Оценка действительности (урок развития речи)

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала разработка проекта урока.docx

1. Авторы проекта:

Петрова А.А

2. Предмет: русский язык (по программе М.М.Разумовской)

 

3. Класс: 5

 

4. Тема урока: Оценка действительности (урок развития речи)

 

5. Цель урока: изучить особый тип речи – оценка действительности, выявив отличительные признаки и языковые средства, характерные для данного  типа; обучать  умению строить небольшие монологические высказывания (в том числе с использованием речевых клише), формулировать собственные мысли и обосновывать  свою точку зрения (в устной форме – на уроке, в письменной – дома).

 

6. Задачи урока: формирование умений слушать, читать и извлекать нужную информацию или определять ключевые/опорные слова;  самостоятельно находить материал в учебнике, опираясь на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи и делать монологические выводы, пользоваться планом ответа или готовыми речевыми клише.

 

7. Планируемые образовательные результаты:

предметные -  иметь представление об особом типе речи (оценка действительности),  уметь отличать его от других типов речи по содержанию и языковым средствам выражения, уметь анализировать готовые тексты с точки зрения их типологии и создавать свои тексты с использованием разных способов оценки действительности;

метапредметные – уметь осознавать цели, задачи  своей учебной деятельности и пояснять их, применять полученные знания типологии текста в практике комплексного или лингвистического анализа;  уметь осуществлять совместную деятельность в парах, производить самооценку и взаимооценку учебных действий;

личностные - воспитывать чувство патриотизма, внимательное отношение к родной природе.

 

8. Содержание урока

 

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

Подготовка к уроку и определение характера эмоционального  состояния учащихся (карточки)

Актуализация опорных знаний, подготовка к усвоению новых знаний:

работа с выбором нужных терминов и обоснование выбора с опорой на клише,

составление определения «Текст»,

повторение отличительных особенностей типов речи через восприятие шуточного стихотворения,

работа в парах по определению типа речи и подготовке разных способов пересказа готовых текстов 

2. Основной (информационно-аналитический) этап

Формулирование проблем, цели и учебных задач урока учащимися с помощью лексической распределительной работы  и самостоятельное определение значение «оценка действительности»

Открытие знаний:

самостоятельная работа с учебной статьей,

в парах подготовка монологических ответов на вопросы по прочитанному материалу,

выполнение упражнения и выписывание в тетрадь способов выражения оценки действительности с последующим контролем по карточке-подсказке

Развитие умений – применение знания

Выполнение устных заданий учебника

Миниконтроль (работа в парах)

 В предложенных текстах найти слова или словосочетания со значением оценки и указать, чем они выражены; обосновать выбор

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Домашнее задание – запись с учетом своего выбора (выполнение упр. 554  либо написание сочинения-миниатюры с использованием оценки  (тема свободная)

Подведение итогов урока. Рефлексия:

анализ своей деятельности с помощью  ответов на вопросы учителя,

выполнение рефлексии и объяснение выбора,

обсуждение в парах оценок за урок,

определение своего настроения в конце урока (карточка), сравнение с началом урока

 

ТЕМА УРОКА. ОЦЕНКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мобилизующее начало

 

(проверка подготовки к уроку, оформление тетрадей без записи темы урока)

 

- Здравствуйте, ребята. Какое настроение у вас сегодня? У меня  – замечательное.  Покажите,  какое у вас настроение, используя карточки, которые лежат на партах. Надеюсь, что таким же отличным оно будет и в конце урока. А у тех, у кого не очень хорошее настроение, надеюсь, оно улучшится.

Проверяет подготовку к уроку  и характер настроения учащихся

Оформляют тетради; используя карточки, определяют свое настроение в начале урока (карточка)

2.Актуализация опорных знаний, подготовка к усвоению новых знаний

 

-Сегодня на уроке мы продолжим работу с текстами. Тему урока развития речи  нам придется раскрыть вместе, мы ее пока  не записали.

-Начнем урок  со словарной разминки (прием «Ключевые слова»).

Предположите, какие из слов, фраз, расположенных на доске нам могут понадобиться сегодня.

Карточки на доске:

ОРФОЭПИЯ

ОКОНЧАНИЕ

ТЕКСТ

ТИПЫ РЕЧИ

МОНОЛОГ

МОРФЕМА

ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ

ТРАНСКРИПЦИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

ОРФОГРАММА

ТЕМА

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

-Выбирая тот или иной лингвистический термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения «Я ВЫБИРАЮ …, ПОТОМУ ЧТО….. (Образец на отдельном листе. Выбранные термины остаются на доске, остальные убираются)

 

-Используя данные слова, попробуйте составить определение понятия «текст»

 

-Обратите внимание, в какой форме употреблено выражение «типы речи»? (в форме множ.числа)

- Послушайте шуточное стихотворение и определите, о каком типе речи говорится в начале стихотворения, о каком – в центральной и о каком  - в конце стихотворения?

- В стране Русского языка, в городе Культуры речи на улице Содержаниявысказывания под деревом сидели трое… (выступают 3 заранее подготовленных ученика)

 

Первый  очень странный тип-

Целый день в теньке сидит.

Никого не замечает-

Рассуждает, рассуждает:

Хватит ли до лета дров?

Нужен ли букет цветов?

И зачем соседка Машка

Глазки строит другу Сашке?

 

И второй тип непростой.

Сообщает день  – деньской

Словно сводка новостей

Полон  всяких он вестей.

Обо всём на свете знает,

Ничего он не скрывает

И расскажет нам чудак

Что, зачем, когда и как.

Он расскажет, как Наташка

Посадила в сумку Машке

Очень страшного зверька –

Восьминожку – паука.

Как потом  визжала Машка

И рассказывала Сашке,

Что паук, как ни старался,

Всё ж до Машки не добрался.

 

Третий тип нас не обидит!

Он опишет всё, что видит.

Он расскажет кто какой –

Птица, рыба, зверь лесной:

Белка – рыжая подружка,

Лапки мягки, как подушка,

Ту зверушку, без проблем,

Ты не спутаешь ни с кем!

Вот цветок на тонкой ножке

Тянет ввысь тычинки – рожки,

Голубые лепестки

Так прозрачны и легки.

Третий тип опишет льдинку,

Камень, снег, в лесу тропинку,

Даже крошечка енот

От него не ускользнёт.

 

- Кто такие здесь сидят? Каждому помочь хотят очень мудрым, умным быть

и красиво говорить!

- О каких типах речи говорится в стихотворения?  (на доске появляются названия: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ)

 

Работа в парах: определите типы речи и установите соответствия. При ответе можно пользоваться карточкой-инструкцией на обороте листа (карточка-инструкция «Типы речи» дополнительно демонстрируется на слайде)

 

1)Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли…Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт… Видит  наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда же тебя занесло, неладную!..»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы. Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. (Л.Кассиль)

а) Рассуждение

2)И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме, стоит богатырь из камня – солдат Советской Армии.

В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другом – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей… (Л.Кассиль)

б) Описание

3)В грозные годы Второй мировой войны советского солдата называли воином-освободителем. Он сбросил с миллионов людей ярмо фашистской неволи.

 

4)Очень страшно становится, если

Слышишь жуткое слово – война.

 Над планетой, над целым миром

Тянет черные руки она.

 

5)Здравствуй, Неизвестный солдат! Мне очень жаль, что ты погиб. Я думаю, что ты был добрым, заботливым, красивым.

в) Повествование

 

Дополнительные задания к текстам 1-3

№1 Передайте содержание текста предельно-кратко, одним предложением – ответьте на вопрос: «Что сделал советский солдат во время одного из последних тяжёлых боёв на улицах Берлина?»

№2Перескажите описание памятника близко к тексту.

№3 Прослушайте стихотворение Георгия Рублева «Воин-освободитель» и сопоставьте его содержание с текстами №1 и 2. Сделайте вывод из своих наблюдений в  форме небольшого связного высказывания.

№4 Задайте вопрос к тексту. Ответьте на него, употребив сложное предложение.

 

-Итак, какие типы речи повторили? Кто испытывает трудности?

 

 

Карточка-инструкция «Типы речи»

Название типов речи

На какой вопрос даётся ответ в высказывании?

О чём говорится в высказывании (цель высказывания)?

Сколько можно сделать фотографий (снимков)?

Какие слова чаще используются?

Описание

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Об одновременных действиях, признаках

Один снимок

Прилагательные

Повествование

Что произошло и

в какой последовательности?

О последовательных событиях и действиях

Несколько снимков

Глаголы

Рассуждение

Почему это так?

 

О причинах признаков, событий, действий

Ни одного снимка

Наречия

 

 

Организует словарную работу и контролирует правильность выполнения задания по образцу рассуждения с последующим составлением определения «текст»

 

 

 

 

 

 

 

Контролирует правильность ответа

 

 

Готовит к повторению типов речи и их особенностей посредством прослушивания стихотворения в   исполнении 3 подготовленных учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешивает на доске названия 3 типов речиисполнении 3 подготовленных учащихся

 

 

Организует работу с текстами в парах, знакомит  с инструкцией, контролирует процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует дополнительную работу с готовыми текстами

 

 

Проверяет пересказы текстов, корректирует ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяет результаты выполнения работы, определяет предварительный уровень знаний по теме

 

 

Выбирают нужные лингвистические термины и обосновывают свой выбор по образцу рассуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют по опорным словам определение термина «текст»

 

 

Воспринимают на слух стихотворение в исполнении 3 подготовленных учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют типы речи

 

 

 

 

 

Работают в паре, устанавливают соответствия текстов типам речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют в парах задания (пересказы разных видов)

 

 

Выступают с ответами -пересказами текстов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивают результаты и оценивают работу по актуализации изученного ранее материала

3. Формулирование проблем, цели и учебных задач урока учащимися

 

 

- Все ли тексты удалось идентифицировать на тип речи?

- В текстах 4 и 5 выделите, на ваш взгляд, ключевые слова. Что они выражают, обозначают? Какой частью речи выражены?

- Что же это за тип речи?  Придумайте ему название (оценка действительности)

 - На доске вразброс записаны слова

Хорошо, плохо, опасно, интересно, полезно, бессовестно, увлекательно, честно.

- Что это за слова? Что они обозначают? На какие группы их можно разделить? запишите слова, разделив на группы. Проверим, что получилось. Устно употребите их  в составе словосочетания или предложения. О чем получились высказывания?

 

- Если считается, что  в русском языке 3 типа речи, то как же назвать тексты 4 и  5 слова, которые вы записали?

 

- Таким образом, мы пришли к теме урока «Оценка действительности – особый тип речи» (записываем в тетради)

 

- Тогда возникает проблема: что за особый тип, почему особый?

- Что такое оценка? Ваше мнение? (Мнение о ценности)

- Что такое действительность? ( Окружающий мир)

- Где можно встретиться с данным понятием?

- А теперь попробуйте сформулировать цель и задачи урока, опираясь на тему. Используйте опорные слова:

1.                 ПОЗНАКОМИТЬСЯ С...

2.                 ВЫЯСНИТЬ, ЧТО  ….

3.                 УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ…

4.                 ПРИМЕНЯТЬ

(Цель: узнать об оценке действительности как особом типе речи, чем он отличается от других типов речи и какие языковые средства, характерны для этого стиля)

- Чтобы достичь цели, что мы должны делать?

(Задачи: познакомиться с теоретическим материалом, выполнить упражнения)

 

Направляет к самостоятельному формулированию темы, цели и задач урока посредством распределительной лексической работы и карточки с опорными словами

 

Участвуют в формулировании темы, цели и задач урока

4.Физпауза

 

Разминка для глаз (каждое упражнение выполняется по 10 раз)

·         вправо-влево

·         вверх – вниз

·        

·         8

·         зажмуриться – открыть глаза

·         написать любимую  школьную оценку

Проводит физпаузу для глаз

Участвуют в разминке, выполняют упражнения для глаз

5. Открытие знаний

 

1) Работа  в парах

Откройте учебники на страницах 184, 185  и прочитайте теоретический материал. Каждая пара выполняет задание устно после прочтения текста параграфа (задания на листочках)

 

Задание 1. Чем может выражаться значение оценки? Приведите примеры из учебника и свои.

 

Задание 2. Что передают предложения со значением оценки?

 

Задание 3. Можно ли сфотографировать содержание фрагментов текста со значением оценки?

 

Задание 4. Почему оценка действительности – это особый тип речи?

 

(Потому что оценка действительности может быть только во фрагменте текста или в отдельных предложениях. В письменной речи сочетается с описанием и повествованием)

 

2) Выполнение упр.553 на стр.186 (устно)

После выполнения упражнения  записи в тетради выводов (или раздаточный материал с теорией)

-Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.

Основные средства выражения оценки:

– прилагательные (прекрасный, славный);

– наречия на –о (хорошо, плохо);

– отвлеченные существительные (красота);

– слова с суффиксами оценки: -еньк-, -очк-, -ик-, -к-, ушк-, (-юшк-) и др. (серенький, котеночек, хвостишко, тихонечко);

– частицы (что за, как, вот, же и др.);

– междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!);

– синтаксические  средства  (интонация  восклицания,  порядок  слов
и др.)
.

Организует самостоятельную работу в парах  с учебным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяет ответы на вопросы

 

 

Организует выполнение устного упражнения, проверяет, какие  средства  выражения оценки нашли ученики, контролирует их запись в тетрадь

 

 

 

Самостоятельно изучают  учебный материал по теме и  в парах готовят ответы на вопросы по прочитанному материалу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизводят  ответы  на вопросы, оценивают правильность

 

Читают задание и текст упражнения, записывают выводы -средства  выражения оценки в тетрадь

6.Развитие умений – применение знания

Наблюдениенад предложениями и фрагментами текстов со значением оценки действительности (упражнения 555, 556 - устно)

Организует выполнение устных упражнений и правильность ответов

Выполняют устные упражнения на закрепление и дают устные обоснования ответов

7.Миниконтроль

 

Работа в парах

Задание. Прочитайте текст и найдите словосочетания и предложения  со значением оценки. Выполните подчеркивания карандашом.

 

1) Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

 М. Пришвин

2)Первые цветы. Первые бабочки. Первые листья. Первый дождь. Первый гром. Первая радуга! Ну и силища у этого солнца: все снега растопило, землю высушило и прогрело. Солнце всех веселит, весна всех радует.

Г. Скребицкий

3)Мое любимое время года – весна, только совсем не такая, когда зазеленеет трава, и на деревьях распустятся листья, нет, я люблю самое начало весны.

Н. Сладков

4)Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят к нам на крыльях весну. Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства.

Н. Сладков

Проверка - взаимоконтроль и оценивание

Организует проверочную работу в парах (задание на распечатках)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушивает и корректирует ответы

Выполняют задание на отдельных листах-распечатках, подчеркивают карандашом слова и словосочетания со значением оценки и указывают способ их выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивают ответы, определяют уровень приобретенных знаний

8.Домашнее задание

 

1. п. 69 (теория);

2. на выбор: упр. 554  либо написать сочинение-миниатюру с использованием оценки  (тема свободная).

Озвучивает и комментирует домашнее задание

Записывают д/з

9.Подведение итогов урока.  Рефлексия

 

Чтобы знания были впрок,

Кратко повторим урок.

- Достигнуты ли задачи, поставленные вами в начале урока? Как справились с поставленными задачами?

 

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

 

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

 

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

 

 

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке, и объяснить свой выбор.

 

- Обсудите в парах, какие оценки за урок  вы заслуживаете.

 

- Какое настроение у вас в конце урока?

Задает вопросы об итогах урока

 

 

 

Организует рефлексию, вывешивает рисунки и объясняет их значение

 

 

 

 

 

 

Организует выставление оценок учащимися

Проверяет характер настроения учащихся в конце урока,  сравнивает с началом урока

Анализируют свою деятельность, отвечают на вопросы учителя

 

 

Выполняют рефлексию и объясняют выбор

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в парах оценки за урок

Определяют свое настроение в конце урока, поднимают карточку, сравнивают с началом урока