ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПЕДАГОГИКОЙ СПОРТА И ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКОЙ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если взглянуть на дискуссии, которые велись в прошлом вокруг педагогики спорта, в ретроспективе, то с уверенностью можно будет сказать, что и сама педагогика спорта, и круг проблем, определяющих ее содержание, в своей значительной части изначально принадлежали к компетенции общей педагогической теории. Вопросы физического воспитания и образования, стоящие у истоков развития педагогики спорта, неразрывно связаны с кругом общепедагогических проблем.
Иконка файла материала ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПЕДАГОГИКОЙ СПОРТА И ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКОЙ.doc
ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПЕДАГОГИКОЙ СПОРТА И ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКОЙ Если взглянуть на дискуссии, которые велись в прошлом вокруг педагогики спорта, в ретроспективе, то с уверенностью можно будет сказать, что и сама педагогика   спорта,   и   круг   проблем,   определяющих   ее   содержание,   в   своей значительной   части   изначально   принадлежали   к   компетенции   общей педагогической   теории.   Вопросы   физического   воспитания   и   образования, стоящие у истоков развития педагогики спорта, неразрывно связаны с кругом общепедагогических проблем. Одним  из свидетелей этого факта, как мы выяснили, был Руссо, в работах которого   это   соединение   всеобщего   и   особенного   прослеживается   очень отчетливо. То же самое можно сказать о Песталоцци, который в рамках своей общепедагогической теории также поставил проблемы физического воспитания и   образования.   Обобщая   эти   явления,   можно   сделать   вывод   —   судьба современной педагогики спорта с самого начала неразрывно связана с общей педагогикой. Педагогика, с тех пор как она усилиями сначала Руссо, а затем Гербарта и Шлейермахера стала развиваться как наука Нового времени, также проявляла   интерес   к   физическому   воспитанию,   хотя   проблема   физического воспитания не всегда рассматривалась и обсуждалась во всех деталях; иногда размышления   на   эту   тему   являлись   не   более   чем   своего   рода   "придатком"   к изучению прочих проблем. Но, как бы то ни было, несомненно, что современная педагогика спорта постепенно выросла из общей педагогики, но при этом они постоянно   оставались   в   самой   тесной   связи.   Отсюда   вытекает   то обстоятельство,   что   студенты   спортивных   учебных   заведений   обязательно должны приобретать знания по общей педагогике. Это было понятно уже Шпису, который   намеревался   включить   в   свою   научно   обоснованную   программу подготовки   учителей   гимнастики   сведения   по   педагогике,   причем   двояким образом: во­первых, как составную часть специальных наук (то есть в качестве педагогики спорта); во­вторых, как часть общей педагогики. Самое интересное и в высшей степени примечательное в этом не столько то, что звучащие весьма современно высказывания раздавались уже более ста лет назад, сколько то, что подтвержденная на теоретическом уровне, неопровержимая связь между общей педагогикой   и   физическим   воспитанием   была   осуществлена   уже   Шписом   на практическом уровне, в области подготовки преподавателей гимнастики. Однако после этой повторной исторической реминисценции обратим внимание на современную связь между педагогикой спорта и общей педагогикой. При этом сразу же можно заметить, что и педагогическая наука претерпела значительные изменения,   лучшим   доказательством   чего   служит   существование   педагогики спорта.   Почему?   С   начала   XIX   в.   педагогика   Нового   времени   начала освобождаться от оков философии и теологии, .она на первых порах приобрела черты   общей   педагогики  (Гербарт,  1806),   содержавшей   в   себе   ядро   весьма специальных проблем, которые рассматривались, однако, больше в общем плане. По   мере   того   как   педагогика   становилась   научной   дисциплиной   (процесс, достигший своего апогея во второй трети нашего столетия), в ней усиливались процессы   дифференциации.   На   основе   общей   педагогики   развивалось   все большее   число   различных   специальных   дисциплин.   К   таким   специальным педагогикам   принадлежат,   педагогика   трудновоспитуемых, социальная   педагогика,   педагогика   школы,   криминальная   педагогика,   например,сексуальная педагогика, педагогика, занимающаяся улаживанием конфликтов, педагогика, изучающая проблемы иностранцев, и в том числе педагогика спорта. Наметилась   своеобразная   тенденция   —   общая   педагогика   во   все   большей степени расчленяется на специальные педагогики. Это имеет главным образом две причины. Во­первых, наука, в известной мере, по   самой   своей   "сути"   является   такой   деятельностью,   которая   в   процессе обретения знаний опирается на специализацию и дифференциацию. Во­вторых, эти науки не парят где­то в надзвездных сферах, в безвоздушном пространстве, а   всецело   связаны   с   конкретной   повседневностью,   которая   и   определяет   их самые насущные проблемы. Наука всегда является отражением своего времени, реагируя на события и процессы, происходящие в обществе. И если согласиться со множеством аналитиков, изучающих проблемы современной эпохи, которые утверждают, что современный мир отличается исключительной сложностью, то напрашивается   вывод,   что   и   сегодняшняя   наука   крайне   сложна   по   своей структуре;   но   именно   это   и   делает   ее   дифференцированной.   Педагогика   и вместе   с   ней   педагогика   спорта   являются   примерами   этих   процессов дифференциации, неразрывно связанных с миром, в котором мы живем. Каждая   наука   имеет   свои,   присущие   только   ей   категории.   К   таким неотъемлемым понятиям и основополагающим феноменам педагогической науки относятся   —   воспитание,   образование,   обучение,   преподавание,   школа.   Если общая   педагогика   стремится   рассматривать   эти   феномены   возможно   более общим   способом,   независимо   от   конкретных   ситуаций,   то   цель   специальных педагогик состоит в том, чтобы учитывать всю специфику этих явлений. В ходе многочисленных процессов дифференциации  внутри педагогических наук   педагогика   спорта   в   последнее   время   проявляет   себя   как   частная дисциплина, интересующаяся только своими специфическими проблемами (как, например,   педагогика   досуга   или   социальная   педагогика)   в   общем   комплексе педагогического   знания.   Однако   этот   процесс   находится   еще   только   в  самом начале. При этом педагогика спорта, получая, как и раньше, важные импульсы от общепедагогической теории образования и используя их, сама вносит вклад в общую педагогику. Испытывая   влияние   дискуссий,  ведущихся  по   проблемам   общей   педагогики, получая от них творческие стимулы, она в то же время сама обогащает общую педагогику, пополняя ее запас знаний. Вне всякого сомнения, между педагогикой спорта и общей педагогикой существуют отношения взаимности. Поэтому непростительной ошибкой было бы делать вывод о том, что особенное (педагогика спорта) могло бы существовать без ссылок на общее. Однако   в   равной   степени   ошибочным   было   бы   при   определении   места педагогики­спорта в системе наук забывать о ее родстве с наукой о спорте, ибо она, вне всякого сомнения, является одновременно и частью науки о спорте.