Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»
Оценка 4.8

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение
9 кл
23.11.2018
Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»
Путь к храму у каждого свой, и он не измеряется верстами, днями, часами. Это ежедневная душевная работа. И на наших уроках мы тихо приоткрываем дверь храма и маленькими шажками день за днем совершаем духовное восхождение в Божий мир красоты и гармонии.
Путь к храму. Колокольные звоны.doc
Конспект урока «Путь к храму. Колокольные звоны» (9 класс) Цели: образовательные: познакомить учащихся с историей колоколов и колокольных звонов; воспитательные:   способствовать   развитию   познавательного   интереса   к историческому прошлому Родины; развивающие: развивать умение работать в группах; развивать   навыки   самостоятельной   работы   с   различными     видами   источников, используя научные методы  познания. Оборудование:  компьютер, проектор, экран, магнитофон, раздаточный материал, УМК «Православная культура. 9 класс», аудиозапись «Ростовские звоны», группа «Благовест» песня «Дорога к храму», выставка книг по православию. Тип урока: изучение нового материала. Формы проведения занятия: ­ индивидуальная и групповая работа; ­ учитель­класс; ­ исследовательская работа. Эпиграф Ход урока Рыкнул вол на семь сёл. (Загадка) I. Организационный момент Слово учителя:  Путь   к   храму   у   каждого   свой,  и   он   не  измеряется   верстами, днями, часами. Это ежедневная душевная работа. И на наших уроках мы тихо приоткрываем   дверь   храма   и   маленькими   шажками   день   за   днем   совершаем духовное восхождение в Божий мир красоты и гармонии. А   сейчас   прежде,   чем найти свою дорогу к храму мы совершим «мозговой штурм». 1. «Мозговой штурм» На   столе   у   каждой   группы   учащихся   лежат  репродукции   картин,  которые   не связаны   с  православием.   Внимательно   посмотрите   на  них,  найдите   ассоциации, которые   связывают   их   с   православием.   Расскажите,   что   вызывает   у   вас   такие ассоциации (ответы учащихся) 1 Учитель:  Мы продолжаем идти к храму вместе с известной исполнительницей православных   песен   Жанной   Бичевской.   Послушайте   и   запишите   слова­ ассоциации,   которые   у   вас   вызывает   слово   «храм».   Выберите   общее   для   всех понятие? (Колокол) 2. Слушаем песню «Колокольный звон» Учитель: Колокол­ это один из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Вот, как об этом сказал поэт Александр Пономарёв.  3. Послушайте стихотворение «Благовест». Его приготовил учащийся…(ФИ).                    Чистый месяц в росе плыл. Белый, стольный град Владимир Звон неведомый, родимый Над землею рассыпал. Плыл он, ритмом покоряя, Из Владимирских времен. И внимал, я – внук славян­ Чудо с гордостью и грустью: Благовест летел над Русью, Новый день благословлял.                    А. Пономарев II. Изучение нового материала Слово учителя: 1.  Итак,   тема   нашего   урока   (Знакомство   с   темой   урока,   постановка   целей, объявляется эпиграф). Запись в тетрадь. 2.  Групповая работа. Для   того,   чтобы   разобраться   в   теме   нашего   урока   мы   поработаем   в   группах, помните, что вы ограничены во времени, вы одна команда, прислушивайтесь друг к другу, работайте дружно и слаженно. Я предлагаю 5 направлений:   ­ группа «Богословы»; ­ группа «Историки»; ­ группа «Архитекторы»; ­ группа «Словесники»; ­ группа «Толковники». (на столы ставятся названия групп) Задание   для   группы   «Историки»:  подготовить   исторические   сведения   о колоколах. (Работа учащихся по учебному пособию с. 146­147). Предоставляют историческую страничку о колоколах. Учащиеся слушают и записывают основную информацию в тетрадь. 2 1.О колоколах в России впервые упоминается  в летописях 988 года. 2.Колокола   помещали   в   звонницах   храма,   но   очень   часто   ­   на   специальных сооружениях рядом с церковью – колокольнях (с 19 века). 3.Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и другие. 4.Самым   большим   колоколом   считали   колокол,   отлитый   в   1688   году   Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов.  5.Огромнейший   и   единственный   по   своей   величине   во   всем   мире   считается московский   Царь­колокол   (1735г.),   его   масса   свыше   12000   пудов,   был   отлит известными русскими мастерами Маториными.  Стоит в Московском Кремле. 6.Звон   колокола   был   голосом   Родины.   Он   воспевал   ее   силу   и   красоту,   он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье. Колокола покоренного города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты 7.Колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания в   различных   областях   искусства   –   литературе,   поэзии,   живописи,   музыке. Отечественные   композиторы   часто   включали   колокольный   звон   в   свои произведения,   например,   в   операх   М.Мусоргского   «Хованщина»,   «Борис Годунов», в опере М.Глинки «Жизнь за царя», А.Бородина – с «Князем Игорем», Н.А.Римского­Корсакова   –   «Сказка   о   царе   Салтане»   и   «Псковитянка»   (для постановки последней Большой театр в начале 20 века приобрел колокол массой 170 пудов).                  Задание для группы “Знатоки”:  поработать со словарями и найти интересную информацию о слове “Колокол”. Учащиеся слушают и записывают основную информацию в тетрадь. (Работают со словарями) “Толковый словарь живого великорусского языка”, В.И. Даль,  “Словарь русского языка” С.И. Ожегов,  “Советский энциклопедический словарь”, главный редактор А.М. Прохоров,  “Церковно­славянский словарь “,протоиерей А.Свирелин,  “Православие. Словарь школьника”, священник Ярослав Шипов.                   Наиболее   интересная   информация   дана   в   словаре   протоиерея   А.   Свирелина: “колокола­(лат.  Campana) – появились сперва в Кампании, области в южной Италии, на востоке явилась в  IX  в , когда из Венеции Орсо  I  (869­880 гг.) прислал 12 колоколов Василию Македонянину в  XI  в. Они были заимствованы от немцев и, быв небольшими, 3 вешались на деревьях или на столбах. Большие колокола стали отливать в Москве в XYI в.”         В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова написано: «Колокол,­а, мн. колокола. –ов, м.» 1. Металлическое (из меди или медного сплава) изделие в форме полого усечeнного конуса с подвешенным внутри стержнем (языком) для звона.  Церковный колокол. Пожарный колокол. Ударить во все колокола (также перен.: разгласить повсюду). 2.Предмет такой формы для разных технических надобностей. Водолазный колокол.          В “Советском энциклопедическом словаре” под редакцией А.М. Прохорова читаем: “Колокол, ударный самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент. Для колокольного звона использовались различно настроенные колокола”.               ”Толковый   словарь   живого   великорусского   языка”   В.И.   Даля   дает   такую   информацию : “Колокол м. Звон, церк. Кампан; вылитый из меди ( с примесью олова, cеребра и пр.) толстостенный колпак; с развалистым раструбом, c ушами для подвески и с привешенным внутри билом или языком. Большие колокола употребляются почти только при церквах, и поэтому зовутся БОЖЬИМ ГЛАСОМ.   Задание  для  группы  “Архитекторы”:   рассказать,   где   живут   колокола   и   рождаются звуки. Учащиеся слушают и записывают основную информацию в тетрадь. *Колокола, как вы уже слышали, размещаются на колокольнях – специальных башнях с открытым   верхним   ярусом,   стоящим   рядом   с   храмом,   или   на   звонницах   –   особых надстройках с проемами на самом храме.              *В их устройстве используется явления резонанса. В верхней части колоколен и звонниц   располагаются   “слухи”–   отверстия   ­   окошечки   для   резонанса   звука.   Размеры отверстий делаются такими, чтобы частота колебаний столба воздуха в них совпадала с частотой   звучания   колокола,   (“звона”).   В   толщу   стен   барабанов   иногда   встраиваются пустые глиняные кувшины или горшки – “голосники”, которые выполняют такую же роль, как “слухи”.       *На звонницах и колокольнях размещали обычно сразу несколько колоколов, например, на звоннице Ростовской соборной церкви их было 13. Звон каждого дополняет звучание других,   создавая   согласие   и   гармонию   звука.   Такая   музыкальность   обеспечивается профилями колоколов (их формой), отличавшихся друг от друга; как именно ­ это мастера обыкновенно держали в секрете.                *Русские   зодчие   умело   использовали   для   усиления   и   создания   особенностей распространения звука окружающий ландшафт (вид местности).           В Ярославской области в городе Ростов Великий в 17 веке была построена звонница.                     Звук ее колоколов плавно «переливается» через некрутой склон, на котором возвышается вместе с Ростовским кремлем звонница, и сразу же оказывается в другом 4 «резонаторе»   ­   пространстве   над   гладью   озера   Неро.   Здесь   звон   становится   особенно мягким и мелодичным.    Задание   для   группы   “Словесники”:  подготовить   загадки   о   колоколах.   Учащиеся слушают и записывают основную информацию в тетрадь.     Русского  человека  всегда  интересовал   физический  мир  в его  конкретности,  деталях, особо отмечается колокол в народных загадках, например:  Лезу, лезу по железу, вылезу на мостик, дерну быка за хвостик, бык заревет, весь, народ соберёт. (Колокол) Народ подметил, что колокол имеет «язык», и тут сразу возникла загадка:  Хоть нем я и глух, а станешь бить меня,  я закричу. Кричит без языка, Поёт без горла. За уши повесят, Да за язык подёргают, Станет говорить. В   каждой   загадке   раскрывается   физический   смысл:   например,   «лезу,   лезу   по железу». Ясно, что в создании колокола особое место занимало железо. Звук в нём распространяется по всей округе: Рыкнул вол На семь сёл. III. Видеолекция “Колокольный звон Руси” Cлово учителя: Cобрание всех колоколов называется звоном. О том, какие звоны используются   в   Русской   Православной   Церкви,   мы   узнаем   из   видеолекции. Посмотрите и запишите названия колокольных звонов.        IV. Закрепление нового материала.        Работа с учебником «Православная культура» с.150­151        Учитель: 1)  Обратившись   к   русско­английскому   словарю,   я   установила,   что   у   англичан слова  «колокол»,   «колокольчик»,   «звонок»   и   «бубенчик»  обозначают   одно слово.  5 Скажите, в русском языке слова «колокол» и «колокольчик» равнозначны? (нет, т.к. «колокол» связывают с церковью, с праздничным перезвоном, с гудением в часы   тревоги.   «Колокол»   символизирует   небесную   сферу.     «Колокольчики» напоминают о бегущей тройке лошадей, звенящей бубенцами, о рождественских праздниках,   дверной   колокольчик.   Появляется   ощущение   праздника,   веселого настроения). 2) Прослушайте звуки колокольчиков и скажите:  Они издают одинаковый или разный колокольный звон? Почему? 3)  В   учебнике   “Православная   культура”   на   с.   47   рассмотрите   внимательно репродукцию картины художника И. Левитана “Вечерний звон”  ­ Что на ней изображено? ­ Какие чувства у вас вызывает картина? Учитель: О вечернем звоне нужно говорить прекрасными строками стихотворения, который подготовила…(ФИ ученицы). 4) Чтение стихотворения “Вечерний звон”.  V. Рефлексия От каждой группы заполнить смысловую пирамиду «Синквейн». Учащиеся зачитывают составленное.                                                       Существительное Прилагательное                                                                           Прилагательное Глагол                                               Глагол                                        Глагол                                                    Словосочетание                                                      Предложение VI. Итоги урока 1) Подведение итогов урока.  ­ С чем познакомились сегодня на уроке? ­ Что нового узнали сегодня? 2) Задание на дом: Составить презентацию «Валдайские колокольчики», «Малиновый звон». 6

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»

Открытый урок «Путь к храму. Колокольные звоны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018