Открытый урок по Православной культуре в 4 классе
Оценка 5

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
09.05.2018
Открытый урок по Православной культуре в 4 классе
Я хочу поделиться с коллегами уроком, который можно провести в 4 классе на уроке ОКРСЭ. Тема урока "Монастыри"-детям очень понравился. На уроке мы познакомились с действующими монастырями В Ростовской области, кто в них живёт, чем занимаются. Говорили о том, как туда попасть и нужно ли это для человека?Урок разработан для детей 4 класса
мой урок Монастырь.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ «Школа № 94» Номинация конкурса: учитель Основ православной культуры Конспект урока по курсу ОРКСЭ  («Основы православной культуры») Тема: «Монастырь» Автор: учитель  начальных классов  Бабич Оксана Викторовна МБОУ «ШКОЛА №94» г. Ростов­на­Дону Тема урока: Монастырь 2017­2018 год Цель: Познакомить  учащихся с православными монастырями, особенностями  монастырской жизни. Задачи: Образовательная:   дать   учащимся   представления   о   православном   монастыре   и   его обителях. Развивающая:   развивать   нравственные   качества   личности,   коммуникативные, информационные компетенции.   Воспитательная: воспитывать уважение к людям выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным святыням России. Оборудование: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «Основы духовно­ нравственной   культуры   народов   России»;   учебник   для   4   –   5   классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012; рабочий лист урока с заданиями для самостоятельной работы и  в группах; презентация. Планируемые результаты  урока: Личностные:  формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;  нравственно – этическое оценивание нового материала;   развитие   способности   к   эмпатии   –   пониманию   чувств   других   людей   и сопереживанию им. Предметные:  знание, понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь. Метапредметные:  Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное;   осознанно   и   произвольно   строить   речевое   высказывание   в   устной   форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала в виде творческой работы.  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать   оценку   услышанному   и   делать   определенные   прогнозы   на   опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.  Коммуникативные   УУД:   формировать   умение   с   достаточной   полнотой   и точностью   выражать   свои   мысли   в   оценочном   суждении,   используя   различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно – речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи. Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный  опрос, самопроверка, работа в группах, рефлексия. Ход урока. 1. Организационный момент.  (слайд 2)                            Вот и прозвенел звонок,                            Начинается урок.                            На меня все посмотрели,                            И за парты тихо сели. ­ Я рада видеть вас  здоровыми и жизнерадостными.  ­Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!  ­ Готовы ли вы к новым открытиям? (Да!) ­ Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие. (слайд3)    2.Подготовка к изучению нового материала.  Работа со стихотворением.  Читает ребенок – Послушайте, пожалуйста, стихотворение                                В густой листве затерян монастырь,                                Над ним лишь небо, да, как вата облака.                               Вокруг полей российских гладь и ширь,                                А вдалеке виднеется река.                             Святой источник спрятан средь берез,                             Лишь только ветер шелестит листвой.                            Блуждаем в царстве собственных мы грез,                            Боясь спугнуть волнующий покой.                            Прозрачный воздух, ярка неба синь,                            А вдалеке виднеется река. ­ Ребята, как вы думаете, о чем  это  стихотворение? (Дети высказывают свое мнение.) (слайд 4)  – Тема нашего урока «Монастырь» (Дети   высказывают свое мнение о монастыре)  Цель  нашего  урока познакомиться с понятием монастыр и узнать кто такие  монахи . 3.Работа над новым материалом  А кто знает, что такое монастырь? (Слайд 5) (Дети  высказывают свое мнение.)  Обучающиеся слушают рассказ учителя. ­Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.  (слайд 6)  –  В Ростовской  области есть действующие монастыри это  Свято­Донской    мужской монастырь (В марте 1994 года),  Свято­Иверский женский  Старочеркасский   монастырь (3 ноября 1996г.),и  Свято­Покровский Верхне­Макеевский мужской  монастырь (Верхнемакеевка) ­А подскажите, кто там живет?? Как называют этих  людей?   (Ответы детей)   (Слайд   7)­  Слово   «монах»   происходит   от   греческого   слова   «монос»   ­   один.  Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу.  (Слайд 8) ­Давайте узнаем как звали первого христианского монаха.  ­1 ряд расположите  цифры в порядке возрастания  ­2 ряд в порядке убывания ­3 ряд в порядке возрастания (рабочий лист урока, игра)   (Слайд 9) А теперь сверим свои ответы. Молодцы!!! (Слайд   10)  Первые   христианские   монахи   появились   в   111   веке   от   Рождества Христова и одним из них и был   святой Антоний Великий  жил он один вдали от людей и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.  Со временем люди заметили в глазах монахов какую­то особую тишину, радость, свет, мир.  И   стали   спрашивать   их   о   том,  как   же   можно   жить   без   злобы   и  подозрений. (Слайд 11)  И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы». (слайд   12) Так,   кроме   монахов­пустынников,     появились   городские   монастыри   – общины монахов.  (Слайд   13)  У   монастырях   появились   большие   храмы,   колокольни,   мастерские. Подскажите, кто управлял в монастыре?  (Ответы детей) (Слайд 14)­ Их называли настоятелями.  (слайд 15)  А чем занимаются монахи? Какие правила монахов? (Ответы детей) Их  главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием  пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В  перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания,  ­  работают на полях, на огородах, в монастырской кухне  или ремонтируют здания  монастыря.  Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ СимферопольскийВ России его времени многие даже несложные операции заканчивались смертью пациента из-за неправильного применения анестезии. Хирург Войно-Ясенецкий одним из первых развил регионарную, или проводниковую, анестезию. Впоследствии она стала одним из основных методов анестезии.Епископ-хирург провел сотни сложнейших операций на глазах. Зафиксированы случаи, когда благодаря его операциям и помощи Божией зрение обретали люди, слепые от рождения. Павел Александрович Флоренский Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета, был знаком и дружен со многими знаменитыми поэтами Серебряного века, сам писал стихи и печатался в ряде литературных журналов. Затем поступил в Московскую духовную академию и в 1911 году принял священство.  (слайд 16) ­Как вы думаете, как становятся монахами? (Ответы детей)  ­А в каком возрасте можно стать монахом? ­Стать   монахом   непросто.   Сначала   человек   должен   стать   просто   трудником, послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После  того,  как   послушник   или   послушница   твёрдо  решили   связать   свою  жизнь   с монастырём,  они просят принять их в монахи.  (Слайд 17) Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг. Сначала будущий монах произносит монашеские обеты (обещания Богу), которые  включают в себя: ­ После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько  прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в  слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду. (Слайд 18)  ­ исполнение заповедей Господних; ­ добровольная нищета; ­ отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику. 4. Словарная работа (Слайд 19) –Давайте рассмотрим картинки, и расскажем как называется одежда  монахов?   (Ответы детей)  ­У них одежда отличается от мирской, то есть обычной. Рассмотрим их облачение и  узнаем названия предметов одежды    ­Поработаем с учебником  на ст. 81 и зачитаем   из рубрики. Это интересно (Слайд 20) Клобук  ­ именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах  должен защищать свой ум от плохих мыслей  Мантия –  с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, ­ неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа  жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает  крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть  всегда готов ко всякому Божьему делу. Пояс ­ сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть  смертна, а заботиться нужно прежде всего о жизни души. Четки­шнур с бусинками для подсчета прочитанных молитв. Вы все молодцы, а  сейчас я предлагаю вам отдохнуть: (Слайд 21)   5. Физкультминутка  Встаньте  дети,  встаньте в круг!      Я  твой  друг,  и  ты  мой  друг.      Влево, вправо  повернитесь      И  друг  другу  улыбнитесь. Руки  к  солнцу  протянули,      Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.      С  этим  лучиком  в  груди      Ты  на  мир  ясней  гляди!  (слайд22) 6 .Работа в парах  ­Ребята Вы все были в церкви, там существуют такие же правила поведения как и в  монастыре. Давайте вспомним их . (Учащиеся делятся на пары, в диалогах  обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.) ­Давайте послушаем  какие правила Вы должны соблюдать в монастырях?  «Правила поведения в монастыре» (Ответы детей) ­ А сейчас давайте сверим Ваши правила с действующими ( Слайд 23) В монастыре запрещается:  1. Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку. 2. Говорить по мобильному телефону на территории монастыря. 3. Носить шорты на территории монастыря. 4. Лицам женского пола находиться без головного убора. 7.Работас тестом. (Слайд 24) ­ Давайте поработаем с тестом, у вас на столах есть задание, в парах попробуйте его  выполнить ( дети в парах работают над текстом)  ­Кто готов???? (слайд25)  Проверка теста.                                           Тест:                1.Люди уходят в монастырь, когда:  А) у них не ладится в жизни; Б) им хочется, чтобы ими восхищались; В) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.                  2. Основным в монашеской жизни является:  А) труд и молитва; Б) желание быть лучшим в монастыре; В) самоистязание и самолюбование;            3. Монашеская жизнь скучна:  А) так как нечем заняться; Б) не отличается от обычной; В) по­своему радостна, так как направлена к Богу. 4. Послушание в монастыре нужно для того, чтобы:  А) узнать, что такое унижение; Б) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми); В) просто всех слушаться. Оценить работу детей словесно (слайд26) 8. Подведём итоги с помощью Синквейна Что такое СИНКВЕЙН знаете? Все очень просто. От франц.«ПЯТЬ» Пятистрочный  стих синквейн. У вас на столах лежат карты урока с обратной стороны запишите  пожалуйста 5 строчек 1. Строчка имя существительное. (О чем  говорили на уроке?) МОНАСТЫРИ 2. Два прилагательных  ( к нашему уроку) Женские и мужские 3. Три глагола (нашей темы) СЛУЖАТ МОЛЯТСЯ ВЕРУЮТ 4. Короткое предложение  Монастырь уединённое жилище монахов. 5. Синоним  к 1 строчке ОБЩИНА А сейчас сверим с моим. (Слайд 27)  Вот вы молодцы –И так наш урок подошёл к концу ,цель , которая стояла  перед нами в начале урока  достигнута, мы узнали что такое монастырь,?  (Ответы детей ) ­Достигли ли вы своей цели на  уроке? согласился жить без семьи. ­ Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются  монахи и монахини? Что такое призвание? ­ Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание? ­  Итак, какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней? (послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени). ­ Какие черты характера воспитываются в монастыре? (терпимость, смирение,  милосердие). Мы сегодня узнали новые слова, перечислите их.(Монах, настоятель, игумен, обет, святыня, призвание.  послушание) ­Кто такие монахи? (Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.)  (Слайд 28) 9.Домашнее задание.  –Мы можем записать домашнее задание.  прочитать стр. 80­83, ответить на вопросы стр. 83 подготовить сообщение о  Женском Свято­Иверском монастыре (по желанию) Дети записывают домашнее задание. (слайд29) 10.Рефлексия учебной деятельности.  1. Самооценка обучающихся. –  Наш урок подошёл к концу, у вас у каждого на парте карточки, уходя из класса, оставьте на моем столе одну из них.    ­ я доволен уроком, он был полезен для меня, я с пользой работал, я понимал все, о чем говорилось на уроке.    ­   мне   было   интересно,   я   принимал   активное   участие,   урок   был   в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.  пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь.  Дети оценивают результаты своей деятельности.  (Слайд 30) – До свидания, спасибо за работу!                                     Литература: 1. Учебник   А.   В.   Кураев   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов России»,   учебник   для   4   –   5   классов   общеобразовательных   учреждений.   –   М.   : Просвещение, 2012; 2. Стихотворение И. С. Никитина «Монастырь» 3. Интернет­ресурсы: http://nsportal.ru 4. Песня С.Безрукова

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе

Открытый урок по Православной культуре в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018