка выполнения задания. ­ Великая Отечественная война нанесла непоправимый ущерб Великому  Новгороду. Тогда современный областной центр входил в состав  Ленинградской области. Поэт Сергей Орлов, чье стихотворение "Его  зарыли в шар земной:" уже звучало сегодня на уроке, в феврале 1944 года  прошел на своем танке через разрушенный бомбежками и обстрелами  Новгород. И увидел: Слайд 14. Матерь ­ Новгородская София: Стены опаленного Кремля: Через улицы твои пустые Мы прошли с ветрами февраля: [6] Древнейший русский православный храм ­ Софийский собор, выстроенный  новгородцами 900 лет назад, был почти полностью уничтожен во время  захвата немцами. В военное время он стал олицетворять собой всю  великую Родину: "Где София, там и Новгород" [4]. Как называет поэт  Софию? Как вы думаете, с чем это связано? ­ Приложение "мать" было уместно применять к Родине ("Родина­мать  зовет!"). Слайд 15. ­ Сравните два изображения Софийского собора в Новгородском Кремле. Слайд 16. Слева ­ фотография наших дней, справа ­ картина советских художников  Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода". Достаточно взглянуть на  нее, чтобы понять, что пережил город в период с августа 1941 по январь  1944 года, оказавшись на линии фронта ­ руины, остовы зданий,  грандиозные пепелища. На фото зимний пейзаж оттеняет ослепительную  белизну стен Софии. Мирная картина резко контрастна изображению  военного времени. Не случайно то, что знаменитая работа Кукрыниксов  появилась в конце войны, в 1944 году. На переднем плане ­ скульптуры  святых с разрушенного памятника "Тысячелетие России". Что они  напоминают? (Фигуры убитых людей на снегу). Чуть поодаль на фоне  величественных даже в разрушенном состоянии стен Софии Новгородской ­ суетливые фигурки поджигающих храм и спасающихся бегством немецких солдат. Памятник до сих пор находится в Новгородском Кремле, напротив  Софийского собора. Немцы хотели вывезти его по частям, но не успели. Слайд 17. ­ Посмотрите, что осталось от "Тысячелетия России" в 1944 году, и как он  выглядит после реставрации в наши дни. 7 ноября 1944 года, когда еще  шла война, разобранный фашистами памятник был вновь открыт в Кремле.  Позже Новгород включили в список наиболее ценных исторических  городов России, подлежащих первоочередному восстановлению [4, 11]. Это естественно, что человек возрождается и восстанавливает  разрушенное в пожаре войны, медленно возвращаясь к жизни. Заживают  шрамы, но никогда не будет стерта человеческая память. Контроль знаний. IV этап. Подведение итогов урока. Слово учителя: ­ С каким чувством поэты, композиторы, художники рассказывают нам о  цене Победы? Слайд 18. ­ Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце  биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне  звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и  смерти, бессмертия, любовь к родине. Наша задача ­ хранить вечную  память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась  никогда. Рефлексия. Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами подбирали существительные , прилагательные , глаголы к слову война А теперь давайте проделаем синквейн на темуВеликая Оотечественная война Вы знаете что это синквейн ? (слайд 23) Синквейн – это особая пятистрочная стихотворная форма. Используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. (Раздаю листочки для рефлексии, пишут 1 минуту, потом зачитывают их) ­ Что вы сейчас чувствуете? ­ Какое задание было самым интересным? ­ Что было самым трудным? Большое спасибо за урок! V ЭТАП. Домашнее задание. Слайд 19. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.  Для сильных учеников: проанализировать стихотворения других  поэтов­фронтовиков (с. 215­222) (составить таблицу, аналогичную  заполненной в классе).

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»

Открытый урок по литературе .классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" «ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017