Отображение в программе точно поставленной цели

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как уже упоминалось . во многих учебных программах. особенно программах профессионального обучения . часто содержится обобщенное описание в виде квалификационной характеристики того опыта, которым должен овладеть в ходе обучения учащийся. В ней дается краткое описание того. что учащийся “должен знать” и что “должен уметь” в итоге обучения . На это описание, предполагается, должен быть ориентирован каждый учебный предмет. чтобы вместе с другими формировать знания и умения учащегося.
Иконка файла материала Отображение в программе точно поставленной.doc
Отображение в программе точно поставленной  цели              Как уже упоминалось . во многих учебных программах. особенно программах   профессионального   обучения   .   часто   содержится   обобщенное описание   в   виде   квалификационной   характеристики   того   опыта,   которым должен овладеть в ходе обучения учащийся. В ней дается краткое описание того. что учащийся “должен знать” и что “должен уметь” в итоге обучения . На это описание, предполагается, должен быть ориентирован каждый учебный предмет. чтобы вместе с другими формировать знания и умения учащегося. Наличие   квалификационной   характеристики   в   программе   или   сборнике программ по определений специальности является положительным моментом на этапе эмпирмического создания УМК , так как ею в определенной мере задается цель подготовки специалиста. Однако лишь ”в определенной мере” и, как показано выше. далеко не в полной мере.            Одно из важных требований к описанию цели­ это полнота и в то же время   неизбыточность   требований   .   точная   ориентировка   на   потребность учащегося в определенных знаниях на ближайшую перспективу в 3­5 лет его будущей учебной и производственной деятельности. В учебных заведениях не заканчивается   формирование   личности   специалиста.   он   продолжается   всю жизнь  в  ходе  практической  деятельности  и различных форм  непрерывного повышения его квалификации . Учебное заведение может проектировать свое воздействие   лишь   на   ближайшую   перспективу   заданной   профессиональной деятельности специалиста, и это должно быть хорошо известно и понятно не только   преподавателям     но   и   выпускникам   учебного   заведения   для   того. чтобы предостеречь  их от консерватизма и застоя в будущем.                                              Стремление   к   точному   описанию   цели   обучения   и   воспитания характерно для теоретического этапа построения УМК. При ясности цели становится возможным вполне определенно построить и все другие элементы программы   и   УМК   в   целом,   и,   следовательно.   модель   будущего   учебно­ воспитательного процесса, гарантирующего достижение заданных целей. Цель обучения и воспитания специалиста является системообразующим элементом педагогической системы.                       Чтобы   считать.   что   цель   описана   точно.   ясно   и   определенно. необходимо чтобы все ее параметры были заданы диагностично.     Под “ диагностичностью “ понимают воспроизводимое измерение и оценку определенного качества или свойства.   К   сожалению   многие   личностные   свойства   трудно   поддаются диагностичному   определению,   поскольку,   с   одной   стороны,   они   плохо изучены   с другой­ их изучение затруднено. так как   они не константны и нестабильны. Их нельзя измерять так же однозначно . как вес или рост   Они могут изменяться и притом существенно уже в процессе самого измерения( например. знания или умения) . Для разработки диагностичной процедуры для   таких   свойств   необходимо   вводить   обоснованные   абстракции   и ограничения. позволяющие определить диагностируемый признак  как в статике. так и в динамике.                                                                            Для получения диагностичного описания цели и точного определения степени   достижения   (   оценки   )   необходимо   оцениваемый   признак, характеризующий   качество   подготовки   специалиста.   изучить   настолько. чтобы по отношению к нему были возможны следующие операции: описание свойств и отличительных черт данного признака. позволяющие однозначно выделять его из множества ему подобных признаков ( операция ОП   ).   Например,   описание   признаков.   характеризующих   глубину.   научный уровень или основательность ( прочность) усвоения знаний; создание   надежного   инструмента.   позволяющего   выявлять   признак   в любой его форме и при любой интенсивности его проявления ( операция В ). Например.   каким   “   инструментом”   проверять   факт     усвоения?   На традиционном экзамене экзаменатор безоружен и все делает на глазок; Измерение   интенсивности   проявления   признака   в   диагностируемом объекте ( операция Из ). К примеру. как измерить степень усвоения: лучше­ хуже   и   насколько   лучше   или   хуже?   Четырехбальная   шкала   ничего   не измеряет; Разработка шкалы оценок качества определяемого признака (операция Из). Какую шкалу, почему и как использовать? За что ставить двойку или пятерку?          Если обозначить процедуру диагностического определения цели буквой Д. то все сказанное может быть записано в виде следующей символической формулы   диагностичности.   определяющей   точно   заданную   цель: Д=ОП+В=Из+Оц.