Оценивание образовательных достижений учащихся (математика,ФГОС)
Оценка 5

Оценивание образовательных достижений учащихся (математика,ФГОС)

Оценка 5
Контроль знаний +1
pdf
математика
5 кл—10 кл
03.12.2018
Оценивание образовательных достижений учащихся (математика,ФГОС)
С учетом принятого подхода к ФГОС, реализуемого в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта. Главным достоинством оценочной деятельности в соответствии с ФГОС является то, что она реально переключает контроль и оценивание со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Оценка достижения планируемых результатов, как и прежде, включает в себя две согласованные между собой системы оценок: -внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); -внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией).
Оценивание образовательных достижений учащихся.pdf

Оценивание образовательных достижений учащихся

 

    С учетом принятого подхода к ФГОС, реализуемого в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта. Главным достоинством оценочной деятельности в соответствии с ФГОС является то, что она реально переключает контроль и оценивание со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Оценка достижения планируемых результатов, как и прежде, включает в себя две согласованные между собой системы оценок: 

§ внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); 

§ внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией). 

Внутренняя оценка достижения планируемых результатов: 

1.        Стартовое оценивание (в начале каждого учебного года; проводится педагогом) — определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года.                                                                                                            

2.        Текущее (формирующее) оценивание (производится как самим обучающимся, так и учителем) — выявление проблем и трудностей в освоении предметных способов действия и компетентностей и планирование работы по ликвидации возникших проблем и трудностей. 

3.        Промежуточное (итоговое) оценивание (в конце учебного года) — уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. (Проводит оценивание внешняя относительно учителя школьная служба оценки качества образования.Задачи контрольно-оценочных действий учителя:  

1)            создать условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов. К этим условиям относятся: 

§ разработка требований к результату изучения темы, раздела (оценочный лист);  § создание заданий для самоконтроля учащихся своих действий в ходе изучения темы; 

§ создание заданий для расширения, углубления отдельных вопросов темы; 

§ формирование содержания проверочных, стартовых, итоговых и проектных

работ; 

§ место и время, где можно предъявить результаты («продукты») деятельности учащихся; 

§ способы перевода качественных характеристик учения в количественные (критерии оценки результатов деятельности учащегося); 

2)            обеспечить самоконтроль выполнения всех указанных выше условий.  С целью наиболее полного отражения особенностей оценивания образовательных результатов обучающихся учитель при разработке системы проверочных и учебнометодических материалов отражает их в календарно-тематическом планировании.  Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи — оценки и отметки

Результаты учителя — это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников. 

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. 

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по алгоритму самооценки и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. 

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что они завышены или занижены. 

Примерный алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):  

1.  Какова была цель задания (задачи)? 

2.  Удалось получить результат (решение, ответ)? 

3.  Правильно или с ошибкой? 

4.  Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Возможный вариант «Листа самооценки достижений учащегося ФИ»:  1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы… 

2.  Я с заданием справился / не справился. 

3.  Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочѐты): … 

4.  Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого))… 

5.  Моя работа мной и учителем была оценена так… (словесно и, возможно, отметка; критерии оценки / отметки открыты для учащихся). 

Возможные критерии словесной оценки:  

«Превосходно» — решена новая, совершенно незнакомая задача; 

«Отлично» — решена необычная, в чѐм-то новая задача; 

«Хорошо» — знакомая задача решена полностью самостоятельно; 

«Нормально» — знакомая задача решена с недочѐтами, с ошибкой или с чьей-то помощью. 

Накапливаются оценки и отметки в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), в «Портфолио достижений», в книжках «Индивидуальный образовательный маршрут школьника» с последующим выставлением в классный журнал. 

«Портфель достижений ученика» — это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в образовательной области, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития (Иванов, А.В. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В. Иванов. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с.). 

Основные разделы «Портфеля достижений»: 

§ показатели результатов по математике (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ; 

§ показатели метапредметных результатов; 

§ показатели личностных результатов (прежде всего во внеурочной деятельности). 

 

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. Индивидуальный образовательный маршрут документ, в котором обозначен перечень конкретных дел, действий, а также порядок, место и время их выполнения. 

Маршрут показывает этапы движения ребенка в соответствии с поставленной целью и задачами каждого этапа. 

Научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.  Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе позволяет им реализовывать свои образовательные запросы и возможности, осознать свою ответственность за успех / неуспех в учебной деятельности, учит максимально использовать различные способы самореализации, а это не может не сказаться в целом на качестве образования. Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности личности, принятии ответственности за свой личный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации. 

Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен, может и имеет возможность овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются оценки (баллы или проценты) / отметки в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Могут быть три группы таблиц: 

§ таблицы предметных результатов; 

§ таблицы метапредметных результатов; 

§ таблицы личностных результатов по классу (заполняются на основании данных психолога).

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и на ее управление. 

Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают тему проекта. В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.  В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 

1)  выносимый на защиту продукт проектной деятельности

2)  подготовленная учащимися краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использован-ных источников. Для конструкторских проектов (изготовление моделей и др.) в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений;  3) краткий отзыв руководителя.  

В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. 

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учѐтом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчѐта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. 

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.  Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней. 

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»). 

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:  

§ повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); 

§ высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от-метка «5»). 

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня: 

§ пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка

«2»); 

§ низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»). 

 

Четвертные отметки определяются по таблицам результатов по математике. 

Итоговая отметка за учебный год складывается: 

1)                 из выполненных всех тематических и итоговых работ, количество которых определяется количеством учебных тем (блоков) — это демонстрация базового уровня знаний, умений (применение в стандартных ситуациях); 

2)                 из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях (повышенный уровень обучения); 

3)                 из представленного «портфолио» ученика — все виды и формы систематической самостоятельной его работы по математике, их презентация и публичная защита, а также все учебные достижения, выходящие за рамки школы: олимпиады, конкурсы и т.п. (высший, рефлексивно-творческий уровень обучения).

Оценивание образовательных достижений учащихся

Оценивание образовательных достижений учащихся

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных)

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных)

Портфель достижений ученика» — это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в образовательной области, а также самоанализ учеником своих текущих…

Портфель достижений ученика» — это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в образовательной области, а также самоанализ учеником своих текущих…

Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают тему проекта

Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают тему проекта

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового , целесообразно выделить также два уровня: § пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); § низкий…

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового , целесообразно выделить также два уровня: § пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); § низкий…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2018