Как уже упоминалось . во многих учебных программах. особенно программах профессионального обучения . часто содержится обобщенное описание в виде квалификационной характеристики того опыта, которым должен овладеть в ходе обучения учащийся. В ней дается краткое описание того. что учащийся “должен знать” и что “должен уметь” в итоге обучения . На это описание, предполагается, должен быть ориентирован каждый учебный предмет. чтобы вместе с другими формировать знания и умения учащегося.
Отображение в программе точно поставленной.doc
Отображение в программе точно поставленной
цели
Как уже упоминалось . во многих учебных программах. особенно
программах профессионального обучения . часто содержится обобщенное
описание в виде квалификационной характеристики того опыта, которым
должен овладеть в ходе обучения учащийся. В ней дается краткое описание
того. что учащийся “должен знать” и что “должен уметь” в итоге обучения .
На это описание, предполагается, должен быть ориентирован каждый учебный
предмет. чтобы вместе с другими формировать знания и умения учащегося.
Наличие квалификационной характеристики в программе или сборнике
программ по определений специальности является положительным моментом
на этапе эмпирмического создания УМК , так как ею в определенной мере
задается цель подготовки специалиста. Однако лишь ”в определенной мере” и,
как показано выше. далеко не в полной мере.
Одно из важных требований к описанию цели это полнота и в то же
время неизбыточность требований . точная ориентировка на потребность
учащегося в определенных знаниях на ближайшую перспективу в 35 лет его
будущей учебной и производственной деятельности. В учебных заведениях не
заканчивается формирование личности специалиста. он продолжается всю
жизнь в ходе практической деятельности и различных форм непрерывного
повышения его квалификации . Учебное заведение может проектировать свое
воздействие лишь на ближайшую перспективу заданной профессиональной
деятельности специалиста, и это должно быть хорошо известно и понятно не
только преподавателям но и выпускникам учебного заведения для того.
чтобы предостеречь их от консерватизма и застоя в будущем.
Стремление к точному описанию цели обучения и воспитания
характерно для теоретического этапа построения УМК. При ясности цели
становится возможным вполне определенно построить и все другие элементы
программы и УМК в целом, и, следовательно. модель будущего учебно
воспитательного процесса, гарантирующего достижение заданных целей. Цель
обучения и воспитания специалиста является системообразующим элементом
педагогической системы.
Чтобы считать. что цель описана точно. ясно и определенно.
необходимо чтобы все ее параметры были заданы диагностично.
Под “ диагностичностью “ понимают воспроизводимое измерение и оценку
определенного качества или свойства.
К сожалению многие личностные свойства трудно поддаются
диагностичному определению, поскольку, с одной стороны, они плохо
изучены с другой их изучение затруднено. так как они не константны и
нестабильны. Их нельзя измерять так же однозначно . как вес или рост Они
могут изменяться и притом существенно уже в процессе самого измерения( например. знания или умения) . Для разработки диагностичной процедуры
для таких свойств необходимо вводить обоснованные абстракции и
ограничения. позволяющие определить диагностируемый признак
как в статике. так и в динамике.
Для получения диагностичного описания цели и точного определения
степени достижения ( оценки ) необходимо оцениваемый признак,
характеризующий качество подготовки специалиста. изучить настолько.
чтобы по отношению к нему были возможны следующие операции:
описание свойств и отличительных черт данного признака. позволяющие
однозначно выделять его из множества ему подобных признаков ( операция
ОП ). Например, описание признаков. характеризующих глубину. научный
уровень или основательность ( прочность) усвоения знаний;
создание надежного инструмента. позволяющего выявлять признак в
любой его форме и при любой интенсивности его проявления ( операция В ).
Например. каким “ инструментом” проверять факт
усвоения? На
традиционном экзамене экзаменатор безоружен и все делает на глазок;
Измерение интенсивности проявления признака в диагностируемом
объекте ( операция Из ). К примеру. как измерить степень усвоения: лучше
хуже и насколько лучше или хуже? Четырехбальная шкала ничего не
измеряет;
Разработка шкалы оценок качества определяемого признака (операция
Из). Какую шкалу, почему и как использовать? За что ставить двойку или
пятерку?
Если обозначить процедуру диагностического определения цели буквой
Д. то все сказанное может быть записано в виде следующей символической
формулы диагностичности.
определяющей точно заданную цель:
Д=ОП+В=Из+Оц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.