Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3
Оценка 4.6

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
9 кл
15.12.2018
Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3
Предлагаю систему упражнений в соответствии с рабочей классификацией сопоставлений на уроках литературы. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений). Рекомендации к заданиям 1.1.3 и 1.2.3 Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3/1.2.3 «Подводные камни» сопоставительного анализа
Система работы 1.docx
Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3 Предлагаю систему упражнений в соответствии с рабочей классификацией сопоставлений на уроках литературы. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений). Рекомендации к заданиям 1.1.3 и 1.2.3 Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3/1.2.3 «Подводные камни» сопоставительного анализа Типичная ошибка пишущих сочинение­сопоставление: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ. Как строить параллельный анализ при сопоставлении? В задании ОГЭ направление сопоставления задано. Как нужно работать с текстами:  ­  Иллюстрируем примерами из текста. Главное – избегать пересказа при аргументации.  ­ Чем различаются картины природы в  стихотворениях Тютчева и Некрасова? *** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора–  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера...  Где бодрый серп гулял и падал колос,  Теперь уж пусто всё–простор везде, –  Лишь паутины тонкий волос  Блестит на праздной борозде.  Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко ещё до первых зимних бурь–  И льётся чистая и тёплая лазурь  На отдыхающее поле... (Ф.И. Тютчев. 1857) 1 ПЕРЕД  ДОЖДЁМ  Заунывный ветер гонит  Стаю туч на крайне бес,  Ель надломленная стонет,  Глухо шепчет тёмный лес.  На ручей, рябой и пёстрый,  За листком летит листок,  И струёй сухой и острой  Набегает холодок.  Полумрак на всё ложится;  Налетев со всех сторон,  С криком в воздухе кружится  Стая галок и ворон.  Над проезжей таратайкой  Спущен верх, перёд закрыт;  И «пошёл!»–привстав с нагайкой,  Ямщику жандарм кричит... (Н.А. Некрасов. 1846) 2 От приема–к образу, от образа – к содержанию 1. Обращаем внимание на эпитеты, олицетворения, метафоры и т. д., выделяем их в тексте. 2. Представляем картину в целом, находим  отличия.  3. Анализируем лирический сюжет в обоих стихотворениях.  4. Делаем выводы. 2. 3.      Выполнение заданий 1.1.3  или  1.2.3  предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа ­ 5­8 предложений). Эти задания расширяют границы проверяемого материала и определяют уровень сформированности важнейших предметных компетенций.   Но их выполнение вызывает затруднения у учащихся, т. к. они плохо справляются с выявлением оснований для сравнения художественных произведений, ними. Затруднения   школьников   также   связаны   и   с   тем,   что   они   не   могут   правильно   построить   письменное   высказывание,   оформить   его композиционно, соблюсти логичность и последовательность, часто подменяют анализ пересказом текстов. Что же делать в этой ситуации? Попробуем дать "рецепт" готового счастья. Я предлагаю Вашему вниманию типовые конструкции, клише, которые помогут ученикам грамотно и правильно построить ответ на экзаменационный вопрос, оформить логические переходы от одной мысли к другой. Главное,  нужно соблюдать несколько правил: элементы различия сходства находят между   трудом     с         или     1. Помните: основной фрагмент и предложенный отрывок или произведение для сопоставления объединены, как правило, общей темой, но раскрывается она по­разному в зависимости от авторского замысла, творческого метода поэта или писателя. Именно поэтому сначала нужно выявить сходства, а затем различия (если они есть).   2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы. Это поможет избежать пересказа. 3. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора.   КЛИШЕ 1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)...  2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по­разному и развивается в противоположных аспектах. 3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность. 4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство... 5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений. 6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность) 7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет... 8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств ( Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев. 9. Стихотворения ... , казалось бы об одном и том же, но как по­разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения. 10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод. Сопоставительный анализ литературной  пьесы­сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»  ­ Вспомните содержание народной сказки «Двенадцать месяцев».  ­ Что в сюжете пьесы близко народной сказке? Перескажите кратко эти эпизоды.  ­ Какие герои пьесы­сказки Маршака действуют в народной сказке (Мачеха, дочка, падчерица, двенадцать месяцев). Чем отличаются герои пьесы­сказки от своих фольклорных «двойников»?   ­ Каких ещё героев ввёл автор в пьесу? Зачем?  ­ Какие из этих героев близки героям народных сказок? (Королева, садовник, солдаты, послы, ворон, заяц, белки, медведь, первый и второй глашатаи, двенадцать месяцев), а какие в них не встречаются (гофмейстрина, учитель королевы, канцлер, офицеры королевской стражи, королевский прокурор)?  ­ Что сближает пьесу­сказку Маршака с народными сказками и в чём их различие? Результаты наблюдений учащихся обобщим в таблице: Словацкая народная сказка Пьеса­сказка Маршака Общность В сказках близкие сюжеты и общие герои. Обе сказки имеют счастливый финал, зло наказано, добро торжествует Различие Всего три персонажа и двенадцать месяцев Простой сюжет: мачехина дочка трижды посылает в лес за фиалками, ягодами, яблоками, а затем идёт в лес сама и замерзает. Конфликт   –   между   падчерицей   и   мачехиной   дочкой, которой помогает сама мачеха Герои   сказки   чётко   делятся   отрицательных и по ходу сюжета не меняются   на   положительных   и Оценка   героев   даётся   с     позиций   народной   морали   и нравственности Написана прозой Является эпическим произведением Ещё   двадцать   действующих   лиц,   часть   из   которых никогда не встречается в сказках. Герои   показаны   подробно,   многогранно..   В   сюжет включены   линия   Королевы   и   придворных,   линия «Падчерица ­ Солдат» и линия волшебных животных: белок, зайца, медведя, ворона. Конфликт шире: столкновение происходит не только между Падчерицей, Мачехой и её дочкой, но  и между Падчерицей и Королевой Отрицательные герои наказаны, но меняются или могут измениться   к   лучшему.   Королева   осознаёт   свои ошибки. Мачеха и Дочка, превращённые в собак, могут снова стать людьми. Оценка героев происходит с позиции автора. Состоит из прозаических и стихотворных фрагментов Является драматическим произведением ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. Пушкина «Станционный смотритель»  и «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»: различие Сходство ситуаций «Капитанская дочка»: различие Ситуация обмана, притворства Уход за больным Игра   Минского,   хитрые   уловки   с   целью   обмануть Поведение героев Серьезное   ранение   Петра   на   дуэли   при   защите чести возлюбленной Искренняя   радость   в   ситуации   выздоровления, смотрителя   и   вызвать   чувство   Дуни   («При смотрителе охал, не говорил почти ни слова…») трепет   Петра   при   узнавании   даже   голоса возлюбленной В   повествовании   передан   разговор   Минского   с лекарем понемецки; шутки с Дуней (обман и игра) Диалоги героев  Выражают радость, восторг и тревогу за здоровье Петра От лица автора­рассказчика, услышавшего историю Способы повествования От лица повествователя, героя, от первого лица передана история любви и тяжких испытаний СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ  И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ. Жилин и Костылин: два характера – две судьбы Устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам). Обобщающая беседа и составление плана сравнительной характеристики героев. (составление электронной презентации) Вопросы для беседы Общее в образах Жилина и Костылина   ­   Что   нам   уже   известно   о   Жилине   и   Костылине?   Каково   их происхождение, профессия, род занятий?  ­ Почему они попали в плен?  ­ О чём нам говорят их фамилии? Различное в облике и характерах Жилина и Костылина:  ­ Как выглядели герой? Что автор подчёркивает в их внешности?  ­ Как вели себя Жилин и Костылин перед тем, как попали в плен? План сравнительной характеристики Жилин и Костылин:  ­ русские дворяне, офицеры, участники кавказской войны;  ­ оба попали в плен;  ­ имеют говорящие фамилии. Внешность:  «толстый, грузный, красный» ­ Костылин; «невелик ростом, да удал» ­ Жилин Решительность,   смелость:  Жилин   надеялся   на   себя   и   свою лошадь; Трусость:  Костылин   при   виде   татар   сразу   бросил   Жилина   и ускакал один ­   Как   вели   себя   Жилин   и   Костылин   в   плену?   На   чьей   стороне симпатии автора? ­ Как вели себя Жилин и Костылин во время первого побега? Почему Жилин не бросил Костылина?  ­ Как, по –вашему, виноват в том, что полбег не удался?  ­ Как можно озаглавить эту главу?    ­ Как Жили Жилин и Костылин у татар после побега?  ­ Как Дина помогала Жилину? Зачем автор рассказывает нам об их дружбе?     ­ Почему Жилин решился на второй побег, а Костылин остался в плену?  ­ Как Жилин и Костылин выбрались из татарского плена?  ­ Как Толстой описывает чувства Жилина, когда он попал к своим?  ­ Как можно озаглавить эту главу? Смекалка, активная жизненная позиция: Жилин не соглашался просить за себя выкуп. Написал письмо с неверным адресом; не унывал, активно трудился,   занимался ремеслом, подружился с диной,  приручил собаку; всё время думал, как совершить побег; изучал окрестности аула. Пассивность,   непротивление   судьбе:  Костылин   выполнял   все требования   татар;   пассивно   «ждал   присылки   денег   и   скучал», «сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит». Терпение, выносливость, находчивость: Жилин стремился уйти любой   ценой,   активно   преодолевал   трудный   путь;   не   бросил товарища. Жалость, слабость: Костылин «всё кряхтит да охает», «стал… вставать и упал». «Костылин совсем разболелся»; «И Жилин приуныл». Смекалка,   находчивость:  Жилин   наделал   игрушек   для   Дины, попросил её принести шест. Непротивление злу: Костылин о побеге «и слышать не хочет» Целеустремлённость,   вера   в   себя   и   в   Бога: «перекрестился», решил, что будет «тащиться, пока сила есть»; Бездействие,   неверие   в   себя:  Костылина   «выкупили   за   пять тысяч», «еле живого привезли».  Жилин СОПОСТАВЛЕНИЕ ФРАГМЕНТА РОМАНА А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»  С ФРАГМЕНТОМ КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ».  Чем различается поведение Марьи Ивановны и Софьи в ситуациях «сердечных» объяснений? Для выполнения задания 1.1.3. нужно сопоставить предложенные фрагменты в указанном аспекте:  ­ выделите в вопросе ключевые слова, задающие аспект сопоставления;   ­   в   каждом   фрагменте   подчеркните   те   элементы   текста,   в   которых   нашёл   отражение   указанный   аспект;   определите   направление сопоставительного анализа (различие в поведении героинь);  ­ выделите в вопросе констатирующую часть, она представляет собой утверждение, которое принимается как данное и не является целью вашего ответа (поведение Марьи Ивановны и Софьи в ситуации «сердечных» объяснений различаются;  ­ проведите  сопоставление  в заданном направлении анализа (охарактеризуйте различия в поведении  героинь);  ­ определите ключевое вопросительное  слово задания, именно на него вы должны  будете ответить (чем?);  ­ сформулируйте краткий прямой ответ на вопрос задания;  ­ аргументируйте свой ответ, опираясь на фрагменты.

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий 1.1.3

Система упражнений по подготовке к выполнению заданий  1.1.3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2018