Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
10.11.2018
Данная методическая разработка предназначена для урока литературы в 9 классе. Дети обобщают и систематизируют знания по образу главного героя романа Печорина, используя шесть шляп мышления (ТРКМ)
Цель данного занятия: проанализировать центральный образ социально - психологического романа, применяя полученные ранее знания учащихся.Данный конспект содержит материал, направленный на обобщение и систематизацию знаний учащихся по образу Печорина из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
otkriti urok.docx
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой
нашего времени»
«А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Печорин скрывается от нас таким же
неразгаданным существом, как и является
нам в начале романа.
В.Г.Белинский
Цель: проанализировать центральный образ социально психологического романа,
применяя полученные ранее знания учащихся
Задачи:
обобщить наблюдения за характером Печорина, создать в представлении
обучающихся портрет героя;
постараться создать психологический портрет героя;
развивать умения систематизировать, обобщать, рассуждать, доказывать свою точку
зрения;
воспитывать активную личность, уважающую себя и умеющую уважать чужую
точку зрения
Планируемые результаты:
1)познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация
и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
2)личностные УУД: самоопределение, нравственноэтическая ориентация, способность
к самооценке своих действий, поступков;
3)регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и
осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
4)коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения.
Используемые учебники и учебные пособия:
1 Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2
Презентация.
1 3
Наглядный материал (6 шляп, распечатанные листы, жетоны для оценки
деятельности).
Ход урока.
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Ирина Валентиновна, я
сегодня проведу у вас урок литературы.
Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (подарочные коробочки) А как вы
думаете, что может быть внутри этих коробочек?
Слайд 2 (оказывается, всё, что угодно) вот так и первое впечатление о человеке
может быть обманчивым.
Как вы считаете, в течение нашей работы мы сможем узнать друг о друге хоть
немного? (Да) Иногда, ребята, и целой жизни не хватит, чтобы разглядеть
характер человека, понять его мысли, причины его тех или иных поступков.
Я вижу вас впервые, но, тем не менее, уверена, что мы найдём общий язык и наша с
вами работа будет успешной.
2. Вызов.
Посмотрите на слайд 3, из какого произведения взята эта фраза? (Поэма
Лермонтова «Мцыри»).
Как связана поэма Лермонтова с его романом «Герой нашего времени»?
Обратите внимание на вопрос. Он является ключевым. (автор попытался раскрыть
душу героя, его переживания, раскрыть причину его поступков)
К какому жанру принадлежит это произведение? Давайте вспомним, что значит
«психологический роман»? (Психологический роман – эпическое произведение, в
котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души,
осмыслении причин его поступков) ватман прикреплён к доске
Лермонтов в своём романе попытался выступить в роли психолога. Кто такой
психолог? (специалист, который занимается изучением поведения человека в
различных ситуациях, пытается понять причины того или иного поведения и т.д.)
Вот и вы сегодня тоже попытаетесь выступить в роли психологов.
2. Вызов. Приём «Дерево предсказаний» (ватман с деревом уже на доске)
Итак, ещё раз посмотрите на основополагающий вопрос и попробуйте
спрогнозировать, чем мы сегодня будем заниматься? Для этого возьмите
листочки, запишите свои прогноз, зачитайте вслух и прикрепите к «дереву
2 предсказаний». (ответы учащихся записываются на листочках и прикрепляются к
«Дереву предсказаний»)
Кто этот герой? (Печорин) А теперь я открываю вторую часть темы, прочитайте
её: «Загадка образа Печорина»
3. Целеполагание. Слайд 4
Итак, о ком же мы будем говорить, чей образ анализировать? Тема нашего урока
«Загадка образа Печорина». Сформулируйте, пожалуйста, задачи урока:
- Обобщить знания по образу Печорина
- Попытаться выяснить, в чём загадка образа главного героя
- Создать психологический портрет Печорина
4. Осмысление.
А) Приём «Ассоциации» 2 мин
Посмотрите на слайд 5, какие ассоциации возникают у вас при виде этих
людей? Каким одним словом можно их назвать? (герои). Я предлагаю двум
группам поработать со словарями, найти словарную статью слова «герой», а
остальные ребята ответьте мне, кто же такой герой в вашем понимании?
Б) Работа со словарём (2 группы находят словарные статьи, пока
высказывают свои предположения другие дети) Слайд 6
Слово герой имеет несколько значений. Какое из них подходит Печорину?
(работа со словарём, обсуждение в группе)
выдающийся своей храбростью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги;
главное действующее лицо литературного произведения;
лицо, привлекающее к себе внимание, являющееся образцом для подражания;
лицо, воплощающее в себе черты эпохи, среды.
Вывод. Все значения слова герой, кроме первого, применимы к нашему
противоречивому персонажу и человеку.
В) Приём «Шесть шляп мышления»
Итак, слово герой является ключевым в названии романа Лермонтова. Стержень
романа – раскрытие чрезвычайного характера. В различных эпизодах Печорин
всегда показывает своё другое лицо. На первый план попадают не его внешние
героические черты, а внутренний душевный мир.
3 Вы уже много знаете о Печорине: этот герой вызывает самые противоречивые
чувства и отношения. Выразить своё отношение к герою вы сможете, используя
приём «Шесть шляп мышления». Слайд 8
Выйдите по одному представителю от группы и выберите понравившуюся вам
шляпу. Слайд 8 (прокомментировать каждую шляпу)
В каждой шляпе карточка с заданием. В течение 5 мин вам нужно выполнить своё
задание, определить, кто из группы выйдет отвечать, и, надев шляпу, представить
образ Печорина согласно выбранному типу мышления. (работа групп проходит с
музыкальным сопровождением)
А чтобы гости не скучали, им тоже предстоит выполнить творческое задание, как
и группе, выбравшей зелёную шляпу.
Г) Афиширование ответов (слайды 9 14)
1 группа(белая): Противоречивость (совершал порой необдуманные,
противоречивые поступки)
2 группа(красная): Страстная натура. Лермонтов написал реалистическое
произведение, но сам по натуре был романтиком. Поэтому и в Печорине бушуют
страсти, которые тщательно скрываются самим героем. (побледнел, похудел,
плакал)
3 группа(чёрная): Эгоизм, равнодушие к окружающим
4 группа(жёлтая): Самоанализ, самопознание
5 группа(зелёная): Герой своего времени
Синквейн
Печорин
Одинокий, странный (эгоистичный, противоречивый)
Скучает, разочаровывается, не прощает
Герой своего времени (стремится к самопознанию или играет с чувствами людей)
Загадка (или противоречивость(чие)герой своего времени)
Расшифровка первых букв слова «натура» с указанием черт характера
главного героя:
Н настойчивый
А – амбициозный,
4 Т твёрдый
У умный
Р решительный
А активный
6 группа(синяя): Загадочность
Итак, полной картины в понимании героя писатель не даёт. Автор позволяет нам
делать совершенно несовместимые выводы, изображая Печорина в наших глазах
либо злодеем, либо рыцарем. Но характер этого героя, основные черты которого
мы записали на доске, является отражением того времени, в котором жил наш
герой. В этом характере есть как тёмные, так и светлые стороны.
5. Подведение итогов. Социализация.
У Лермонтова не было такой задачи: рассказать нам историю человеческой
жизни. У него была другая задача: «история души человеческой» должна была
открыться перед читателем. Лермонтову нужно было найти форму раскрытия
сложного, противоречивого характера героя, поэтому он и показывает Печорина
через призму двойных рам.
Слайд15 В «Бэле» мы видим Печорина как бы из окна, через двойные рамы
рассказов Максима Максимыча и его спутника.
Слайд 16 В «М.М.» одна рама открывается: уже не два человека, а один
рассказывает о своём впечатлении от Печорина.
Слайд 17 В «Тамани» окно настежь: сам герой рассказывает о себе читателю,
но пока ещё не раскрывает своих душевных движений – мы много узнаём о
событиях и довольно мало о чувствах и мыслях героя.
Слайд 18 Только в последних двух повестях – «Княжна Мери» и «Фаталист»
душа героя раскрывается перед нами вполне: в его дневниковых записях.
Слайд 19 И всё же, говоря словами великого русского критика Белинского,
«Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и
является нам в начале романа», потому что нельзя до конца постичь человеческую
душу.
Давайте ещё раз обратимся к чертам характера Печорина. Какие из них могут
проявлять в наших современниках? А какие в вас?
– Слайд 20 Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет
нам: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не
причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками.
Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
5 Чего не должно быть в человеке? Того что разрушает душу – ЗЛА.
6. Рефлексия.
Давайте вернёмся к нашему «Дереву предсказаний», совпали ли ваши прогнозы
с тем, чем мы занимались на уроке? Решили ли мы те задачи, которые ставили
перед собой?
Слайд 21 А теперь оцените свою работу на уроке, используя лестницу успеха:
выберите нужный для вас уровень и прикрепите туда человечка.
Домашнее задание. Слайд 22 Эссе «Мой Печорин» или сочинение
7.
рассуждение «Кто для меня является героем нашего времени? »
Я благодарю вас за активную и плодотворную работу на уроке. Желаю вам
дальнейших успехов в изучении литературы, а также успешной сдачи
экзаменов!
6
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.