Открытый урок по литературному чтению "Волшебное слово" В. Осеева (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рефлексия
Иконка файла материала Откр.урок по литер.чтению.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА Предмет: литературное чтение Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Вежливое слово» Тип урока:   Урок «открытия» нового знания Формирование УУД: 1.Личностные действия:  1.1формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 1.2формирование  мотивации к обучению и познанию 1.3 формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его  органичном единстве и разнообразии природы 1.4формирование уважительного отношения к иному мнению 2.Регулятивные действия:  2.1овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиска средств ее осуществления 2.2освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 2.3 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 2.4освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии 2.5овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов  и явлений действительности 3.Познавательные действия:  3.1 осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного  поведения в мире и  людей. 3.2формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной речи 3.3установление причинно­ следственных связей, построение логической цепи  рассуждений, доказательство 4.Коммуникативные действия:  4.1формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами  коммуникации и составлять тексты в устной форме 4.2формирование умения использовать речевые средства и средства для решенияДеятельност ь учащихся УУД Приветствуют гостей, друг друга,  улыбаются. Ведь улыбка  помогает нам  показать своё  доброе отношение,  расположение. А  когда мы  здороваемся, мы  желаем  окружающим  здоровья. Дети  показывают, как здороваются в  разных странах. Вежливые коммуникативных и познавательных задач 4.3 формирования умения слушать и вступать в диалог Этап урока Действия учителя 1.Орг. момент ­Здравствуйте, дети.  Сегодня на нашем уроке присутствуют гости,  давайте подарим им улыбку. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем.  ­Что мы показываем человеку, когда улыбаемся  ему? В мире существует много форм различных  приветствий, например. Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу. жители Европы , здороваясь, приподнимают  шляпу и отдают лёгкий поклон,  в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и  при этом дуют на них,  японцы рукопожатиям предпочитают поклоны,  которые тем ниже и длительнее выполняются,  чем важнее персона, которой они адресованы. ­Как можно назвать людей, которые всегда  здороваются? ­А как вы объясните, кто такой вежливый человек? То есть вежливый человек использует в своей речи  вежливые слова. Давайте проверим, все ли слова вы помните. Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы  поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку. Встретив зайку, ёж­сосед                                                   Говорит ему: «…»           (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …»           (Здравствуй!) К Осьминожке Камбала 2.Актуали­зация  знаний (работа в парах)В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…»           (До свиданья!) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…»           (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…»           (Спасибо!) Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…»           (Браво!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…»           (Будь здорова!) 3.Постановка учебной задачи Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё  волшебными.  ­А почему их так называют?  С помощью волшебных слов можно даже  грустному или обиженному человеку вернуть  хорошее настроение. Вежливые слова оказывают  «волшебное» действие на человека.  Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему  будем учиться?  ­ Имя автора, произведение которого мы сегодня  будем читать, зашифровано в этой таблице. Давайте расшифруем. Для этого вам нужно оставить только  буквы русские буквы, а английские зачеркнуть. WQВАSDЛLЕVVНТZWИНRIАQQ   АSSЛЕFКСNNАНGRДРSОВLНАZ   UURОJDSSСЕZQWRSЕВLFGSАW      (предположения детей) (задание на  карточках у  каждого  ребенка)­ Да сегодня мы будем работать с произведением  Валентины Осеевой.  Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой. ­Что такое биография? Биографию рассказывает учащийся. 4.«Открытие  нового  знания» ­ Первичное  чтение учителем и  детьми. ­Словарная  работа   Откроем страницу 87. ­ Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?  ­Как вы думаете,  о чем оно будет?  ­ Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе? Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа,  давайте потренируемся читать слова,сложные  слова. А теперь выясним смысл некоторых слов,  встречающихся в тексте. Чуть не поддал хорошенько ­ чуть не ударил. Стряпала ­ готовила пищу. Противень ­ тонкий металлический лист с  загнутыми краями. 5.Первичное  закрепление ­Проверка  восприятия ­ Назовите главного героя рассказа. ­ Понравился вам мальчик? Почему? ­ Почему сестра, бабушка, брат не хотели  выполнять просьбы Павлика в начале рассказа? Кто помог мальчику? ­ Какое волшебное слово старик открыл мальчику? Слово оказалось по­настоящему  волшебным.   (предположения детей) Слушают чтение  рассказа учителем,  называют волшебное  слово, о котором идёт речь в рассказе. Выясняют значение  некоторых слов  встречающихся в  тексте Называют имя  главного героя  рассказа.  Объясняют своё  мнение. Отвечают  на вопросы по  содержанию  рассказа.(жесты, мимика,  слова)  С помощью  жестов и мимики Пожалуйста. Играют в игру по  правилам. Выполняют движения. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось  просить о чём­то.  ­А что такое просьба? Просьба – вежливое обращение к кому­либо,  призывающее сделать что­либо.  ­Ребята, как, при помощи чего можно выразить  просьбу?  Сейчас двое из вас покажут сценку, а вы  догадайтесь, о чем они просят. Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из  учеников. Один без слов просит другого уступить  место. С помощью чего была выражена просьба?  ­Как её выразить с помощью слов?  Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со  словами.  ­Какое вежливое слово нужно использовать, когда о чем­либо просишь? 6.Физ.минутка Игра "Пожалуйста". ­ Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».  Эта игра на внимательность. Я буду просить вас  выполнять различные действия, но вы должны  будете их выполнять только тогда, когда я скажу  слово «Пожалуйста», если вы не услышите это  слово, то выполнять действие не нужно. Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 2 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! ­ Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо  отдохнули и можем продолжить нашу работу! Сейчас мы прочитаем рассказ «по цепочке.» ­Как нужно произносить волшебное слово? 7. 7.Самостоятель­ ная работа с  проверкой поэталону.  Самоанализ и  самоконтроль.    ­  ­Повторное  чтение  ­ Работа над  содержанием ­ Каким мы видим мальчика? ­  Как он разговаривал с окружающими?  ­ Нравится ли он вам?  Чем он вам не нравится?  ­ Что случилось с Павликом?   ­ Можно ли было помочь мальчику?  Чем?  ­ Кто помог Павлику?  ­ Прочитайте, как выглядел старик?  ­   Как   вы   думаете,   что   шепнул   старик   на   ухо Павлику?  ­   Напомните   мне,   как   нужно   говорить   это волшебное слово?  ­ Почему мальчик поверил старику?  ­   Изменило   ли   поведение   Павлика   волшебное слово?  ­   Теперь   давайте   проследим,   как   подействовало   на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте…. 1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.  ­Работа в  группах 2   группа:  Найдите   и   прочитайте,   как   отреагировала   на волшебное слово бабушка. 3 группа:   Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?   ­   Каким   становилось   настроение   у   людей,   когда   они слышали волшебное слово?   ­ Как звучит это слово?  ­ Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?  ­ Можно ли старика назвать волшебником?  Почему?  ­ Почему старик помог мальчику?  ­ Каким стал мальчик, после общения со стариком? Спокойным  голосом,  ласково, с  добротой. Сердитый мальчик:  красное сердитое  лицо.Грубо (Нет). (Он не  воспитанный) (Его все гнали от  себя, не хотели с  ним общаться) (Помочь стать  вежливым,  воспитанным) (Старик). (Волшебное  слово:  «пожалуйста»). ( Потому что он  был похож на  волшебника) (Да, он стал  добрым) (Лена широко  раскрыла глаза,  смущённо  пробормотала….)  (Бабушка  выпрямилась.  Волшебное слово так и засияло в каждой  морщинке, в глазах, в  улыбке).  (За столом сразу все  замолчали. Брат  громко засмеялся,потрепал мальчика по  плечу, взъерошил ему  волосы).  Оно становилось  хорошим) Пожалуйста  Изменилась, все стали  относится к мальчику  по­доброму,  как он  этого и заслуживал Потому что он помог  мальчику стать  добрым Потому что он  поверил ему Вежливым 1Добрый  человек добру и учит.  2Сначала думай, потом говори. 3Вырасти  вырос, а ума не  вынес. 4Век живи, век  учись. 5За добро  добром и  платят. Добрый человек  добру и учит За добро добром и  платят Мальчик, когда  говорил слово  «пожалуйста» По – доброму, с  уважением. 8. Включение  нового              знания в  систему  знаний и  повторение. ­ Перед вами конверты , в них вы найдете части  пословиц. Ваша задача,собрать из частей целые  пословицы и  подумайте, какая из них точнее  выражает главную мысль рассказа. Добрый человек….                потом – говори.  Сначала думай…..                    добром и платят. Вырасти вырос ……..              добру и учит. Век живи……….                      а ума не вынес. За добро……….                        век учись. ­ Какая пословица подходит к нашему  произведению? ­ Так  какова главная мысль рассказа?  ­ Кто на самом деле творил чудеса?  ­ Как часто и в каких случаях вы употребляете  волшебные слова? (Часто, когда кого – то  благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи,  доброго утра, что – то просим, извиняемся,  прощаемся) ­ Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?  ­ Что для этого нужно?9.Резерв Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой  тоже будут добрыми.  ­Что посеешь, то и пожнешь. За добро добром и платят, волшебные слова  действительно существуют, надо говорить такие  слова, чтобы вокруг все дружили между собой Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и  определите, кто поступает вежливо, а кто нет. Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему:  «Сколько времени?».  Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику?  Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала  вежливая просьба. Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях.  Никак не могут разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу.  Аня знает ответ и , как и положено ученице  подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул  ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно  было поступить Стёпе? Ситуация 4. На перемене учительница  разговаривала с учительницей из параллельного  класса. А Оле срочно нужно было что­то  спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно  было поступить Оле? Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к  Кате. Петя подготовил слова для поздравления,  но Катя сразу же с порога выхватила из рук  Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не  пригласив гостя в дом. 10.Итог урока - Какие  «волшебные»  слова мы сегодня  вспомнили? ­ Как они действуют на людей? ­С какой целью надо употреблять «волшебные»  слова?  Люди становятся добрее, улыбаются в ответ Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчатьлюдей, а радовать 11.Рефлексия  деятельности Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте  вы сами оценить свою работу на уроке. Сделать это нам помогут карточки на парте. Но будьте внимательны: ­если вам урок понравился, вы довольны собой и у  вас всё получилось­солнышко ­ если на уроке у вас получилось всё хорошо, но  могли бы сделать лучше­солнышко с тучкой ­ а если на уроке вы испытывали трудности, не всё  получилось­тучка