Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Оценка 4.7

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
10.11.2018
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу  можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Данная методическая разработка предназначена для урока литературы в 9 классе. Дети обобщают и систематизируют знания по образу главного героя романа Печорина, используя шесть шляп мышления (ТРКМ) Цель данного занятия: проанализировать центральный образ социально - психологического романа, применяя полученные ранее знания учащихся.Данный конспект содержит материал, направленный на обобщение и систематизацию знаний учащихся по образу Печорина из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
otkriti urok.docx
Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу  можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина) Печорин скрывается от нас таким же  неразгаданным существом,   как и является  нам в начале романа.                                                                                                                              В.Г.Белинский                    Цель: проанализировать центральный образ социально ­ психологического романа,  применяя  полученные ранее знания учащихся Задачи: ­ обобщить наблюдения за характером Печорина, создать в представлении  обучающихся портрет героя; ­ постараться создать психологический портрет героя; ­ развивать умения систематизировать, обобщать, рассуждать, доказывать свою точку зрения; ­ воспитывать активную личность, уважающую себя и умеющую уважать чужую  точку зрения Планируемые результаты:  1)познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация  и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;  2)личностные УУД: самоопределение, нравственно­этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;  3)регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и  осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  4)коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и  обосновывать свою точку зрения. Используемые учебники и учебные пособия:  1 Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 2  Презентация. 1 3  Наглядный  материал (6 шляп, распечатанные листы, жетоны для оценки  деятельности). Ход урока. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.  ­   Здравствуйте,   ребята!   Присаживайтесь!     Меня   зовут   Ирина   Валентиновна,   я сегодня проведу у вас урок литературы.  ­ Посмотрите на  слайд 1. Что вы видите? (подарочные коробочки) А как вы думаете, что может быть внутри этих коробочек?   Слайд 2 (оказывается, всё, что угодно) вот  так и первое впечатление о человеке может быть обманчивым.  ­ Как вы считаете, в течение нашей работы мы сможем узнать друг о друге хоть немного?     (Да)   Иногда,   ребята,   и   целой   жизни   не   хватит,   чтобы   разглядеть характер человека, понять его мысли, причины его тех или иных поступков. Я вижу вас впервые, но, тем не менее, уверена, что мы найдём общий язык и наша с вами работа будет успешной. 2. Вызов. ­   Посмотрите   на  слайд   3,   из   какого   произведения   взята   эта   фраза?   (Поэма Лермонтова «Мцыри»).  ­   Как   связана   поэма   Лермонтова   с   его   романом   «Герой   нашего   времени»? Обратите внимание на вопрос. Он является ключевым.  (автор попытался раскрыть душу героя, его переживания, раскрыть причину его поступков)  ­ К какому жанру принадлежит это произведение? Давайте вспомним, что значит  «психологический роман»? (Психологический роман – эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено  на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков) ватман прикреплён к доске ­Лермонтов в своём романе попытался выступить в роли психолога.  Кто такой психолог?   (специалист,   который   занимается   изучением   поведения   человека   в различных ситуациях, пытается понять причины того или иного поведения и т.д.) Вот и вы сегодня тоже попытаетесь выступить в роли психологов.  2. Вызов. Приём «Дерево предсказаний»  (ватман с деревом уже на доске)  ­   Итак,   ещё   раз   посмотрите   на   основополагающий   вопрос   и   попробуйте спрогнозировать,     чем   мы   сегодня   будем   заниматься?   Для   этого   возьмите листочки,   запишите   свои   прогноз,   зачитайте   вслух   и   прикрепите   к   «дереву 2 предсказаний». (ответы учащихся записываются на листочках и прикрепляются к «Дереву предсказаний»)  ­ Кто этот герой? (Печорин) А теперь я открываю вторую часть темы, прочитайте её: «Загадка образа Печорина» 3. Целеполагание. Слайд 4  ­ Итак, о ком же мы будем говорить, чей образ анализировать? Тема нашего урока «Загадка образа Печорина». Сформулируйте, пожалуйста, задачи урока: - Обобщить знания по образу Печорина - Попытаться выяснить, в чём загадка образа главного героя - Создать психологический портрет Печорина 4. Осмысление.  А) Приём  «Ассоциации» 2 мин ­   Посмотрите  на  слайд 5,   какие   ассоциации   возникают   у   вас   при   виде   этих людей?   Каким   одним   словом   можно   их   назвать?   (герои).   Я   предлагаю   двум группам   поработать   со   словарями,   найти   словарную   статью   слова   «герой»,   а остальные ребята ответьте мне, кто же такой герой в вашем понимании? Б)   Работа   со   словарём   (2   группы   находят   словарные   статьи,   пока высказывают свои предположения другие дети) Слайд 6  ­  Слово  герой  имеет  несколько значений. Какое  из них  подходит  Печорину? (работа со словарём, обсуждение в группе) ­ выдающийся своей храбростью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги; ­ главное действующее лицо литературного произведения; ­ лицо, привлекающее к себе внимание, являющееся образцом для подражания; ­ лицо, воплощающее в себе черты эпохи, среды. Вывод.   Все   значения   слова  герой,   кроме   первого,   применимы   к   нашему противоречивому персонажу и человеку. В) Приём «Шесть шляп мышления» ­Итак, слово герой является ключевым в названии романа Лермонтова. Стержень романа   –  раскрытие   чрезвычайного   характера.   В   различных   эпизодах   Печорин всегда показывает своё другое лицо. На первый план попадают не его внешние героические черты, а внутренний душевный мир.  3 ­ Вы уже много знаете о Печорине: этот герой вызывает самые противоречивые чувства и отношения. Выразить  своё  отношение к герою вы сможете, используя приём «Шесть шляп мышления». Слайд 8 ­  Выйдите по одному представителю от группы и выберите понравившуюся вам шляпу. Слайд  8 (прокомментировать каждую шляпу) ­ В каждой шляпе карточка с заданием. В течение 5 мин вам нужно выполнить своё задание, определить, кто из группы выйдет отвечать, и, надев шляпу, представить образ Печорина согласно выбранному типу мышления. (работа групп проходит с музыкальным сопровождением) ­ А чтобы гости не скучали, им тоже предстоит выполнить творческое задание, как и группе, выбравшей зелёную шляпу. Г) Афиширование ответов (слайды 9 ­ 14) 1 группа(белая): Противоречивость (совершал порой необдуманные,  противоречивые поступки) 2 группа(красная): Страстная натура.  Лермонтов написал реалистическое  произведение, но сам по натуре был романтиком. Поэтому и в Печорине бушуют  страсти, которые тщательно скрываются самим героем. (побледнел, похудел,  плакал) 3 группа(чёрная): Эгоизм, равнодушие к окружающим 4 группа(жёлтая): Самоанализ, самопознание 5 группа(зелёная): Герой своего времени Синквейн Печорин Одинокий, странный (эгоистичный, противоречивый) Скучает, разочаровывается, не прощает Герой своего времени (стремится к самопознанию или играет с чувствами людей) Загадка (или противоречивость(чие)герой своего времени) Расшифровка первых букв слова «натура» с указанием черт характера  главного героя: Н­ настойчивый А – амбициозный,  4 Т ­ твёрдый У ­ умный Р ­ решительный А ­ активный 6 группа(синяя): Загадочность  ­ Итак, полной картины в понимании героя писатель не даёт. Автор позволяет нам делать совершенно несовместимые выводы, изображая Печорина в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. Но характер этого героя, основные черты которого мы записали на доске, является отражением того времени, в котором жил наш герой. В этом характере есть как тёмные, так и светлые стороны. 5. Подведение итогов. Социализация. ­   У   Лермонтова   не   было   такой   задачи:   рассказать   нам   историю   человеческой жизни. У него была другая задача: «история души человеческой» должна была открыться перед читателем. Лермонтову нужно было найти   форму раскрытия сложного, противоречивого характера героя, поэтому он и показывает Печорина через призму двойных рам.  ­  Слайд15  В «Бэле» мы видим Печорина как бы из окна, через двойные рамы рассказов Максима Максимыча и его спутника. ­  Слайд 16  В   «М.М.»   одна   рама   открывается:   уже   не   два   человека,   а   один рассказывает о своём впечатлении от Печорина. ­ Слайд 17 В «Тамани» ­ окно настежь: сам герой рассказывает о себе читателю, но   пока   ещё   не   раскрывает   своих   душевных   движений   –   мы   много   узнаём   о событиях и довольно мало ­ о чувствах и мыслях героя. ­ Слайд 18 Только в последних двух повестях – «Княжна Мери» и «Фаталист» ­ душа героя раскрывается перед нами вполне: в его дневниковых записях. Слайд 19 И всё же, говоря словами великого русского критика Белинского,  «Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом,   как и  является нам в начале романа», потому что нельзя до конца постичь человеческую  душу.        ­ Давайте ещё раз обратимся к чертам характера Печорина. Какие из них могут  проявлять в наших современниках? А какие ­ в вас?            – Слайд 20  Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет  нам: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не  причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками.  Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». 5 ­ Чего не должно быть в человеке? Того что разрушает душу – ЗЛА. 6. Рефлексия. ­ Давайте вернёмся к нашему «Дереву предсказаний», совпали ли ваши прогнозы с тем, чем мы занимались на уроке? Решили ли мы те задачи, которые ставили перед собой? ­  Слайд 21 А теперь оцените свою работу на уроке, используя лестницу успеха: выберите нужный для вас уровень и прикрепите туда человечка. Домашнее   задание.  Слайд   22  Эссе   «Мой   Печорин»   или   сочинение 7. рассуждение «Кто для меня является героем нашего времени? » ­   Я   благодарю   вас   за   активную   и   плодотворную   работу   на   уроке.   Желаю   вам дальнейших   успехов   в   изучении   литературы,   а   также   успешной   сдачи экзаменов!  6

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу  можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу  можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу  можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу  можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу  можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)

Открытый урок по литературе в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «А душу  можно ль рассказать?...» (Загадка образа Печорина)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018