Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Оценка 4.6

Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
17.10.2019
Открытый урок по русской литературе                       в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа.  (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке») Цели: 1) познакомить учащихся с книгой Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»; 2) познакомить с главным героем повести А.Мересьевым и его прототипом; 3) воспитывать интерес к чтению; 4) формировать личностные качества учащихся: любовь к своей Родине, силу воли, мужество, жизнестойкость, выносливость, веру в себя. Оборудование: - портрет Б.Н. Полевого, - портрет А.Маресьева -иллюстрации к повести, -компьютер, проектор, экран для просмотра презентации и отрывков из художественного кинофильма «Повесть о настоящем человеке».
урок 2.docx
Открытый урок по русской литературе                       в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа.  (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о  настоящем человеке»)                          Урок провела учитель русского языка и литературы Аджимурзаева Раузат Нурманбетовна Цели: 1) познакомить учащихся с книгой  Б.Н. Полевого  «Повесть о настоящем человеке»;                2) познакомить с главным героем повести А.Мересьевым и его прототипом;                3) воспитывать интерес к чтению;                4) формировать личностные качества учащихся: любовь к своей Родине, силу воли,  мужество, жизнестойкость, выносливость, веру в себя. Оборудование: ­ портрет Б.Н. Полевого,                                ­ портрет А.Маресьева,                                ­газета «Ветеран» № 18(2001 год),                                ­иллюстрации к повести,                                ­компьютер, проектор,  экран для просмотра презентации и отрывков из  художественного кинофильма «Повесть о настоящем человеке».                                                                             ХОД УРОКА. 1.Слово учителя. В этом году мы отмечаем великий праздник – ДЕНЬ ПОБЕДЫ. 74 г  прошло со дня окончания войны. Всё меньше становится ветеранов. Но живёт  память о  людях, кто приближал победу, кто подарил нам мир и счастье. 2. Выступления учащихся с просмотром слайдов презентации. Ученик №1. Сегодня мы расскажем о всемирно известном лётчике, настоящем человеке, Герое  Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве.            Люди приезжали в Москву, чтобы только посмотреть на этого человека ­ легенду, умеющего  ходить без ног. Что там «ходить», он даже летать умел. Писатель Борис Полевой написал о нём  книгу «Повесть о настоящем человеке». Замысел создания произведения относится к 1943 году. Корреспондент газеты «Правда» Б.Полевой познакомился  с лётчиком­истребителем   А.Маресьевым, о котором  ему сказали, что это лучший лётчик полка.           Маресьев пригласил писателя переночевать в его землянке. Борису Полевому не было  известно, что этот лётчик не имеет ног. И когда Алексей разделся и снял свои протезы, Борис  Николаевич был страшно поражён: « Что­то тяжёлое грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое,  чему сам не поверил. Он оставил на полу свои ноги. Безногий лётчик. Лётчик­истребитель! Лётчик, только сегодня совершивший  7 боевых вылетов и сбивший 2 вражеских самолёта! Это казалось  невероятным». В ответ на изумление писателя  Маресьев сказал: «…хотите, я расскажу вам  историю с моими ногами?»        Судьба и необычайная сила характера этого человека поразили писателя. Он решил написать об этом книгу. Ученик №2.  А. Маресьев  был сбит, имея за плечами четыре воздушных победы. Это  произошло  4  апреля 1942 года под Новгородом.        ­Всё ли  в книге так, как было  в жизни?­ часто спрашивали журналисты Маресьева.        ­На 99%,­отвечал Алексей Петрович.        ­Алексей попал «в клещи», ­ рассказывал Борис  Полевой.­ Это самое скверное, что может  случиться в бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, загнали четыре  немецких самолёта и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой  аэродром.       Лётчик крепко сжал зубы, дал полный газ. И ему удалось вырваться из­под конвоя. Но немец   успел вовремя нажать гашетку.  Весь самолёт  задрожал в смертельной лихорадке и стал  стремительно падать. Ученик №3. «И всё­таки не плен!» ­ подумал лётчик. Падая, самолёт задел верхушки  сосен. Это смягчило удар. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части…        Выброшенный из машины,  Маресьев упал  в сугроб и потерял сознание. Спустя некоторое  время леденящий холод заставил его очнуться. Кругом белым­бело, полное безлюдье. Лес  точно застыл  от мороза. Алексей понял, что находится в тылу врага. Первая же попытка встать на ноги  заставила его вскрикнуть от невыносимой боли: обе ступни были разбиты при падении.        Маресьев  вспоминал: «Несмотря на голод, начавшуюся гангрену, твёрдая мысль ­ не сдаваться  ­ не оставляла меня. 18 дней и ночей с разбитыми ногами я добирался до линии фронта». Ученик №4. «Единственной моей пищей за это время были муравьи. Ещё пробовал съесть ящерицу. Надкусил с головы, а она, хоть и сонная, но начала упираться прямо мне в губы. Как ни  был  голоден, есть не смог.        Когда силы мои  иссякли, я стал  перекатываться со спины на живот и снова на спину. И так  двигался на восток, откуда доносились орудийные выстрелы. Там, на востоке, вели смертельный  бой  с фашистами мои товарищи. В одном строю с ними было и моё место.        Два деревенских мальчика, Серёжа и  Санька, нашли меня, замерзающего в лесу, и  спасли мне  жизнь». Ученик №5. В госпитале после ампутации ног  с Алексеем случилось самое страшное. Он  ушёл в  себя. Он не жаловался, не плакал. Он молчал.       Лётчик осмыслил всю тяжесть потери. Он никогда больше не вернётся в авиацию, вообще на  фронт. Ему никогда больше не подымать самолёт в небо, никогда! Теперь он инвалид, лишённый  любимого дела, прикованный  к  постели, обуза в доме, лишний  в жизни.        Целые дни, неподвижный, лежал он на спине, смотря  всё в одну точку.        Рядом лежал комиссар. Именно он поможет  Маресьеву  выстоять, поверить в свои силы. Этот  комиссар тайком попросил медсестру принести из архива газету 1914 года, где рассказывалось о  русском военном лётчике Валериане Карповиче, которому отняли ступню, но молодой офицер не  пожелал увольняться из армии. Он изобрёл протез собственной конструкции, долго и упорно  занимался  гимнастикой, тренировался. И вернулся в авиацию.        Маресьев прочёл эту статью 3 раза. Все в палате наблюдали за ним.        ­Ты советский человек, ты сможешь!­ сказал комиссар. Ученик №6. На следующий день Алексей проснулся поздно, но с сознанием чего­то радостного. Он крепко сжимал журнал.        ­Я русский, советский человек. Я должен летать!        Он не щадил себя, тренировался упорно, сжимая губы до крови от боли, теряя сознание. Когда  Алексей научился ходить на протезах, он попросил медсестру  научить его танцевать польку­ бабочку, чтобы выступить перед комиссией  и доказать, что он не инвалид, а нормальный  боеспособный человек. Когда он станцевал, комиссия ахнула, не могла поверить в то, что перед  ними человек, не имеющий  обеих ног.  Все были растроганы и в документе написали: « Годен  к  военной службе».        Маресьев  вернулся в родной авиационный полк. Участвовал в боях на Курской дуге. Ученик №7.  «В войну я сбил 11 самолётов противника, 4 до моего ранения и 7 самолётов  уже  после того, как мне  ампутировали ноги.         Не за деньги, не за награды и не за особые привилегии бились мы с фашистами. Мы шли в  смертельный бой за Родину. А главное у нас было  высочайшее чувство долга и достоинства»,­  подчёркивал Алексей .        В Париже издана книга о трёх наших лётчиках: Александре Покрышкине, Иване Кожедубе и  Алексее Маресьеве. О первом написано: умный, храбрый, искуснейший тактик  воздушного боя. О втором: человек и мужество. О Маресьеве сказано 3 слова: невероятная  сила духа.        После войны Алексей много работал, делился своим  опытом.       Для нас он останется символом мужества, стойкости, выносливости, человеком­легендой.  Ученик №8.Чтение отрывка из поэмы В.П.Черникова «Поэма о Настоящем Человеке».  Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)   Рождает Родина героев,  Коль нашу землю топчет враг, Они, прикрыв ее собою, Не отступают ни на шаг… И летчики сражались смело,  Срывая вражеский налет,                           Их сила духа без предела, Они ее берут в полет. У Алексея первый вылет, Удар по технике врага, На бреющем фашистов били, Не дрогнула его рука… Под Старой Руссой в жесткой схватке Был самолет его подбит. Мотор заглох, и нет площадки, Но хорошо, что не горит. Упал на лес, сбивая сучья, В куски распался самолет, Вот он, особый этот случай, Когда остался жить пилот… Как он прополз те восемнадцать Голодных выстраданных дней? Как телу трудно подниматься, Но сила воли все ж сильней… Врачи его смотрели долго И вывод сделали один… Лишь сила воли, чувство долга Его оставили живым. Взяв костыли, стал двигать ноги ­ Как трудны первые шаги! Учителя уж больно строги, А в помощь только две руки. «Я должен быстро научиться Ходить и двигаться, как все. Иначе в воздух не пробиться, А без полетов трудно мне». И он с упорством, силой воли Тренировался каждый час. Хотя в душе стонал от боли И падал на пол много раз… И доказал, что и в протезах Готов на фронте воевать, В ногах его теперь железо, Лишь нужно им повелевать. А жарким летом в сорок третьем Попал на Курскую дугу, Друзей своих на фронте встретил В гвардейском боевом полку. По восемь раз за день взлетали, Громили, разрывая строй, И в небе пушки грохотали, Здесь каждый миг – смертельный бой! И вот однажды, тем же летом К ним в полк приехал Полевой, Проговорили до рассвета О буднях жизни боевой. Он рассказал, как жизнь сложилась, Почти что спал, закрывши веки… И вскоре «Повесть…» появилась О Настоящем Человеке! 3. Беседа с классом. ­Кто такой настоящий человек? ­Какие качества необходимо вырабатывать в себе, чтобы стать таким? ­Есть ли сейчас место подвигу? ­Во имя чего он совершается и ради чего надо жить на свете? ­Давайте перечислим те качества, которые  необходимы «настоящему» человеку. 4. Просмотр отрывков из  художественного кинофильма «Повесть о настоящем  человеке». 5. Вывод: Героизм и самопожертвование фронтового поколения во имя Победы является основой  патриотической гордости нашего народа. Эти качества должны служить нам примером. Нужно  помнить о миллионах  соотечественников, погибших за свою Родину, проявлять уважение и  внимание к старшему поколению, не забывать  героическое прошлое  нашей страны.

Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе                       в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа.  (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе                       в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа.  (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе                       в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа.  (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе                       в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа.  (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа. (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Открытый урок по русской литературе                       в 6 классе ТЕМА: Невероятная сила духа.  (По повести Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2019