Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений
Оценка 4.7

Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений

Оценка 4.7
docx
22.03.2024
Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений
реферат экономика.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Экономика и образование»

на тему: «Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнил:

студент группы ____________

__________________________

Проверил:

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

Содержание

 

 

Предпосылки изменения отношений собственности в системе образования……………………………………………………………….

 

3

Структура объектов собственности……………………………………….

6

Субъекты собственности в образовании…………………………………

8

Формы собственности в образовании…………………………………….

9

Приватизация в системе образования……………………………………

9

Совершенствование отношений собственности в сфере образования

14

Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита в вузе………………………………………………………………………….

 

20

Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений……………………………………………

 

23

Задачи управления собственностью ОУ…………………………………

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки изменения отношений собственности в системе образования

 

Образование как отрасль, как составная часть народного хозяйства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются, в частности, в отношениях собственности в обмене деятельностью работников просвещения с представителями иных отраслей народного хозяйства, в способах и формах возмещения затрат труда и материальных средств.

В современной экономической теории широкое распространение получило направление экономического анализа (неоинституционализм) согласно которому права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями и т. д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Иначе говоря, права собственности есть не что иное как определенные «правила игры», принятые в обществе, т.е. в основном, законы государства. В соответствии с данной теорией, полный «пучок прав» собственности состоит из 11 элементов: право владения, право использования, право управления, право на доход, право на передачу благ в наследство и т.д. Право частной собственности означает, что отдельные физические или юридические лица обладают всем пучком из 11 прав собственности. Право государственной собственности означает, что всем «пучком» прав или их большинством обладает исключительно государство.

К примеру, бюджетное образовательное учреждение как юридическое лицо имеет лишь право на владение и использование имущества этого учреждения в форме оперативного управления. Имущество предоставлено ему собственником, т. е. учредителем, которому принадлежат остальные 8 прав собственности на это имущество. В отличие от бюджетного учреждения, которое не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, автономное учреждение имеет значительно больший объем прав из указанной их совокупности и более свободно в распоряжении любыми поступившими средствами.

1. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

4. Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

5. Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.

10. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.

11. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

Образовательное учреждение с согласия учредителя или самостоятельно, если образовательное учреждение вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договора между образовательным учреждением и медицинским учреждением имеет право предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями и (или) муниципальными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

12. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

Положения настоящего пункта не распространяются на федеральные государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), относящиеся к организациям атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, которые передаются открытому акционерному обществу атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

 

 

Структура объектов собственности

 

Собственность (от древнерусского «собность» — владение вещью или кем-либо как личным достоянием) — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Субъекты и объекты собственности:

Субъекты собственности

Объекты собственности

человек;

семья;

трудовой коллектив предприятия;

социальная группа;

население территории;

органы управления всех уровней;

народ страны.

Факторы производства и готовая продукция:

земля, земельные участки, площади, угодья;

деньги, валюта, ценные бумаги;

материально-имущественные ценности;

природные богатства;

драгоценности.

Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество. Объекты:

¾              материальные;

¾              неживые;

¾              вещи;

¾              землянедра;

¾              живые

¾              животные, в том числе одомашненные

¾              люди: рабы (в современном мире рабство не признаётся)

¾              нематериальные;

¾              интеллектуальная собственность.

¾              воздушноеводное и космическое пространство

 

 

 

Субъекты собственности в образовании

 

Субъектами права собственности в России являются граждане, негосударственные юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Государственные юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество. Оно принадлежит им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Субъектами частной собственности могут быть граждане и негосударственные юридические лица. В их собственности может находиться любое имущество, за исключением того, которое находится с исключительной собственности государства (недра земли, леса, воды и др.). Источниками частной собственности могут быть лишь имущество и доходы, полученные законным путем. Законодательство разрешает собственникам использовать свое имущество в предпринимательских целях. Единственное требование – эта деятельность должна осуществляться в соответствии с законодательством и в установленном законом порядке.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В муниципальной собственности находятся: средства соответствующего бюджета; предприятия и организации местного значения; предприятия торговли; общественного питания; бытового обслуживания; учреждения здравоохранения, образования; транспорт общего пользования; жилой и нежилой фонд; учреждения культуры и другие объекты, не составляющие государственную собственность (ст. 215 ГК РФ).

 

 

 

Формы собственности в образовании

 

В сфере образования различаются следующие формы собственности: государственная (государственные вузы, ссузы, пту, интернатные и специальные учреждения, автономные учреждения); муниципальная (дошкольные и общеобразовательные учреждения); собственность общественных организаций (религиозные, профсоюзные и проч. учебные заведения); частная (индивидуальные репетиторы, частные школы и т.д.); смешанная (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации).

 

 

Приватизация в системе образования

 

Российской Федерации от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (Российская газета. 1995. 1 июля), запретившего не только приватизацию и/или разгосударствление образовательных учреждений, но и изменение состава их учредителей за исключением включения в их состав представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о запрещении приватизации (разгосударствления) государственных и муниципальных образовательных учреждений вошло и в новую редакцию Закона «Об образовании» (статья 39). Эти законодательные акты зафиксировали общественное мнение о невозможности (нецелесообразности) приватизации или разгосударствления в сфере образования. Тем не менее, проблемы, связанные с отношениями собственности в системе образования, сохранились и постоянно «дают о себе знать» при решении вопросов сдачи в аренду имущества, продажи и передачи с баланса на баланс, приема имущества от юридических лиц, а также такой важной проблемы, как собственность самого образовательного учреждения. Подходы к решению этих проблем требуют понимания содержания отношений собственности в системе образования. Практически все учебные заведения, как государственные, так и негосударственные, в настоящее время являются учреждениями. Таково было требование Закона «Об образовании» в предыдущей редакции. Для учреждений, как формы некоммерческих организаций, отношения собственности строятся на основе положений, изложенных в статьях 296, 298—300 Гражданского кодекса Российской Федерации и, что является предметом дискуссий, на основе положений законодательства об образовании.

Согласно им учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Имущество, закрепленное на таком праве, считается переданным в оперативное управление учреждению. Иного режима для передачи имущества учреждению Кодекс не предусматривает. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Из этих положений следует, что в образовательных учреждениях могут находиться объекты собственности двух типов:

• переданные им на праве оперативного управления учредителем (собственником);

• полученные по иным основаниям — в результате самостоятельной деятельности или в форме дара, пожертвования, по завещанию — в самостоятельное распоряжение.

В свою очередь объекты собственности, полученные образовательным учреждением в результате самостоятельной деятельности, могут:

• поступать в самостоятельное распоряжение образовательных учреждений;

• поступать в оперативное управление образовательных учреждений, будучи плодами (доходами) от использования объектов, находящихся в оперативном управлении вузов.

Эти положения Гражданского кодекса являются основой, на которой должна строиться и строится вся совокупность отношений собственности в сфере образования. Они определяют исходные положения и рамки этих отношений, т.е. являются одним из направлений государственного регулирования. Закон «Об образовании» несколько по иному определил эти

отношения. Справедливости ради следует отметить, что и издан Закон был раньше Кодекса. Подтвердив, что переданные учредителем (собственником) объекты поступают в оперативное управление образовательного учреждения, закон установил, что земельные участки передаются им в пользование, т.е. на формально ином праве. Одновременно в образовательных учреждениях также появляются объекты, находящиеся в их собственности. К ним относятся:

• денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные юридическими и (или) физическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию;

• продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности вуза;

• доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Именно этими объектами собственности учебное заведение отвечает по своим обязательствам (включая находящиеся в его распоряжении денежные средства). При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию его обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом этого образовательного учреждения. Образовательным учреждениям предоставлено право выступать арендаторами и арендодателями имущества. В частности, сдача в аренду государственным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета (ученого совета) по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе без согласования с собственником имущества. Средства, полученные в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении (имеют, таким образом, целевой характер). Как видно, законодательно определенные отношения собственности в системе образования представляют собой весьма противоречивую картину, складывающуюся, главным образом, из разного определения этих отношений в законодательстве, особенно в части объектов собственности, полученных образовательными учреждениями в качестве результатов (доходов) от разрешенной самостоятельной деятельности. Разумеется, можно работать и при этих противоречиях. Но с можно работать и при этих противоречиях. Но с развитием приносящей доходы деятельности, ростом внебюджетных доходов неурегулированность отношений собственности будет «работать» на ограничение самостоятельности и автономии образовательных учреждений в части сужения рамок самостоятельности распоряжения имуществом и денежными средствами. Это тем более вероятно, что Бюджетным кодексом (об этом уже говорилось выше) доходы, полученные с использованием государственной собственности, считаются доходами бюджета, что, безусловно, ограничивает права по их использованию. Отсюда следует, что отношения собственности в сфере образования необходимо совершенствовать.

 

 

 

 

 

 

Совершенствование отношений собственности в сфере образования

 

Для совершенствования определения отношений собственности, т.е. их регулирования, целесообразно рассмотреть эти отношения в совокупности их определений в разных частях законодательства с практикой использования объектов собственности. Важной особенностью учебного заведения как учреждения является то, что получаемая им прибыль (доход) не распределяется между учредителями, что зафиксировано в Гражданском кодексе. Одновременно статьей 43 Закона «Об образовании» (пункт 5) установлено, что собственник получает право на часть дохода от использования в коммерческих целях закрепленного за образовательным учреждением имущества. Размер этой части дохода определяется договором между вузом и собственником имущества. В этом положении можно усмотреть элемент распределения дохода, присущий коммерческой организации, т.е. противоречие с ГК. Однако такое положение может быть объяснено и с позиций законодательного определения особенностей правового положения именно образовательного учреждения, как отдельного вида учреждений. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 120 того же ГК. Эта законодательно определенная особенность позволяет отметить следующие обстоятельства, важные, на наш взгляд, для понимания отношений собственности в образовании:

• необходимо согласие собственника на использование образовательным учреждением закрепленного за ним имущества в целях получения дохода;

• собственник имеет право только на часть дохода от коммерческого использования (использования для получения дохода, в том числе — от платной образовательной деятельности) переданного имущества;

• между собственником имущества и учебным заведением должен заключаться договор о размерах части дохода, получаемой собственником.

Вместе с тем по закону, как было показано выше, образовательному учреждению не требуется согласия собственника для сдачи имущества в аренду без права выкупа и пользование. Имущество, таким образом, может использоваться в коммерческих целях (только в случае сдачи его в аренду и пользование) без специального согласия собственника. На практике образовательные учреждения, осуществляя различные виды приносящей доходы деятельности, безусловно используют для этого и переданное им государственное имущество. Нет никаких решений собственника или учредителя государственных образовательных учреждений, так или иначе ограничивающих такую деятельность, более того — развитие приносящей доходы деятельности поощряется. В последнее время наблюдается тенденция к более полному контролю за использованием объектов федеральной государственной собственности, переданных, в частности, высшим учебным заведениям в оперативное управление. Это выражается в том, что:

• вузы ставятся перед необходимостью заключения договоров о передаче им в оперативное управление объектов федеральной собственности. Этими договорами определяются порядок и условия использования государственного имущества, в том числе и для целей получения доходов;

• государство объявило доходы, получаемые от сдачи в аренду и иного использования объектов государственной собственности, доходами бюджета и установило совершенно определенный (принятый для бюджетных средств) режим учета и расходования этих доходов.

Сложившаяся практика передачи в оперативное управление объектов собственности (имущества, зданий, сооружений, приборов, оборудования и т.д.) сводилась к принятию соответствующего решения и приему-передаче их на баланс учебного заведения. В условиях строгого ограничения коммерческого использования таких объектов этого было вполне достаточно,

каких-либо дополнительных соглашений этот процесс не требовал. Новые законодательные основы организации экономики потребовали более детального определения взаимоотношений собственника (учредителя) и учебного заведения в части распределения дохода от коммерческого использования имущества. Одновременно практика показывает, что одного законодательного определения отношений собственности, особенно в том виде, как это представлено в действующем законодательстве, явно недостаточно. Как уже упоминалось, действующие законодательные акты содержат определения, позволяющие одни и те же действия квалифицировать по-разному, что создает существенные трудности в работе. В первую очередь это относится к:

• разграничению объектов собственности на переданные в оперативное управление и находящиеся в самостоятельном распоряжении (в собственности — по другим законодательным положениям) учебного заведения;

• определению пределов самостоятельного распоряжения денежными средствами и объектами собственности;

• возможности или невозможности использования объектов собственности и денежных средств для осуществления приносящей доходы деятельности и пределам прав по отношению к получаемым в результате такой деятельности доходам;

• порядку изъятия объектов собственности (в том числе и денежных средств) в случае их нецелевого (ненадлежащего) использования или неиспользования;

• определению направлений целевого использования объектов собственности и денежных средств и др.

Например, Госкомвуз России и другие министерства (ведомства), исполняя функции учредителей подведомственных образовательных учреждений федерального уровня, не исполняли функций собственника или распорядителя используемого ими государственного имущества. Правительством вопросы распоряжения и управления государственной собственностью, осуществление юридических действий, связанных с передачей имущества в оперативное управление, были отнесены к исключительной компетенции Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом. В результате учредитель (министерство, ведомство) утверждал устав вуза, т.е. определял все основные положения его функционирования, заключал с вузом договор о разграничении полномочий и взаимных обязательствах, но не мог определить ни одного условия использования вузом переданного ему государственного имущества, т.е. фактически не определял материальной основы осуществления вузом своей, в том числе и финансируемой из бюджета, деятельности. Госкомимущество России, обладая всей полнотой прав в отношении государственного имущества, не могло принять нормативного акта, определяющего условия использования вузом этого имущества в силу наличия законодательно установленной автономии вуза в части использования переданного ему (вузу) имущества (основные положения такой автономии указаны выше) и бюджетных и внебюджетных средств, находящихся в распоряжении вуза. Одновременно, не будучи учредителем, Комитет был лишен возможности принять участие в утверждении устава вуза и, следовательно, включить в этот документ положения о режиме использования государственного имущества. На местах, правда, явочным порядком органы управления имуществом активно вмешивались в процесс регистрации уставов и вносили в них свои дополнения и изменения, касающиеся имущества и осуществления предпринимательской деятельности.

В частности, органы управления государственным имуществом предлагали учебным заведениям заключать договоры о передаче им в оперативное управление имущества и условиях его использования, в том числе для целей извлечения доходов. Основные положения такого договора базируются на уже упомянутых статьях Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих в самом общем виде отношения собственности применительно к учреждениям. К ним относятся следующие положения:

• невозможность без согласия Минимущества России (или его территориальных органов) продавать, списывать с баланса, сдавать в аренду или пользование закрепленное на праве оперативного управления имущество;

• договор аренды (пользования) по отношению имущества учебного заведения заключается Минимущества России (его территориальными органами) или с обязательным их участием;

• продукция, плоды, доходы от использования переданного имущества, а также приобретенные объекты собственности поступают в оперативное управление учебного заведения;

• учебное заведение несет бремя содержания и ремонта переданного ему имущества.

Даже не анализируя подробно содержание этих основных положений, можно сделать вывод о том, что они существенно ограничивают законные права образовательных учреждений по использованию денежных средств и имущества. Права предоставлены в соответствии с законом «Об образовании» и не могут быть ограничены ни ведомственным нормативным актом, ни договором. Для приведения договора в соответствие с законодательными положениями необходимо, на наш взгляд, разработать такую форму типового договора, которая отражала бы предоставленные учебному заведению права, давала возможность их реализации без излишнего вмешательства государственных органов. Типовой договор между собственником имущества (для государственных вузов — органом, уполномоченным на осуществление функций собственника государственного имущества) и учебным заведением заключается с целью реализации законодательных положений по регулированию отношений собственности. Например, в качестве уполномоченного органа для государственных вузов может выступать после принятия Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» министерство (ведомство), в ведении которого данный вуз находится. Договор может заключаться соответствующими региональными органами (управления государственным имуществом субъекта Федерации или муниципалитетом). Договор включает в себя положения, содержащие:

• перечень имущества, передаваемого учебному заведению;

• условия, сроки и порядок передачи имущества;

• основные цели, для которых передается имущество;

• направления коммерческой деятельности, для осуществления которых может использоваться переданное имущество;

• условия (ограничения), выдвигаемые собственником по использованию имущества в коммерческих целях;

• соглашение о распределении между учебным заведением и собственником доходов от коммерческого использования переданного имущества;

• сроки и порядок отчетности учебного заведения перед собственником (или уполномоченным органом) по использованию переданного имущества;

• порядок контроля за использованием имущества;

• обязательства учебного заведения по содержанию имущества;

• обязательства собственника по субсидиарной ответственности;

• права собственника по изъятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению, в том числе с нарушением условий договора, имущества;

• права учебного заведения в отношении плодов, продукции и доходов от использования переданного имущества.

Содержательная сторона договора должна формироваться по двум основным направлениям:

• более четкого обособления объектов собственности, находящихся в вузах, дальнейшей детализации законодательного (нормативного) оформления границ их использования, учета и т.д.;

• дальнейшего расширения автономии вузов в использовании переданных им (полученных ими) объектов собственности, в том числе для ведения приносящей доходы деятельности.

Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита в вузе

 

Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности человека в любой области (производственной, научной, литературной, художественной и пр.), а также права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненные работы или услуги.

Содержание интеллектуальной собственности как права включает в себя права автора и исключительное (имущественное) право. К правам автора на объекты интеллектуальной собственности относятся следующие: право авторства право на имя право на опубликование право на неприкосновенность произведения.

Основными функциями Федеральной службы по интеллектуальной собственности являются:

— правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

— контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

— контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

— оказание государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, в сфере нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности

Объектом интеллектуальной собственности (ОИС) являются документально подтвержденные права на интеллектуальную деятельность.

Интеллектуальная собственность подразделяется на две основные сферы прав: авторское право и смежные с авторскими права и промышленная собственность.

В категорию авторского права входят произведения искусства или науки, а также компьютерные программы. Смежные права — права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам и прочим объектам ИС, ставшим общественным достоянием.

Промышленная собственность — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов ИС. Включает в себя:                

патентную собственность, которая охраняет объекты ИС;

права на средства индивидуализации, которые распространяются на фирменные наименования и коммерческие названия компаний, товарные знаки, названия мест происхождения товаров;

секреты производства, которыми признаются любые сведения об объектах ИС в научно- технической сфере и способах их применения.

Результаты интеллектуальной деятельности работников ВУЗа активно используются в преподавательской деятельности, непосредственно в учебном процессе, деятельности кооперативных организаций, поэтому вопросы охраны и защиты таких результатов актуальны и представляют практический интерес.

Охрана и защита интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ, регулирующим правоотношения в сфере интеллектуальной деятельности.

В настоящее время в целях обеспечения правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности осуществляется патентование и регистрация объектов интеллектуальной собственности и другие меры.

В целях развития и стимулирования интеллектуальной деятельности работников вуза необходимо применять меры поощрения за создание и реализацию объектов интеллектуальной собственности.

Представляется целесообразным разработать Положение об интеллектуальной деятельности в вузе, целью которого является урегулирование правоотношений в связи с созданием в вузе объектов интеллектуальной собственности.

Одной из эффективных мер представляется разработка проектов трудовых договоров работников вуза, в условиях которых была бы предусмотрена принадлежность исключительного права на результаты служебной интеллектуальной деятельности работников, обязательства вуза как работодателя защищать личные права работника, связанные с созданными им и принадлежащими вузу объектами интеллектуальной деятельности, выплачивать авторам принадлежащих вузу объектом интеллектуальной собственности вознаграждение за создание и использование данных объектов, а также ответственность за нарушение работниками вуза соответствующих норм законодательства и принятых договорных обязательств.

 

 

 

 

 

Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений

 

В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг имеют организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру лицензирования согласно со ст. 91 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Деятельность ОУ должна быть направлена исключительно на удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение. Длительный период времени в РФ был признан  только один вид организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения — некоммерческая организация.

С принятием Федерального закона № 175-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ:

Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.

Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.

Частные  ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.

Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.

Статус ОУ

Учредитель

Имущество

Финансирование

Государственные школы

Органы госвласти РФ, субъектов РФ.

Пребывает в собственности государства.

Осуществляется из госбюджета.

Муниципальные

Органы местного самоуправления.

Находится в собственности муниципалитета.

Частные

Российские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.

Общественные и религиозные организации (обязательное  условие — регистрация в нашей стране).

Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус  индивидуального предпринимателя.

Находится во власти собственника.

Выделение денежных средств выполняется учредителем.  

Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.

Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:

учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;

учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.

Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации. В  уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.

Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений

Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий. В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).

Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения  конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.

Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:

АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.

Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).

Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.

Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юридическим лицам.

 

 

Задачи управления собственностью ОУ

 

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области (далее - Концепция) разработана на основе Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024, и Концепции экономической политики Ростовской области, утвержденной решением Законодательного Собрания области от 29 сентября 1999 года N 34.

В основу Концепции положены практический опыт и существующая система управления государственным имуществом на территории области с перспективой ее развития и совершенствования.

Концепция ориентирована на реализацию действующих и включение новых механизмов эффективного использования государственного имущества и повышения деловой активности коммерческих и некоммерческих организаций, успешной реализации институциональных преобразований на территории области.

Концепция отражает усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

 Политика Администрации области, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

¾         оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

¾         вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в коммерческий оборот;

¾         увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

¾         использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

¾         повышение конкурентоспособности продукции унитарных предприятий, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Реализация указанных целей органами исполнительной власти области позволит осуществить решение следующих задач:

¾              разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

¾              инвентаризация объектов недвижимости и ценных бумаг, находящихся в государственной собственности области;

¾              повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

¾              классификация объектов государственной собственности области по признакам, определяющим специфику управления;

¾              оптимизация количества объектов управления в целях эффективного пообъектного управления;

¾              обеспечение прав области как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

¾              обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (в целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании);

¾              расширение полномочий по управлению предприятиями и организациями федеральной собственности, расположенными на территории области.

В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

  1.1. Определение цели и выбор способа ее
   достижения

 Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) постановлением Главы Администрации области о его создании должна быть определена и зафиксирована цель, которую он преследует и достижению которой служит.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом управления.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски области при недостижении запланированного качественного результата управления.

1.2. Построение системы управления

Система управления представляет собой неразрывное единство следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, систематическое поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия уполномоченных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

 1.3. Обеспечение эффективности и профессионализма  управления

 Эффективность управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности управляющих государственным имуществом области.

Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, недвижимость, акции, находящиеся в собственности области, доли области в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Реферат По дисциплине: «Экономика и образование» на тему: «Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений»

Реферат По дисциплине: «Экономика и образование» на тему: «Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений»

Содержание Предпосылки изменения отношений собственности в системе образования………………………………………………………………

Содержание Предпосылки изменения отношений собственности в системе образования………………………………………………………………

Предпосылки изменения отношений собственности в системе образования

Предпосылки изменения отношений собственности в системе образования

В отличие от бюджетного учреждения, которое не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, автономное учреждение имеет значительно больший объем прав…

В отличие от бюджетного учреждения, которое не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, автономное учреждение имеет значительно больший объем прав…

Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством

Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством

Положения настоящего пункта не распространяются на федеральные государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), относящиеся к организациям атомного энергопромышленного комплекса

Положения настоящего пункта не распространяются на федеральные государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), относящиеся к организациям атомного энергопромышленного комплекса

Субъекты и объекты собственности:

Субъекты и объекты собственности:

Субъекты собственности в образовании

Субъекты собственности в образовании

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям

Российской Федерации. Положение о запрещении приватизации (разгосударствления) государственных и муниципальных образовательных учреждений вошло и в новую редакцию

Российской Федерации. Положение о запрещении приватизации (разгосударствления) государственных и муниципальных образовательных учреждений вошло и в новую редакцию

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете

Эти положения Гражданского кодекса являются основой, на которой должна строиться и строится вся совокупность отношений собственности в сфере образования

Эти положения Гражданского кодекса являются основой, на которой должна строиться и строится вся совокупность отношений собственности в сфере образования

Средства, полученные в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении (имеют, таким образом, целевой характер)

Средства, полученные в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении (имеют, таким образом, целевой характер)

Совершенствование отношений собственности в сфере образования

Совершенствование отношений собственности в сфере образования

Вместе с тем по закону, как было показано выше, образовательному учреждению не требуется согласия собственника для сдачи имущества в аренду без права выкупа и пользование

Вместе с тем по закону, как было показано выше, образовательному учреждению не требуется согласия собственника для сдачи имущества в аренду без права выкупа и пользование

Одновременно практика показывает, что одного законодательного определения отношений собственности, особенно в том виде, как это представлено в действующем законодательстве, явно недостаточно

Одновременно практика показывает, что одного законодательного определения отношений собственности, особенно в том виде, как это представлено в действующем законодательстве, явно недостаточно

Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом

Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом

Минимущества России (его территориальными органами) или с обязательным их участием; • продукция, плоды, доходы от использования переданного имущества, а также приобретенные объекты собственности поступают в…

Минимущества России (его территориальными органами) или с обязательным их участием; • продукция, плоды, доходы от использования переданного имущества, а также приобретенные объекты собственности поступают в…

Федерации или муниципалитетом)

Федерации или муниципалитетом)

Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита в вузе

Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита в вузе

Объектом интеллектуальной собственности (ОИС) являются документально подтвержденные права на интеллектуальную деятельность

Объектом интеллектуальной собственности (ОИС) являются документально подтвержденные права на интеллектуальную деятельность

Охрана и защита интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с гражданским законодательством

Охрана и защита интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с гражданским законодательством

Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений

Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений

Частные Российские и иностранные объединения

Частные Российские и иностранные объединения

АНО). Тенденция к переходу на новые организационные типы

АНО). Тенденция к переходу на новые организационные типы

Ростовской области, утвержденной решением

Ростовской области, утвержденной решением

Реализация указанных целей органами исполнительной власти области позволит осуществить решение следующих задач: ¾ разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;…

Реализация указанных целей органами исполнительной власти области позволит осуществить решение следующих задач: ¾ разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;…

Определение цели и выбор способа ее достижения

Определение цели и выбор способа ее достижения

Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности управляющих государственным имуществом области

Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности управляющих государственным имуществом области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024