По сравнению с педагогикой наука о спорте значительно моложе как организационно оформленная научная дисциплина. Именно наука о спорте может помочь обосновать выдвинутый нами тезис о том, что развитие определенных наук зависит не только от внутренних, но и в гораздо большей степени от внешних факторов. Хотя, как мы уже знаем, многие века велись общие рассуждения о физическом воспитании, физических упражнениях, гимнастике и спорте, все это, как выяснилось, еще не вело к возникновению самостоятельной, занимающейся лишь своими специфическими проблемами, науки о спорте. Возникла она лишь тогда, когда уже нельзя было не замечать возрастающего общественного значения спорта, и спорт, вопреки всем скептикам и злопыхателям, был воспринят широким кругом специалистов как предмет, в высшей степени заслуживающий изучения.
ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПЕДАГОГИКОЙ СПОРТА И НАУКОЙ О СПОРТЕ
По сравнению с педагогикой наука о спорте значительно моложе как
организационно оформленная научная дисциплина. Именно наука о спорте
может помочь обосновать выдвинутый нами тезис о том, что развитие
определенных наук зависит не только от внутренних, но и в гораздо большей
степени от внешних факторов. Хотя, как мы уже знаем, многие века велись
общие рассуждения о физическом воспитании, физических упражнениях,
гимнастике и спорте, все это, как выяснилось, еще не вело к возникновению
самостоятельной, занимающейся лишь своими специфическими проблемами,
науки о спорте. Возникла она лишь тогда, когда уже нельзя было не замечать
возрастающего общественного значения спорта, и спорт, вопреки всем скептикам
и злопыхателям, был воспринят широким кругом специалистов как предмет, в
высшей степени заслуживающий изучения. В 20е годы были созданы первые
кафедры "теории физического воспитания", явившейся предшественницей
"науки о спорте". В значительной мере благодаря неустанным усилиям Карла
Дима в Берлине была основана первая Высшая школа физических упражнений.
Все это было неоспоримым свидетельством того, что пришло время, когда спорт
готовы были признать объектом научного анализа. При этом, однако, нельзя
заблуждаться на тот счет, что сначала научные исследования отставали от
преподавательской деятельности. Необходимо сказать о том, что, несмотря на
пришедшее к спорту и науке о нем признание, их все еще воспринимали с
немалыми оговорками, которые зачастую оказывались ничем иным, как плодом
предубеждений. Был сделан первый многообещающий шаг, не больше. Новый и
решающий импульс наука о спорте получила в 60е годы. С этого времени
началось бурное, невиданное ранее развитие. Благодаря непрерывно растущему
"общественному интересу" к спорту и стремительному, столь же невиданному
ранее проникновению науки во все сферы современной жизни, произошел и
резкий скачок в развитии науки о спорте, выразившийся в создании множества
учебных кафедр и исследовательских программ.
Даже из этих скупых сведений о развитии науки о спорте можно извлечь
важную, частично выходящую за рамки науки о спорте, информацию,
позволяющую сделать некоторые обобщения.
1. Развитие науки решающим образом зависит от общественноисторических
условий эпохи. При этом — и это обстоятельство нельзя недооценивать — наука
о спорте выиграла не только от растущей роли спорта в обществе, но и
благодаря довольно широкой финансовой поддержке государственных и иных
инстанций. В период финансовых затруднений науке о спорте несомненно было
бы куда сложнее реализовать свои безусловно справедливые притязания.
2. Без одобрения, поддержки и помощи извне наука, разумеется, не может
развиваться. Поэтому недостаточно на основе убедительно сформулированных и
остроумных теорий дать обоснование и способствовать развитию науки о спорте.
Не менее важным является внешнее признание и предоставление средств,
которые позволят осуществить дальнейшее развитие науки.
3. Упрочение статуса науки о спорте еще ничего не говорит о ее
исследовательском потенциале и теоретической базе. И если, оценивая
положение нынешней науки о спорте, учесть, что она находится еще на ранней
стадии своего развития, станет ясно, что эта наука не может похвастаться ни
выдающимися открытиями, ни целостными всеобъемлющими концепциями итеоретическими построениями.
Для нас важно знать, что именно связывает спортивную педагогику с еще не
до конца сформировавшейся наукой о спорте. Чтобы ответить на этот вопрос,
нужно учесть следующее немаловажное обстоятельство — наука о спорте
поддерживала после второй мировой войны тесные отношения с педагогической
наукой как таковой. Каким представлялся ученым характер этих отношений,
можно увидеть на примере некоторых попыток классификации науки о спорте в
ее отношении к другим наукам. Так, например, в начале 50х годов Дим выступил
с речью под крайне показательным названием — "Наука о спорте как
педагогика". Это название говорит за себя; оно означает, что выступавший
причислял науку о спорте к области педагогики. Более десяти лет спустя
сходную мысль высказал Групе, точно так же связавший науку о спорте с
педагогикой.
Общность мнений заключается здесь в том, что наука о спорте в силу ее
предмета находится в определенной зависимости от педагогики. Вопреки
продемонстрированным схемам классификации, наука о спорте, как мы уже
показали, пошла по другому пути; она обособилась от педагогики, обрела
самостоятельность и в настоящее время стремится теоретически оформить этот
факт, вырабатывая собственное "самосознание".
В настоящее время специалисты в этой области определяют эту дисциплину
как науку о действиях, в центре которой стоят спортивные и игровые действия
человека, связанные с движением. Ряд наук различного происхождения
исследует предмет этой науки. Дим ставит науку о спорте на "рубеже" между
гуманитарными и естественными науками, сюда необходимо причислить и
социальные науки.
Наука о спорте развивается среди этих трех групп наук. Нередко ее называют
также интеграционной наукой, поскольку ее цель заключается в том, чтобы
объединить результаты, полученные различными науками о человеке в аспекте
его спортивного и игрового поведения.
Пока наука о спорте существует только как идея, как представление о такой
интеграционной науке о действиях; на практике она почти всегда выступает как
частная конкретная наука — как психология спорта, социология спорта или
история спорта и т.п. Представление о выполняющей интеграционную функцию
науке о спорте принадлежит больше к области желаний и обещаний, нежели к
сфере реальности.
За названием "наука о спорте" скрывается поэтому, в сущности, конгломерат
различных частных сфер научной деятельности, совокупность которых и
образует науку о спорте как таковую. По сравнению с развитием педагогики
здесь наблюдается до известной степени прямо противоположный процесс —
если от общей педагогики постоянно отделяются все новые и новые специальные
науки, обретающие затем самостоятельное существование, то у истоков науки о
спорте стоят частные дисциплины, которые рано или поздно должны привести к
созданию общей науки о спорте.
Педагогика спорта связана с наукой о спорте потому, что она занимается
исследованием того же предмета, что и наука о спорте — двигательной
активности человека. Говоря более конкретно, педагогику спорта связывают с
наукой о спорте такие феномены, как тело, движение, игра, достижение,
соревнование, соперничество и т.п.
Основные категории науки о спорте занимают центральное место и впедагогике спорта, в то же время они являются неотъемлемыми, внутренне
необходимыми (и как неверно полагают, присущими только ей) категориями
педагогики.
Педагогика спорта изучает двигательную активность,
руководствуясь критериями педагогики. Такое двойственное положение
педагогики спорта, являющейся и частью педагогики, и отраслью науки о спорте,
неизбежно приводит к тому, что она вступает в контакт с многочисленными
смежными дисциплинами, сотрудничает с ними и испытывает их влияние.
Эта схема отражает место педагогики спорта в системе наук. Здесь мы
наметили и подготовили важнейшую проблему —вопрос о предмете этой
дисциплины. Это мы намереваемся сделать ниже. Так где же пролегают границы
предмета педагогики спорта?