Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Цели: - изучить правила поведения в природе;
- познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;
- обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; - выработки элементарных эколого-этических норм; 
- воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.
Оборудование: презентация, смайлики «Солнышко», запись голосов птиц и шума травы, картинка Муравьишки - Вопросика.Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Цели: - изучить правила поведения в природе;
- познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;
- обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; - выработки элементарных эколого-этических норм; 
- воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.
Оборудование: презентация, смайлики «Солнышко», запись голосов птиц и шума травы, картинка Муравьишки - Вопросика.
            
        
        
        
                    
                
                    Открытый урок по окружающему миру в 1 «а» классе УМК «Гармония».
Учитель: Кардаева Н. А.  МОУ «Чемальская СОШ»
Презентация
Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить 
бабочек?
Цели:  изучить правила поведения в природе;
 познакомить с цветами и бабочками луга; показать их красоту;
 обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий;  
выработки элементарных экологоэтических норм; 
 воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение.
Оборудование: презентация, смайлики «Солнышко», запись голосов птиц и шума травы, 
картинка Муравьишки  Вопросика. 
Ход урока.
1. Организационный момент.
 Долгожданный дан звонок – 
  Начинается урок.
 В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? 
Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение.  (Ребята показывают 
смайлики с изображением солнышка)
2. Сообщение целей и темы урока.
 Ребята, вы любите прогулки? А  куда вы совершаете прогулки? А чем вы занимаетесь на 
прогулках?
 Сегодня мы тоже совершим прогулку. Мы с вами сегодня будем туристами.
 Как вы думаете, кто такие туристы?
(это люди, совершающие путешествия в целях отдыха и самообразования)
 Муравьишка  Вопросик приглашает нас в гости к себе домой.
А как вы думаете, куда, где его дом? 
 Он  познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми и  поможет ответить на 
вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; почему в лесу надо соблюдать 
тишину?
Сценка.
Слышится шум. К доске выходит Лесогуб, ломает ветку дерева, топчет насекомых, ловит 
бабочек.
Учитель: Кажется, чтото случилось в нашем лесу. Включим наш телевизор. Послушаем 
экстренное сообщение из леса.
Диктор: Внимание! Внимание! Экстренное сообщение. В окрестностях наших лесов 
появился нарушитель спокойствия, разрушитель птичьих гнезд, губитель растений и 
животных – Лесогуб.
Учитель: Думаю, надо послать наших дозорных – юных друзей природы и поймать злодея.
Лесогуб: Сказал, отпустите. Все равно всех погублю. Я может этих птиц, букашек, 
зверюшек с детства не люблю. Кусаются, колются, щиплются.
Учитель: Что же ты, лесогуб, в природе живешь и ее же и обижаешь?Лесогуб: Я бедненький сиротка. Я в школу не ходил, правил не учил.
Учитель: А хотел бы научиться беречь все, что тебя окружает? Тогда садись с ребятами и 
слушай.
3. Знакомство с лугом. (Слайд луг)
 Ребята, Закройте глаза. Послушайте и представьте себе картину (включается запись 
голосов птиц, шелест травы, жужжание насекомых).
 Откройте глазки. Оглянитесь вокруг (показываю на слайд), как вы думаете, где мы с вами
очутились?
 Совершенно верно, на лугу. А кого вы увидели в своих представлениях.
(Слайд: Заселяем луг: ромашка, колокольчик, жук, пчела, бабочка)
 Давайте оживим наш луг. Я буду загадывать загадки, кто отгадает , тот выходит  к доске 
и поселяет этого жителя на лугу.
Белая корзинка, 
Золотое донце. 
В ней лежит росинка 
И сверкает солнце.  (ромашка)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.   (колокольчик)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.      (бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.  (жук)
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.   (пчела)
Слайд: дети на лугу учебник с.100
 Оказывается не мы одни сегодня туристы, другие ребята тоже пришли на луг.
 Расскажите, чем занимаются дети на лугу?
 Подумайте и словесно нарисуйте, каким будет луг после того, как уйдут эти дети.
(Примята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки.)
Слайд: что принесли дети с собой с луга
– Что принесли домой дети с луга? (Букет цветов, бабочку.)
 Что будет с букетом через время?
– Что произойдет с бабочкой? (Мальчик нес ее в руке, у нее сломались крылышки.)
– Правильно ли поступили дети? (Нет)
 А как нужно было поступить?
Слайд: учебник с. 100 дети фотографируют луг
 А теперь послушайте Владика Губина.
        …Давай пройдемся 
           медленно по лугу 
           И «здравствуй!»скажем каждому цветку. 
           Я должен над цветами  наклониться 
           Не для того, чтоб рвать или срезать, 
           А чтоб увидеть   добрые их лица 
           И доброе лицо им показать. 
  Мне очень нравятся бабочки. Они великолепны во всем своем разнообразии. Поэтому я 
не ловлю бабочек на лугу, а создаю их в своих работах из лепестков цветов, выращенных  в 
домашних условиях, так как садовые цветы можно срезать. А луговые   нет.
 Вот такие работы выполнил Владикк.
 А почему бабочки и цветы всегда рядом? 
 Могут ли цветы и бабочки жить друг без друга? 
 Почему бабочки не могут жить без цветов?  (питаются нектаром) 
 Почему цветы не могут без бабочек? (бабочки их опыляют, чтобы у цветов были    плоды 
и семена)  
 Так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и 
ловить бабочек?  (Они не могут жить друг без друга.) 
 В природе ничто  не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между 
собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает 
ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких 
обстоятельствах не обеднять ее. А для этого, прежде всего надо усвоить простые правила в
природе.
 Давайте еще раз повторим, какие правила нужно соблюдать на лугу.
Слайд: правила поведения на лугу: не рвать цветы и не ловить бабочек.
   Физкультминутка:
Мы по лугу прогулялись 
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. 
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
     
4. Знакомство с лесом.
 А сейчас отгадайте загадку и скажите, куда теперь мы попали?
Дом со всех сторон открыт. 
Он резною крышей крыт. 
Заходи в зеленый дом — 
Чудеса увидишь в нем. 
 Правильно, это лес. 
 Слайд: лес 
 Ребята, есть такая фраза «Лес – наш друг». 
 Как вы думаете, почему мы лес называем другом?
 Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?
        Мы сегодня входим в лес,
        Полный сказок и чудес.Кто в глуши его таится?
        Что за зверь? Какая птица?
         Все узнаем без утайки!
         Разгадаем леса тайны!
 Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь 
укрытие и корм. Лесные соседи живут дружно, потому что у каждого есть свой лесной 
этаж ( их 4), своя лесная квартира.
 Почему лес называют  многоэтажным домом?
 Какие этажи леса вы знаете? (Травы, грибы, кустарники, деревья)
 А сейчас мы поиграем в игру «Какой этаж?».  Мы будем животных и растения заселять в 
наш лес, но не просто так. Сначала я буду загадывать загадку, вы ее отгадываете, называете
на каком этаже живет животное или растет растение, потом, стучите пальчиком по доске в 
нужном месте.
Слайд: заселяем лес: белка, мухомор, синичка, змея, орехи, земляника, сова
С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач. 
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал  (белка1)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика   (синичка – 2)
Шелестя, шурша травой
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел   (змея – 4)
Угадайте что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это…   (сова 1)
А этот красавец
На беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки   (мухомор – 4)
Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки  (земляника – 3)
Растут на ветках группами,
Покрытые скорлупками  (орехи 2) Молодцы! А вы, ребята, любите ходить в лес?
 Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой 
красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и 
необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)
 Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, 
пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)
 Что полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это 
смола, ягоды, плоды, лекарственное растения, орехи, звери, птицы, сено и т. д).
 Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами, (дарами леса)? (Лесными ресурсами
пользуются все животные, птицы).
 Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь.
                                                «Дикарь в лесу»
Хозяйка белочка в лесу 
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви.
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
 Правильно ли вёл себя человек в лесу?
 Чего он не знал?
Слайд: дети в лесу учебник с 103
 Посмотрите на рисунок.
 Кто пришёл в лес? (Дети)
 Чем они заняты?
 Что стало с животными, которые жили на этой поляне?
 Почему они убегают?
 Правильно ли ведут себя дети в лесу?
 Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока? Почему? 
 Почему надо соблюдать тишину в лесу?
 Потому что это дом растений и животных, а мы в нем гости.
 Давайте послушаем Никиту Кулебакина.
Территория нашего  края покрыта в основном лесной растительностью. Можно получить 
большое удовлетворение от общения с лесом, не сорвав ни единого цветка или листа, не 
обидеть жителей лесного дома. Наш лес называется тайгой, в нем есть болота, а в болотахтоже живут животные, например лягушки. Их тоже нужно беречь и охранять, так как они 
сами за себя постоять не могут. Поэтому я решил сделать свой проект в защиту этих 
животных.
 Ребята, мне хочется вспомнить слова Н.Сладкова из рассказа "Лесные тайнички":
"Хочешь услышать – стань... (невидим)
Хочешь услышать – стань...(неслышим)
Хочешь узнать – ..." (затаись).
– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!) 
 Но в лесу кроме этого правила, нужно соблюдать еще множество других правил. Над 
этим работал Саша Вагнер, он сочинил сказку. Вы, ребята, послушайте и сделайте выводы, 
какие еще правила нужно соблюдать в лесу?
Чтение сказки.
5. Подведение итогов. 
Слайд: знакиправила поведения в лесу.
 Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в лесу и всегда будем следовать 
им.
 В заключении мне хочется прочитать вам  стихотворение.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!
6. Рефлексия.
 Какое настроение у вас в конце урока? Почему? Ребята, подарите хорошее настроение, 
т.е смайлики друг другу, нашим гостям.
 
 
 УРОК  ПУТЕШЕСТВИЕ 
 ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ 
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«ПУСТЫНИ»
Зарипова Э.Н.,
учитель начальных классов
 
Цель: сформировать у  учащихся представление о природной зоне пустынь, ознакомить с 
географическим положением зоны пустынь,  ее особенностями, растениями и животным 
миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, 
дополнительной литературой; развивать умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.
Ход урока:I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Югозапад России раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
II. Повторение пройденного материала.
 Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться,
достаточно ли у вас знаний.
 Ребята, в какой природной зоне мы живем? (В зоне лесов) 
 На какие части делится лесная зона? (Тайга, смешанные леса и широколиственные леса).
 Какие леса занимают самую большую территорию? (Хвойные – тайга).
 В какой части лесной зоны расположен наш край? 
 Каков растительный и животный мир зоны лесов?
 С чем связаны экологические проблемы лесной зоны? (С неумеренной охотой и 
браконьерством, вырубкой леса).
 А какая природная зона находится южнее зоны лесов? (Степи).
 Как называется промежуточная зона между лесом и степью? (Лесостепи).
 А какой характерный признак степей? (Сплошной травянистый растительный покров, 
дуют горячие сухие ветра суховеи, которые переходят в пыльные  бури).
III. Сообщение темы и задач урока.
Разгадайте ребус, и вы узнаете куда нам предстоит отправиться в путешествие. слайд 1
 А в путешествие в желтую пустынную страну мы с вами отправимся на теплоходе по 
нашей великой русской реке Волге, так как в нашей стране пустыни занимают небольшую 
площадь и расположены они на югозападе страны, на берегах Каспийского моря, куда 
впадает Волга. Это Прикаспийские пустыни в Республике Калмыкия и часть в восточном 
Предкавказье на севере Дагестана – Ногайские 
пустыни.                                                                    
Вы заняли каюты в нашем теплоходе, а значит, готовы совершить путешествие 
 
IV. Изучение нового материала.
1. Фронтальная работа.
 Покинув родной край, мы с вами оказались на югозападе России. Итак, мы  
путешественники.                                                                                                        
 Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни                                          
 Какой вы увидели пустыню? (Пустыня  это много песка и голубое безоблачное небо. 
Кажется, что тебя окружает пустота и жара).
 От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»). В энциклопедическом 
словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом,
препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого 
покрова». 
 Отправившись в путешествие нам, прежде всего, надо узнать 
слайд 4 – указатель
∙   Географическое положение зоны пустынь.∙   Почва или поверхность земли в пустыне.
∙   Климат. 
слайд 5   географическое положение
 Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу 
и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена 
оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и 
настоящей пустыней. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к 
Северному тропику, поэтому там так жарко.
Рассказ ученика  у доски.                                                                      
почва                                                  
 Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются 
барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – 
суховеям.  Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, 
поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может 
только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. 
Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые. 
 Сегодня мы больше будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. Самые большие 
пустыни близкие к нашей стране находятся в Средней Азии. Нам придется пересечь 
границу России.                                                                               
Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это 
Туркменистан), (между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (Это 
Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море. Ранее эти страны входили в 
состав нашей страны, а теперь это отдельные 
государства.                                                                                               
 Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени 
выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают.
слайд 12
 Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до 12 градусов. Зима 
длится 23 месяца.
 Почему в пустыне жаркая и сухая погода летом, а зимой морозно?  Лучи солнца в 
пустынях падают прямо, так как пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают 
поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не 
задерживают зимой холодные ветры из Арктики, поэтому зимой в пустынях холодно. А 
высокие горы на юге задерживают сырые ветры с Индийского океана, следовательно, летом
редко идут дожди, ветры сухие и горячие.
 Чего хочется человеку, когда ему жарко? (ему хочется пить и купаться)
 К сожаленью, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли 
дождя. Рек в пустыне мало. А те, что текут через нее, берут свое начало высоко в горах. 
Некоторые реки имеют истоки, но не имеют устьев и теряются в песках. Реки в пустынях 
не имеют притоков. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить 
воду.
Вывод: Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с 
редкими реками.
2. Работа в группах. Исследовательская деятельность.
 Все вы сидите в отдельных каютах нашего теплохода. В первую каюту вошли ботаники, во
второй каюте объединились зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою 
научную  исследовательскую работу У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный 
материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни,
об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями. 
Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник 
(страницы 123, 124). Книга «Растительный мир нашей страны».
Карточка – «помогайка»:
1.                 Общая особенность растений.
2.                 Индивидуальное приспособление к природным условиям.
 суккуленты – кактусы;
  верблюжья колючка;
 джузгун;
  колосняк.
Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни. 
Энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника (страницы 126 – 128).
Карточка – «помогайка»:
Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ 
жизни, чем питаются.
 ящерица – круглоголовка;
 лисичка – корсак и ушастый еж;
 тушканчики;
Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (стр. 129 – 131).
Карточка – «помогайка»:
1.                 Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2.                 Охрана редких растений и животных, заповедники.
 Итак, я вижу, многие исследователи готовы.  (Слайд – указатель). Слово 
ботаникам.                                                                                                                            
 Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. 
Это низкие деревья, не более 45 метров, с листьямичешуйками. Это дерево почти не дает 
тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул 
нельзя пилить и рубить топором  слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул – 
лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает 
больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.
 Как вы думаете, почему? (изза недостатка влаги).                                   
 А вот там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы, похожие на наши. Такие 
места называют оазисами. Величайшим оазисом является Ферганская долина (показ на 
карте), по которой протекает река Сырдарья. Фергана лежит средь высоких гор. Горы с юга
защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы 
на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На 
поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 23 
недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время 
успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак и т.д.) 
Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому 
климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут 
далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.
 А сейчас предоставим слово нашим зоологам.
Рассказ зоологов.
Рассказ ученика у доски Хочу рассказать о змеях пустыни.  Это кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик. Они 
бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких 
животных змеи убивают, жаля их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно 
опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие 
животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за 
несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые 
углубленияямки за глазами – у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают 
охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко.
Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба  плавать в воде 
 В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу – варана, длина которого 150 см, 
поэтому его называют пустынным «крокодилом».
 
 Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих 
горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбые и 
двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в 
высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыни ему 
помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно 
наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие 
колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой 
кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную 
жару 34 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 68 ведер. Имеет отличное 
зрение и чутье – он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд – 
домашнее животное, но все лето живет на 
свободе.                                                                                                                                   
 Вы, наверное. Заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо 
переносят жажду. О жукескарабее вы прочитаете дома в учебнике на странице 125, и 
узнаете, почему его называют священным скарабеем.
 
Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют 
защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться 
без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в 
сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.
V. Физкультминутка 
 Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!
VI. Продолжение работы над новой темой.
 Продолжим наше путешествие.
 Люди в пустынях живут уже много тысяч лет. В разных местах в пустынях живут разные 
народы: это казахи, русские, калмыки, дагестанцы, туркмены, узбеки, таджики, киргизы. 
На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся 
миллионы овец, сотни тысяч лошадей и верблюдов. Основные занятия населения пустыни 
скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. При орошении пустынная почва, в 
которой мало перегноя дает богатые урожаи. Главные культуры: фрукты, овощи.
 Заслушаем экологов.
Рассказ экологов.
VII. Закрепление изученного материала.
 Подумайте и ответьте на вопрос: «Почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?»  
(Солнце – хозяин потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территориюпочти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, 
потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует – равнинная поверхность).
С. 40, № 4 (тетрадь)
   Прочитайте.
   Узнайте животных по их фрагментам. Запишите названия животных.
Проверка.
   Каких животных вы узнали?  (Ящерицакруглоголовка,  верблюд, ушастый ёж, 
тушканчик, священный скарабей, сайгак.)
                       
 Игра «Узнай меня»
1. Сколько важности в походке!
По пустынесковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбоммешком? (Верблюд.) 
2.  Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)
3.  Я  пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)
4.  Я ростом невелик, мои листья  зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. 
(Джузгун.)
5.  Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 
(Ящерица.)
6.  Мой ствол  как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. 
(Саксаул.)
 А сейчас я предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и 
животного мира (Работа ведется самостоятельно в таблице)
С. 41, №6
   Прочитайте.
   Рассмотрите знакирисунки.
   Какие   экологические   проблемы    выражены   этими   знакамирисунками.
   Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (Неумеренное 
орошение приводит к накоплению соли в почвах.)
   Запишите в тетради.
   Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Больше стало 
подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки.)
—  Запишите в тетради.
   Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисунке. (Незаконная охота 
 браконьерство.)
   Запишите в тетради.
 Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, 
проводить каналы с водой, создавать заповедники).
 
 Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой. 
Пересекаем границу, садимся на теплоход и держим курс на северозапад. 
 Вот и закончилось наше путешествие. Мы у себя дома, а пустыня все так же далеко, где
то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.
 А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги.VIII. Подведение итогов работы.
 
IX. Домашнее задание. 
Учебник (стр.122131).
Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».