МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
Институт психологии
Кафедра общей и прикладной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
(за 2 курс)
по дисциплине «Основы прикладных исследований в психологии»
Тема: «Отличительные проявления буллинга в подростковой среде»
Направление подготовки 37.03.01 Психология
Выполнила:
студентка 2 курса, группы 1891
Екатерина Эдуардовна Павлова
_________________
(подпись)
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук
Яна Константиновна Смирнова
Оценка _________________
_________________
(подпись)
Курсовая работа защищена
«____» ____________ 20__ г.
Оценка _________________
Преподаватель дисциплины:
Кандидат психологических наук
Наталья Геннадьевна Янова
__________________
(подпись)
Барнаул, 2021
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические представления о феномене буллинга. 7
1.1Подходы к рассмотрению феномена буллинга.. 7
1.2.Психологические причины и последствия буллинга в подростковой среде.. 12
1.3.Способы преодоления подросткового буллинга.. 23
Глава 2. Эмпирическое исследование отличительных особенностей проявления буллинга в подростковой среде. 28
2.1 Организация и методы исследования отличительных особенностей проявления буллинга в подростковой среде.. 28
2.2. Результаты исследования отличительных проявлений буллинга в подростковой среде. 30
Заключение. 36
Список используемой литературы.. 38
Приложение. 41
Вопросы, касающиеся межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте, выходят сегодня на первый план, определяя психологическое своеобразие данного возрастного этапа развития. Особое внимание обращают на себя отрицательные моменты, которые касаются деформации межличностных отношений и влияют на социальное состояние подростка в коллективе класса или группы (Собкин В.С., Смыслова М.М.). В этой связи специальный интерес представляет исследование такого социально-психологического феномена группового поведения, как школьная травля (school bullying) — одна из форм агрессивного поведения, затрагивающая проблемы социальноролевых и межличностных отношений в подростковых коллективах (Сафронова М.В). В психологической литературе под термином буллинг принято понимать совокупность различных социальных, психологических и педагогических проблем, обусловливающих процесс длительного группового или индивидуального физического или психического насилия в отношении человека, который не способен защитить себя в данной ситуации (Собкин В.С., Смыслова М.М.). В силу актуальности и распространенности проблемы буллинга этому явлению посвящено много работ.
Проблема буллинга в подростковой среде не теряет своей актуальности уже много лет. Эта проблема существует и в нашей стране, причем нарастает по своим масштабам с каждым годом. Всё больше фильмов, книг, телепередач различного формата, выступления общественных деятелей, отражают это непростое социальное явление.
Если 30 - 40 лет назад психологи и социологи отмечали единичные случаи детской и/или подростковой агрессивности, то с изменением структуры и социально-правовой составляющей нашего общества явление буллинга стало встречаться повсеместно и в массовом порядке. Редко учебное заведение обходится без конфликтов.
Долгое время этот феномен умалчивался, о нём было не принято говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «травля» едва ли можно отнести к терминам. Несмотря на крайнюю значимость проблемы буллинга, в отечественной литературе она практически не освещена, в то же время на Западе проблема буллинга – проблема номер один.
Теоретическая степень изученности темы: первые публикации на тему школьной травли появились довольно давно, еще в 1905 г. К. Дьюкс опубликовал свою работу, но первые систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским ученым, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд. Среди перечисленных исследователей Д. Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы буллинга. Первое анонимное исследование, проведенное Д.Олвеусом в 1980 – е годы в Норвегии и Швеции показало, что 15% детей регулярно подвергаются травле (Олвеус Д.). П.П.Хайнеман был одним из первых исследователей, привлекших внимание к проблеме буллинга. Он опубликовал сообщение о коллективном нападении на одного человека, мешавшего группе заниматься своей обычной деятельностью, назвав такое нападение «моббингом» («mobbing»). Лоренц использовал термин «mobbing», чтобы охарактеризовать группу школьников или студентов, объединяющихся против отличающегося от них ученика. Затем интерес к этой теме возник и в Великобритании. Среди британских исследователей следует отметить В.Т. Ортона, Д.А. Лэйна, Д.П. Таттума, Е. Мунте. А вот слово «буллинг», обозначающее указанное явление, было введено как понятие только в 1990 году британским журналистом Эндрю Адамсом. При этом данное понятие представляло большой спектр входящих в него явлений, начиная от единичных случаев подростковой драки и её видеосъёмки, и заканчивая любим насилием.
Отечественные психологи, сегодня, уделяют изучению этой темы важное значение. Сафронова М.В. считает, что причиной буллинга становятся различные формы отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних (наркомания, токсикомания, алкоголизм, и т.п.). Польская Н.А. считает, что подростковый буллинг является фактором риска самоповреждающего поведения среди подростков [12]. Волкова Е.Н. считает, что буллинг представляет собой серьезную угрозу для благополучного развития подростка во время школьной жизни.
Объект исследования: феномен буллинга.
Предмет исследования: буллинг в образовательной среде.
Цель курсовой работы: систематизация представлений о психологических причинах и последствиях буллинга в образовательной среде.
Задачи курсовой работы:
- Теоретический анализ представлений о феномене буллинга;
- Систематизация представлений о причинах и последствиях буллинга в образовательной среде.
Гипотезы исследования:
-Проявление буллинга подростками будет взаимосвязано с их восприятием безопасности образовательной среды.
- Наличие авторитета педагога у подростков как сдерживающий фактор будет связан с выбором инициативной роли в процессе буллинга.
Теоретико-методологической основой исследования является анализ основных понятий «буллинга» (Д.Лэйн, О.Л. Глазман, И.С. Кон), анализ причин буллинга среди подростков и особенностей участников буллинга подросткового возраста на основе возрастных особенностей (Ю.Л. Макарова, В.Р. Петросянц).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ источников по проблеме феномена буллинга и особенности его проявления в образовательной среде.
2. Методы сбора и фиксации данных:
- Методика О. Л. Глазман «Роль подростка в буллинге»
- Опросник «Идеальный одногруппник» (М.М.Кравцовой);
- Анкета «Преподаватель глазами учащихся».
3. Математико-статистическая обработка данных: корреляционный анализ.
Выборка исследования: исследование психологических причин и последствий буллинга в образовательной среде проводилось на базе колледжа г. Барнаула. В исследованиие принимали участие 30 студентов 1 курса, возраст испытуемых от 15 до 16 лет.
Надо отметить, что мнения ученых расходятся не только по поводу того, какое место занимает понятие «буллинг», но и каким образом этот термин определяется. Так, Е. Роланд обозначает буллингом продолжительное физическое или психологическое насилие, исходящее от одного или нескольких человек к конкретному индивиду, у которого в таком положении нет возможности и способности защититься [23]. Позицию этого учённого разделяет Д.А. Лэйн, который пишет об этом в собственной книге «Школьная травля: буллинг» и использует такое же определение данного термина [8].
Согласно определению Давыдова Д.Г., буллинг - длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению. Буллинг - это форма насилия, которая имеет место в школе [5]. Маланцева О.Д., исследуя ситуацию буллинга в школьной среде, пришла к выводу, что буллинг - поддающиеся наблюдению действия, имеющие место в общении между молодыми людьми в школе, которые являются причиной появления чувства обиды или стресса [10]. В психологической литературе под термином «школьная травля» (school bullying) принято понимать целую совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, затрагивающих процесс длительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Алексеева Л.С. предположила также, что буллинг - поведение, которое может быть определено как неоднократное нападение - физическое, психологическое, социальное или вербальное - теми, чья власть формально или ситуативно выше, чем у тех, кто не имеет возможности защититься, с намерением причинить страдание для достижения собственного удовлетворения [1]. Это определение подчеркивает особый аспект намерения «обидчика». Согласно Делвин и Таттум, буллинг - длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое человеком или группой, и направленное против человека, который не в состоянии защищаться в текущей ситуации. Такое насилие может произойти только несколько раз, но зачастую, происходит неоднократно и последовательно. [30].
Т. Филд, основатель Интернет-ресурса под названием Bully OnLine, автор книги «Буллинг в поле зрения», предписывает буллингу регулярное деструктивное поведение одного работника по отношению к другому или же к группе работников в целом. Он может проявляться через различные часто совершенно необоснованные придирки по каким-либо незначительным вещам или мелочам, негативные отзывы о выполненной работе или отказ от отзывов вообще, стремление изолировать сотрудника или целую группу сотрудников от остальных, распускание ложной информации и грязных слухов [32].
И. Бердышев, детский врач и психотерапевт, характеризует буллинг как сознательное насилие, которое имеет своё продолжение во времени, не используется как самозащита и применяется одним человеком или группой людей [2]. Социолог И.С. Кон высказывает своё мнение относительно содержания понятия «буллинг». Он определяет его как отношение двух людей, состоящее из неравенства физических или психологических сил, дисбаланса власти, возможности одного ребёнка лишить воли другого, причём такая ситуация имеет более или менее регулярное повторение в течение длительного времени [7].
М.Сафронова считает, что школьная травля — одно из явлений, в котором проявляются искаженные формы индивидуализма и отсутствует ориентация на сверстника. Буллинг используется в качестве возможной социальной стратегии самоутверждения и построения внутригрупповых отношений на основе принципа насилия и унижения, а также для разрядки психологического напряжения [14].
Ещё одна точка зрения, заслуживающая особого внимания, представлена Д.Н. Соловьевым. Он определяет буллинг, существующий в школьном классе, как деструктивный способ реализации естественной потребности подростков в формировании внутригрупповой структуры группы, которая основывается на принципе доминирования [16].
Жестокие отношения между учениками, как отмечает Е. Н. Пронина в наше время дело обычное. Наверное, в каждом подростковом коллективе страны найдется хотя бы один класс или группа, где можно наблюдать это [13]. К сожалению, никто не может точно сказать, откуда у детей берется друг к другу такая ненависть.
Практически все авторы сходятся к тому, что буллинг - сложная проблема. Буллинг не является обособленным поведением, которое основано на таких переменных как статус, власть или конкуренция. Это социальное поведение, которое проявляется в относительно устойчивых группах и способно вовлекать других. Буллинг включает в себя несоответствие силы и власти, которое приводит жертву в состояние, в котором она неспособна эффективно защищаться от отрицательных воздействий [20].
Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским и подростковым коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего тем, что школа - это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой» [26]. Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.
Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей - это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других - порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих - откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка, заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.
Буллинг - это использование преимуществ в силе, чтобы причинить физический, эмоциональный или интеллектуальный вред. Это непрерывно возобновляющееся нежелательное поведение, преимущественно основанное на необоснованной критике, придирках, запрещениях, изоляции, человека выделяют, обращаются иначе, кричат, издеваются, чрезмерно контролируют, атакуемый получает устные и письменные предупреждения и более того. На работе это может проявляться сфабрикованными или искаженными обвинениями в низкой результативности. Буллинг это своего рода тирания [27].
Тирания включает в себя три ключевых компонента:
- использование преимуществ силы;
- причинение вреда;
- действия против воли.
Цель буллинга - скрыть неполноценность.
Буллинг не имеет ничего общего с управлением и т.д.; хороший управляющий управляет, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, показывает свою неполноценность и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Буллер переносит своё чувство неполноценности на других, чтобы:
а) избежать столкновения с собственным чувством неполноценности и необходимостью что-то с этим делать;
б) избежать принятие ответственности за свое поведение;
в) уменьшить собственный страх осознать, кем они являются, а именно, слабыми, неполноценными и часто некомпетентными личностями.
Буллинг - неэффективный путь работы, который в результате приводит к разочарованию, деморализации, демотивации, недовольству и отчуждению. Угнетаемые работники покидают подобные места работы и текучесть кадров не прекращается, поскольку моральный дух, продуктивность и рентабельность низкие. Буллинг лежит в основе дискриминации, предубеждений, злоупотреблений, преследований, конфликтов и насилия. Буллинг - одна из самых важных социальных проблем наших дней.
Буллинг - это форма злоупотреблений, а буллеры часто идут на то, чтобы заставить своих жертв молчать. Больше всего буллеры боятся раскрыть собственную неполноценность и некомпетентность и публично объяснять свое поведение и его последствия [24].
Буллер - это человек, который:
- не научился брать на себя ответственность за свое поведение;
- хочет наслаждаться преимуществами взрослого мира, но не в состоянии принять ответственность и выполнять необходимые условия, которые являются частью взрослого мира;
- отказывается от ответственности за собственное поведение;
- не хочет замечать эффектов, которые оказывает своим поведением на других;
- не желает признать, что могут быть другие, лучшие способы поведения.
Буллинг навязчив и принудителен; серийные буллеры не могут существовать без жертвы.
Несмотря на внешний вид, буллеры имеют низкую самооценку и поэтому чувствуют себя незащищенными. Низкая самооценка - это характерный показатель буллинга. Страх быть раскрытыми в их неполноценности граничит с параноей [24].
Буллеры закипают от обиды, горечи, ненависти и гнева и часто имеют широкий спектр предубеждений в качестве средства для вымещения своего гнева на других. Буллеры движимы завистью и ревностью. Отказ - еще одна сильная мотивация для буллинга. Буллеры - это люди, которые не учатся на последствиях своих поступков. С детства буллеры научились, как избегать неприятных последствий своего плохого поведения через инстинктивные реакции отрицания и притворяясь жертвой [31].
Особое внимание хотелось бы уделить изучению индивидуально психологических особенностей участников буллинга. Олвеус описывает два личностных типа – «школьный хулиган» и «мальчик для битья» [22]. Эти два личностных типа являются потенциальными преследователями и жертвами травли. Состав школьного класса может иметь четыре конфигурации:
1) в нем нет потенциальных преследователей и жертв;
2) в нем присутствует потенциальная жертва;
3) в нем присутствует потенциальный преследователь;
4) в нем присутствуют оба личностных типа. При варианте 1 в классе не существует риска возникновения буллинга или же он минимален. Варианты 2 и 3 предполагают некоторую долю риска, а при варианте 4 риск возникновения буллинга высок. Понятия «потенциальная жертва» и «потенциальный преследователь» подразумевают не только характеристики личности, но и наличие некоего контекста, который задается присутствием в контакте одновременно обоих типов. Следовательно, субъект, обладающий характерными для преследователя чертами личности, не обязательно станет заниматься травлей, однако, если рядом окажется потенциальная жертва, то вероятность такого развития событий существенно возрастает.
Для того чтобы лучше понять индивидуально-психологические особенности участников буллинга, необходимо понять, какие позиции они занимают и какие роли играют. Последние исследования показали, что буллинг наиболее правильно рассматривать как социальное явление, в которое включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные [28]. Существует достаточно много классификаций ролей в буллинге. В большинстве исследований выделяются три основных категории: преследователь, жертва, свидетель. Е. Роланд описывает «буллинг-структуру», как социальную систему, включающую в себя преследователей, их жертв и сторонних наблюдателей. Каждый участник системы имеет свое мнение по поводу происходящего[23].
Финский исследователь Кристина Салмивалли и ее коллеги расширили категорию свидетелей в соответствии с их ролями по отношению к буллингу. Они отмечают, что некоторые ученики поддерживают и поощряют преследователей, другие пытаются защитить жертву, в то время как большинство попросту пассивны [33]. Введение таких категорий требует получения дополнительных сведений обо всех учащихся и способствует лучшему пониманию причинно-следственных связей и разработке соответствующих мер для различных групп учащихся.
В соответствии с данными категориями О.Л. Глазман выделяет следующие психологические особенности разных участников буллинга:
«Преследователи». При низком социометрическом статусе, у «преследователей» самый высокий коэффициент удовлетворенности общением, т. е. они четко осознают круг общения, в котором их принимают. У «преследователей» высокие показатели по активному моббингу, что закономерно. Они значимо более авторитарны, чем все остальные участники буллинга. Эта особенность помогает им подчинять «помощников», является внутренним оправданием при травле «жертв» и создает ощущение субъективной правоты. «Преследователи», несмотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть еще менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи», не терпимы, и не стремятся быть таковыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.
«Жертвы».
У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворенности
общением, что говорит
об их низком положении в классе. «Жертвы» наиболее зависимы, «слабы» по
сравнению с другими участниками буллинга. Они чаще всех повергаются моббингу,
что еще раз подтверждает правильность первоначального деления на
группы. По большинству качеств самооценка у «жертв» самая низкая по
сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т. е.
«жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят
меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые
высокие у «жертв».
«Помощники». У «помощников» достаточно низкий социометрический статус, т. е., помогая «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создает у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу самые высокие показатели именно у «помощников», так как часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. Только у «помощников» реальная дистанция с отцом меньше желаемой, они испытывают острый дефицит общения с отцом. Возможно, они находят качества отца (т. е. силу, волевые и лидерские качества) в «преследователях», и поэтому стремятся помогать им даже в преследовании. Показатели по самооценке и уровню притязаний у «помощников» средние.
«Защитники». У «защитников» самый высокий социометрический статус и довольно высокий коэффициент удовлетворенности общением, т. е. они в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что опять же подтверждает правильность деления на группы. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надежности и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми, т. е. доброта для них - настоящая ценность. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.
«Нейтральные
участники». У «нейтральных участников» достаточно высокие социометрический
статус и коэффициент осознанности положительных отношений. «Нейтральные
участники» наименее зависимы, что позволяет им вообще не вмешиваться в
конфликты. Они не попадают ни под чье влияние, просто смотрят со стороны, но,
как уже отмечалось выше, это далеко не всегда хорошо, так как «нейтральные
участники» - те самые зрители, для которых играется спектакль «буллинг». Во
многом именно их бездействие провоцирует моббинг, более того, «преследователи»
зачастую являются лишь исполнителями воли таких нейтральных участников.
«Нейтральные» и так наиболее терпимы, но и уровень притязаний по качеству
«терпимость» у них самый высокий. В принципе, это еще раз подтверждает
правильность разделения на группы, так как во многом именно терпимость
позволяет им оставаться в стороне от конфликтов [30].
Петросянц выделяет следующие факторы, влияющие на выбор роли участниками буллинга: особенности самоотношения, уровень развития коммуникативных способностей, враждебность и агрессивность в межличностном взаимодействии, социометрический статус ребенка, уровень и направленность аффективных переживаний, наличие социальной поддержки, специфика поведения в конфликтной ситуации [34].
Роли жертвы и преследователя в западной литературе исследованы значительно лучше, нежели роли помощников, защитников и нейтральных участников, в связи, с чем вопрос влияния индивидуально-психологических особенностей личности подростка на принятие им роли в ситуации буллинга остается достаточно актуальным.
Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие, либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и бед (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.) [25].
Жестокость и агрессивность, по утверждению И.С. Кона, всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, и борьба за власть, за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей [7].
К сожалению, и возраст обеих сторон - агрессоров и жертв - снижается. Наблюдаются агрессивные проявления уже даже среди учащихся начальных классов.
Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на то, что психологическую травму, которая обязательно в большей или меньшей степени отразится на будущем ребёнка, получают обе стороны.
Кроме того, часто проявления буллинга заканчиваются физическими травмами, увечьями и даже гибелью участников конфликта.
Нельзя сказать, что на проблему буллинга в наше время все закрывают глаза. Нет, о ней говорят, но, в основном, на уровне разбора конкретной ситуации. А вот серьёзных, всесторонних, глубоких исследований в этом направлении явно недостаточно [32].
Причины возникновения буллинга сложны и разнообразны. Одной из них, по мнению А. Адлера, является стремление участника конфликта к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Для современного человека буллинг - новое понятие и содержит в себе ряд социальных, психологических, юридических, педагогических вопросов и является одной из серьезнейших проблем современности [29].
Козлова Л. в своих работах отмечает: «Агрессивность, если она и заложена в человеке как механизм защиты, может приобретать отрицательные или относительно положительные формы проявления в зависимости от той социальной среды, в которой растет и развивается ребенок, от характера социального опыта, который он приобретает, живя среди людей. Существует определенная зависимость буллинга от структуры семьи, от складывающихся в ней взаимоотношений» [6].
В настоящее время пока нет достаточно полной информации о буллинге как социальном явлении, и это создает определенные препятствия для разрешения этой важной проблемы.
Буллинг включает в себя четыре главных компонента:
- агрессивное и негативное поведение;
- осуществляется регулярно;
-происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
- это поведение является умышленным.
Жертвой может стать любой ребенок, но в основном «агрессоры» выбирают того, кто слабее или чем-то отличается от других. Часто такими жертвами школьного насилия становятся дети:
- имеющие физические недостатки (носят очки, имеют пониженный слух или нарушение движений и др.), те, кто не может дать достойный отпор и защитить себя;
- имеющие особенности поведения (замкнутые дети или дети с импульсивным поведением). Такие дети чаще других могут подвергаться агрессии и насмешке. Гиперактивные дети могут быть слишком назойливыми, и в то же время более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они часто влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т.д. Такие ситуации вызывают раздражение, и тогда такие ребята получают «ответный удар». В то же время гиперактивные дети могут быть не только жертвами, но и насильниками, а нередко и теми, и другими одновременно.
Изощрённую жестокость нередко проявляют именно жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу!
- имеющие особенности внешности. Объектом для насмешек могут стать рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
- имеющие плохие социальные навыки. Недостаточный опыт общения и самовыражения может привести к тому, что у таких детей не вырабатывается психологическая защита, и они принимают роль жертвы. Ребенок смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «...ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это»;
- имеющие страх перед школой. Это дети, которые идут в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда такой страх индуцируется от родителей, у которых тоже были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;
- имеющие отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;
- имеющие болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, и т. д.;
- имеющие низкий интеллект и трудности в обучении. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т.д. Низкая самооценка, в одном случае, может способствовать формированию роли жертвы, а в другом - насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником. [11]
Буллинг - длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества относительно другого индивида. Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек» [2].
Исследования показывают, что вовлеченность подростка в ситуацию буллинга имеет многофакторную детерминацию. Подростковый буллинг является мультифинальным процессом, то есть таким процессом, где часто схожие начальные условия приводят к различным проявлениям, разделяя, таким образом, подростков на жертв, обидчиков и свидетелей. Несмотря на то, что выраженность факторов, их сочетание с индивидуальными и личностными детерминантами различается в каждой конкретной ситуации, подавляющее большинство исследователей солидарны представлениях о преимущественном влиянии на подростковый буллинг факторов микро и макросоциальной среды [19].
Современный подростковый буллинг имеет некоторые особенности. Первая особенность, которая обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали все чаще принимать участие в физическом буллинге. Анализируя статистические данные в отношении жертв буллинга, полученные Шалыгиной К.С. приводят к выводу о том, что явных гендерных отличий жертв буллинга не существует — и мальчики, и девочки примерно в равной степени подвергаются травле [19]. Материалы исследования, проведенного В.С. Собкиным и М.М. Смысловой, свидетельствуют о том, что мальчики реже девочек отмечают, что им не приходилось сталкиваться с психическим или физическим насилием. При этом мальчики чаще девочек указывают на факты эпизодического психического или физического насилия [15].
Ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить. Еще одно явление современного буллинга – это скулшутинг (от англ. – schoolshooting) [28]. Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой. Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. В 2018 году студент Керченского Политехнического колледжа расстрелял несколько подростков в учебном заведении. Еще одна особенность современного буллинга в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Подростки отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии. Такая травля называется кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг. Это самый молодой и самый опасный вид буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством [27].
Буллинг порождает стресс. Тот, кто подвергается буллингу, испытывает психологический стресс. Стресс возникает тогда, когда мы думаем, что не в состоянии справится с происходящими с нами событиями. Чаще всего мы реализуем три наиболее примитивных вида поведения: обращаемся в бегство, вступаем в бой или замираем (притворяемся мертвыми).
Функции тела сокращаются до минимально необходимых. Начинается усиленная выработка гормона адреналина, который влияет на организм следующим образом:
- Он блокирует пищеварительные процессы, поскольку при наличии опасности нельзя есть. Следствием этого становится появление странных и неприятных ощущений в желудке.
- Увеличивается частота сердечных сокращений, чтобы усилить приток крови и кислорода к мозгу. Учащается сердцебиение.
- Мыслительный аппарат частично или полностью отключается, следствием являются массивные мыслительные блокады (вплоть до потемнения рассудка).
- Нарушается работа иммунной системы (что является предпосылкой развития соматических и аутоиммунных заболеваний) [28].
Уже более двадцати лет ведутся исследования, которые показывают, какой вред здоровью наносит буллинг своим жертвам. Отмечены психологический, социальный, физический, эмоциональный и академический вред. Обнаружено также и то, что дети, которые подвергают какому-либо буллингу, то есть сами буллеры, испытывают негативные последствия. Это же можно сказать и про очевидцев буллинга. Не менее важной проблемой является тот вред, который буллинг наносит самой школе, как организации [30].
Буллинг - виктимизация является причиной низкой самооценки и более высокого уровня депрессии и тревоги. Жертвы также больше думают о самоубийстве. Самоубийство не такое частое явление среди подростков, но для тех, кто становится жертвой буллинга, риск самоубийства возрастает. Иногда трудно понять, почему молодые люди даже просто допускают мысли о самоубийстве. Размышляя над этим, важно рассмотреть две возможные причины. В случаях постоянного и жестокого буллинга, подростки могут рассматривать самоубийство как избегание страдания. Такие дети, постепенно теряют надежду на позитивное решение проблемы. Их безнадежность усиливается иррациональным мышлением, и смерть кажется единственным способом избавления от отчаяния и боли. Они рассуждают так: мои проблемы непреодолимы, даже те, кто мне дорог (близкие и родные), из-за моих проблем в школе находятся под давлением, поэтому мой уход из жизни может стать решением всех проблем для тех, кого я люблю. Такое мышление спровоцировано тем, что они воспринимают свою жизнь как бремя для тех, кого они любят, и поэтому верят, что, выбирая самоубийство, они освободят своих близких, и перестанут быть обузой [29].
Подростки, подверженные буллингу, имеют значимо более высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи. У подверженных буллингу детей в три-семь раз выше показатели депрессии. Наиболее высокие показатели относятся к нарушениям сна и к депрессии. Интересно то, что нарушение сна имеет высокую взаимосвязь с депрессией [32] .
Дети, подверженные буллинг-виктимизации, также более склонны к развитию психотических симптомов. В особенности это верно, когда дети подвергаются постоянному, настойчивому и жестокому насилию. По мере того, как буллинг становится все более хроническим или тяжелым, таким же хроническим или тяжелым становится психотическое поведение. Последствия виктимизации долговременны. Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, имеют больше проблем из-за социальной изоляции, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, у них значимо чаще наблюдается даже антисоциальное поведение. Многие люди думают о своем детском опыте виктимизации, несмотря на то, что находятся вдали от мест, где происходил буллинг и от людей, которые были в него вовлечены [33]. Годы, проведенные в средней школе, становятся наихудшими из-за виктимизации, взрослые думают о прошлом опыте буллинг-виктимизации. Последствия для жертв, которые в детстве были подверженны буллингу, могут подолжаться многие годы.
Одной из основных задач социально-педагогической работы по преодолению подросткового буллинга является реализация комплексной коррекционной программы развития у учащихся навыков конструктивного управления агрессией.
Данная программа должна основываться на следующих психолого-педагогических принципах:
- системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство коррекции и диагностики;
- приоритетность коррекции каузального типа;
- учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;
- комплексность методов психологического воздействия;
- активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе[24].
Психолого-педагогическая коррекционная работа должна в итоге быть направлена не на избавление от агрессивности, а на устранение причин, ведущих к ее проявлению, расширение активного используемого инструментария в поведении ребенка.
В психолого-педагогической литературе и практике выделяются следующие направления, по которым должна осуществляться работа по коррекции агрессии.
К ним относятся:
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в социально приемлемой форме;
- обучение детей приемам саморегуляции и умениям владеть собой, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
- формирование таких личностных качеств подростков, как эмпатия и доверие к людям (эффективным способом реализации этого направления является метод индукции несовместимых реакций, к которому относятся юмор и смех, а также ориентация на состояние других людей) [34].
Таким образом, в процессе коррекции агрессивного поведения учащегося целесообразно освоение модели изменения поведения, позволяющей:
- развить осознание и принятие ребенком себя, своих потребностей, эмоциональных состояний;
- принять эмоции и потребности других людей в сочетании с развитием навыков выражения негативных эмоций и удовлетворения потребностей в социально-приемлемых формах.
При обнаружении в коллективе учащихся, практикующих насильственные действия по отношению к другим детям, социальному педагогу следует тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на этого ученика[32].
Если силовые действия обидчика были вызваны его личными причинами (семейные неурядицы, неудачи в учебе, проблемы в отношениях с друзьями и т.д.), то можно включить обсуждение этой проблемы в школьную программу воспитания [13]. Не акцентируя внимания учащихся на конкретном ребенке, учителю следует обсудить факты антиобщественного поведения, которые могут быть вызваны душевной неустроенностью ребенка, и призвать всех детей быть более деликатными в отношениях друг с другом, откликаться на чужое горе.
Социально-педагогическая деятельность с агрессивными детьми будет наиболее эффективна в том случае, если она осуществится на основании методики ослабления детской агрессивности, предполагающей использование следующих форм работы:
- переключение внимания и активности ребят в конструктивное русло;
- профилактические беседы, направленные на осознание детьми необходимости мирного разрешения конфликтов, подкрепленные ссылкой на закон и права других людей;
- ролевые игры, позволяющие воспроизвести реальные ситуации и обучить детей социально - приемлемому поведению в различных обстоятельствах;
- поручения, помогающие приучить детей к чуткому и внимательному отношению друг к другу и окружающим людям (написание поздравлений, участие в благотворительных акциях и др.);
- упражнения на выполнение действий по образцу, соблюдение правил, изобразительная и физическая деятельность;
- тренинг психологического характера (глубоко вдохнуть, сосчитать до 10, представить себе последствия своего поступка и т.д.);
- закаливание организма (умывание холодной водой и др.);
- тренировка воли (обещание не вступать в конфликты и не обижать других, следить каждый день за выполнением данного обещания и т.д.);
- самоотчеты (подведение итогов прошедшего дня, анализ поведения, поступков и т.д.) [33].
Для преодоления школьного буллинга необходимо работать также с родителями, обсуждая с ними его причины. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга - дети из неблагополучных семей [34]. С родителями жертв опасность состоит в том, чтобы не занять позицию защиты «мундира», т.е. защищать школьную репутацию, а не ребенка, который стал жертвой. Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, можно решить эту проблему вместе.
Что же касается средств массовой информации (СМИ), как одной из причин возникновения буллинга, то необходимо хотя бы попытаться устранить телевизионные программы и передачи, культивирующие насилие. Неплохо было бы разобраться и с некоторыми компьютерными играми, у которых «градус жестокости» тоже порой зашкаливает [34]. Речь может идти если не о полном запрете, то хотя бы о разумном ограничении. Во многих странах бороться начали с мобильными телефонами. В Италии, например, приняли решение запретить школьникам приносить на уроки мобильники. Во Франции был принят закон о запрете съемки реальных сцен насилия и распространения их в Интернете. Нарушителей ждет наказание в виде лишения свободы до пяти лет и штрафа в размере 75 тысяч евро [34]. В Великобритании собираются поставить в школах «глушилки», которые будут блокировать сигналы мобильных телефонов [25]. К сожалению, в нашей стране данные методы пока не используются. Даже привлечь к ответственности тех, кто распространяет жестокие записи невозможно, так как в нашем законодательстве не существует статей, которые бы ограничивали или запрещали съемку и продажу записей с насилием.
Эффективным средством в противостоянии насилию может быть Комитет по предотвращению буллинга, специально созданный в школе. Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в решении проблемы. Учащиеся, члены такого комитета, обладают более полной информацией о данном явлении. Со временем они приобретают навыки помощи жертвам насилия. Кроме того, у них появляется возможность эффективного решения своих личных проблем, связанных с этим аспектом школьной жизни. Школьники, которые состоят в таких комитетах, часто своими действиями, посредническими навыками, могут реально изменить в лучшую сторону ситуацию в школе. Члены комитета могут стать также связующим звеном между персоналом и учащимися в работе с «полицией по борьбе с буллингом» [25].
В комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов и учителей. Отношения между членами комитета строятся на основе демократических принципов. В обязанности комитета входят: подготовка школьного собрания на тему буллинга; формирование специальных групп для работы с новыми учащимися (рисуются плакаты, содержание которых направленно против буллинга); проведение бесед с учащимися, которые сталкивались с тем или иным видом насилия в школе; оказание помощи персоналу школы в решении проблемы[34].
Глава 2. Эмпирическое исследование отличительных особенностей проявления буллинга в подростковой среде.
Исследование психологических причин и последствий буллинга в образовательной среде проводилось на базе колледжа г. Барнаула. В исследованиие принимали участие 30 студентов 1 курса, возраст испытуемых от 15 до 16 лет.
Методы исследования:
1) Методы теоретического анализа – абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2) Методы сбора и фиксации данных:
1. Методика О. Л. Глазман «Роль подростка в буллинге»
Данная методика позволила определить наклонности подростков в буллинг – структуре.
Эта методика включает в себя следующие шкалы:
1. Инициатор (обидчик), характеризуются как индивид, обладающий высоким потенциалом общей агрессивности. Он «нападает» не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.
2. Помощник инициатора, характеризуются стремлением помогать и подражать «обидчику». Он пользуются прямым буллингом, именно он обзывает и бьёт.
3. Защитник «жертвы», как правило, защитник обладает наибольшим авторитетом среди одногрупников. Он реже всех проявляет буллинг по отношению к сверстникам и реже подвергается буллингу.
4. Жертва, такой подросток испытывает психологическое насилие, изолированность и одиночество, ощущение опасности и тревоги. «Жертве» буллинга свойственно проявление симптомов депрессии, высокий уровень тревожности и иные сходные отрицательные эмоциональные проявления.
5. Наблюдатель (свидетель), в ситуациях буллинга в роли «свидетеля» находится большинство подростков во всем своем многообразии и разнородности.
Методика содержит 25 утверждений, 3 из которых позволяют узнать о наличии насилия в группе, как со стороны студентов, так и педагогов.
2. Опросник «Идеальный одногруппник» (М.М.Кравцовой);
Данный опросник позволил выяснить, какими качествами, по мнению студентов, должен обладать идеальный одногруппник и одногруппница, а так же какие качества им не нравятся.
Опросник состоит из 4 утвверждений, которые студенты должны закончить.
1. Я думаю, что идеальный одногруппник — это...
2. Я думаю, что идеальная одногруппница — это...
3. Этот одногруппник вам неприятен, потому что он...
4. Эта одногруппница вам неприятна, потому что она...
3. Анкета «Преподаватель глазами учащихся».
Данная анкета позволила выяснить, на сколько высокий рейтинг преподавателя в глазах студентов.
Анкета состоит из 21 вопроса. На вопросы студенты дают ответы «Да» и «Нет». По итогу сложения всех ответов «Да», мы получили результаты.
4. Математико-статистическая обработка данных: корреляционный анализ.
Этапы исследования:
1) Проведение исследования с помощью методики О. Л. Глазман «Роль подростка в буллинге»;
2) Проведение исследования с помощью Опросника «Идеальный одногруппник» (М.М.Кравцовой);
3) Проведение исследования с помощью Анкеты «Преподаватель глазами учащихся».
4) Обработка и анализ результатов, полученных в ходе предыдущих этапов эмпирического исследования.
В параграфе представлены результаты эмпирического изучения отличительных проявлений буллинга в подростковой среде.
Обработка результатов исследования проводилась последовательно, по каждому тесту отдельно (см. таблицы 1,2,3,4,5, приложения 1,2,3,4,5).
На первом этапе была проведена диагностика по методике О. Л. Глазман «Роль подростка в буллинге», для выявления буллинг – структуры в группе, результаты которой представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностики по методике «Роль подростка в буллинге»
Шкалы |
Степень выраженности |
Инициатор |
10% (3 чел.) |
Помощник |
10% (3 чел.) |
Защитник |
73,3% (22 чел.) |
Жертва |
3,3% (1 чел.) |
Наблюдатель |
3,3% (1 чел.) |
Данные, полученные после обработки ответов подростков по данной методике, были сгрупирированны согласно степени выраженности признака. Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно выделить ряд следующих особенностей:
1. В данной группе студентов в большей степени преобладет такая роль в буллинге как «Защитник» у 22 студентов, что соответствует 73,3% всех опрошенных. Это даёт нам понять, что в данной группе студентов подавляющее большинство встаёт на сторону жертвы в конфликте и всеми силами стараются её защитить.
2. В меньшей степени, в данной группе студентов, проявляются такие роли в буллинге как «Наблюдатель» и «Жертва». Роль «Наблюдателя» выражена у одного человека, что соотвествует 3,3% всех опрошенных. Роль «Жертвы» так же свойственна одному человеку, что соответствует 3,3% опрошенных. Исходя из этого, мы понимаем, что среди респондентов присутствует одна жертва буллинга и один наблюдатель.
3. Такие роли буллинга как «Инициатор» и «Помощник» так же присутвуют в данной группе. Роль «Инициатора» наблюдается у 3 человек, что соответствует 10% всех опрошенных, роль «Помощника» так же проявляется у 3 человек, что соответсвует 10% опрошенных. Малая часть группы способна провоцировать конфликт, проявлять агрессию и терраризировать жертву.
Исходя из всех особенностей мы можем наблюдать, что в данной выборке буллинг не ярко выражен и проявляется крайне редко.
Данные результаты по проведенной методике наглядно изображены на диаграмме (приложение 1).
На втором этапе исследования была проведена диагностика с помощью Опросника «Идеальный одногруппник» (М.М.Кравцовой), с помощью которой мы смогли узнать как подростки относятся друг к другу. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностики подростков с помощью опросника «Идеальный одногруппник».
Утверждения |
Ответы студентов по сути |
Другое |
Я думаю, что идеальный одногруппник — это... |
87% (26 чел.) |
13% (4 чел.) |
Я думаю, что идеальная одногруппница — это... |
72% (24 чел.) |
28% (6 чел.) |
Этот одногруппник вам неприятен, потому что он... |
90% (27 чел.) |
10% (3 чел.) |
Эта одногруппница вам неприятна, потому что она... |
53% (16 чел.) |
47% (14 чел.) |
Данные, полученные после обработки ответов респондентов, были сгруппированы согласно ответам соответсвующим сути опросника и ответам не соответствующим сути опросника. Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно выделить следующие особенности:
В первом утверждении подавляющее большинство респондентов ответили, что идеальный одногруппник это весёлый человек, умеет поддержать, помочь и ведёт себя адекватно. Такие ответы наблюдаются у 26 человек, что соотвествует 87% опрошенных.
Во втором утверждении подавляющее большинство студентов ответили, что идеальная одногруппница это добрая, умная, общительная и позитивная девочка, которая может найти общий язык со всеми. Такие ответы наблюдаются у 24 человек, что соответсвует 72% опрошенных.
В третьем утверждении подавляющее большинство подростков ответили, что этот одногруппник им не приятен, потому что он глупый, не умеет поддержать разговор, навязчивый, грубый и злой. Такие ответы наблюдаются у 27 человек, что соотвествует 90% опрошенных.
В четвёртом утверждении чуть больше половины студентов ответили, что эта одногруппница им не приятна, потому что она злая, курит, не хочет общаться, шумная и грубая. Такие ответы наблюдаются у 16 человек, что соотвествует 53% опрошенных.
Данные результаты по проведенной методике наглядно изображены на диаграмме (приложение 2).
На третьем этапе исследования была проведена диагностика с помощью анкеты «Преподаватель глазами учащихся», с помощью которой мы смогли выявить отношение студентов к своему преподавателю. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты диагностики подростков с помощью анкеты «Преподаватель глазами учащихся».
Шкала |
Степень выраженности |
Высокий рейтинг преподавателя |
57% (17 чел.) |
Средний рейтинг преподавателя |
23% (7 чел.) |
Низкий рейтинг преподвателя |
20% (6 чел.) |
Данные, полученные после обработки ответов респондентов, были сгруппированы согласно степени выраженности признака. Исходя из данных, представленных в таблице 3, можно выделить ряд следующих особенностей:
1. Высокий рейтинг преподавателя в глазах студентов наблюдается у 17 человек, что соотвествует 57% опрошенных. Можем сделать вывод о том, что чуть больше половины студентов оценивают своего преподавателя на высоком уровне.
2. Средний рейтинг преподавателя в глазах студентов наблюдается у 7 человек, что соотвествует 23% опрошенных. Отсюда следует, что малая часть студентов оценивает своего преподавателя на среднем уровне.
3.Низкий рейтинг преподавателя в глазах студентов наблюдается у 6 человек, что соответсвует 20 % опрошенных. Отсюда следует, что незначительная часть студентов оценивает своего приподавателя на низком уровне.
Исходя из данных особенностей, мы можем сделать вывод о том, что в основном опрашиваемые уважают своего преподавателя.
Данные результаты по проведенной методике наглядно изображены на диаграмме (приложение 3).
На четвёртом этапе исследования был проведён анализ данных в SPSS.
Таблица 4. Критерий для независимых выборок.
|
Критерий равенства дисперсий Ливиня |
t-критерий для равенства средних |
||||||||
F |
Значимость |
т |
ст.св. |
Знач. (двухсторонняя) |
Средняя разность |
Среднеквадратичная ошибка разности |
95% доверительный интервал для разности |
|||
Нижняя |
Верхняя |
|||||||||
Помощник |
Предполагаются равные дисперсии |
3,473 |
,073 |
2,106 |
28 |
,044 |
1,48869 |
,70679 |
,04090 |
2,93648 |
Не предполагаются равные дисперсии |
|
|
2,213 |
27,749 |
,035 |
1,48869 |
,67263 |
,11031 |
2,86707 |
Таблица 4.1. Статистика группы.
высокий рейтинг преподавателя в глазах студентов |
N |
Среднее |
Среднекв.отклонение |
Среднекв. ошибка среднего |
|
Помощник |
нет высокого рейтинга преподавателя |
17 |
5,4118 |
2,18114 |
,52900 |
высокий рейтинг преподавателя |
13 |
3,9231 |
1,49786 |
,41543 |
Подростки были разделены на группы: 1 - кто не ставит высокий рейтинг преподавателю и 2 - те, кто ставит высокий рейтинг преподавателю. При помощи t-критерия Стьюдента были, найдены значимые различия в занимаемой подростком позиции в ситуации буллинга в зависимости от рейтинга преподавателя (высокий или нет). Так, достоверно, что подростки, которые не выставляют высокий рейтинг преподавателю, чаще занимают позицию помощника (р=0,044).
Данные выводы можно наглядно увидеть на диаграмме (приложение 4).
Таблица 5. Критерий для независимых выборок.
|
Критерий равенства дисперсий Ливиня |
t-критерий для равенства средних |
||||||||
F |
Значимость |
т |
ст.св. |
Знач. (двухсторонняя) |
Средняя разность |
Среднеквадратичная ошибка разности |
95% доверительный интервал для разности |
|||
Нижняя |
Верхняя |
|||||||||
Инициатор |
Предполагаются равные дисперсии |
4,075 |
,053 |
1,625 |
28 |
,015 |
1,29167 |
,79507 |
-,33695 |
2,92029 |
Не предполагаются равные дисперсии |
|
|
2,538 |
19,613 |
,020 |
1,29167 |
,50890 |
,22877 |
2,35457 |
Таблица 5.1. Статистика группы.
низкий рейтинг преподавателя в глазах студентов |
N |
Среднее |
Среднекв. отклонение |
Среднекв. ошибка среднего |
|
Инициатор |
низкий рейтинг преподавателя |
6 |
7,6667 |
,81650 |
,33333 |
нет низкого рейтинга преподавателя |
24 |
6,3750 |
1,88386 |
,38454 |
Так же было произведено сравнение по группам подростков, которые ставят низкий рейтинг преподавателю и нет. Так, достоверно поростки, которые выставляют низкий рейтинг преподавателю, чаще становятся инициаторами в ситуации буллинга (р=0,015).
Данные выводы можно наглядно увидеть на диаграмме (приложение 5).
Именно те респонденты, которые с уважением относятся к педагогам, занимают роль защитника.
Проведённое эмпирическое исследование показало, что в данной выборке роль жертвы свойственна лишь 3,3% опрошенных, а роль инициатора – 10%. Подавляющая часть группы склонна к роли защитника – 73,3%.
Основная часть группы положительно отзывается друг о друге, как о юношах, так и о девушках.
Большинство респондентов считают, что педогоги являются для них аторитетом и положительным примером. Но при этом была выявлена тенденция взаимосвязи роли в буллинг – структуре и отношения к педогогам. Подростки, которые не выставляют высокий рейтинг преподавателю, чаще занимают позицию помощника. Подростки, которые выставляют низкий рейтинг преподавателю, чаще становятся инициаторами в ситуации буллинга. Отсюда следует вывод, что инициторы и помощники в буллинге, как правило, недовольны окружающими их людьми. Они остро реагируют на внешние и внутренние качества подростков, а так же замечания и требовательность со стороны педагогов. Именно те респонденты, которые с уважением относятся к педагогам, занимают роль защитника.
В ходе изучения отличительных особенностей проявления буллинга в подростковой среде мы пришли к выводу:
Буллинг – это форма межличностного взаимодействия, при котором один человек или группа осознанно выступают обидчиком, а другой – жертвой, который заведомо слабее физически или психологически, длительно и систематично, подверграющийся физическому, психологическому и эмоцианальному насилию и агрессии.
Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским и подростковым коллективам, в первую очередь, школе.
Буллер не способен брать на себя ответственность за свое поведение, наслаждается преимуществами взрослого мира, не хочет замечать эффектов, которые оказывает своим поведением на других, не признаёт, что могут быть другие, лучшие способы поведения.
Жертва, как правило, может иметь физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.
Буллинг имеет массу неегативных последствий: порождает стресс, депрессию, тревогу, физиологические изменения, а так же буллинг – виктимизация.
Проблема буллинга весьма актуальна и требует большого внимания со стороны педагогического сообщества, родителей и государства.
Причиной подросткового буллинга является склонность разрешать конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. Подростки используют следующие механизмы: психологическая защита, эмоцианальное отриагирование, физическое отреагирование. Доминирующими формами насилия в подростковой среде признаны психологическое (эмоциональное) и физическое насилие.
Таким образом, можно утверждать, что поставленные ранее гипотезы в ходе исследования подтвердились. Действительно проявление буллинга подростками взаимосвязано с их восприятием безопасности образовательной среды, наличие авторитета педагога у подростков как сдерживающий фактор связано с выбором инициативной роли в процессе буллинга.
1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М.: Национальный книжный центр «Сентябрь», 2016. С.180
2. Бердышев, И. С. Буллинг и моббинг в детской и подростковой среде / И. С. Бердышев// [Электронный ресурс].
3. Буллинг как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс].
4.Волкова Е.Н. Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» 2019. № 3 (3). С. 50–57
5.Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков. Психология и право psyandlaw.ru 2019. Том 9. №2. С. 276-295.
6. Козлова, С. А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников / С. А. Козлова // Современное дошкольное образование. - 2008. - № 1. - С. 62-64. 75. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? 2006.
7. Кон И. С. «Что такое буллинг и как с ним бороться» //Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15-18.
8.Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. – СПб.: Питер, 2001.
9.Лоренц, К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. – М.: Прогресс. – 1994.
10. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92.
11. Нурутдинова А. Р. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков // Социальная педагогика / Изд-во: Научно-исследовательский институт школьных технологий. – Москва, 2012. – С. 97-108.
12. Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С.39–49.
13.Пронина, Е. Н. Детская жестокость: причины и следствия / Е. Н. Пронина // Психологическая служба. – 2008. – № 5– С. 20–23.
14.Сафронова М.В. Профилактика буллинга в школьной среде.//Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 2. Том 24. 2015
15.Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №2. С.71–86.
16.Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014.
17. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления/ Д.И.Фельдштейн. – М.: Флинта, 2009. 63 34. Шалагиновой К.С. под общ. Ред. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект -Тула: Изд-во «ГРИФ и К», - 2014. – 237. 35.
18. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков. Психология и право psyandlaw.ru 2019. Том 9. №2. С. 276-295.
19. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4
20. Эванс П. Как защитить себя от оскорбления. Пер с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
21. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. – М., 2006. – 239 с.
22. Olweus D, Limber S.P., Flerx V.C., Mullin N, Riese J., Snyder M. Olweus bullying prevention program: Schoolwide guide. Center City, MN: Hazelden, 2007.
23. Roland E., Munthe E. Bulling: An International Perspective. – London, 1989.
24. Whittaker, E (2016). "Киберзапугивание через социальные сети". Журнал школьного насилия: 11-29.
25. Huesmann, L. R., and Eron, L. D. (in press). Childhood aggression and adult criminality. In J. McCord (Ed.), Advances in criminological theory: Crime facts, fictions, and theory. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers.
26. Bergmann M.C., Baier D. Prevalence and correlates of cyberbullying perpetration. Findings from a German representative student survey // Journ. Environ. Res. Public Health. – 2018. – Vol. 15(2). – E274.
27. Chao M., Yu T.K. Associations among different Internet access time, gender and cyberbullying behaviors in Taiwan’s adolescents // Front. Psychol. – 2017. – Vol. 8. – 1104. doi: 10.3389/fpsyg. 2017.01104.
28. Samara M., Burbidge V., Asam A.E., Asam M., Smith P.K., Morsi H. Bullying and cyberbullying: Their legal status and use in psychological assessment // Int. J. Environ. Res. Public Health. – 2017. – Vol. 14(12). – P. 1449. doi: 10.3390/ijerph1412144
29. https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf
30.http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/psihologicheskaja-harakteristika-starsheklassnikov-uchastnikov-bullinga-v.html
31.http://konf.x-pdf.ru/19psihologiya/262798-4-sbornik-tezisov-uchastnikov-mezhvuzovskoy-nauchno-prakticheskoy-internet-konferencii-yuridicheskoy-psihologii-21-25-maya-20.php
32.https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchastnikov-bullinga
33. https://www.dissercat.com
34. https://en.wikipedia.org/wiki/Bullying
Приложение 1. Результаты обработки данных по методике «Роль подростка в буллинге».
Приложение 2. Результаты обработки данных по опроснику «Идеальный одногруппник».
Приложение 3. Результаты обработки данных по анкете «Преподаватель глазами учащихся».
Приложение 4. Диаграмма взаимосвязи рейтинга преподавателя и роли помощника в буллинг – структуре.
Приложение 5. Диаграмма взаимосвязи рейтинга преподавателя и роли инициатора в буллинг – структуре.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.