Если взглянуть на дискуссии, которые велись в прошлом вокруг педагогики спорта, в ретроспективе, то с уверенностью можно будет сказать, что и сама педагогика спорта, и круг проблем, определяющих ее содержание, в своей значительной части изначально принадлежали к компетенции общей педагогической теории. Вопросы физического воспитания и образования, стоящие у истоков развития педагогики спорта, неразрывно связаны с кругом общепедагогических проблем.
ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПЕДАГОГИКОЙ СПОРТА И ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКОЙ
Если взглянуть на дискуссии, которые велись в прошлом вокруг педагогики
спорта, в ретроспективе, то с уверенностью можно будет сказать, что и сама
педагогика спорта, и круг проблем, определяющих ее содержание, в своей
значительной части изначально принадлежали к компетенции общей
педагогической теории. Вопросы физического воспитания и образования,
стоящие у истоков развития педагогики спорта, неразрывно связаны с кругом
общепедагогических проблем.
Одним из свидетелей этого факта, как мы выяснили, был Руссо, в работах
которого это соединение всеобщего и особенного прослеживается очень
отчетливо. То же самое можно сказать о Песталоцци, который в рамках своей
общепедагогической теории также поставил проблемы физического воспитания
и образования. Обобщая эти явления, можно сделать вывод — судьба
современной педагогики спорта с самого начала неразрывно связана с общей
педагогикой. Педагогика, с тех пор как она усилиями сначала Руссо, а затем
Гербарта и Шлейермахера стала развиваться как наука Нового времени, также
проявляла интерес к физическому воспитанию, хотя проблема физического
воспитания не всегда рассматривалась и обсуждалась во всех деталях; иногда
размышления на эту тему являлись не более чем своего рода "придатком" к
изучению прочих проблем. Но, как бы то ни было, несомненно, что современная
педагогика спорта постепенно выросла из общей педагогики, но при этом они
постоянно оставались в самой тесной связи. Отсюда вытекает то
обстоятельство, что студенты спортивных учебных заведений обязательно
должны приобретать знания по общей педагогике. Это было понятно уже Шпису,
который намеревался включить в свою научно обоснованную программу
подготовки учителей гимнастики сведения по педагогике, причем двояким
образом: вопервых, как составную часть специальных наук (то есть в качестве
педагогики спорта); вовторых, как часть общей педагогики. Самое интересное и
в высшей степени примечательное в этом не столько то, что звучащие весьма
современно высказывания раздавались уже более ста лет назад, сколько то, что
подтвержденная на теоретическом уровне, неопровержимая связь между общей
педагогикой и физическим воспитанием была осуществлена уже Шписом на
практическом уровне, в области подготовки преподавателей гимнастики.
Однако после этой повторной исторической реминисценции обратим внимание
на современную связь между педагогикой спорта и общей педагогикой. При этом
сразу же можно заметить, что и педагогическая наука претерпела значительные
изменения, лучшим доказательством чего служит существование педагогики
спорта. Почему? С начала XIX в. педагогика Нового времени начала
освобождаться от оков философии и теологии, .она на первых порах приобрела
черты общей педагогики (Гербарт, 1806), содержавшей в себе ядро весьма
специальных проблем, которые рассматривались, однако, больше в общем плане.
По мере того как педагогика становилась научной дисциплиной (процесс,
достигший своего апогея во второй трети нашего столетия), в ней усиливались
процессы дифференциации. На основе общей педагогики развивалось все
большее число различных специальных дисциплин. К таким специальным
педагогикам принадлежат,
педагогика трудновоспитуемых,
социальная педагогика, педагогика школы, криминальная педагогика,
например,сексуальная педагогика, педагогика, занимающаяся улаживанием конфликтов,
педагогика, изучающая проблемы иностранцев, и в том числе педагогика спорта.
Наметилась своеобразная тенденция — общая педагогика во все большей
степени расчленяется на специальные педагогики.
Это имеет главным образом две причины. Вопервых, наука, в известной мере,
по самой своей "сути" является такой деятельностью, которая в процессе
обретения знаний опирается на специализацию и дифференциацию. Вовторых,
эти науки не парят гдето в надзвездных сферах, в безвоздушном пространстве,
а всецело связаны с конкретной повседневностью, которая и определяет их
самые насущные проблемы. Наука всегда является отражением своего времени,
реагируя на события и процессы, происходящие в обществе. И если согласиться
со множеством аналитиков, изучающих проблемы современной эпохи, которые
утверждают, что современный мир отличается исключительной сложностью, то
напрашивается вывод, что и сегодняшняя наука крайне сложна по своей
структуре; но именно это и делает ее дифференцированной. Педагогика и
вместе с ней педагогика спорта являются примерами этих процессов
дифференциации, неразрывно связанных с миром, в котором мы живем.
Каждая наука имеет свои, присущие только ей категории. К таким
неотъемлемым понятиям и основополагающим феноменам педагогической науки
относятся — воспитание, образование, обучение, преподавание, школа. Если
общая педагогика стремится рассматривать эти феномены возможно более
общим способом, независимо от конкретных ситуаций, то цель специальных
педагогик состоит в том, чтобы учитывать всю специфику этих явлений.
В ходе многочисленных процессов дифференциации внутри педагогических
наук педагогика спорта в последнее время проявляет себя как частная
дисциплина, интересующаяся только своими специфическими проблемами (как,
например, педагогика досуга или социальная педагогика) в общем комплексе
педагогического знания. Однако этот процесс находится еще только в самом
начале. При этом педагогика спорта, получая, как и раньше, важные импульсы от
общепедагогической теории образования и используя их, сама вносит вклад в
общую педагогику.
Испытывая влияние дискуссий, ведущихся по проблемам общей педагогики,
получая от них творческие стимулы, она в то же время сама обогащает общую
педагогику, пополняя ее запас знаний. Вне всякого сомнения, между педагогикой
спорта и общей педагогикой существуют отношения взаимности.
Поэтому непростительной ошибкой было бы делать вывод о том, что особенное
(педагогика спорта) могло бы существовать без ссылок на общее.
Однако в равной степени ошибочным было бы при определении места
педагогикиспорта в системе наук забывать о ее родстве с наукой о спорте, ибо
она, вне всякого сомнения, является одновременно и частью науки о спорте.