Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"
Оценка 4.6

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
09.11.2018
Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"
Цель урока создать условия для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно - следственных связей, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков, способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы.
урок-исследование.docx
Урок­исследование по литературе в 9­м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума" Вид урока: урок­ исследование. Исследователь ­ А.С. Грибоедов, исследователь­ учитель,  исследователь­ученик. Предмет исследования автора ­ различные типы ума героев комедии. Предмет исследования учителя ­ эффективность различных методических приемов для  формирования и развития ключевых компетентностей. Предмет исследования учащихся ­ текст художественного произведения  с целью ответа на  возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской  деятельности учащихся к уроку ­ компьютерные проекты. Продукт индивидуальной  исследовательской деятельности учащихся на уроке ­ сочинения­ эссе. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной  информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения  системы знаний и умений. Цели по содержанию: Образовательная: создать условия для проблемного  анализа художественного текста,  выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно ­ следственных связей. Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального  потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования,  развитие речевых навыков. Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и  вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности,  сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. Ход урока Вступительное слово учителя. "Горе от ума"­ одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение  парадоксальное. Парадоксы его судьбы начались до его официального "рождения": комедия разошлась в  списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех  потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца" (Из письма Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес "Горе от ума­ 2", в которых "вычислялась" дальнейшая судьба ее героев. Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала  восприниматься как трагикомедия, герои которой получают "миллион терзаний". Парадоксально и то, что "Горе от ума"­ эпизод из жизни самого Грибоедова (его  возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен  сумасшедшим), и сам автор в какой­ то мере прототип Чацкого. Наконец, парадокс заключен в самом названии "Горе от ума". Гельвеций, французский  философ ­ материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье:". Но в комедии  Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего  урока. (Значение слова "парадокс" выписано на доске. Парадокс ­ это суждение,  противоречащее здравому смыслу) Запись в тетрадь темы урока и осмысление. Задание учащимся. Подчеркните ключевые слова темы ("ум", "безумие"). С чем ассоциируются у вас эти  слова? ("ум"­ мудрость, образование, человек, успех и т.д.; "безумие" ­ хаос, глупость,  мрак, болезнь и т.д.) Какие проблемные вопросы, связанные с данной темой, возникли у вас, когда вы читали  комедию? Сформулируйте на основе этих вопросов (вопроса) цель урока (цель  индивидуальна), запишите ее в тетрадь. Целеполагание. Создать условия на уроке, чтобы каждый учащийся смог ответить на  поставленные вопросы или наметил пути их решения. Выбор эпиграфа из предложенных учителем вариантов (на уроке) или самостоятельный  подбор эпиграфа дома и обоснование собственного выбора. (Как данный эпиграф связан с  темой и идеей урока?). Учитель может предложить свой вариант с его обоснованием. Высказывания выдающихся людей.(Возможные варианты эпиграфа) В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир) Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И.  Лажечников) В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.  (В. Белинский) Умный любит учиться, а дурак учить. (А. Чехов) Вера в то, что глупцы не думают, ­ самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый) От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон) Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в  том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард) Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно  считается сумасшедшим. (Гельвеций) Алгоритм работы 1 группы. Тема: проблема "ума" в комедии. Задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума. ­найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова "ум", "умный" и др.  однокоренные слова; ­сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют это понятие Чацкий,  Фамусов, Молчалин, Скалозуб, второстепенные персонажи, эпизодические лица; ­подберите ключевые слова ­ синонимы или синонимичные выражения, определяющие  представления об "умном" человеке этих героев; найдите общее и различия; ­нарисуйте в тетради кластер, отражающий емкость понятия "ум" в комедии Грибоедова; ­составьте групповой ответ ­ доказательство предложенного тезиса или компьютерную  презентацию. ­Сделайте общий вывод: "Произведение А.С. Грибоедова оборачивается своего рода  философским трактатом, пытливо исследующим, что есть "ум":(закончите данную мысль).  (Значение слов "философия" и "трактат" найти в Толковом словаре) Алгоритм работы 2 группы. Тема: проблема "безумия" в комедии. Задание: докажите, что признание фамусовским обществом Чацкого сумасшедшим ­  закономерный итог его появления в этом обществе. ­найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова "сумасшедший",  "безумный" и т. д. ­сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют эти понятия различные  герои; ­подберите ключевые слова ­ синонимы или синонимичные выражения, определяющие  представления о "безумии" этих героев; найдите общее и различия; нарисуйте в тетради кластер, отражающий понятия "безумие", "сумасшествие" в комедии  Грибоедова; ­проследите, как рождается и развивается идея о сумасшествии Чацкого, составьте  логическую цепочку, сделайте вывод; ­Сделайте общий вывод: "Рождение идеи о сумасшествии Чацкого закономерно в  фамусовском обществе, потому что:(закончите данную мысль). Алгоритм работы 3 группы. Тема: проблема оценки "ума" Чацкого в критической литературе. Задание: сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий? ­Прочитайте выдержки из предложенных учителем критических статей, подчеркните или  ­­выпишите   ключевые словосочетания и фразы, сформулируйте основные идеи, связанные с темой; ­ сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и сделайте  вывод; ­сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте ее; ­составьте кластер, отражающий мнение различных критиков и состоящий из ключевых  цитат (слов, словосочетаний); ­составьте групповой ответ или компьютерную презентацию. ­Сделайте общий вывод: " Точка зрения : кажется нам наиболее обоснованной, потому  что:" (закончите предложение) или "В ходе обсуждения у нас возникли различные точки  зрения:" (Значение фразеологизма "метать бисер перед свиньями" найдите во  Фразеологическом словаре) Алгоритм работы 4 группы. Тема: смысл названия и особенности композиции комедии. Задание: ответьте на вопрос, почему Грибоедов назвал свою комедию "Горе от ума" и  какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла. ­Сопоставьте первоначальное название комедии "Горе уму" с окончательным "Горе от  ума". Почему, по вашему мнению, Грибоедов изменил название? Какой дополнительный  оттенок вносит предлог "от"? ­Вспомните, что такое композиция произведения, обратите внимание на композиционные  приемы, которые использует автор, подберите соответствующие примеры из текста: прием "кривого зеркала" прием "разговор глухих" ­­Докажите, что композиционный прием "открытый финал" является логически  обоснованной частью авторского замысла и "финал в отсутствии финала" непосредственно  связан с названием комедии. Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему?  Составьте соответствующую таблицу в тетради. Сделайте общий вывод: " По авторскому замыслу Чацкий, испытавший горе от ума,  покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого,   обрекает себя на  безумное существование, потому что.. (закончите мысль) Возможные комментарии учителя к работе по ходу урока. Идея о сумасшествии Чацкого рождается на балу в доме Фамусова. Этот бал имеет   мифологические истоки и очень похож на пир чудовищ в балладе Жуковского "Светлана",  в романе Пушкина "Евгений Онегин". Здесь ложь, фальшь, лица­ маски, зловеще­  гротескные портреты. (Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие­ то уроды с того  света!"­ говорит графиня­ внучка) Герой на таком балу ощущает себя словно во сне,  чувствует, что сходит с ума. ("Не впрямь ли я сошел с ума?") Важным мотивом бала является мотив сплетни, молвы. Рождение сплетни о сумасшествии  Чацкого является закономерным потому что в фамусовском обществе важен не человек, а  степень его нужности, прогрессивные идеи Чацкого чужды фамусовым, молчалиным,  скалозубам. Для них признать ум Чацкого означает признать безнравственность  собственной жизни, а сумасшедшего можно не воспринимать и даже пожалеть. И поэтому  объявление Чацкого безумным ­ хороший выход из сложившейся ситуации. Все точки над и будут расставлены в финальном монологе Чацкого: Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день побыть успеет, Подышит воздухом одним И в нем рассудок уцелеет. ­ Зачем Чацкому "метать бисер перед свиньями"? Зачем? Но разве речь Сократа перед  судом присяжных не была тем же бисером? А речь Гуса перед Собором? А разве Галилей  не повторил той же ошибки? Конечно, Чацкий не так велик, чтобы заслужить крест или  костер, но и не настолько ничтожен, чтобы не поставить свою голову под камень и свой ум  под кличку безумия" (В. Чаговец). В мировой литературе есть герои­ чудаки, безумцы: Гамлет, Дон Кихот, князь Мышкин­  это "высокое безумие", к их числу относится и Чацкий. ­  Новаторство драматурга проявилось в смелом отказе от "свадебного венца" или гибели  героя ­ финал в отсутствии финала. Куда уезжает Чацкий? В деревню, как Онегин? На  Кавказ, как Печорин?  А, может, как уверял Салтыков­ Щедрин, пойдет ­ таки к венцу с Софьей, "дабы затем встать во главе Департамента УМОПОМРАЧЕНИЙ, заменившего  Департамент просвещения? Рефлексия ученическая и учительская. ­ Сегодня на уроке я: ­ Что получилось и что не получилось? ­ Достигли ли цели, поставленной в начале урока? ­ Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? ­ Какие новые вопросы возникли в конце урока? Диагностика. Творческая работа, включающая личный опыт учащихся. Проблема ума и безумия ­ одна из ключевых проблем комедии Грибоедова "Горе от ума".  Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую  ситуацию, но предлог "от" в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии,  углубившей идею комедии. "Если ты такой умный, почему ты такой бедный?" ­ спрашивали в Одессе. "Если ты такой умный, покажи свои деньги", ­ предлагают в Америке. "Если ты такой умный, почему несчастлив?"­ возникает вопрос после прочтения  комедии. Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе на тему: "Ум подготавливает  счастье:" (Гельвеций) Воспроизведение прочитанного. Итог урока. Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии "Горе от ума"­ в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для  "просветительской" философии понятия "ум" и "счастье" синонимичны, так как  "овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в  целом". "Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает", ­ писал Гельвеций. Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что  силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в  основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, "мильон терзаний". Домашнее задание. Сочинение "Письмо Чацкому из 21 века". Задача: в эпистолярном жанре выразить свое  отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас:, я  восхищаюсь:, удивительно то, что:; хочу поделиться:, хочу поспорить с Вами:, мне не  совсем понятно:и т. д. Пострефлексия (на следующем уроке). Обмен впечатлениями об  уроке.

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018