Оценивание глухих и слабослышащих обучающихся на уроке иностранного языка.
В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Развитие компьютерных технологий, средств связи, интернета привело к тому, что знание английского языка оказывается необходимым не только для многих видов профессиональной деятельности, но в значительной мере для ориентации в современной повседневной жизни. Владение английским языком для молодых людей, входящих в жизнь, становится все более важным, влияющим на их общественный статус.
Сказанное имеет прямое отношение и к лицам с нарушениями слуха. Овладение английским языком будет способствовать их социальной адаптации, профессиональной востребованности. Изучение иностранного языка для слабослышащих детей – это, главным образом, еще один канал связи с окружающим миром.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательных учреждений является одной из актуальных проблем современной системы образования и ставит перед всеми педагогами непростую задачу обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательном процессе. Реализация концепции инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья требует поиска наиболее эффективных стратегий обучения как процесса, направленного на целенаправленное развитие личностного потенциала каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и потребностями. Совершенно очевидно, что проведение в жизнь идеи инклюзивного образования возлагает большую ответственность на все участников учебновоспитательного процесса и, в первую очередь, на педагога.
Обучение глухих и слабослышащих иностранному языку представляет непростую задачу. Такое обучение не может вестись путем прямого использования существующих методик. Проблема здесь не просто в акустических трудностях…. Лица с нарушениями слуха иначе, нежели слышащие, воспринимают речь, у них иной опыт освоения родного языка, овладения его грамматическим строем, формирования языковых обобщений. Именно эти факторы и определяют необходимость создания специальных методов обучения иностранному языку. Основную нагрузку принимают на себя другие анализаторы, которыми располагает человек. Прежде всего это, конечно, зрение. Основной информационный канал восприятия устной речи глухим – чтение с губ.
При обучении иностранному языку глухих и слабослышащих детей необходимы:
- более широкая опора на наглядность; это могут быть картинки, таблицы, презентации, карточки и т.д.
- письмо; помимо того, что оно является необходимой составляющей англоязычной речи, в данном случае оно представляет важнейшее средство овладения языком, необходимое для формирования письменного образа слова, коррекции у обучаемого его устной формы.
- особое внимание к чтению.
Главная трудность при работе со слабослышащими и глухими детьми – это обучение аудированию. В качестве компенсации этого вида деятельности мы много читаем.
В чтении у нас не главное озвучивание слов, главное понимание текста. То есть способность слабослышащего ребенка прочитать, понять и выполнить задания по содержанию прочитанного. Таким студентам очень важно анализировать текст, грамотно его интерпретировать. Главное соблюдать все этапы работы с текстом.
1 этап - дотекстовый, очень важный и трудоёмкий этап, так здесь вводится новая лексика. На этапе подготовки к чтению студенты изучают схемы, выполняют задания на сопоставление картинок и слов, разбирают слова и словосочетания, подбирают синонимы или антонимы, составляют предложения по картинкам.
2 этап – текстовый, студенты читают текст, если требуется, переводят.
3 этап – послетекствый.
На основе прочитанного можно давать новые задания типа:
- «Jig saw» - фрагменты текста, которые необходимо расставить в логическом порядке;
- «True or false»- верно или неверно
Подобные виды заданий, направленные на понимание прочитанного, применяются на ГИА и ЕГЭ по английскому языку.
Наряду с вышеперечисленными примерами заданий, мы часто используем такие упражнения, как fill in, match, также можно в moodle сделать тест вопросами на множественный выбор ответа, либо с открытым ответом, что часто мы с коллегой используем на учебных занятиях.
После этого мы можем выполнять некие творческие задания, такие как выступить в паре по какой-либо теме, сопровождая мини-выступление слайдами; выразить своё отношение к чему-либо, основываясь на современных данных и тенденциях развития того или иного вопроса. Студенты рассказывают на иностранном языке о своих проектах, разработках, участии в выполняемой внеуниверситетской деятельности. Чтобы выполнить такие творческие задания, студентам приходится использовать знания, которые они получили в ходе изучения других специальностей. Что, в общем-то, и требуется. Урок английского языка в интегрированной группе трудно представить без индивидуального подхода. Выбор учебных пособий, а также форм работы для достижения положительных результатов строится именно на знании особенностей студентов, знание их способностей и уровня готовности к процессу изучения иностранного языка.
Учителю английского языка необходимо четко знать возможности каждого ученика. Для детей с ограниченными возможностями здоровья наибольшее значение имеет принцип посильности и доступности. Также детям с нарушениями слуха допустимо и абсолютно обосновано использование транскрипции на русском языке, для лучшего прочтения и запоминания слов. И слышащим и детям с ОВЗ одинаково необходимо использование ИКТ на уроках английского языка.
В своей работе я использую следующие ресурсы:
1) Интерактивная тетрадь skysmart для выполнения домашнего задания;
2) British council;
3) Интерактивные образовательные платформы Рэш и Учи.ру;
4) Образовательная платформа Moodle.
Работа с интернет ресурсами очень актуальна и полезна при обучении слабослышащих детей иностранному языку, ведь большинство из них являются визуалами.
В своей педагогической практике, мы используем различные виды и элементы современных технологий, студенты выполняют творческие задания, такие как выступить в паре по какой-либо теме, сопровождая мини-выступление слайдами; выражают своё отношение к чему-либо, основываясь на современных данных и тенденциях развития того или иного вопроса. Проект дает возможность раскрыть творческий потенциал студентов, проявить способности и показать свои знания по иностранному языку. Условием успешного выполнения проектной деятельности является образ «конечного продукта». Глухонемые студенты представляют свои работы в письменном варианте в виде презентации, видео с субтитрами, буклета, брошюры, плакатов. Все это является важной составляющей современного процесса обучения английскому языку, как со слышащими детьми, так и с детьми с ОВЗ. Студент, владеющий проектными умениями, самостоятелен, а это очень актуально для детей с нарушениями слуха. Внедрять задания такого типа лучше в самом начале обучения, двигаясь от простого к сложному, помогая учащимся в развитии их самостоятельности.
Чтобы выполнить такие творческие задания, студентам приходится использовать знания, которые они получили в ходе изучения других предметов. Такие работы можно оценить как метапредметные результаты.
Опыт показывает, что вовлечение детей в совместную деятельность приносит свои положительные результаты. Это языковые конкурсы, интернет-игры и интернет-олимпиады, в которых неоднократно принимали участие как слышащие дети, так и дети с ОВЗ.
Именно участие во внеурочных мероприятиях позволяет детям проявить себя, раскрыться и научиться общаться друг с другом на равных. Задача каждого педагога состоит не только в том, чтобы донести учебный материал, но и сделать это в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика.
Как же оценивать глухих и слабослышащих обучающихся за проделанную ими работу на уроках английского языка? Очень часто с коллегой практикуем самооценивание. За основу мы взяли карточки «Милли», где предлагаются четыре уровня достижений: Great! Well done! OK! Try again! Надпись сопровождается соответствующей картинкой. В конце урока или в конце какого- либо вида деятельности, обучающийся выбирает картинку с надписью, оценивая себя самостоятельно. В журнал за урок выставляется либо оценка за основной вид деятельности на уроке, либо средняя оценка, получившаяся по набору карточек.
В любом случае, оценка выставляется с позитивным уклоном, поскольку необходимо поддерживать интерес к иностранному языку. Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, сколько за старание и усилия учащихся.
В конце урока обязательно провести рефлексию, акцентируя внимание на то, что студенты смогли сделать, что у них получилось. Данный подход дает позитивный настрой, мотивирует, дает уверенность в своих силах.
Исходя из всего вышеизложенного, хотим сказать, что урок английского языка в интегрированной группе может успешно сочетать в себе различные методы и приемы работы. Имея в своем арсенале классические и современные средства, способы и приемы, а также учитывая индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями слуха, педагог может и должен направить их к успешному овладению иностранным языком.
Нужно понимать, что дети с нарушениями слуха не смогут говорит по-английски с тем же четким произношением, как слышащие. Конечно, в силу природных особенностей, их словарный запас будет не настолько богат и разнообразен. Но нужно научиться понимать и главное принимать детей с ограниченными возможностями здоровья как полноценных членов общества. Именно этому способствует инклюзивное образование. Безусловно, в процессе работы будут возникать все новые и новые проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, немало времени потребуется, чтобы научиться и научить воспринимать людей с ОВЗ равными себе. И решать эти проблемы нужно будет не только на уровне класса или школы, но и всего общества в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.