Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
6 кл
25.01.2017
Рабочая программа по литературе в 6 классе написана к программе Г.С.Меркина. Она состоит из титульного листа, пояснительной записки, содержания учебного материала, учебно-тематического плана, требований к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематического плана и списка литературы, в котором выделены пособия для учителя и материалы для учащихся. Завершает программу приложение.Готовая программа по литературе для 6 класса.
рабочая программа по литературе 6кл.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Рощинский
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО
№ 1 от « »___2013 г. замдир по УВР____ директор школы___________
руководитель___________ «29 » 08.2013 г. Приказ № 84 от «30 »08.2013
Рабочая программа
по учебному курсу «Литература»
6 класс
уровень: базовый
Учитель: Каримова
Рамзия Зайнетдиновна, Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и разработана
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
основе следующих документов:
1
2
3
4
5
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден
приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
Федерального базисного учебного плана
Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
Авторской программы по литературе для 511 классов общеобразовательной
школы. Изд. 5е. Авторысоставители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев
В.А.М.:«Русское слово», 2010
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования
по русскому языку для общеобразовательных учреждений;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в ОУ на 20132014 учебный год
(приказ МО РФ №1067 от 12 декабря 2013 г)
(утвержден приказом
Настоящая программа соответствует учебному плану и учебному графику ОУ (приказ № 82
от 30.08.2013), примерному положению о рабочей программе, разработанной в МОБУ
СОШ с. Рощинский (приказ № 24 от 02.04.2012) и рассчитана на реализацию в течение
одного года в количестве 102 часа.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Литература 6
класс» .Учебникхрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор
составитель Г.С.Меркин – М.: «ТИД «Русское слово –РС», 2009,
утверждёным приказом по школе от 30.08. 2013 г. №84.
№ 90 в списке учебников, используемых в 20122013 учебном году.
Цели изучения литературы в 6 классе: формирование гуманистического мировоззрения;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образованного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания
авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко
литературных сведений и теоретиколитературных понятий..
Для реализации целей программы используется Планирование рассчитано на 102 урока
различных типов.
1 Уроки изучения художественных произведений (Уроки художественного
восприятия произведений, уроки углубленной работы над тексом, обобщающие
изучение произведений )
2 Уроки изучения истории и теории литературы (Уроки освоения теоретико литературных понятий. Уроки по биографии писателя. Уроки освоения научных,
литературнокритических статей. Уроки по историколитературным
материалам. Уроки обобщении, повторении, опроса)
3 Уроки развития речи (Уроки обучения творческим работам по жизненным
впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения
устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки
анализа сочинений)11 ч.
4 Классных сочинений – 6ч.
5 Уроки внеклассного чтения – 9 ч.
Рабочая программа уроков литературы составлена на основе «Программы по
литературе» для 511 классов общеобразовательной школы (Авторысоставители
Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа построена в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования
по литературе.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие
культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой
частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а
такиешедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником
познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно
полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по
литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся
ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических творческих способностей.
Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику
предмета подхода к планированию учебного материала.
Авторы программы предлагают для реализации задач литературного образования в 5—9
классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом
на «линейное» рассмотрение историколитературного материала в 9.
Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литера
туры и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских
интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться
первоначальные представления об историколитературном процессе. Сказанное
совершенно не означает постоянное обращение только к одним и тем же именам. Вводя с 5
класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет воз
можность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении
(классицизм).
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и
осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литера
турного наследия. Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, — важный пример для
школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов,
повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты
биографии писателя, но особенности его личности. В программе и в учебниках
предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества
писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.
В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило,
последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс).Когда же,
когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения,
которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить ксебе образ
автора.
Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет
возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях,
наиболее значимых для определенного края, региона (краеведение). Задачи изучения
литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою
очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению
прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания
как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование уменийтворческого углубленного
чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности
создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства
слова, формирование речевых умений — умений – умений составить план и пересказать
прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное,
объяснитьслово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в
контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание
продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать
способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в
классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют
надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся
направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в
учебниках.
Известно, что школьники 5—6 классов отличаются более сильным воображением,
эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется
«наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить
важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои
впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художе
ственного произведения, помочь осмыслить прочитанное но поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом
этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный
эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при
характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эстетические, так
и нравственные аспекты изучаемого литературную источника.
Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно
эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает
тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать
изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса
включительно.
Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о
книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе
страны.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова
находятся сложные отношения автора к своим героям, созданным ими произведениям.
Общая логика движения материала представляется следующей:
Кл. Содержание материала
5
6
Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном
произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных
исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны.
Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший
эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного
произведения на основании конкретных теоретических понятий
Период становления и формирования личности писателя; годы учения.
Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном
этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с
вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных
отношений. Сложное отношение авторов ксвоим героям, созданным ими
произведениям; характеристика отдельных произведений на основании
конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий
(например, силлаботоническая система)
То же можно сказать и о речевых умениях школьников — начиная с крайне малых
устных и письменных пересказов, сочинений, школьники постепенно осваивают различные
виды пересказов (краткий, выборочный, художественный, от другого ЛИ Ц А),различные
виды собственных рассказов (создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа,
доклада, эссе и т. д.), от письменных ответов на вопрос переходят к сочинениям разныхжанров (на литературную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания,
летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т. д.).
Важнейшими умениямив 6 классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и
публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного
самостоятельно
художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов
(эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и
драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям,
аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в
раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться
справочным аппаратом учебника;
— умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка
сообщений, докладов;
— умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и
свободную темы;
— умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего
постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика
текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 6 класса должны
усвоить и уметь пользоваться следующими:
I
II
1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.
2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.
1. Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фольклорного текста.
Структура волшебной сказки. Варианты текстов сказки. Сказители. Собиратели и
исследователи фольклора.
1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи.
Интонация. Многозначность слова. Ассоциативное восприятие (книга — писатель —
читатель). Система образов. Образы центральные и второстепенные.
2.
Образ — персонаж — герой — тип.
Образперсонаж, образпейзаж, образы животных.
Герой — лирический герой.
Портрет. Коллективный портрет.
III
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры. Поэтическая речь как
художественная система.
1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора: рассказ, повесть, роман). Тематика
и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом произведении. Система
образов.Язык. Разнообразие лексических пластов.Авторский замысел и художественная
идея.
2. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое
стихотворение). Тема и мотив. Строфа. Стопа, размер и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет
лирического произведения. Композиция лирического стихотворения.
3. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог (экспозиция),
развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма.
4. Драма. Драматургия. Драматическая сказка.
Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог.
Позиция автора.
Содержание литературных произведений каждого класса основной школы учитывает
эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы
концентрическую форму для каждого класса (размышление о книге в начале курса,
внутри и в конце; басня русская и зарубежная; сказка народная и литературная, русская и
зарубежная; произведения, зовущие к добру, состраданию, великодушию в каждом из
разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношение их к книге и чтению и
т.д. — в 5 классе, например), то есть предусматривается содержательная и структурная
взаимосвязь разделов. То же самое можно сказать и о взаимосвязи между классами: если в
5 классе идет в большей степени разговор о книге и увлечении ею пятиклассников, то в 6
классе осмысляют роль, значение и особенности художественной литературы, поднимаясь
на новую ступень постижения литературного наследства, с которым им предстоит
знакомиться.
Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и
чтения, роль собственного прочтения произведения, педагог формирует интерес
школьников не толькок творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству,
т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. («Есть три вида
читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не наслаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается
рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гёте.)
Программа 5—9 максимально учитывает требования Федерального компонента
государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию система
тического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий,
фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на
последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление
развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом,
формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более
«талантливому читателю» (С.Я. Маршак).
Процесс усвоения теоретиколитературных понятий и категорий представлен в таблице.
Жанрово
родовые по
нятия,
Миф,
быличка,
бывальщина
Жанрово
родовые
понятия,
Предание
Волшебн
ая сказка
Сказание
Историческ
ая повесть
Плач
Структуро
образующие
элементы
6 класс
Структуро
образующие
элементы
Исторический
сюжет; легендарный
сюжет
Зачин,событие,
отправка, преодо
ление препятствий,
поединок,возвра
щение, счастливый
финал, прием запрета
Историческое
предание
Сюжет
в исторической
Вставной эпизод
Образный мир
Выразительные средства
художественной речи
Гипербола,
деталь
Образный мир Выразительные
средства
художественной
Центральный
персонаж —
князьвоин Поэтические
фигуры
(градация,
риторический
Портрет
Стихотворен
ие
Композиция
Элегия
Мотивы
Баллада
Роман
Лироэпический
текст; фабульные
элементы
Замысел, тема,
художественная
идея, социальная и
нравственная
проблематика
Стих,стопа
Силлабо
тоническое
стихосложен
ие
Хорей, ямб Двусложный размер:
Балладный
герой
Образы цен
тральные и
второсте
пенные;
авторская
позиция
пиррихий, спондей
Структуро
образующие
элементы
Образный мир Выразительные
средства
художественной
Конфликт
Развязка
Героический
характер
Трехсложный размер,
стихотворный ритм
Особенности сюжета Прототип
Жанрово
родовые
понятия,
категории и
термины
Героическая
повесть
Новелла
Дактиль,
анапест,
амфибрахий
Автобиографич
еская проза
Рождественс
кий рассказ
Чудо в сюжете
произведения
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех
основных потоков литературы XIX— XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку — вот главный нравственно
философский стержень курса, определяющий его образовательновоспитательную
ценность. 2. Содержание программы
В в е д е н и е ( 1 ч )
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и поле. Литература и другие виды
искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в литературе и жизни общества;
человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности
(художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания,
портреты и иллюстрации и т.д.).
Из г р е ч е с к о й м и ф о л о г и и ( 4 ч )
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в
древнегреческих мифах представлений о героизмес, стремление познать мир и реализовать
свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия (изложение с элементами
сочинения).
Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы
древнегреческих мифов. Произведенияна мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в
русском искусстве.
Из у с т н о г о н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а ( 3 ч )
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка
о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности.
Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки,
сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность,
афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, логические элементы в
волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинениесказки.
Связь с другими искусствами. Работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском
искусстве, музыке, живописи, кино.
Краеведение: сказки о богатырях и регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей
местности. Из древнерусской литер атур ы (2+1ч)
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и
народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской
литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие
и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, с к а з а н и е , древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Из л и т е р а т у р ы XVIII века (3ч)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина поэзии: «Стихи, сочиненные на
дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее
реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея
стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория,
риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из литературыXIXвека (44+6ч)
В.А. ЖУКОВСКИЙ (3ч)
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр
баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное;
связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.
Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН (10+2ч)
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной
жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...»,
«Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе,
любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность,
I справедливость и
несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. Теория литературы: роман
(первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план,
изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами:
конкурс рисунков, работа с иллюстрациями,
прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве.
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С.
Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с
Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ(4+1ч)
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода,
воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор
эпиграфов.
Связь с другими искусствами:
работа с иллюстрациями, рисунки учащихся,
прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В.ГОГОЛЬ (6+1ч)
Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество,
свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания;
лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и
фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпиче
ское в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических
пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа;
письменный отзыв на эпизод. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных
фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Краеведение: заочная литературнокраеведческая экскурсия «Украинскими дорогами
Н.В. Гоголя ».
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация
выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ (4ч)
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и
своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в
рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из
рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и
центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и
авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к
отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ (2ч)
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70е годы. Темы народного труда и «долюшки
женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «5 полном разгаре страда
деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений:
разоблачение социальной несправедливости.
Образноизобразительные средства,
раскрывающие тему. Способы создания образа женщинытруженицы, женщиныматери.
Отношение автора |. героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест;
коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая
работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; II.А. Некрасов и художники
передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературнохудожественная выставка
«Н.А. Некрасов и художникипередвижники». Л.Н. ТОЛСТОЙ (5+1ч)
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за« человек был мой отец}»,
«Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные
качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и
внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная
отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие,
сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинениезарисовка, составление
цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО (4+1ч)
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и
взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести.
Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов дли обсуждения;
план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я
думаю, что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ (5+1ч)
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и
тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей.
Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в
юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее
художественна роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор
афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская —
написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, с ставление кадров для
диафильма.
Из л и т е р а т у р ы XX века (24+2) И.А. БУНИН (3ч)
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.'.нина. Стихотворение
Душа крестьянина в
рассказ «Лапти».
«Не видно птиц. Покорно чахнет..
изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв
об эпизоде.
А.И. КУПРИН (4+1)
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и
характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам
А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН (3ч)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра
рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов
I !.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз,
эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур
стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о
родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. С о л о г у б . «Под черемухой цветущей...», «Порос
травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего
милей...»;
А.А. А х м а т о в а . «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. П а с т е р н а к . «После дождя»;
Н.А. З а б о л о ц к и й . «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Т в а р д о в с к и й . «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. В о з н е с е н с к и й . «Снег в сентябре», стихотворения
других поэтов — по выбору.
М.М. ПРИШВИН (6ч)
Краткие сведения о писателе. Сказкабыль «Кладовая солнца»: родная природа в
изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты,
любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинениезарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Н.М. РУБЦОВ (2ч)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей », «Тихая моя родина ».
Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Из п о э з и и о В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н е ( 2 ч )
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и
смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. А х м а т о в а . «Мужество», «Победа»; С.С.
О р л о в . «Его зарыли в шар земной... »; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь... »; Р.Г.
Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. И с а к о в с к и й . «В
прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к
литературномузыкальному вечеру.
В.П. АСТАФЬЕВ (2+1+1ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика
рассказа.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
А.П.Платонов(1 ч) Краткие сведения о писателе. Рассказ « Корова»
Из з а р у б е ж н о й л и т е р а т у р ы ( 1 2 ч )
В о с т о ч н ы е с к а з к и ( 2 ч )
«Сказка о Синдбадемореходе» из книги «Тысяча и одна I ночь». История создания,
тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
БРАТЬЯ ГРИММ (2ч)
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ (3ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих ж о детстве — с улыбкой и
всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН (3+1+1ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос,
гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения
Учебнотематический план
Содержание разделов
Количество
часов
Уроки
развития речи
Внеклассное
Введение
Из мифологии
Из устного народного творчества
Из древнерусской литературы
Из литературы 18 века
Из литературы 19 века
Из литературы 20 века
Из зарубежной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Итого
1
4
3
3
3
50
26
14
102
1
6
3
1
11
1
4
2
1
8 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШЕСТИКЛАССНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать
•
•
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.
Гоголя;
•
•
изученные теоретиколитературные понятия;
общественноисторическую обусловленность литературы.
уметь
•
эмоционально и адекватно воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
•
определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
давать характеристику героев;
• характеризовать особенности сюжета,
композиции,
роль изобразительно
•
•
•
•
•
выразительных средств;
• сопоставлять
сравнивать их героев;
эпизоды
литературных
произведений
и
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения
и аргументированно отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
№
Тема урока
Дата проведения
по плану
фактич.
Примечание
О литературе,
читателе и писателе
«Пять веков»
«Прометей»
«Яблоки Гесперид»
Вн.чт.(1)
Подвиги Геракла
Введение(1ч.)
2.09
Из мифологии(4ч.)
4.09
6.09
9.09
11.09
Из устного народного творчества (3ч.)
«Солдат и смерть»
«Как Бадыноко победил одно
глазого великана»
«Сказка о
молодильных
яблоках иживой
воде»
13.09
16.09
18.09
Из древнерусской литературы (3ч.)
«Сказание о белгородских
колодцах»
«Поучение...» Владимира
Мономаха
Урок развития речи.(1)
Классное сочинение
(1). Написание школьной хроники
в форме летописи
20.09
23.09
25.09
Из литературы 18 века (3ч.)
М.В. Ломоносов — гениальный
ученый, теоретик литературы,
поэт, гражданин
«Стихи, сочиненные на дороге в
Петергоф...»
М.В. Ломоносов о значении
русского языка. М.В. Ломоносов
и Петр Великий
27.09
30.09
2.10
Из литературы 19 века (50ч.)
В.А. Жуковский. Краткие
сведения о писателе. В.А. Жу
ковский и А.С. Пушкин
Жанр баллады в творчестве В.А.
Жуковского «Светлана». Твор
ческая история баллады
Анализ баллады «Светлана»
Лицей в жизни и творческой
4.10
7.10
9.10
14.10
1.
2
3
4
5
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
биографии
А.С. Пушкина
«Деревня»
«Редеет облаков летучая
гряда...»
«Зимнее утро»
Урок развития речи.(2)
Конкурс выразительного чтения
А.С.Пушкин «Дубровский».
Историческая эпоха в романе.
История создания. Прототипы.
Причины ссоры Дубровского и
Троекурова
Отец и сын
Владимир Дубровский —
доблестный гвардейский офицер,
необыкновенный учитель и
благородный разбойник
Дубровский и Маша Троеку
рова
Урок развития речи.(3)
Мастерская творческого письма.
Классное сочинение (2)
Продолжение романа А.С. Пуш
кина «Дубровский»
Вн.чт.(2)
АС.Пушкин «Барышнякрестьян
ка»
Краткие сведения о М.Ю. Лер
монтове
«Тучи»
«Парус»
«Листок»
Урок развития речи (4)
Классное сочинение(3)
Творческая работа
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Историческая основа повести
Бранное, трудное время...» Степь
как образ Родины в повести
Гоголя
Андрий и Остап
Андрий и Остап
Подвиг Тараса Бульбы. Ка
зачество в изображении Н.В.
Гоголя
16.10
18.10
21.10
23.10
25.10
28.10
30.10
6.11
8.11
11.11
13.11
15.11
18.11
20.11
22.11
25.11
27.11
29.11
2.12
4.12
6.12 40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Урок развития речи (5)
Классное сочинение (4)
Мастерская творческого пись
ма.написание рассказа о
событиях от лица их участника
Вн.чт.(3)
«Повесть о том, как поссорился
Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем»
И.С. Тургенев «Записки охотни
ка»: творческая история и свое
образие композиции
«Бирюк»
«В дороге»
Н.А. Некрасов «В полном разгаре
страда деревенская...»,
«Великое чувство! у каждых
дверей...»
Л.Н. Толстой в 3050 гг.
XIX в.
Анализ глав повести
«Детство»:«Детство», «Что за
человек был мой отец?», «Папа»,
«Юродивый»
Анализ глав повести «Детство»:
«Maman», «Горе», «Письмо»,
«Наталья Савишна», «Последние
грустные воспоминания»
Урок развития речи (6)
Классное сочинение (4)
Мастерская творческого письма.
Уроки доброты Л.Н. Толстого
Урок внеклассного чтения(4)
Рассказ
«Бедные
люди»
5455 Краткие сведения о В.Г. Ко
роленко. «В дурном обществе».
Отец и сын.
56
57
58
Дружба Васи, Валека и Маруси
Дети и взрослые в повести «В
дурном обществе»
Урок развития речи (7)
Классное сочинение (5)
Продолжение рассказа
9.12
11.12
13.12
16.12
18.12
20.12
23.12
25.12
27.12
13.01
15.01
17.01
20.01
22.01
24.01
27.01
29.01
31.01
3.02 5960 Сатирические и юмористические
5.02
61
62
63
64
рассказы А.П. Чехова. «Налим»
«Толстый и тонкий»
«Шуточка»
Урок развития речи (8)
Мастерская творческого письма.
Смешной случай из жизни
Анализ письменных работ
Вн.чт. (5)
Юмористические рассказы
Чехова
7.02
10.02
12.02
14.02
17.02
Из литературы 20 века (26ч.)
6566 Мир природы и человека в стихо
творениях и рассказах
И.А. Бунина.
«Не видно птиц. Покорно
чахнет...»
«Лапти»
19.02
21.02
24.02
26.02
28.02
3.03
5.03
7.03
10.03
12.03
14.03
17.03
19.03
21.03
31.03
2.04
4.04
7.04
9.04
11.04
14.04
16.04
18.04
21.04
73
74
75
76
77
70
71
72
67
6869 Краткие сведения об А.И.
Куприне.«Белый пудель»
«Белый пудель»
«Тапер»
Урок развития речи (9)
Классное сочинение (6)
Краткие сведения о С.А. Есенине.
«Песнь о собаке»
«Разбуди меня завтра рано...»
Краткие сведения о М.М. Приш
вине
«Кладовая солнца» — сказка
быль. Особенности жанра
Настя и Митраша
Смысл названия сказкибыли
В мастерской
художника
Краткие сведения о Н.М. Руб
цове. «Звезда полей»
«Тихая моя родина»
78
79
80
81
82
83
8485 Вн.чт. (67)
86
Литературно музыкальная
композиция: «Сороковые
роковые...»
Краткие сведения о
В.П. Астафьеве
«Последний поклон»
«Конь с розовой гривой»
87
8889 Бабушка и внук Урок развития речи (10)
Вн.чт.(8)
А.А.Платонов «Корова»
23.04
25.04
Из зарубежной литературы (11+1ч)
28.04
30.04
2.05
5.05
7.05
12.05
14.05
16.05
19.05
21.05
23.05
26.05
14
102
1
11
1
8
90
9192
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
8.
Итого
«Сказка о Синдбадемореходе»
из книги «Тысяча и одна ночь».
История создания, тематика,
проблематика.
Краткие сведения о братьях
Гримм
Сходство и различия народных и
литературных сказок. Сказка
братьев Гримм «Снегурочка» и
«Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях» А.С. Пушкина.
Краткие сведения об О. Генри
«Вождь краснокожих»
Краткие сведения о Дж. Лондоне.
«Северные рассказы»
«Любовь к жизни»
Урок развития речи (11)
Анализ письменных работ
Вн.чт.(9)
Литературная викторина.
Рекомендации для летнего чте
ния
Из зарубежной литературы 6. Перечень учебнометодических средств обучения.
I.
Литература для учителя и учащихся.
1.Басина МЛ. В садах Лицея. — Л., 1988.
2.Белков В. Жизнь Рубцова. — Вологда, 1993.
3.Бельская ЛЛ. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина: кн. |для учителя. —
М., 1990.
4.Богданова О.Ю. Бунин в школе. — М., 2003.
5.Бялый Г.А. В.Г. Короленко. — Л., 1983.
6.Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. — М., 1981.
7.Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. — Л., 1970.
8.Д.С. Лихачев. Великое наследие. — Л., 1987.
9.Зарубежные писатели: биогр. словарь: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Н.П. Михальской. — М.,
1997.
10.Зверев Т.В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении: пособие для
учителя. — Л., 1980.
11.Зуева Т.В. Русский фольклор: слов.справ.: кн. для учителя. — М., 2002.
12.Карпов ИЛ. Проза И. Бунина: кн. для студ., препод., аспирантов. — М., 1999.
13.Кормилов СИ. Поэзия М.Ю. Лермонтова: в помощь старшеклассникам, абитуриентам,
преподавателям. — М., 2004.
14.Кусков В.В. История древнерусской литературы. — М., 1977.
15.Ланщиков АЛ. Виктор Астафьев. — М., 1992.
16 Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. — М.: 1977.
17.Лейдерман ИЛ., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 — 1990е
годы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т.2.19681990. М., 2003.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
18.Летопись жизни и творчества Александра Пушкина: в 4 т. / сост.: М. А. ЦЯВЛОВСКИЙ)
Н. А. Тархова, А. Л. Левкович (отв. ред.). — М., 1999.
19.Ломунов К.П. Лев Толстой: очерк жизни и творчества. — М., 1984.
Манн ЮМ., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. — М., 2007.
20.Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. — М., 1994.
21.Прокушенко Образ. Стихи. Эпоха. — М., 1978.
22.Скатов А.С. Пушкин: очерк жизни и творчества. — Л., 1990.
23.Смирнова Л.А Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество: кн. для учителя. М.,
24.Степанов М.Ю.Лермонтов жизнь и творчество. — М., 1971.
II. Учебнометодическое обеспечение.
1.Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература.6 класс» (авт.
сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2010.
2.Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.6 класс» (авт.сост.Г.С.Меркин): методическое
пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
3. Программа по литературе для 511 классов общеобразовательной школы (Авторы
составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2009). III. Медиаресурсы.
Александр Сергеевич Пушкин
1 "Сказка о попе и работнике его Балде" Текст читает Олег Михайлов.
2 "Сказка о рыбаке и рыбке" Текст читает Олег Михайлов.
3 "Метель" Читает Алексей Баталов.
4 "Евгений Онегин" Читает С.М.Леонтьев.
5 "Медный всадник" Читает С.М.Леонтьев.
6 Арион. В исполнении Д. Журавлева.
7 Бесы. В исполнении М. Козакова.
8 Демон. В исполнении А. Кутепова.
9 Пророк. В исполнении В. Качалова.
10 Поэт. В исполнении Я. Смоленского.
11 Я памятник себе воздвиг... В исполнении В. Яхонтова.
12 Талисман. В исполнении А. Кутепова.
13 Я вас любил. В исполнении Д. Журавлева.
14 Элегия. В исполнении Я. Смоленского.
15 Воспоминание. В исполнении А. Консовского.
16 Пора мой друг, пора. В исполнении Я. Смоленского.
17 Не дай мне бог сойти сума. В исполнении В. Качалова.
18 Пиковая дама. Читает диктор.
19 Сборник песен авторов исполнителей на стихи А.С.Пушкина.
20 Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин", "Куда вы удалились…"
Исполнитель: Георгий Виноградов.
21 Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин", "Куда вы удалились…"
Исполнитель: Александр Иванов (группа Рондо) из мюзикла "Ночь в
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Аудиокнига
Музыка
Музыка
Музыка опере" 2000г.
22 Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин", "Что день грядущий мне
готовит" Исполнитель: Иван Козловский.
23 Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин", "Я люблю вас, Ольга"
Исполнитель: Лемешев.
24 «Восточный романс» («В крови горит огонь желанья») Исполнитель:
Павел Лисициан.
25 «Я вас любил» Исполнитель: Павел Нестеренко.
26 "Что в имени тебе моем" Исполнитель: Валерий Пак.
27 Вальс к повести Пушкина "Метель" Исполнитель: Дмитрий Маликов из
мюзикла "Ночь в опере" 2000г.
28 Осень (Унылая пора …) Исполнитель Хор Капеллы Украины.
29 Поэт Исполнитель: Шапошников. Музыка Римского Корсакова.
30 Я вас любил. Исполнитель: Секстет Большого Театра.
31 Пророк. Исполнитель: Федор Шаляпин. Музыка РимскогоКорсакова.
32 Я помню чудное мгновенье. Посвящение Анне Керн. Исполнитель:
Сергей Лемешев.
33 Пора мой друг. Пора. Исполнитель: Московский хор мальчиков. Музыка
Родиона Щедрина.
34 Эхо. Исполнитель: Хор Государственной Академической Капеллы.
35 "Не пой красавица…" Исполнитель Муслим Магомаев.
36 Достиг я высшей власти.. (Из оперы "Борис Годунов" М.Мусоргского).
Исполнитель: Федор Шаляпин.
37 Фонтан слез. Исполнитель: Вера Фирсова.
38 Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин" "Куда вы удалились"
Исполнитель: Иван Козловский.
39 Ария Германа из оперы "Пиковая дама" Исполнитель: Анджапаридзе.
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Михаил Юрьевич Лермонтов
53 Герой нашего времени (фрагмент "Бэла") Читает диктор. С музыкальным
сопровождением.
54 "Демон" Читает С.М.Леонтьев.
55 Смерть поэта. В исполнении В.Яхонтова.
56 Cон. В исполнении В.Качалова.
57 И скучно и грустно... В исполнении В.Ларионова.
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я 58 Парус. В исполнении М.Царева.
59 Листок В исполнении В.Андронникова.
60 Выхожу один я на дорогу... В исполнении М. Царева.
61 Печально я гляжу... Исполнитель: Сергей Никитин.
62 В минуту жизни трудную исполнитель: Елена Образцова.
63 "Я к вам пишу…" Исполнитель: Беседина и Тараненко.
Афанасий Фет
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Музыка
Музыка
Музыка
64 Сияла Ночь. Исполнитель Изабелла Юрьева.
65 Я тебе ничего не скажу. Исполнитель Изабелла Юрьева.
Музыка
Музыка
Иван Андреевич Крылов
70 Слон и моська. В исполнении И. Ильинского.
71 Лебедь, щука и рак. В исполнении А. Леонтьева.
72 Квартет. В исполнении А. Грибова.
Николай Васильевич Гоголь
73 Ночь перед Рождеством..
74 Мертвые души. Фрагмент. Читает В.Герасимов.
75 Вечера на хуторе близ Диканьки. Художественный фильм.
Антон Павлович Чехов
99 "Радость" Читает С.М.Леонтьев.
10
0 "Толстый и Тонкий" Читает С.М.Леонтьев.
10
1 "Письмо к ученому соседу" Читает С.М.Леонтьев.
10
2 "Налим" Читает С.М.Леонтьев.
10
3 "Злой мальчик" Читает С.М.Леонтьев.
10
4 "Лошадиная фамилия" Читает С.М.Леонтьев.
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Фильм
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига 10
5 "Пересолил" Читает С.М.Леонтьев.
10
6 "Смерть чиновника" Читает С.М.Леонтьев.
10
7 "Хамелеон" Читает С.М.Леонтьев.
10
8 "Хирургия" Читает С.М.Леонтьев.
Александр Блок
12
2 "В ресторане". Исполнитель: Александр Матюхин.
12
3 Незнакомка. В исполнении М.Царева.
12
4 В ресторане. В исполнении А.Коонен.
12
5 Шаги командора. В исполнении Э.Багрицкого.
12
6 На поле Куликовом. В исполнении Д.Журавлева.
Сергей Есенин
14
1 "Я покинул родимый дом" читает автор
14
2 "Исповедь хулигана" читает автор
14
3 "Разбуди меня рано" читает автор
14
4 "Не каждый умеет петь.." читает автор
14
5 Каторжная (mp3) Исполнитель : Александр Вертинский
14
6 Клен ты мой опавший (mp3) Шансон
14
7 Не жалею, не зову, не плачу (mp3) Исполнитель : ВИА Орера
14
8 Письмо к матери (mp3) Шансон
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Аудиокнига
Музыка
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Декламаци
я
Архивная
запись
Архивная
запись
Архивная
запись
Архивная
запись
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
П Р И Л О Ж Е Н И Я О с н о в н ы е в и д ы у с т н ы х и п и с ь м е н н ы х р а б о т по л и т е р а т у р е в
5—9 к л а с с а х
Устно
Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно
популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого
лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное
словесное рисование. Устное сочинениерассуждение, • сочинениеописание по изучаемому
произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая).
Рассказ о писателе, о художникеиллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи
учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.
Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном
кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или
авторском чтении. Сочинениерассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; ин
дивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического
или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение
рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание
тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая).
Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или
собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном
спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад
или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической | статьи. Работы
творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
С п и с о к изучаемых в 5—9 к л а с с а х произведений
Античная литература
А н т и ч н ы й миф: «Рождение Зевса», «Олимп» (5 класс).
«Герои», «Яблоки Гесперид», «Прометей», «Дедал и Икар» (6 класс).
Г о м е р . «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Поли фем») (5 класс). Из устного народного творчества
Загадки, пословицы, поговорки (5 класс).
Сказки: «Царевналягушка», «Чего на свете не бывает» (5 класс).
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (6 класс).
Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловейразбойник»
(7 класс).
Русские народные песни: обрядовая поэзия («Левочки, колядки!..», «Наша Масленица
дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя
пухо вая...»); лироэпические песни («Солдатская») (7 класс).
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь трс бует выдачи Разина»,
«Разин и девкаастраханка» — по выбору; «Солдаты готовятся штурмовать Орешек»,
«Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен ска...») (8
класс).
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань
хазарам» — по выбору) (5 класс).
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Поучение » Владимира Мономаха (6 класс).
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня свое го...»); «Повесть о
Петре и Февронии Муромских» (7 класс).
«Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Слово о погибели Русской земли», из
«Жития Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского» (8 класс).
«Слово о полку Игореве...» (9 класс).
Зарубежная басня Эзоп. «Ворон и Лисица» (5 класс).
Русская басня
В.К. Т р е д и а к о в с к и й . «Ворон и Лиса» (5 класс).
А.П. С у м а р о к о в . «Ворона и Лиса» (5 класс).
И.А. К р ы л о в . «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под
Дубом» и др. по выбору (5 класс).
СВ. М и х а л к о в . «Грибы», «Зеркало» (5 класс). Из литературы XVIII века
М.В. Л о м о н о с о в . «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» (6 класс). «О вы,
которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее
величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года») (7 класс).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (7 класс). «Памятник», «Вельможа» (8
класс).
Д.И. Ф о н в и з и н . «Недоросль» (7 класс).
А.Н. Р а д и щ е в . «Путешествие из Петербурга в Москву» (9 класс).
Н.М. К а р а м з и н . «БеднаяЛиза» (8 класс).
Из литературы XIX века
В.А. Жуковский. «Светлана» (6 класс). «Лесной царь», «Море», «Невыразимое»,
«Сельское кладбище» (8 класс).
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Мой гений», «Надпись к
портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов... » (8 класс).
Е.А. Б а р а т ы н с к и й . «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза» (8
класс).
А.А. Д е л ь в и г . «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия»
(8 класс).
Н.М. Языков. «Пловец», «Родина» (8 класс).
А.С. Г р и б о е д о в . «Горе от ума» (9 класс).
А.С. Пушкин. «Няне», Зимняя дорога», «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях», «Руслан и Людмила» (отрывок) (5 класс).
«Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Дубровский» (6
класс).
«К Чаадаеву» ( «Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...»,
«Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Пол тава» (7 класс).
«ИМ. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине», «Пиковая
дама» (обзор), «Капитанская дочка», «Маленькие трагедии» (обзор) (8 класс).
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Кморю», «Лрион», «Пророк», «Анчар»,
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Явас любил...», «Япамятник себе воздвиг не
рукотворный...», «Цыганы», «Повести Белкина», «Евгений Онегин» (9 класс). М.Ю. Л е р м о н т о в . «Когда волнуется желтеющая нива...», «Бородино» (5 класс).
«Тучи», «Парус», «Листок» (6 класс). «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...»
(7 класс). «Мцыри» (8 класс).
«Смерть Поэта», «Поэт», «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк»,
«Нет, не тебя так пылко я люб лю...», «Когда волнуется желтеющая нива...»,
«Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Три пальмы», «И скучно и
грустно», «Герой нашего времени» (9 класс).
Н.В. Г о г о л ь . «Ночь перед Рождеством» (5 класс). «Тарас Бульба» (6 класс).
«Шинель» (7 класс). «Ревизор» (8 класс), «Мертвые души» (9 класс).
Ф.И. Т ю т ч е в . «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды» (5 класс). «С
поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по
выбору (9 класс).
И.С. Т у р г е н е в . «Муму», «Воробей», «Русский язык* (5 класс). «В дороге»,
«Бирюк» (6 класс). «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Нищий» (7 класс). «Лея» (8 класс).
Н.А. Н е к р а с о в . «Крестьянские дети», «Тройка* (5 класс). «В полном разгаре
страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...» (6 класс). «Вчерашний
день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадное) подъезда»,
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), (7 класс). «Внимая ужасам войны...»,
«Зеленый шум* (8 класс). «Памяти Добролюбова» (9 класс).
М.Е. СалтыковЩедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«Дикий помещик» и одно произведение по выбору (7 класс).
Ф.М. Д о с т о е в с к и й . «Бедные люди» (9 класс).
А.А.Фет. «Чудная картина...» (5 класс). «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...» (7
класс). «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...» (8 класс). «Какая
ночь!..», «Ятебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..» (9 класс).
А.Н. О с т р о в с к и й . «Снегурочка» (8 класс).
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» (5 класс). «Детство» (главы из повести):
«Матап», «Что за человек был мой отец}», «Детство» и др. (по выбору). «Бедные
люди» (6 класс). «Севастополь в декабре месяце» (7 класс). «Отрочество», «После
бала» (8 класс). «Юность» (9 класс).
А.К. Т о л с т о й . «Илья Муромец» (7 класс).
Н.С. Л е с к о в . «Левша» (7 класс).
В.Г. К о р о л е н к о . «В дурном обществе» (6 класс).
А.П. Ч е х о в . «Злоумышленник» (5 класс). «Толстый и тонкий», «Шуточка»,
«Налим» (6 класс). «Хамелеон», «Смерть чиновника» (7 класс). Из литературы XX века
А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» (5 класс).
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Девушка пела в церковном хоре»,
«Фабрика», «Девереволюции», «Как тяжело ходить среди людей...», «Сытые», «Рос
сия» (3—4 стихотворения по выбору) (9 класс).
М. Г о р ь к и й . «Детство» (главы из повести), «Легенда о Данко» (из рассказа
«Старуха Изергиль» (7 класс). «Песня о Соколе», «Макар Чудра» (8 класс). «Челкаш»,
«Песня о Буревестнике», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору
(9 класс).
Л.Н. А н д р е е в . «Петька на даче» (5 класс). И. А. Б у н и н . «Густой зеленый
ельник у дороги... », «В деревне» (5 класс). «Не видно птиц. Покорно чахнет...», «Лапти»
(6 класс). «Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка» (7 класс).
А.И. К у п р и н . «Золотой петух» (5 класс). «Белый пудель», «Тапёр» (6 класс).
«Куст сирени», «Allez!» (7 класс). Л.Н. Андреев. «Петька на даче» (5 класс).
В.В.
М а я к о в с к и й . «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче» (7 класс). «Хорошее отношение к лошадям» (8 класс).
«Коечто по поводу дирижера», «Люблю», «Вот он, большелобый, тихий химик...»
(финал поэмы «Про это»), «Столп», «Подлиза» (3—4 стихотворения по выбору) (9
класс).
Н.А. Тэффи. «Свои и чужие» (8 класс).
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык» (8 класс).
С.А. Е с е н и н . «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Ты запой
мне ту песню, что прежде...» (по выбору) (5 класс). «Песнь о собаке», «Разбуди меня
завтра рано...» (6 класс). «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» (7
класс). «Выткался на озере...», «Край ты мой заброшенный...», «Сорокоуст» (отрывок из
поэмы), «Письмо к женщине» и др. (3—4 произведения по выбору) (9 класс).
М.И. Ц в е т а е в а . «Вы, идущие мимо меня», «Бабушке», «У первой бабки — четыре
сына...», «Знаю, умру на заре! На которой из двух...», «Поэт» («Что же мне делать,
слепцу и пасынку. ..»), «Русской ржи от меня поклон...», «Рябину / Рубили зорькою...»,
«Красной кистью...», «Семь холмов, как семь колоколов...» (3—4 стихотворения по
выбору) (9 класс).
Н.С. Гумилев. «Credo», «Людям настоящего», «Принцесса», «Неоромантическая
сказка», «Капитаны» («На полярных морях и на южных...»), «Шестое чувство» (3—4
стихотворения по выбору) (9 класс). А.А.Ахматова. «Мужество», «Победа» (6 класс). «Мне голос был...» (7 класс). «В
Царском Селе» («Смуглый отрок бродил по аллеям...»), «Смятение», «Царскосельская
статуя», «Молитва», «Статуя «Ночь в Летнем саду», «Один идет прямым путем...»,
«Ночное посещение» (9 класс).
М.А. Б у л г а к о в . «Собачье сердце» (9 класс).
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» (6 класс). «Москварека» (7 класс).
И.С. Шмелев. «Русская песня» (7 класс).
А.П. П л а т о н о в . «Никита» (5 класс).
П.П. Б а ж о в. «Каменный цветок» (5 класс).
К.Г. Паустовский. «Мещерскаясторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое
знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору) (7 класс).
Н.А. З а б о л о ц к и й . «Не позволяй душе лениться...» ' (7 класс). «Я не ищу гармонии
в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору (8 класс).
А.Т. Т в а р д о в с к и й . «Прощаемся мы с матерями... » (из цикла «Памяти
матери»), «На дне моей жизни...», «Василий Теркин» (7 класс). «За далью — даль»
(главы из поэмы) (8 класс). «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...» (9
класс).
М.А. Шолохов. «Судьба человека» (9 класс).
Н.М. Р у б ц о в . «В осеннем лесу » (5 класс). «Звезда полей», «Тихая моя родина» (6
класс).
В.В. Б ы к о в. «Альпийская баллада» (9 класс).
Б.Л. В а с и л ь е в. «Экспонат №...» (7 класс).
В.М. Шукшин. «Микроскоп» (7 класс).
Н.Н. Н о с о в . «Три охотника» (5 класс).
Е.И. Н о с о в . «Как патефон петуха от смерти спас» (5 класс).
В.П. А с т а ф ь е в . «Конь с розовой гривой» (6 класс). «Фотография, на которой меня
нет» (8 класс).
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (5 класс). Уроки французского» (8 класс).
А.И. С о л ж е н и ц ы н. «Матренин двор» (9 класс).
Из зарубежной литературы Гомер. «Одиссея» (отдельные фрагменты) (5 класс).
Эзоп. «Ворон и лисица» (5 класс).
«Сказка о СиндбадеМореходе » (6 класс).
У.Шекспир. «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во
сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю
об этом...» (7 класс). «Ромео и Джульетта» (8 класс). «Гамлет» (9 класс).
М. С е р в а н т е с . «ДонКихот» (8 класс).
Р. Б ё р н с. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору) (7 класс).
Ж.Б. Мольер. «Мнимый больной» (9 класс).
Д. Де ф о. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо »
(5 класс).
М. Басе. Хокку (7 класс).
И.В. Гёте. «Фауст» (обзор) (9 класс).
Б р а т ь я Гримм. «Снегурочка» (6 класс).
Х.К. А н д е р с е н . «Соловей» (5 класс).
Р.Л. С т и в е н с о н . «Остров сокровищ» (7 класс).
М. Т в е н. «Приключения Тома Сойера» (5 класс).
Дж. Лондон. «Сказание о Кише» (5 класс). «Любовь к жизни» (6 класс).
О. Г е н р и. «Вождь краснокожих» (6 класс).
Ж. Р о н и С т а р ш и й . «Борьба за огонь» (5 класс).
А. де С е н т Э к з ю п е р и . «Планета людей» («Линия», «Самолет», «Самолет и
планета», «Маленький принц» — по выбору) (7 класс).
А. Л и н д г р е н . «Приключения Эмиля из Лённеберги» (5 класс).
Я. К у п а л а . «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся», (7 класс).
Из литературы народов России
«Как Бадыноко победил одноглазого великана» (6 класс). «Падчерица» (5 класс).
Р. Г а м з а т о в . «Песня соловья» (5 класс). «Журавли» (6 класс).
Для з а у ч и в а н и я н а и з у с т ь М.В. Л о м о н о с о в . «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».
М.Ю. Л е р м о н т о в . Одно стихотворение — на выбор.
Н.А. Н е к р а с о в . «В полном разгаре страда деревенская...»
И.А.Бунин. «Не видно птиц...»
С.А. Е с е н и н . Одно стихотворение — на выбор.
Н.М. Р у б ц о в . Одно стихотворение — на выбор.
Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
Для д о м а ш н е г о ч т е н и я
Из устного народного творчества
Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из тора».
Из древнерусской литературы
«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Аисты и
Корни», «Демьянова уха».
В.А. Ж у к о в с к и й. «Кубок».
А.С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры...»
М.Ю. Л е р м о н т о в . «Три пальмы», «На севере диком...»,
«Утес», «Пленный рыцарь».
Н.В. Г о г о л ь . «Повесть о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем».
Н.А. Н е к р а с о в . «Мороз, Красный нос».
Н.С. Л е с к о в . «Человек на часах». А.П. Ч е х о в . «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».
Из литературы XX века
И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...»,
«Тропами потаенными...». В.К. Ж е л е з н и к о в. «Чучело».
Р.П. П о г о д и н . «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».
А.Г. А л е к с и н . «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».
А. Ш к л я р с к и й. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с
польского.)
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С.Меркина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.