Разработка урока по ОБЖ на тему "Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества."
Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».
Задачи: сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»; развивать способность применения полученных знаний; развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Развивающая:
Тема урока: Здоровый образ жизни как необходимое
условие сохранения и укрепления здоровья человека и
общества. 8класс
Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его
составляющие».
Задачи:
Образовательная:
сформировать понятия «здоровый образ жизни и его
составляющие»;
Привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в
современном обществе и к собственному здоровью.
развивать способность применения полученных знаний;
развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы,
формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающая:
стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья;
Повышение общей информационной культуры учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Я рада Вас видеть сегодня на уроке в хорошем
настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте
друг другу хорошего рабочего настроения. Улыбнитесь друг
другу! Я хочу начать наш урок этими словами:
«Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться:
«Доброе утро!».
Доброе утро небу и птицам, доброе утро приветливым лицам! И
сразу становишься добрым, доверчивым! Пусть доброе утро
длится до вечера!»
2.Мотивация и целеполагание.
(На доске слова)Это список ценностей человека: любовь, деньги,
престижная работа, здоровье, семья, почет и уважение,
недвижимость. Расположить их в убывающем порядке. Давайте
посмотрим, что получилось? Молодцы! Вы все хорошо
справились. А теперь, покажите всем, какая важная на Ваш
взгляд ценность, у Вас оказалась самой первой по списку. У
некоторых ребят – семья. И Вы совершенно правы! Но, давайте
представим себе, что в обычной семье, где все друг друга
уважают и ценят, заболел один из членов семьи. Ему требуется
постоянная забота. Как Вы думаете, что самым ценным будет
для этой семьи в этот трудный период? Конечно, здоровье
ближнего. Некоторые ребята выбрали такую ценность, как
недвижимость. А я приведу Вам такой пример: человек имеет
хорошую должность, отличную зарплату, огромный дом, в
гараже есть дорогие машины. Но, этот человек несчастен, т.к. он
серьезно болен, ему осталось жить несколько месяцев. Скажите,
все то, что он имеет в этой ситуации важно для него? А что для
него будет важным? Правильно, здоровье! Так какая же самаяглавная ценность для человека? Вы догадались, о чем пойдет
речь на нашем уроке?
3.Изучение нового материала
Здоровье - главная ценность. Нездоровый человек не может
быть по-настоящему счастлив. Кажется, правильно. Что может
быть важнее здоровья?
Недаром, поздравляя нас с каким-либо праздником, люди именно
со здоровья начинают свои пожелания.
А люди постарше обычно добавляют: «Здоровье - это самое
главное!
Будьте здоровы, а остальное приложится!»
- С какой целью мы говорим на эту тему? Привлечь ваше
внимание к проблеме здоровья людей в современном обществе и
к собственному здоровью
- Ребята, а что такое здоровье? Давайте вспомним
Здоровье – это состояние полного физического, душевного
и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов.
А как вы думаете, много ли у нас абсолютно здоровых людей?
Перед Вами данные статистики здоровья людей в нашей стране:
Физическое здоровье ухудшилось на 20 %;
Сердечнососудистые заболевания увеличились на 20 %;
Смертность увеличилась на 30%
Почему так происходит?
Потому, что люди не обращают внимание на свое здоровье.
Отказываются вести ЗОЖ.
Так что же такое здоровый образ жизни?
«Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это индивидуальная
система поведения человека, направленная на сохранение
и укрепление здоровья человека.
В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а
сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но
иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и
значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь
совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки
его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере
старости и углубления болезней.
Для здоровья одинаково необходимы четыре условия:
физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и
умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К
сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает.
Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий,
чтобы напрягаться и голодать? Увы!
Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в
день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс
участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще
отлично»Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья
каждый человек создает свой образ жизни, свою
индивидуальную систему поведения, которая обеспечивает ему
достижение физического, духовного и социального
благополучия.
- Из каких основных составляющих складывается ЗОЖ?
- соблюдение режима дня;
- рациональное питание;
- закаливание;
- двигательная активность;
- отказ от вредных привычек;
- хорошие взаимоотношения с окружающими людьми;
- соблюдение личной гигиены; и др.
- А сейчас следующее упражнение. Цель упражнения: дать Вам
возможность поразмыслить над жизненными целями и
необходимостью вести здоровый образ жизни.
- 17-18 лет- жизненная цель?
- 23-24 года - жизненная цель?
- 26-27 лет - жизненная цель?
- 30-37 лет - жизненная цель?
- 50-55 лет - жизненная цель?
- Что будет с человеком, если он на определенном жизненном
отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю.
Каковы дальнейшие жизненные последствия?
- Скажите, ребята, а по каким критериям можно определить, что
нация в данном государстве здорова. Перед Вами несколько
вариантов ответов:
* наличие необходимого количества спортивных площадок,
бассейнов, спортивных залов;
* спортивные праздники;
* воскресный и вечерний отдых связан со спортивными
увлечениями;
* большое количество традиций в обществе по здоровому образу
жизни;
* продолжительность жизни населения.
- Вы правы! Главным критерием здоровья нации является -
продолжительность жизни населения. Если в государстве
преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том,
что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство.
Рассмотрим продолжительность жизни населения;
ЕВРОПА - 74.9 лет.
США - 75.0 лет.
КАНАДА - 76.0 лет.
РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).
ЯПОНИЯ - 87.5 лет.
ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.
- Давай поиграем. Представьте, что Вы депутатыГосударственной Думы. Перед вами встала острая проблема
увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках
мощные рычаги законодательной власти и практически
отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутат
разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде
здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением
ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа
внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия.
Группа готовит лидера для защиты проекта.
(Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров
групп)
4 . Закрепление, подведение итогов работы:
-Подведем итоги сегодняшнего урока.
- Итак, что вы узнали сегодня на уроке?
Выводы
1) В большинстве болезней и различных несчастий виноваты не
природа и не общество, виноват сам человек.
2) Чаще всего несчастные случаи происходят с человеком из-за
безответственного отношения к своему здоровью, к соблюдению
норм здорового образа жизни и к правилам безопасного
поведения в повседневной жизни.
3) Никакие достижения медицины не прибавят здоровья, если
люди сами не научатся его сохранять.
4) Каждому необходимо выработать индивидуальную систему
здорового образа жизни.
-Всего Вам доброго. Будьте здоровы!