Открытый урок по природоведению 2 класс на тему:"Перелетные и оседлые птицы"
Оценка 4.7

Открытый урок по природоведению 2 класс на тему:"Перелетные и оседлые птицы"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
окружающий мир
2 кл
10.01.2017
Открытый урок по природоведению 2 класс на тему:"Перелетные и оседлые птицы"
Цель: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  Задачи:  -научить определять принадлежность животного к своей группе;  - развить любознательность, фантазию, находчивость;  -воспитывать бережное отношение к природе и птицам.  На уроке использована презентация о разнообразии животного мира, Красной книги Украины. В конце урока дети презентовали кормушки для птиц, сделанные своими руками.
птицы откр.урок.docx

                                                                                      

Цель: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; 
Задачи: 
-научить определять принадлежность животного к своей группе; 
- развить любознательность, фантазию, находчивость; 
-воспитывать бережное отношение к природе и птицам. 
Оборудование: презентация, карточки, герои мультфильмов (Незнайка, Винни-Пух), плакат с изображением дерева и кормушки, конверты с птичками для учеников. 

Ход урока: 
I. Организационный момент (слайд 1) 
- Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно. 
Мы хороший дружный класс 
Всё получится у нас! 

II. Постановка цели и задач урока 
-Сегодня на уроке познания мира мы повторим предыдущую тему и познакомимся с новой темой урока, но сначала проведём анализ погоды. 

III. Анализ погоды (слайд 2) 
-какое сегодня число? (….) 
-какой месяц? (…..) 
-какой он по порядку? (…) 
-какой год? (…..) 
-какая температура воздуха? (…….) 
-какое состояние неба? (…….) 
-были ли осадки? Какие? 
-какое направление ветра? 
-какой лед на реках и озерах? 
-………., прочитай всю запись. 

IV. Повторение теоретического материала. 
-О чём мы с вами говорили на предыдущих уроках познания мира:(о разнообразии животного мира) 
-Кто помнит, как называется наука, изучающая животных? (зоология) 
-На сколько групп учёные-зоологи разделили всех животных? 
(на 6 групп) 
-Назовите названия этих групп. (ответы детей) 
-А сейчас давайте проверим, что вы знаете о представителях этих групп и поиграем в игру «Да, нет». Я буду высказывать своё предположение, если вы с ним согласны - поднимаете зелёную карточку, если нет - красную. 
1. Итак, начинаем: (игра «Да, нет») (слайд 3) 
-Собака, медведь, рысь относятся к группе зверей. (да) 
-Самое прожорливое животное - стрекоза. (да) 
-Тело пресмыкающихся покрыто шерстью (нет) 
-Мухи, бабочки, комары относятся к группе насекомых (да) 
-Паук-это насекомое(нет) 
-Рыбы -это земноводные, потому что могут жить и на земле и на суше (нет) 
-Тело рыб покрыто чешуёй и у них есть плавники (да) 
-К земноводным животным относятся лягушки, жабы (да) 
-Ящерицы, змеи, крокодилы - это пресмыкающиеся животные (да) 

2. Следующее задание – работа по карточкам.(слайд 4) 
-У каждого из вас на столе карточки, я буду называть животного, а вы должны записать его в карточку, определив его к определённой группе животных. 
Муравей, муха (Насекомые) 
Акула, щука (Рыбы) 
Лягушка, тритон (Земноводные) 
Кошка, собака (Млекопитающие) 
-Замечательно. 

V. Начальная мотивация учебной деятельности. 
-А какая тема сегодняшнего урока попробуйте догадаться сами, отгадав загадку. 
Кто отправляется в полет 
В клюве веточку несет? 
Длинный клюв и два крыла, 
Прилетит – плохи дела. 
А кого паук боится? 
Угадали? Это…(птица) 
(слайд 5) 
-Кто догадался, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам). 
-Чему сегодня на уроке вы должны научиться?(различать птиц по их характерному признаку, научиться называть части тела птицы, знать особенности жизни некоторых представителей этой группы животных) 
-Для начала давайте заглянем в гости к Незнайке. Сейчас он не один, у него в гостях Винни-Пух. И он ему рассказывает вот такую историю: 
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.» 
Проблемный вопрос: 
-А вы ребята как думаете? Можно ли курицу, бабочку, летучую мышь, белку-летягу отнести к группе птиц или нет? (ответы детей) 
-Для того, чтобы убедиться, правы вы или нет, давайте обратимся к очень интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется 
она - орнитология. Следовательно, учёные-люди, которые изучают птиц - орнитологи. 

VI. Изучение нового материала. 
На доске: орнитология, орнитолог. 
- Как вы думаете, кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
- Незнайка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит, она птица? Прав ли Незнайка? (Нет.) 
- Почему? (Бабочка насекомое.) 
- По какому признаку мы птиц отнесём в отдельную группу? (Тело птиц покрыто перьями.) 
- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.) 
- А можно ли по этой причине их отнести к одной группе? 
- Какое из нарисованных животных птица? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных животных перьев нет.) 
(слайд 6) 
- Курица летает плохо, но учёные-орнитологи её относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы это перья. Умение летать не является главным признаком группы. 
Практическая работа. (слайд 7) 
- Давайте познакомимся со строением птицы. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать. 
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук. 
У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами. 
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. 
Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц 
- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (пингвин) (слайд 8) 
- Почему это животное тоже относят к птицам? (Тело покрыто перьями.) 
-У этой птицы есть одно сходство с нами, людьми- они тоже своих малышей-детёнышей отправляют в детские сады. 
Пингвин - единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя. Их птенцы, по мере развития, начинают съедать до 1 кг пищи в день. Поэтому, чтобы прокормить детёныша, на охоту отправляются уже оба родителя, а своего малыша они оставляют в «детском саду». Часть взрослых пингвинов охраняют их от нападения хищных птиц. Тысячи птенцов черной толпой стоят, прижавшись друг к другу, и брат брата согревает. Возвращаясь, родители по голосу отыскивают своего птенца и кормят только его. 

Электронная физминутка «Пингвины». (слайд 9) 
VII. Закрепление. 
Игра "Крестики-нолики” 
Учащиеся на лист бумаги отвечают на вопросы, ставя 0, если ответ положительный, х- если ответ отрицательный. 
Вопросы: 
1 Прячутся ли насекомые к зиме? 0 
2 Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? Х 
3 Зимующие птицы это те птицы, которые зимуют на родине. Так ли это? 0 
4 Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? 0 
5 Нужно ли птиц подкармливать? 0 
6 Верно ли, что птицы зимой не погибают от голода и холода? Х 

Интересные факты 
-А знаете ли вы, что раньше в старину, когда не было таких шариковых ручек, как сейчас, люди для письма приспосабливали как раз птичьи перья. Наиболее удобное и крепкое было гусиное перо. Его обрабатывали специальным способом, а при письме это перо макали в специальные чернильницы, в которых были чернила, а затем уже писали по бумаге. Таким пером сочиняли свои прекрасные произведения многие великие русские поэты и писатели, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин. 
Вывод: 
- Итак, мы выяснили, что тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода. 
Сейчас как раз зима. И мы с вами должны помнить, что многие птицы погибают не от холода, а от голода, поэтому не забывайте об этом, помните, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Вы можете сделать с родителями кормушки и подкармливать птичек. 

VIII. Обобщение и систематизация. 
Разгадывание кроссворда. 
-Ну а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о других птицах Украины и разгадать кроссворд. Вы заполняете кроссворд на карточках и на доске ( дети по очереди выходят к интерактивной доске и вписывают слова-отгадки) 
Загадки: 
На скале он строит дом. 
Разве жить не страшно в нём? 
Хоть кругом и красота, 
Но такая высота! 
Нет, хозяин не боится 
Со скалы крутой скатиться - 
Два могучие крыла 
У хозяина ... (орла) (слайд 10) 

Сел на елку, на сучок, 
Бороды торчит клочок; 
Как летун — он плоховат, 
И порою глуховат. 
(глухарь) (слайд 11) 

Этот птичий царь могучий 
Вьёт гнездо на горной круче 
Он наводит дикий страх 
На больших и малых птах. 
Перед ним все птицы меркнут 
Кто же это? Гордый …(беркут) (слайд 12) 

Возле моря ходят босы, 
Голенасты, горбоносы: 
В розовой одежке 
Вышли для кормежки. 
Клюв на море – как сачок: 
Цедит муть с букашками; 
Но работает сачок 
Только вверх тормашками. 
В розовом уборе 
До колен он в море.(Фламинго розовый) (слайд 13) 

Красноватый огонёк 
Чуть поляну не поджёг 
Он - краса лесных полян, 
Родич курицы-… (фазан) (слайд 14) 

Он мешок под клювом носит 
Рыбу схватит -туда бросит. 
Эта птица-великан, 
А зовётся …(пеликан) (слайд 15) 

-Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (охрана) (слайд 16) 
-О чём оно говорит? (мысли детей) 
-Птицы, о которых вы отгадали загадки, находятся на грани исчезновения, и поэтому их защищает наше государство. Все они занесены в Красную книгу Украины. Но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке. 
IX. Рефлексия. 
-Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу, за активное участие, за ваши улыбки, за вашу поддержку. Давайте немного оживим это спящее зимнее дерево и разместим у кормушки разных птичек: 
-Если вам на уроке было интересно, вы с удовольствием выполняли все задания - то поместите на дерево красную птичку. 
-Если вам что-то было непонятно, и было сложно выполнять какие-то задание- синюю птичку. 
-А если вам было скучно и неинтересно - жёлтую птичку. 
Выставление оценок. 
Домашнее задание: стр. 87-88 знать и уметь рассказать о разнообразии птиц. 
-Спасибо всем за урок! (слайд 17) 


 

Цель: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;

Цель: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;

Итак, начинаем: (игра «Да, нет») (слайд 3) -Собака, медведь, рысь относятся к группе зверей

Итак, начинаем: (игра «Да, нет») (слайд 3) -Собака, медведь, рысь относятся к группе зверей

Следовательно, учёные-люди, которые изучают птиц - орнитологи

Следовательно, учёные-люди, которые изучают птиц - орнитологи

Поэтому, чтобы прокормить детёныша, на охоту отправляются уже оба родителя, а своего малыша они оставляют в «детском саду»

Поэтому, чтобы прокормить детёныша, на охоту отправляются уже оба родителя, а своего малыша они оставляют в «детском саду»

Но такая высота! Нет, хозяин не боится

Но такая высота! Нет, хозяин не боится

Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу, за активное участие, за ваши улыбки, за вашу поддержку

Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу, за активное участие, за ваши улыбки, за вашу поддержку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017