Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Оценка 5

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русская литература
7 кл
25.02.2019
Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк". В презентации представлены основные материалы к уроку, виды и формы работы учащихся, стратегии работы в группах в соответствии с технологией РКМЧП. Материалы включают в себя задания для работы в группах, выводы по работе с текстом, схемы, таблицы, этапы урока.
открытый урок по рассказу И.Тургенева Бирюк.pptx

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Иван  Сергеевич  Тургенев

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Моя биография –  в моих  произведениях.                                                                   И.С.Тургенев  Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ  (1818 ­ 1883),  русский писатель,  член­корреспондент Петербургской АН (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Цикл «Записки охотника» • «Записки охотника» состоят из  двадцати пяти рассказов, представляющих  собой отдельные законченные  произведения, разнообразные по  содержанию и художественным  особенностям.  • В основе художественной стройности  «Записок охотника» — образ  рассказчика (охотника), от лица  которого ведется повествование.  • Рассказчик обычно принимает  непосредственное участие в  описываемых событиях и не скрывает  своего отношения к ним.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Рассказ  И.С.Тургенева  «Бирюк» 1847 год

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Цели урока   способы  и приёмы их  достижения Цели : • Выявление  особенностей образа  Бирюка. • Выявление тематики  и проблематики  рассказа. • Выявление авторского  отношения к герою. • Определение идеи  произведения. Средства: • Характеристика героя  рассказа. • Определение средств  и приёмов авторской  характеристики  героя. • Анализ развития  сюжета. • Анализ решения  проблем  произведения.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Средства  и  приёмы характеристики  героя Социальное  положение Описание  жилища Портрет   Образ  Бирюка Отношение героя к  людей к герою  Отношение  окружающим Все ли  средства характеристики героя  художественного произведения указаны?

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Средства  и  приёмы характеристики  героя Деталь Описание Оценивание детали­ черты характера героя Имя Портрет Отношение к работе Отношение  крестьян к Бирюку  Отношение Бирюка  к людям Описание жилища Семья Социальное  положение

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
ИМЯ ГЕРОЯ Фома Кузьмич, но все называют его  Бирюком.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Значение слова «Бирюк» в разных  толковых словарях 1. БИРЮЮ К м. татарск. оренб. сиб. астрах. вор. зверь, серый,  новг.- бор. шуточн. овчар; волк. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, (Словарь В.И.Даля) 2.   1.Волк-одиночка (обл.). 2. перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.) | прил. бирючий, -ья, -ье (к 1 знач.). Смотреть ~бирюком. исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться.  (С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова  Толковый словарь русского языка) 3. 1) диал. (волк-одиночка) (lone) wolf 2) разг. (нелюдимый и угрюмый человек) lone wolf, loner; unsociable person смотреЮть бирюкоЮм — look morose / sullen / surly (перевод “бирюк” на английский язык в Большом русско-английском словаре)

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
ЗВЕРЬ; ВОЛК; НЕЛЮДИМЫЙ,  УГРЮМЫЙ  ЧЕЛОВЕК Соответствует ли  Бирюк своему  прозвищу? Чьими глазами мы  видим Бирюка?  В чём особенность  портрета лесника?

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Анализ описания внешности «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был  высокого росту, плечист и сложен на славу. Из­под мокрой замашной  рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая  борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из­под  сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». Такая внешность вызывает симпатию. Лесник поразил  рассказчика своим сказочным, богатырским видом. Бирюк  представляется человеком сильным, смелым,  мужественным, суровым,  уверенным в себе.  Внешность Бирюка (домашнее ЗАДАНИЕ) Какое впечатление производит на рассказчика внешность Каким образом в портрете Бирюка? доказывается, что Бирюк относится к породе «редких молодцов», что делает его похожим на богатыря? Чем объясняется повышенный интерес рассказчика к Бирюку? Как относятся к Бирюку окрестные мужики? За что? «Высокий рост», «могучие мышцы», «суровое и  мужественное лицо», глаза глядели «смело»,  «сложён на славу». Охотник наслышан о леснике, поэтому смотрит на  него «с удвоенным любопытством» и «выискивает»  в его портрете что­то особенное, что объясняло бы  отношение к нему местных крестьян. «…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки  хвороста не даст утащить». «Ничем его взять нельзя: ни  вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».  Они ненавидят Бирюка. В вину ставится его честность.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Изба лесника Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без  полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало  одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка  стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На  самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста.  Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой  рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце  во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке  дышал тяжело и скоро. Выпишите ключевые слова из описания избы. Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей. Одна деталь описания избы сменяется другой, третьей, четвертой... И каждая из них, и все вместе они рисуют страшную картину беспросветной нищеты. Изба лесника производит тягостное впечатление: все детали Выпишите авторскую оценку. подчеркивают бедность и неуют. Прокомментируйте её. «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью  в мужицкую избу».

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Изба лесника В этих словах звучит горечь, душевная боль за  подневольного, нищего мужика. Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба,  в доме ничего нет, чаю нет, жена ушла, бросив  двоих детей), рассказчик видит избу лесника «ещё  печальнее прежнего». «Горький запах  остывшего дыма неприятно стеснял мне  дыхание». ВЫВОД. Интерьер и предметно­бытовые детали  выступают средством раскрытия образа.  Интерьер помогает представить бедную, убогую  жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к  его судьбе.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Бирюк Впишите в кластер те качества, которыми, по вашему мнению,  обладает главный герой рассказа.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Бирюк Кроме этого,  добросовестный, неподкупный, трудолюбивый,  гостеприимный, спокойный, неозлобившийся,  обладающий  чувством собственного достоинства. Какое созвездие  удивительных качеств!    И при этом все его ненавидят!  Почему? Кроме этого,  добросовестный, неподкупный, трудолюбивый, гостеприимный, спокойный, неозлобившийся,  обладающий чувством собственного достоинства. Какое созвездие удивительных качеств!    И при этом все его ненавидят! Почему?

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
АНАЛИЗ СЮЖЕТА кульминация завязка развязка

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Конфликт  • Конфликт лежит в основе литературного произведения. • Конфликт - это столкновение интересов, чувств, характеров героев; это противоречие, которое оказывается движущей силой, пружиной сюжета в литературном произведении. • Причем, конфликт - это не только прямой поединок литературных героев, но и разность их убеждений и чувств. • Конфликт бывает внешним (открытое столкновение интересов, убеждений) и внутренним (внутренняя борьба героя с самим собой)

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
В чем сущность конфликта? Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов.  Конфликт имеет решающее значение для развития действия.  Разрешение конфликта ведет к развязке. На чем построен внешний конфликт рассказа? Бирюка клянут за то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради». Может быть, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, а следовало быть более снисходительным? Как же объяснить поступок Бирюка, отпустившего крестьянина-вора? Чем он должен быть мотивирован? Бирюк испугался угроз? На столкновении между  мужиком (порубщиком) и  Бирюком (лесником). Информация к размышлению. В комментарии к одному из изданий  «Записок охотника» было написано:  «Лесник, не поймавший вора,  предавался суду и либо возмещал  полную стоимость порубленных  деревьев, либо подвергался другим  формам наказания, вплоть до ссылки в  Сибирь». Лесник понимает замученного  барщиной и «голодухой» мужика,  жалеет его, хотя сам в еще худшем  положении.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Какой прием использует автор в изображении героев? Бирюк  сильный добрый бедность нищета крепостные люди мужик бедный слабый     несчастный Антитеза - противопоставление

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
В чем сущность конфликта? Внутренний конфликт в душе Бирюка. Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств,  взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия.  Разрешение конфликта ведет к развязке. Мы видим, что внешний конфликт в рассказе не единственный. Есть и внутренний. В чем его сущность? Как разрешается этот внутренний конфликт? Ему ясны две истины: 1. воровать – грех, воровство – преступление, безысходная нужда. 2. мужиков толкает на воровство Внутренний конфликт в душе героя разрешается в пользу добра (вспомните слова, которые говорит герой-рассказчик леснику при расставании: «Ну, Бирюк, удивил ты меня; ты, я вижу, славный малый»). В такой развязке отчетливо видна позиция автора: сочувствие чужому горю, доброта являются для него высшей правдой, перед которой все остальное вторично. Он восхищен великодушием героя. Какова позиция автора?

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
В чем сущность конфликта? Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств,  взглядов.  Конфликт имеет решающее значение для развития действия.  Разрешение конфликта ведет к развязке. Разрешается ли внешний конфликт между крестьянами и Бирюком полностью? Нет. Нужно, чтобы крестьяне стали свободными. Это избавит их от нищеты и безысходности. Какой ещё образ помогает нам увидеть остроту проблемы в рассказе «Бирюк» и приближает к пониманию идеи произведения?

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Гроза  как образ­символ Это явление природы Грозны события очерка. Бирюк – гроза для местных крестьян (внешний конфликт – разлад в их взаимоотношениях) Гроза в душе Бирюка (внутренний конфликт: горе, нищета, неустроенность… ) Гроза – это психологическое состояние мужика-вора: его страх, отчаяние, перешедшее в гнев

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Функции пейзажа в художественном произведении Автор запечатлел три момента  перехода душного вечера в  грозовую ночь.  Перечитаем описание  грозы… На какие части можно  разделить этот отрывок? Тревожное  состояние  природы перед  грозой,  растущее  напряжение. Гроза подчиняет  себе окружающую  природу:  «Душный жар  внезапно  сменился  влажным  холодом; тени  быстро густели». Последняя часть  картины – царство  грозы: буйство  стихии, от которой  нет спасения.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Функции пейзажа в художественном произведении Функция пейзажа: создаёт атмосферу повествования, готовит к восприятию событий Функция пейзажа: помогает понять героев и позицию автора.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
КАКОВА ЖЕ ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА РАССКАЗА «БИРЮК»?

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Проблема может быть  ▪ поставлена;  ▪ изложена;  ▪ рассмотрена;  ▪ выдвинута;  ▪ затронута;  ▪ поднята;  ▪ сформулирована;  ▪ исследована.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Основной конфликт Чувство  долга в душе лесника вступает  в противоречие  с чувством сострадания  к бедственному  положению «вора». Проблема Что является высшей  правдой: чувство долга  или сочувствие чужой беде?

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
ВЫЯВЛЕНИЕ авторской позиции

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Авторская позиция прочитывается в описании внешности героев в интерьере в описании  действий, поступков в пейзаже в языковом оформлении текста в отношении  окружающих  к ним в  прямых  оценках в речи  персонажей

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Позиция автора ? ?  ? ? СОЧУВСТВИЕ ГОРЬКОЙ СУДЬБЕ КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНИНА, ВОСХИЩЕНИЕ ЕГО БОГАТЫМ ВНУТРЕННИМ МИРОМ ? ? ? ? Впишите, в чем, по вашему мнению, проявляется позиция автора.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Позиция автора В ОПИСАНИИ НИЩЕНСКОЙ ОБСТАНОВКИ  В ОПИСАНИИ ВНЕШНОСТИ БИРЮКА В  ВЫБОРЕ НАЗВАНИЯ  рассказа В ОПИСАНИИ ВНУТРЕННЕЙ СТОЙКОСТИ ГЕРОЯ СОЧУВСТВИЕ ГОРЬКОЙ СУДЬБЕ КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНИНА, ВОСХИЩЕНИЕ ЕГО БОГАТЫМ ВНУТРЕННИМ МИРОМ В ПРЯМЫХ АВТОРСКИХ ОЦЕНКАХ В ОПИСАНИИ ЧЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖБЕ В СУЩНОСТИ  КОНФЛИКТА МЕЖДУ ГЕРОЯМИ В ГРОЗЕ КАК ОБРАЗЕ­ СИМВОЛЕ Впишите, в чем, по вашему мнению, проявляется позиция автора.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Какова идея произведения? Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим лучшие сила, собратьям-крестьянам, потому что его качества, как физические, так и моральные – честность, - мужество, мастерство, трудолюбие, Уничтожение крепостного права, по мнению  И.С. Тургенева, приведет и к духовному, и к  становятся инструментом угнетения ему экономическому оздоровлению общества.  обращаются во зло им, а самого человека подобных, Уничтожение крепостного права, по мнению И.С. Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
1. Изложите свою  мысль:  «Я считаю, что…» в поддержку  вашей  позиции:  Сделаем выводы, используя прием «4 шага»  3. Приведите аргументы  «Например,…» МОЕ  МНЕНИЕ 2. Объясните причину  появления этой мысли:  «Потому что…» 4. Сделайте вывод:  «Таким образом…»

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку

Открытый урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк", презентация к уроку
Домашнее задание Написать сочинение­рассуждение   "В чем сущность нравственного выбора  главного героя рассказа «Бирюк»?" или составить кроссворд из 7­10 вопросов  (в электронном виде с ответами)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019