Цели урока:
- дать почувствовать красоту подвига русского солдата;
- представить искусство как поэтическую память народа;
- расширить понятие баллады в музыке и литературе, показать
их родство.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- фортепиано;
- тексты песен.
Слайды 1, 2.
Исполняется 1-ый куплет песни М.Фрадкина на стихи Р.Рождественского «За того парня» из кинофильма «Минута молчания».
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю,
Что-то с памятью моей стало,
Всё, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет – мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама
Интегрированный урок музыки и литературы
«Баллада о солдате»
5 класс, III четверть
Цели урока:
дать почувствовать красоту подвига русского солдата;
представить искусство как поэтическую память народа;
расширить понятие баллады в музыке и литературе, показать
их родство.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
фортепиано;
тексты песен.
Слайды 1, 2.
Исполняется 1ый куплет песни М.Фрадкина на стихи Р.Рождественского
«За того парня» из кинофильма «Минута молчания».
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю,
Чтото с памятью моей стало,
Всё, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет – мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама…»
А степная трава пахнет горечью.
Молодые ветра зелены,
Просыпаемся мы, и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Учитель:
Наш урок мы назвали «Баллада о солдате». Как вы думаете, о чём мы будем
сейчас вести разговор? Почему выбрали жанр баллады?
Дети:
Разговор будет о солдатах, о защитниках Отечества, о войне. Многие
произведения об этом написаны в жанре баллады.
Учитель:
Я приглашаю вас на поле русской славы.
Слайд с картой России.
Звучит «Богатырская симфония» А.П.Бородина
Учитель:
1Вы видите очертания нашей страны. На её полях гремели многочисленные
сражения. Знаете ли вы о них?
Появляется первая дата – 1242 год.
Дети:
Александр Невский «Сражение на Чудском озере»
Слайд
На фоне музыки звучат отрывки из баллад, на «поле славы» помещаются
даты, о которых рассказывают стихи.
Слайд 1380 год
Ученики читают:
Ужель встречать в воротах с поклонами беду
На Сицкое болото Батый привёл орду.
От крови человечьей подтаяла река,
кипит лихая сеча у княжья городка.
Врагам на тын по доскам забраться нелегко:
Отважен князь Ростовский, кудрявый Василько.
В округе все, кто живы, под княжью руку встал.
Громят его дружины насильников татар.
Но русским великанам застлала очи мгла.
И выбит князь арканом из утлого седла.
Шумят леса густые, от горя наклоняясь,
Перед косым Батыем стоит пленённый князь.
Под ханом знамя наше на холм постелено,
Хан из церковной чаши пьёт сладкое вино.
Прихлёбывая брагу, он молвит толмачу:
Я князя за отвагу помиловать хочу.
Пусть вытрет ил болотный, с лица обмоет грязь:
В моей охранной соне отныне служит князь.
Не помня зла былого, недавнему врагу
Подайте чашку плова, кумыс и курагу.
Но духом твёрд и светел, спокойно и легко
Насильникам ответил отважный Василько:
«Служить тебе не буду, с тобой не буду есть.
Одно звучит повсюду святое слово: месть.
Под нашими ногами струится кровь. Она,
Монгольский хан поганый, тобой отворена.
2Лежат в снегу, у храма, три мёртвые жены,
Твоими нукерами они осквернены.
В лесу огонь пожара бураном размело
Твои, Батый татары сожгли моё село.
Забудь я Русь, хоть мало, меня бы прокляла
Жена, что целовала и мать, что родила».
Батый, привычный к лести, нахмурился: «Добро!
Возьмите и повесьте невежу за ребро».
Бьют кочеты на гумнах крылами в полусне,
А князь на крюк чугунный подвешен на сосне.
Молчит земля сырая, подмога далеко
И шепчет, умирая, бесстрашный Василько:
«Не вымоюсь водою и тканью не утрусь,
А нынешней бедою сплотится наша Русь.
Сплотится Русь и вынет единый меч,
Тогда, подобно дыму, сгинет, Батый, твоя орда!»
И умер князь кудрявый, но с той лихой поры
Поют герою славу седые гусляры.
Учитель:
1812 год
Слайд
Дети:
Бородинское сражение, Война с Наполеоном.
М.Ю.Лермонтов «Бородино», отрывок:
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
3И клятву верности сдержали
Мы с Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы,
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля,
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель:
41941 – 1945 годы
Дети:
Великая Отечественная война
Слайд
Дети читают «Заветный камень».
Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.
И грозный, соленый, бушующий вал
О шлюпку волну за волной разбивал.
В туманной дали не видно земли,
Ушли далеко корабли.
Друзьяморяки подобрали героя.
Кипела вода штормовая…
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал, умирая:
«Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес.
Затем, чтоб вдали от крымской земли
О ней мы забыть не могли.
Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,
Что с честью носить его будет.
Он первым в любимую бухту вернется
И клятвы своей не забудет!
Пусть свято хранит мой каменьгранит,
Он русскою кровью омыт».
Сквозь бури и штормы прошел этот камень
И стал он на место достойно.
Знакомая чайка взмахнула крылами,
И сердце забилось спокойно.
Взошел на утес черноморский матрос,
Кто Родине новую славу принес.
И в мирной дали идут корабли
Под солнцем родимой земли.
Учитель:
Какой жанр мы выбрали, чтобы рассказать об этих событиях?
Дети: Жанр баллада.
Учитель: По каким признакам вы узнали в стихах балладу?
Дети: содержание соответствует и форма.
5Учитель: В музыке тоже существует баллада.
Слайд с определением баллады
Давайте, послушаем песню – балладу о подвиге русского солдата.
Слайд
Звучит песня «Баллада о солдате» СоловьеваСедого.
Учитель: Докажите, что это баллада. Кто герой баллады? Какими качествами
патриота он обладает?
Слайд со словарём: «Патриот».
Ответы ребята подтверждают словами песни: защитник – «Землю
спасая, мир защищая, шёл вперёд солдат»
Учитель: Речь в балладе идёт об одном, конкретном герое или это
обобщённый образ русского солдата?
Дети: Обобщённый.
Учитель: Предложите свой план исполнения песни, чтобы он передал
настроение каждого куплета.
Дети: 1 и 2 куплеты поём тихо, задумчиво, неторопливо, так как это
воспоминание о родном и близком сердцу солдата, это начало его большого
пути. 3 куплет – громко, быстрее, решительно – это бой. 4 куплет –
жизнеутверждающе – это вывод автора о миссии солдатазащитника.
Исполнение песни классом.
Учитель: А сейчас послушайте ещё одну балладу. Она рассказывает о
солдатской службе в мирное время. Появилась она в 60е годы. Её авторы:
Р.Рождественский и О.Фельцман.
Учитель исполняет песню «Огромное небо»
Учитель: красиво ли эта песня? Красив ли подвиг этих солдат?
В чём проявляется красота подвига и в чём красота песни?
Дети: Красота подвига солдат в их духовной красоте. Красота песни в точной
передаче чувств героев.
Учитель: «Солдаты умирают, если нужно, и потому, живут они в веках».
Кл. воспитатель: Почти 70 лет прошло со дня победы нашего народа в войне
с фашисткой Германией. Мы с вами выросли без войны, но память о ней
тяжёлой болью живёт в нас, потому, что её помнят ваши дедушки и бабушки,
о ней они рассказывали вашим мамам и папам. А что вы узнали об этой войне
в судьбе вашей семьи?
Слайды с фотографиями и выдержками из сочинений.
Звучат отрывки из сочинений.
Кл. воспитатель: Ваши рассказы тронули наши сердца, потому, что у нас с
вами одна Родина, одна память сердца.
Учитель: В нашем городе в честь солдат, погибших в Великую
Отечественную войну, сооружён памятник и зажжён вечный огонь. А ещё
недавно появилась песня «У вечного огня», её автор Тамара Мурина.
Слайды.
6Исполняется песня «У вечного огня»
Учитель: В наш адрес почта принесла отзвук эха войны – солдатские
треугольники. Такие письма без конвертов приходили с фронта. В этом
конверте послание участника войны поэта А.Дементьева. Давайте послушаем
его.
Слушание «Баллады о матери» А.Дементьева.
Учитель: Сравните эту балладу с теми, которые звучали сегодня на уроке.
Что в них одинаковое, что отличает эту балладу?
Дети: Рассказывается о горе матерей, не дождавшихся с войны своих
сыновей.
Слайд.
Исполняется 2 куплет песни «За того парня»
Учитель: В начале урока мы пригласили вас на «поле русской славы» и о
подвиге солдата узнали из жанра баллада. На уроке прозвучало много баллад.
Почему же тогда урок мы назвали Баллада, а не баллады?
Дети: Потому что урок тоже был построен в форме баллады: был зачин и
концовка, и драматические сюжеты, и диалоги со временем, памятью,
историей и солдатами всех времён.
Учитель: Отличается ли наш урок от урока истории.
Дети: Да. На нашем уроке было много чувств, так действует искусство.
Учитель: Знайте, цените и уважайте историю своей Родины, сочиняйте о ней
песни, стихи, баллады, пишите картины.
Последний слайд.
7