Урок окружающего мира (история) в 4 классе УМК «Гармония»
Автор: Борисенко Ирина Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ лицея № 4 г. Славянска – на – Кубани
Краснодарского края
Тема: Иван Грозный.
Цель: сформировать представления о времени царствования Ивана Грозного, продолжить умение работать с научным текстом и со схемами, развивать логическое и критическое мышление, эмоциональную сферу, воспитывать отрицательное отношение к жестокости и злу, восхищение мастерством русских зодчих.
Оборудование: учебник окружающего мира, автор О.Т.Поглазова, рабочая тетрадь по предмету, ИКТ, историческая и географические карты карта, портреты русских князей, индивидуальные тестовые задания, важные даты правления Ивана Грозного, выставка книг.
I. Проверка домашнего задания.
1) Тестовое задание № 1.Слайд №1.
-Расскажите о каждой битве кратко.
2) Тестовое задание № 2.Слайд № 2.
Расскажите о русских князьях: чем они знамениты, какую роль сыграли в истории страны.
II. Сообщение темы и цели.
III. Работа по теме урока.
1) Рассматривание портрета царя, написанного В.Васнецовым.
Слайд № 3.
-Каким вам представляется царь?
Работа с портретом в учебнике.
Что заметили? (корону) Это была давняя мечта Ивана IV. В 1547 внука Дмитрия Донского торжественно венчали в Успенском соборе Кремля и стали звать царём всея Руси.
Излюбленной идеей царя, осознанной с юных лет, стало убеждение о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего древа, бармы и шапка Мономаха. Царский титул позволял занять более высокую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
2)Военные походы.
Работа с картой походов.
Чтение текста в учебнике с.64.
-Можно гордиться завоеваниями Россией чужих земель? Уничтожались ли народы, живущие на этих землях?
С 1547 начались Казанские походы русской армии, в 1550-1552 Иван Грозный лично в них участвовал. После взятия Казани (1552) было покорено Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер (1555) и Большая Ногайская орда (1557). В 1553 были установлены торговые отношения с Англией. В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия в Прибалтике развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать.
Между тем, после ликвидации Ливонского ордена в борьбу за его наследие включились соседние страны, России пришлось вести войну одновременно против Литвы, Польши, Дании и Швеции. В 1563 русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Много сил отвлекали набеги крымских татар на южные окраины государства. Иван IV отказался от перемирия в 1566 и продолжал Ливонскую войну с блоком государств при отсутствии союзников в крайне неблагоприятных условиях. Царь стал искать «виноватых» в своих неудачах, начались опалы и казни.
3) Игровой момент. «Секретная корзинка».
В корзинке сахар, кофе и бумага.
-Как эти предметы связаны с именем царя? (Торговые отношения с Англией)
4) Постройка Покровского собора в честь завоевания Казани.
Слайд № 3.
Дополнительный материал, подготовленный учащимися.
Казань была взята в 1552 году. Было сделано 2 подкопа по 200 метров, в которые закатали по 48 бочек пороха. Прогремело 2 мощнейших взрыва. Потом было покорено Астраханское царство, и Волга стала зваться «русской рекой». (Карта)
Физминутка
IV. Поход Ермака.
1)Работа с текстом учебника с.65
-Что узнали о походах Ивана Грозного? Какое значение это имело для России?
Слайд № 4.
2)Рассматривание картины В.Сурикова «Покорение Сибири».
3) Работа с заданием 20 в рабочей тетради № 2.
V. Поход в Новгород.
Ликвидировано вече - «демократическое правление», верхушка знати переселена в другие города. Город был полностью разорён. Утверждено самодержавие. (Отметить на карте этот город)
VI. Тяжёлые времена.
Работа с текстом учебника с.65.
-Что отрицательного было в правлении царя?
VII. Книгопечатание на Руси.
Дополнительный материал. Слайды № 5-6.
Слайд № 5- Иван Фёдоров (Как по-другому звали?), «Апостол»- первая книга
Слайд №6- Иван Грозный в печатной избе
Несмотря на мрачную память о себе Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошел как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности к Курбскому, В. Грязному). Царь написал музыку и слова службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно, он оказывал значительное влияние на составление ряда литературных памятников середины 16 века (летописные своды; «Государев родословец», 1555; «Государев разряд», 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания; по его инициативе было осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, созданы росписи Грановитой палаты. Иван IV сыграл большую роль в разработке идеологии «самодержавства», которой придерживался сам в отношениях с подданными, в переговорах с иностранными послами, и которая в дальнейшем стала основой мировоззрения всех русских царей.
При царе в России появилось кофе из Турции и тростниковый сахар из Индии. Развивались торговые отношения с Англией.
Образ Ивана IV нашел отражение в фольклоре, в произведениях М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, А.Н. Толстого, в живописи и скульптуре И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.М. Антокольского.
Слайды № 10-11.
VIII. Работа в рабочей тетради.
IX. Подведение итогов урока.
-Каково значение правления Ивана Грозного? Слайды № 12-13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.