Открытый урок «Русская духовная музыка»
Оценка 5

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
религиоведение
5 кл
23.11.2018
Открытый урок «Русская духовная музыка»
Русская духовная музыка является неотъемлемым частью всей нашей культуры. Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. Она наполнена высокой духовной красотой и характеризуется сдержанностью, глубиной, возвышенным благородством. В ней есть что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах – любви, добре, сострадании…
Русская духовная музыка.doc
Конспект урока «Русская духовная музыка» (5 класс) Цели урока: 1.   Создать   условия   для   осмысления   понимания   русской   духовной   музыки   как части   отечественной   музыкальной   культуры,   для   усвоения   материала   о   роли духовной музыки в творчестве русских композиторов.   2.   Способствовать   развитию   гуманистического   мировоззрения   и   нравственных качеств учащихся, развитию музыкального вкуса. 3. Создать условия по воспитанию у учащихся уважения к национальной культуре, к традициям и обычаям своего народа. Оборудование: УМК «Православная культура 5­6 класс», презентация. Ход урока 1.Организационный момент. 1.Вход в класс. 2.Приветствие: ­   Здравствуйте,   ребята!   Я   очень   рада   вас   видеть.   Надеюсь,   что   сегодня   у   нас получится плодотворный урок.  ­ Вы любите слушать музыку? ­ Какую? ­ О какой музыке сегодня мы с вами будем говорить на уроке, постарайтесь мне сами ответить, когда прослушаете музыкальный фрагмент. Давайте настроимся и послушаем музыкальное произведение. (Слушание мелодии) Учитель.  ­ Как вы думаете, ребята, о какой музыке мы будем говорить сегодня на уроке?  ­ Может быть, вы знаете, как называется особая музыка, исполняемая в церкви? ­ Духовная музыка… Церковная музыка… ­ Молодцы! А почему духовная? (ответы детей) ­ Как вы считаете, кому посвящаются духовные произведения? (ответы детей) ­ Хорошо, ребята. Как вы уже правильно догадались, сегодня на уроке речь пойдет о духовной музыке. Давайте попытаемся совместно сформулировать тему нашего урока. (слайд) Тема нашего урока:  «Русская духовная музыка».   Мы узнаем о развитии русской духовной музыки, её значении в отечественной культуре, самое главное постараемся ответить на вопрос «Какова роль духовной музыки в жизни современного человека?»  2. Изучение нового материала. Учитель.  Русская духовная музыка является   неотъемлемым частью всей нашей культуры. Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся   источником   самого   прекрасного,   что   вообще   есть   в   музыкальном искусстве.   Она   наполнена   высокой   духовной   красотой   и   характеризуется сдержанностью,   глубиной,   возвышенным   благородством.   В   ней   есть   что­то непостижимое,   побуждающее   нас   задуматься   о   самых   важных,   самых   вечных вопросах – любви, добре, сострадании… Духовная музыка будет звучать в течение урока, а мы постараемся осмыслить и понять её. ­ Ребята, как вы считаете, какие тексты лежат в основе духовных музыкальных произведениях? ­ Как вы понимаете слова эпиграфа в вашем учебнике на стр. 61? ­ Что такое молитва? (ответы учащихся) ­  А   вы   знаете,   с   какой   исторической   личностью   связано   появление   первых духовных песнопений? Посмотрите в учебном пособии на стр. 61 рис. 1.48. Чьё имя вы увидели? (Работа с учебным пособием) ­ (слайд) Основные церковные песнопения – это псалмы царя Давида, который был талантливым музыкантом, поэтом и певцом. Он сложил много хвалебных песен – псалмов, которые пел под аккомпанемент псалтири. Название этого музыкального инструмента   и   дало   название   книге   для   церковных   богослужений,   в   которой собраны   все   псалмы   Давида   и   многие   другие   –  Псалтирь.   Эта   книга   была переведена на славянский язык святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием вместе с Евангелием. История русского церковного пения начинается со времени христианства на Руси задолго до крещения. (Давид – воновник смерти воина) ­ Ребята, как вы думаете, после какого исторического события на Руси получила распространение духовная музыка? (ответы детей) ­   В   988   Русь   приняла   христианство,   и   святой   князь   Владимир   после   своего крещения   привез   в   свою   столицу   Киев   вместе   духовенством   певцов,   по происхождению славян. В тоже время из Греции был привезен полный церковный хор,   в   котором   были   певцы­греки.   Таким   образом,   первые   страницы   истории русского церковного пения указывают на зависимость его как от пения славянской церкви, так от пения греческой церкви. Это составляет отличительный признак истории русского церковного пения.  ­   стр.   63   рис.   1.50.   Самым   первоначальным   и   древнейшим   распевом   Русской Православной   Церкви   является  «знаменный»  распев,   который   получил   свое название от слова «знамя», то есть нотный знак. Эти распевы отличаются глубокой эмоциональностью,   рисуют   определенные   образы   и   картины.   С   самого   начала церковное пение было мужским. Прослушивание мелодии. ­ стр. 64 рис.1.51. В XVII в России появилось многоголосное или партесное пение, то есть пение на четыре и более голосов. Для записи такого распева появилось «киевское письмо». Прослушивание композиции.  Учитель.  ­ Так чем же отличается знаменный распев от многоголосного пения? Работа с учебником. Ответы детей (слайд) Первичное закрепление знаний учащихся. Тренировочные тесты. Слайды. Учитель.  ­  (слайд) Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Вам знакомы эти личности? Что их объединяет? Каков род их деятельности? Ответы детей. Учитель.  ­  (слайд)  Конечно же, вы слышали и о композиторах П. И. Чайковском, С. В. Рахманинове!? Какие музыкальные произведения этих композиторов вы знаете? (Ответы детей) Учитель.  Эти   композиторы,   а   также   многие   другие,   создали   много   духовных произведении.  Пётр Ильич Чайковский – русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально­ общественный деятель, музыкальный журналист. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая   красавица»,  «Щелкунчик»  представляют   чрезвычайно   ценный   вклад   в мировую музыкальную культуру. Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, пианист, стал эталоном для   многих   поколений   пианистов   разных   стран   и   школ,   он   утвердил   мировой приоритет русской фортепианной школы. Посмотрите, как называются самые главные в их жизни духовные произведения. Духовная музыка ­ это вокальные (в православной традиции) произведения на тексты религиозного характера. (Работа в тетрадях) В помощь вам опорная запись на доске. Знать и понимать духовную музыку – это быть образованным человеком. Давайте посмотрим,   насколько   вы   хорошо   усвоили   материал   о   тех   людях,   которые создавали духовные произведения. У вас на столах лежат карточки белого цвета с описанием личности человека. По описанию надо узнать, кто это. Приём «Угадай героя». 1.   Он   был   талантливым   музыкантом,   поэтом   и   певцом.   За   свою   жизнь сложил много хвалебных песен – псалмов, которые пел под аккомпанемент псалтири. (Давид) 2.   Он   –   русский  композитор,  дирижёр,  педагог,   музыкально­общественный деятель, музыкальный журналист. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. (Чайковский) 3. Он –  русский  композитор,  пианист, стал эталоном для многих поколений пианистов   разных   стран   и   школ,   он   утвердил   мировой   приоритет   русской фортепианной школы. (Рахманинов)   В последнее время композиторы всё чаще обращаются к духовной музыке – это фундамент   нашей   отечественной   культуры,   которая   позволяет   соединить разорванную связь времён, сохранить то ценное, что содержали в себе творения наших   великих   предков.   Диалог   с   прошлым   начинает   звучать   во   множестве произведений,   поднимающих     темы   любви,   добра,   сострадания...   Эти   темы переплетаются   и   получают   новое   звучание   в   современной   музыке,   как   будто пробудившейся,   открывшейся   навстречу   духовно­возвышенным   традициям, прошедшим сквозь толщу веков. III. Приём: рассматривание явления с различных позиций (слайд) В наше время люди по­разному воспринимают духовную музыку. Давайте узнаем ваше отношение. 1) Духовная музыка – это музыка душевная, т.е. это музыка души. 2) Духовная музыка не нужна современному человеку. 3) Духовная музыка очень красивая, светлая, чистая, певучая. Выберите то высказывание, которое вам близко, и объясните, почему вы выбрали именно это высказывание. Послушайте, что говорил русский педагог Василий Александрович Сухомлинский: "Духовная музыка   является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности".  IV. Приём перекрёстных вопросов. ­ А сейчас, ребята, поговорите друг с другом о духовной музыке, используя вопросы, которые вы зададите,  но с одним условием: 1 ряд – вопросы, которые начинаются со слов «Кто?» (или «Что?») и «Когда?»; 2 ряд ­ вопросы, которые начинаются со словами «Как?» и «Каким образом?»; 3 ряд – «Почему?» и «В чём причины?»  V. Итог урока. Ответ на проблемный вопрос. ­   Так   может   ли   русская   духовная   музыка   сегодня   существовать   наравне   с другими музыкальными направлениями? ­ Воздействует ли духовная музыка на человека? Как? Учитель православной культуры. Музыка очищает, лечит душу, учит терпению, доброте, пробуждает лучшие качества, желание помочь ближнему… Это далеко не полный перечень тех главных чувств, которые должны вызываться внутри нас при прослушивании духовной музыки.  VI. Домашнее задание. (слайд) VII. Рефлексия. Приём «Кластер». У вас на столе лежат карточки, в центре которых написана тема урока. От неё идут стрелочки, рядом с ними нужно написать слова: (слайд) 1 вариант – прилагательные. (Какая она – русская духовная музыка?) 2 вариант – существительные. (Какие нравственные качества воспитывает в нас русская духовная музыка?) 3 вариант – глаголы. (Каким образом воздействует на нас русская духовная музыка?) Ответы учащихся. Учитель. Вот и подошел к концу наш урок. Я рада, что вы были неравнодушны и честно высказывали свои мысли.  Какая музыка была!  Какая музыка звучала! Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала!!!

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»

Открытый урок «Русская духовная музыка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018