Старославянизмы и их роль в русском языке
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Ребят, несмотря на то, что у нас сегодня гости, я надеюсь, что мы будем
работать так же дружно и продуктивно, как и всегда.
Отсутствующие
Проверить отсутствующих, открыть тетради, записать «Двадцать первое апреля.
Классная работа».
2. Проверка ДЗ.
Какую домашнюю работу вы выполняли на сегодня? (распределяли восемь слов по
двум колонкам: историзмы и архаизмы).
Что такое архаизмы? Это – устаревшие слова, они исчезли из языка, но имеют
синонимы в СРЯ. Историзмы – это слова, которые называют предметы и явления,
исчезнувшие из нашей жизни.
*имя ученика*, прочитай все историзмы, которые ты выписал:
1) гусары это легкая кавалерия XVXX веков;
2) алебарда старинное оружие, секира на длинном древке;
3) сюртук мужская двубортная одежда в талию с длинными полами;
4) зипун русский крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота;
5) кокошник старинный, преимущественно севернорусский, женский головной убор в
виде разукрашенного щитка надо лбом.
Другой ученик называет архаизмы:
1) окладистый во всю ширину лица (о бороде);
2) полушубок – короткая овчинная шуба до колен;
3) ремесленник человек, который занимается ремеслом.
Что означают эти слова? (восемь человек о лексическом значении)
Все ли они были понятны?
Где вы смотрели значения неизвестных слов? (В толковом словаре). Назовите нескольких авторов этих словарей: Даль, Ефремова, Ожегов.
3. Подготовка к усвоению нового материала.
Посмотрите на слайд. Как вы считаете, что перед вами? (Млечный путь).
Абсолютно верно. Скажите, а что обозначает его название? (Молочный, потому что
белый, похож на молоко).
Тогда почему его название не похоже на слово «молочный»? (Потому что это слово не
относится к русским словам, оно пришло из другого языка).
4. Усвоение новых знаний.
Как называются такие слова? (Заимствованиями).
Открыть таблицу на доске
ЛЕКСИКА
СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЯЗЫКА
ИСКОННО
РУССКИЕ СЛОВА
ЗАИМСТВОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЕ
старослав.
оставить эти две
клетки пустыми
НЕСЛАВЯНСКИЕ
оставить эти две
клетки пустыми
Как называются слова, попавшие в русский из старославянского? (Старославянизмы).
Кто догадался, как звучит тема нашего урока? (Старославянизмы и их роль в
современном языке).
ЗАПИСАТЬ ТЕМУ В ТЕТРАДИ
Кто сформулирует цели нашего урока?
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: узнать больше о старославянизмах, определить их роль в языке,
научиться отличать эти старославянизмы от остальных слов русского языка.
Начертите на полях шкалу и отметьте свой уровень знаний по этой теме (+ ученик
у доски).
Для того, чтобы вы знали, откуда появился старославянский язык, Мария расскажет
вам о его создателях. СЛАЙД КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
Стёпа, прокомментируй, пожалуйста, Машино выступление.
Стёпа: Маша выступила очень хорошо, рассказывала интересно, а её речь была
грамотной и красивой. Я думаю, ей можно поставить пять.
Ты прав, поставим Маше заслуженную пятёрку.
Что касается истории старославянского, то необходимо отметить, что этот язык
использовали только для написания книг.
5. Первичная проверка понимания изученного.
Упражнение 1
Перед вами на слайде цитаты из произведений А.С. Пушкина. Найдите в них
старославянизмы и выпишите их в тетрадь через запятую:
1) …Раздался звучный глас Петра.
2) И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой.
3) …Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат.
4) Тих полет полнощи.
Как вы считаете, почему А.С. использовал именно эти слова? (Чтобы подчеркнуть
художественный стиль произведений).
6. Закрепление нового материала и применение знаний на практике.
Можете ли вы уже сейчас, опираясь на данный вывод, объяснить роль
старославянизмов в русском языке? (Они необходимы для придания красочности речи;
делают речь более выразительной и красивой).
Что поможет вам отличить старославянизмы от остальных слов? (Внешние признаки)
Правильно. У данной группы слов есть два ярких признака:
1. Фонетический (на слайде слова):
Агнец (ст.) – ягнёнок
Вождь (ст.) – вожак
Что отличает эти слова друг от друга? (На следующем слайде выделены отличия:
начальная гласная и чередования).
2. Морфологические: Чрезвычайный – особая приставка, в которой также есть чередование.
Низвергнуть (вспомнить о значении слова из лингвистической разминки).
Излить = вылить.
В основном старославянские слова были вытеснены, однако оставшиеся используются
повсеместно: здравствуйте, одежда, враг.
7. Закрепление изученного материала.
Упражнение 2
Найдите в современном русском языке слова, имеющие старославянские корни,
выделите эти морфемы.
1) После жаркого дня вечером веет чем? (Прохладой)
2) Министерство, отвечающее за охрану здоровья в стране, проводящее реформы в этой
области. (Министерство здравоохранения)
Упражнение на карточках
1) Заводские _______________, надежные _______________ российских рубежей
(страж, сторож).
2) _______________ курс истории, _______________ пиджак (краткий, короткий).
3) _______________ дети, _______________ суждения (здравый, здоровый).
4) Идущий впереди, или _______________, дозор; жить на _______________ улице
города (главный, головной).
5) _______________ каменные глыбы, _______________ турбину (вращать, ворочать).
6) _______________ вещи, _______________ нравы (чуждый, чужой).
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Критерии проверки:
0 ошибок – «5»
13 ошибки – «4»
35 ошибок – «3»
67 ошибок – «2»
Ребята, помните, что я выставлю только пятёрки и четвёрки. Физминутка
Упражнение 3
Думаю, многие из вас знают, что славянские языки похожи друг на друга. Предлагаю
проверить это опытным путём.
Перед вами названия известных сказок на славянских языках. Вам необходимо провести
соответствие между названиями на иностранном языке и русском:
Болгарский
Червената шапчица
Пепеляшка
*Здесь нет названия,
потому что вам сразу
станет всё понятно*
Спящата красавица
Сербский
Польский
Русский
Crvenkapica
Pepeljuga
Uspavana ljepotica
Czerwony kapturek
Kopciuszek
ό
Śpiąca kr lewna
8. Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальный опрос:
С чем вы сегодня познакомились? Есть ли у старославянизмов внешние отличия?
Какова роль этих слов в русском языке?
ЕСЛИ ВРЕМЯ ПОЗВОЛЯЕТ
Разумеется, мы должны стремиться к художественности и выразительности как в
письменной, так и в устной речи, поэтому иногда вам необходимо выступить в роли
корректоров. Я предлагаю вам выполнить наше традиционное задание – литературное
редактирование.
9. Инструктаж к ДЗ.
В прошлом полугодии вы проходили творчество А.С. Пушкина, в частности, сказку о
мёртвой царевне. И как раз в этом произведении нам встретились слова из
старославянского языка. Поэтому дома вам необходимо выписать старославянизмы из
произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (учебник
литературы, 1 часть, с 104).
10. Выставление оценок.
Выступающий + проверка ДЗ + работа на уроке (по сумме звёздочек). 11. Рефлексия.
В начале урока вы строили шкалу знаний по сегодняшней теме. Теперь поставьте новую
точку на том уровне, где сейчас находятся ваши знания (+ ученик у доски).
Открытый урок по русскому языку на тему "Старославянизмы" (5 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему "Старославянизмы" (5 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему "Старославянизмы" (5 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему "Старославянизмы" (5 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему "Старославянизмы" (5 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему "Старославянизмы" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.