Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
17.10.2019
Открытый урок по русской литературе
в 6 классе
ТЕМА: Невероятная сила духа.
(По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Цели: 1) познакомить учащихся с книгой Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»;
2) познакомить с главным героем повести А.Мересьевым и его прототипом;
3) воспитывать интерес к чтению;
4) формировать личностные качества учащихся: любовь к своей Родине, силу воли, мужество, жизнестойкость, выносливость, веру в себя.
Оборудование: - портрет Б.Н. Полевого,
- портрет А.Маресьева
-иллюстрации к повести,
-компьютер, проектор, экран для просмотра презентации и отрывков из художественного кинофильма «Повесть о настоящем человеке».
урок 2.docx
Открытый урок по русской литературе
в 6 классе
ТЕМА: Невероятная сила духа.
(По повести Б.Н.Полевого «Повесть о
настоящем человеке»)
Урок провела учитель русского языка и литературы Аджимурзаева Раузат Нурманбетовна
Цели: 1) познакомить учащихся с книгой Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»;
2) познакомить с главным героем повести А.Мересьевым и его прототипом;
3) воспитывать интерес к чтению;
4) формировать личностные качества учащихся: любовь к своей Родине, силу воли,
мужество, жизнестойкость, выносливость, веру в себя.
Оборудование: портрет Б.Н. Полевого,
портрет А.Маресьева,
газета «Ветеран» № 18(2001 год),
иллюстрации к повести,
компьютер, проектор, экран для просмотра презентации и отрывков из
художественного кинофильма «Повесть о настоящем человеке».
ХОД УРОКА.
1.Слово учителя. В этом году мы отмечаем великий праздник – ДЕНЬ ПОБЕДЫ. 74 г
прошло со дня окончания войны. Всё меньше становится ветеранов. Но живёт память о
людях, кто приближал победу, кто подарил нам мир и счастье.
2. Выступления учащихся с просмотром слайдов презентации.
Ученик №1. Сегодня мы расскажем о всемирно известном лётчике, настоящем человеке, Герое
Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве.
Люди приезжали в Москву, чтобы только посмотреть на этого человека легенду, умеющего
ходить без ног. Что там «ходить», он даже летать умел. Писатель Борис Полевой написал о нём
книгу «Повесть о настоящем человеке». Замысел создания произведения относится к 1943 году.
Корреспондент газеты «Правда» Б.Полевой познакомился с лётчикомистребителем
А.Маресьевым, о котором ему сказали, что это лучший лётчик полка.
Маресьев пригласил писателя переночевать в его землянке. Борису Полевому не было
известно, что этот лётчик не имеет ног. И когда Алексей разделся и снял свои протезы, Борис
Николаевич был страшно поражён: « Чтото тяжёлое грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое,
чему сам не поверил. Он оставил на полу свои ноги. Безногий лётчик. Лётчикистребитель! Лётчик,
только сегодня совершивший 7 боевых вылетов и сбивший 2 вражеских самолёта! Это казалось
невероятным». В ответ на изумление писателя Маресьев сказал: «…хотите, я расскажу вам
историю с моими ногами?»
Судьба и необычайная сила характера этого человека поразили писателя. Он решил написать об
этом книгу.
Ученик №2. А. Маресьев был сбит, имея за плечами четыре воздушных победы. Это
произошло 4 апреля 1942 года под Новгородом.
Всё ли в книге так, как было в жизни? часто спрашивали журналисты Маресьева.
На 99%,отвечал Алексей Петрович.
Алексей попал «в клещи», рассказывал Борис Полевой. Это самое скверное, что может
случиться в бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, загнали четыре
немецких самолёта и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой
аэродром.
Лётчик крепко сжал зубы, дал полный газ. И ему удалось вырваться изпод конвоя. Но немец
успел вовремя нажать гашетку. Весь самолёт задрожал в смертельной лихорадке и стал
стремительно падать. Ученик №3. «И всётаки не плен!» подумал лётчик. Падая, самолёт задел верхушки
сосен. Это смягчило удар. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части…
Выброшенный из машины, Маресьев упал в сугроб и потерял сознание. Спустя некоторое
время леденящий холод заставил его очнуться. Кругом белымбело, полное безлюдье. Лес точно
застыл от мороза. Алексей понял, что находится в тылу врага. Первая же попытка встать на ноги
заставила его вскрикнуть от невыносимой боли: обе ступни были разбиты при падении.
Маресьев вспоминал: «Несмотря на голод, начавшуюся гангрену, твёрдая мысль не сдаваться
не оставляла меня. 18 дней и ночей с разбитыми ногами я добирался до линии фронта».
Ученик №4. «Единственной моей пищей за это время были муравьи. Ещё пробовал съесть
ящерицу. Надкусил с головы, а она, хоть и сонная, но начала упираться прямо мне в губы. Как ни
был голоден, есть не смог.
Когда силы мои иссякли, я стал перекатываться со спины на живот и снова на спину. И так
двигался на восток, откуда доносились орудийные выстрелы. Там, на востоке, вели смертельный
бой с фашистами мои товарищи. В одном строю с ними было и моё место.
Два деревенских мальчика, Серёжа и Санька, нашли меня, замерзающего в лесу, и спасли мне
жизнь».
Ученик №5. В госпитале после ампутации ног с Алексеем случилось самое страшное. Он
ушёл в себя. Он не жаловался, не плакал. Он молчал.
Лётчик осмыслил всю тяжесть потери. Он никогда больше не вернётся в авиацию, вообще на
фронт. Ему никогда больше не подымать самолёт в небо, никогда! Теперь он инвалид, лишённый
любимого дела, прикованный к постели, обуза в доме, лишний в жизни.
Целые дни, неподвижный, лежал он на спине, смотря всё в одну точку.
Рядом лежал комиссар. Именно он поможет Маресьеву выстоять, поверить в свои силы. Этот
комиссар тайком попросил медсестру принести из архива газету 1914 года, где рассказывалось о
русском военном лётчике Валериане Карповиче, которому отняли ступню, но молодой офицер не
пожелал увольняться из армии. Он изобрёл протез собственной конструкции, долго и упорно
занимался гимнастикой, тренировался. И вернулся в авиацию.
Маресьев прочёл эту статью 3 раза. Все в палате наблюдали за ним.
Ты советский человек, ты сможешь! сказал комиссар.
Ученик №6. На следующий день Алексей проснулся поздно, но с сознанием чегото радостного.
Он крепко сжимал журнал.
Я русский, советский человек. Я должен летать!
Он не щадил себя, тренировался упорно, сжимая губы до крови от боли, теряя сознание. Когда
Алексей научился ходить на протезах, он попросил медсестру научить его танцевать польку
бабочку, чтобы выступить перед комиссией и доказать, что он не инвалид, а нормальный
боеспособный человек. Когда он станцевал, комиссия ахнула, не могла поверить в то, что перед
ними человек, не имеющий обеих ног. Все были растроганы и в документе написали: « Годен к
военной службе».
Маресьев вернулся в родной авиационный полк. Участвовал в боях на Курской дуге.
Ученик №7. «В войну я сбил 11 самолётов противника, 4 до моего ранения и 7 самолётов уже
после того, как мне ампутировали ноги.
Не за деньги, не за награды и не за особые привилегии бились мы с фашистами. Мы шли в
смертельный бой за Родину. А главное у нас было высочайшее чувство долга и достоинства»,
подчёркивал Алексей .
В Париже издана книга о трёх наших лётчиках: Александре Покрышкине, Иване Кожедубе и
Алексее Маресьеве. О первом написано: умный, храбрый, искуснейший тактик воздушного боя.
О втором: человек и мужество. О Маресьеве сказано 3 слова: невероятная сила духа.
После войны Алексей много работал, делился своим опытом.
Для нас он останется символом мужества, стойкости, выносливости, человекомлегендой.
Ученик №8.Чтение отрывка из поэмы В.П.Черникова «Поэма о Настоящем Человеке».
Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)
Рождает Родина героев,
Коль нашу землю топчет враг, Они, прикрыв ее собою,
Не отступают ни на шаг…
И летчики сражались смело,
Срывая вражеский налет,
Их сила духа без предела,
Они ее берут в полет.
У Алексея первый вылет,
Удар по технике врага,
На бреющем фашистов били,
Не дрогнула его рука…
Под Старой Руссой в жесткой схватке
Был самолет его подбит.
Мотор заглох, и нет площадки,
Но хорошо, что не горит.
Упал на лес, сбивая сучья,
В куски распался самолет,
Вот он, особый этот случай,
Когда остался жить пилот…
Как он прополз те восемнадцать
Голодных выстраданных дней?
Как телу трудно подниматься,
Но сила воли все ж сильней…
Врачи его смотрели долго
И вывод сделали один…
Лишь сила воли, чувство долга
Его оставили живым.
Взяв костыли, стал двигать ноги
Как трудны первые шаги!
Учителя уж больно строги,
А в помощь только две руки.
«Я должен быстро научиться
Ходить и двигаться, как все.
Иначе в воздух не пробиться,
А без полетов трудно мне».
И он с упорством, силой воли
Тренировался каждый час.
Хотя в душе стонал от боли
И падал на пол много раз…
И доказал, что и в протезах
Готов на фронте воевать,
В ногах его теперь железо,
Лишь нужно им повелевать.
А жарким летом в сорок третьем
Попал на Курскую дугу, Друзей своих на фронте встретил
В гвардейском боевом полку.
По восемь раз за день взлетали,
Громили, разрывая строй,
И в небе пушки грохотали,
Здесь каждый миг – смертельный бой!
И вот однажды, тем же летом
К ним в полк приехал Полевой,
Проговорили до рассвета
О буднях жизни боевой.
Он рассказал, как жизнь сложилась,
Почти что спал, закрывши веки…
И вскоре «Повесть…» появилась
О Настоящем Человеке!
3. Беседа с классом.
Кто такой настоящий человек?
Какие качества необходимо вырабатывать в себе, чтобы стать таким?
Есть ли сейчас место подвигу?
Во имя чего он совершается и ради чего надо жить на свете?
Давайте перечислим те качества, которые необходимы «настоящему» человеку.
4. Просмотр отрывков из художественного кинофильма «Повесть о настоящем
человеке».
5. Вывод: Героизм и самопожертвование фронтового поколения во имя Победы является основой
патриотической гордости нашего народа. Эти качества должны служить нам примером. Нужно
помнить о миллионах соотечественников, погибших за свою Родину, проявлять уважение и
внимание к старшему поколению, не забывать героическое прошлое нашей страны.
Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.