Открытый урок по ОБЖ на тему "Экологические проблемы и здоровье человека" (8 класс)
Оценка 4.9

Открытый урок по ОБЖ на тему "Экологические проблемы и здоровье человека" (8 класс)

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
ОБЖ
8 кл
18.12.2017
Открытый урок по ОБЖ на тему "Экологические проблемы и здоровье человека" (8 класс)
Презентация к открытому уроку
Открытый урок Экологические проблемы.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Краснолучская общеобразовательная школа I-III ступеней № 11»

 

 

 

 

Городской семинар учителей основ безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

Открытый урок в 8-Б классе

«Экологические проблемы и здоровье человека»

 

 

 

 

 

Учитель ОБЖ  Кубрак Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.02.2017 г.

 

Тема:         Экологические проблемы и здоровье человека.

 

Цель:         сформировать целостное представление об экологических проблемах, причинах их возникновения, последствиях, влиянии на здоровье человека и возможных путях их решения.

 

Задачи урока:

Обучающая:

Поиск, систематизация информации по экологическим проблемам, определение причинно-следственных связей экологических проблем, нахождение оптимальных путей решения экологических проблем.

Развивающая:

Совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации, формировать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Воспитательная:

Ориентировать учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей среды, воспитывать коммуникативную культуру через работу в группе, формировать активную жизненную позицию.

 

Методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, дискуссия);

- наглядный (демонстрация слайдов и видеороликов, проведение опытов);

- поисковый (поиск информации);

- практический (создание демонстрационной модели доклада группы).

 

Тип урока: комбинированный.

 

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

1.     Иллюстративно-наглядные материалы.

2.     Справочные материалы для организации групповой работы учащихся.

3.     Инструменты: листы ватмана, маркеры, наборы для иллюстрации докладов, наборы химикатов для демонстрации опытов.

 

Ход урока

 

I.                  Организационный момент (2 мин).

Учитель. (Слайд 2). Добрый день! Я рада видеть вас и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу.

(Слайд 3). Начни день с улыбки и всё вокруг тебя изменится! Соседи улыбнутся в ответ, прохожие подумают, что у тебя праздник – и тоже подарят улыбку. Друзья порадуются вместе с тобой хорошему настроению!

Дари улыбки окружающим и твой день будет добр и полон счастливых минут!

Сегодня нам предстоит очень необычная работа. Будучи учащимися 8 класса вы уже обладаете научными и повседневными знаниями, которые вы приобрели в школе, обсуждали с родителями, каждый день узнаете из средств массовой информации. Я, надеюсь, что свои знания и способности вы покажете на сегодняшнем уроке. Итак, начнем.

 

II.              Индукция (10 мин).

(Слайд 4). Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов.

В процессе длительной эволюции, человек приспособился к определенному качеству природной окружающей среды и любые ее изменения небезразличны для его здоровья.

Земля имеет сложное строение. Ее положение по отношению к Солнцу обусловило появление высокоорганизованной жизни, обеспечило условия существования человека.

(Слайд 5). Изучая Землю на уроках географии, вы узнали, что она состоит из отдельных оболочек или сфер. Выделяют внешние оболочки и внутренние.

(Слайд 6) (щелчок по мере ответа учащихся). Давайте вместе вспомним, как называются внешние оболочки:

1)    воздушная оболочка Земли – атмосфера;

2)    твердая оболочка Земли – литосфера;              

3)    водная оболочка Земли – гидросфера;

4)    оболочка жизни на Земле – биосфера.

Все оболочки пребывают в постоянном взаимодействии и взаимозависимости, составляют ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ОБОЛОЧКУ ЗЕМЛИ, в которой развивается человечество. Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди редко задумываются над тем, что все богатства Земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

(Слайд 7). Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам.

Для того, чтобы узнать эпиграф нашего урока, давайте разгадаем ребус (на экране слайд с ребусом, щелчок по мере отгадывания слов):

«Экология стала самым громким словом на Земле, громче войны и стихии». Автором слов является выдающийся русский писатель, публицист, общественный деятель Валентин Распутин.

Как вы думаете, в чем смысл этого эпиграфа? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Какие проблемы мы рассмотрим? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Итак, давайте попробуем определить тему нашего урока.

Формулируется тема урока (слайд 9): «Экологические проблемы и здоровье человека».

 

(Слайд 10. Ролик «Земля – наш общий дом).

 

                   Совсем не от безделья

И вовсе не от скуки,

                   Мы изучаем разные

И нужные науки.

                                      И слово «экология»

                                      Для нас уже не ново.

                                      Как много очень важного

                                      Вмещает это слово!

                   В нем – неба синь бездонная,

                   Дождинок перезвоны.

                   И в слове «экология»

                   Живут свои законы.

 

Так, а что же такое «экология»? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

(Слайд 11). Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу).

 

(Слайд 12). Экологи по отношению к природе выделяют 3 типа людей:

      Говорящие – говорят о природе, но не сохраняют ее, загрязняют.

      Чувствующие – люди, которые не загрязняют природу, заботятся о ней.

      Сожалеющие (осознающие) – люди, которые не загрязняют природу, убирают за собой и за другим.

Каждый из нас может причислить себя к какому-то типу людей.

Подумайте, какой из этих типов наиболее конструктивный и приносит наибольшую пользу окружающей среде, т.е. не создает проблем? (ОТВЕТЫ)

 

III.           Изучение нового материала (25 минут).

Учитель. В начале урока мы вспомнили географические оболочки Земли. Давайте теперь определим, какие виды загрязнений несут наибольшую угрозу нашей планете, а поможет нам в этом параграф учебника § 4.1 на стр. 83. (Слайд 13). (Учащиеся наклеивают стикеры на карту Восточного полушария, при этом называя проблему)

- загрязнение атмосферы (кислотные дожди в Германии, озоновые дыры в Антарктиде, смог в Лондоне и над Азией);

- загрязнение вод Мирового океана (загрязнение нефтепродуктами Индийского океана, загрязнение радиоактивными отходами вод у берегов Японии);

- загрязнение почв (опустынивание в Африке и Китае, эрозия почв в Сибири, деградация почв Европы, засоление в Австралии);

- парниковый эффект (Евразия);

- истребление флоры и фауны (обеднение экваториальных лесов, вылов рыбы Мирового океана, перенаселенность, которая приводит к накоплению мусора).

         Экологические проблемы сложны и разнообразны, в рамках одного урока мы можем лишь коротко познакомиться далеко не со всеми из них.

(Слайд 14, щелчок по мере называния групп). Давайте остановимся на 4-х проблемах – загрязнение воздуха, воды, почвы и проблема мусора. А также у нас будет работать группа аналитиков.

Ваша задача, за 5 минут подготовить выступление по предложенной теме, где вы выделите: (Слайд 15) источники загрязнения, влияние на здоровье человека и пути решения данной проблемы. Результаты работы представить в виде краткого доклада и такого опыта, который наглядно продемонстрирует один из видов загрязнения. После выступления каждой группы мы сможем заполнить нашу таблицу. Аналитики присоединяются к вашим группам, а затем, через 3 минуты должны определить основные вопросы по экологическим проблемам. Желаю успеха!

(Слайд 16. Ролик «Зимний Красный Луч»).

 

После подготовки групп (Слайд 17) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Елочка» (Слайд 18).

 

(Слайд 19). Выступление групп с докладами и демонстрацией опытов (приложение к уроку). После выступления каждой группы переключать СЛАЙДЫ 20, 21, 22. 

 

На выступление группы «Проблема мусора» включить Слайд 23. Затем Слайд 24 «Пластиковая планета»

 

1.     А вы когда-нибудь задумывались над тем, что вы сами финансируете загрязнение своего дома, своей планеты? (Делает вид, что покупает бутылку воды в пластиковой бутылке за деньги). Мы пьем воду из бутылок каждый день, но что мы можем знать о ней?

 

2.     В 70-х годах две крупнейшие кампании Пепси-Фиджи запустили рекламу о вреде воды из-под крана. Но мог ли кто-нибудь тогда догадаться, что это всего лишь лживый маркетинговый ход? (Сжимает пластиковую бутылку).

 

3.     Согласно исследованиям ученых, вода из-под крана полезней и чище бутылированой. Но грамотные рекламные ходы убеждают нас в обратном. Готовы ли вы пить воду из-под крана? (Сжимает пластиковую бутылку).

 

4.     Большинство картинок не являются правдой. На самом деле о воде из натуральных источников не может быть и речи. В действительности вы пьете обыкновенную воду из-под крана. Благодаря рекламе фильтрованная вода в несколько раз дороже. Так за что ВЫ платите деньги? (Сжимает пластиковую бутылку).

 

5.     Для справки: в США за неделю выкидывают столько пластиковых бутылок, что ими можно обогнуть всю Землю 5 раз. Более того, энергии, затраченной на производство простых пластиковых бутылок, хватило бы, чтобы заправить миллион машин. Так почему же такие большие цифры становятся символами человеческой глупости? (Сжимает пластиковую бутылку).  

 

6.     А вы знали, что всего 20 % использованных бутылок перерабатываются, а остальные – 80 % отправляются на городские свалки в бедные страны. К сведению, одна пластиковая бутылка в природе разлагается 300 лет. Готовы ли вы стать спонсорами загрязнения окружающей среды? (Сжимает пластиковую бутылку). 

 

7.     Но есть альтернативный вариант, чтобы остановить эту гигантскую машину по заработке ваших денег, на вашем здоровье? Задумайтесь, может стоит поддержать проекты, выступающие за очищение водопроводной воды и за многоразовое использование бутылок. Готовы ли вы оставить своим детям пластиковую планету? Ваш выбор может стать решающим. (Все ребята становятся в одну линию и, подняв вверх руку с бутылкой, сжимают их).        

(Слайд 25). МЫ ПРОТИВ ПЛАСТИКОВОЙ ПЛАНЕТЫ!!! А ВЫ???

IV.           Рефлексия (2-3 мин).

(Слайд 26). Группа «Аналитики». Поработав в группах и прослушав доклады, мы пришли к выводу, что нет ничего ненужного на нашей планете, всё имеет ценность и взаимосвязь.

Человек постоянно воздействует на природу, но и возникающие изменения в природе прямо или косвенно влияют на человека.

Человек – неотъемлемая часть природы, и вне природы наша жизнь невозможна.

Нужно научиться бережно относиться к природе и тогда она нас обязательно отблагодарит!

         В результате у нас возникло несколько вопросов, которые мы хотели бы обсудить с вами (задают вопросы присутствующим):

1)    Человек – часть природы или ее властелин?

2)    Согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа?

3)    Может ли один человек или одного государство справиться с этой проблемой?

4)    Нужны ли человечеству - экологическая грамотность и экологическая культура?

 

V.               Домашнее задание (2 мин).

(Слайд 27). Проработать § 4.1, стр. 83. Также предлагаю Вам написать мини-сочинение по теме нашего урока: «Я оставляю на память потомкам…»

А закончить наш урок я хочу сюрпризом:

(выступление учащихся 1 класса). (Слайд 28. Ролик)

                            Мы загрязненным воздухом

                            С утра до ночи дышим.

                            Всё реже птичье пение

                            В садах и парках слышим.

                                      Безжалостной  рукою

                                      Деревья вырубаются,

                                      Болота с клюквой алою

                                      Бездумно осушаются.

                            И реки, прежде чистые,

                            Помойками становятся,

                            В них рыбы серебристые

                            Давным-давно не водятся!

                                      А земли плодородные

                                      Убиты химикатами.

                                      И мусорные свалки

                                      Уже страшнее атома.

                            О, люди! Что мы делаем?

                            Что после нас оставим?

                            Давайте все опомнимся!

                            Давайте лучше станем!

                                      Хрустальной чистотою

                                      Пусть радуют нас воды.

                                      Березки на пригорках

                                      Пусть водят хороводы.

                            Прозрачный чистый воздух

                            Пусть Землю окружает.

                            И смог от вредных выхлопов

                            Нам звезд не заслоняет.

                                      Цветут луга зеленые

                                      Пусть ярким пышным цветом.

                                      И яблоки душистые

                                     Без ядов дарит лето.

                            И нас тогда в грядущем

                            Потомки не осудят,

                            Ведь чистой экология

                            Везде и всюду будет!

 

(Слайд 29). Дети дарят пчелок.

 

Спасибо всем за работу на уроке.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема: Экологические проблемы и здоровье человека

Тема: Экологические проблемы и здоровье человека

Сегодня нам предстоит очень необычная работа

Сегодня нам предстоит очень необычная работа

Экология стала самым громким словом на

Экология стала самым громким словом на

Каждый из нас может причислить себя к какому-то типу людей

Каждый из нас может причислить себя к какому-то типу людей

На выступление группы «Проблема мусора» включить

На выступление группы «Проблема мусора» включить

I. Рефлексия (2-3 мин)

I. Рефлексия (2-3 мин)

Хрустальной чистотою

Хрустальной чистотою
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2017