Оценка достижения планируемых
результатов в начальной школе.
Выступила:
Еремеева Т.Л.,
учитель начальных
классов
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку деятельности системы образования.
Следует отметить, что предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.
В стандартах второго поколения основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Таким образом, система оценки выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:
1. Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).
Прежде всего необходимо отметить, что образовательные результаты не могут определяться только на основе академической успешности или неуспешности. Они требуют более широкой основы. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умении учиться). Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.
Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:
· формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
· воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
· индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, волевой и саморегуляции.
2. Содержательная и критериальная основа – планируемые результаты.
Оценка достижения требований стандарта может быть сведена к оценке достижения планируемых результатов. Планируемые результаты должны служить нормативной основой как для различных оценочных процедур, так и для определения содержания и организации образовательного процесса.
Структура планируемых результатов состоит из трёх блоков целей:
· в первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного предмета;
· во втором блоке «Выпускник научится» отражены цели, характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения;
· третий блок «Выпускник получит возможность научиться» отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
3. Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Так, в частности, Концепция и требования стандартов в явном виде указывают, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:
· системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
· умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности;
· коммуникативных и информационных умений.»
4. Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования.
Подход к системе оценки достижения планируемых результатов включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе. При этом внешняя оценка, реализуя требования стандарта, задаёт общие ориентиры образовательного процесса посредством уточнения содержательной и критериальной основы всей системы оценки, в том числе и внутренней.
Внутренняя оценка – это оценка самой школы. Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами, в промежуточных и итоговой оценках учащихся, и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
У внутренней оценки две функции:
· обеспечивать обратную связь, информируя: учеников об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах, а учителей об эффективности их педагогической деятельности;
· обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся.
Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Она проводится в рамках следующих процедур:
· государственная итоговая аттестация выпускников;
· аттестация работников образования;
· аккредитация образовательных учреждений;
· мониторинговые исследования качества образования.
Точка соприкосновения внутренней и внешней оценки – итоговая оценка.
5. Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных.
Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований стандарта. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
6. Использование стандартизированных (письменные или устные работы) нестандартизированных методов оценки (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
7. Использование персонифицированной и неперсонифицированной информации.
На персонифицированную итоговую оценку, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени, в начальной школе выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса.
8. Накопительная система оценки индивидуальных достижений.
Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей
динамику индивидуальных образовательных достижений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.