Оценка личностных достижений школьников через изучение сформированности социального опыта
Оценка 5
Лекции
docx
экология +1
Взрослым
13.03.2017
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам и квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения.
Оценка личностных достижений школьников.docx
Оценка личностных достижений школьников
через изучение сформированности социального опыта
Современное образование становится все более личностно
ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным
результатом образования является не просто получение знаний, а
познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе.
Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами
обучения прописаны требования к личностным результатам и
квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные
универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у
учащихся на всех ступенях обучения.
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу и его
результатам.
Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их
личностном развитии, которые представлены в форме универсальных учебных
действий.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок
«Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты учащихся в
полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой
оценке.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка
сформированности отдельных личностных результатов,
полностью
отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и
конфиденциальности,
в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
воспитательнообразовательной
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов
не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки
эффективности
деятельности
образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации
всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную
деятельность, реализуемую семьей и школой. К результатам индивидуальных
достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся
ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные
характеристики. Обобщённая оценка личностных результатов освоения
обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться
в ходе различных мониторинговых исследований.
Формирование и достижение личностных результатов — задача и
ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности
осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований, результаты которых являются основанием для принятия
управленческих решений при проектировании и реализации региональных
программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных
программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не
работающие в данном образовательном учреждении и обладающие
необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики
развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в
этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а
эффективность
деятельности
образовательного учреждения,
региональной или
федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий
оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных
результатов.
воспитательнообразовательной
муниципальной,
Обобщенная оценка личностных результатов, как уже было сказано выше,
осуществляется в ходе мониторинговых исследований. Она представляет
собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития
планируемых результатов,
представленных в разделе «Личностные
универсальные учебные действия» программы формирования универсальных
учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно
смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности
следует выделить три вида личностных действий.
Мониторинговые исследования
«Сформированность социального
опыта детей», проведенные Центром мониторинга состояния региональной
системы образования КРИПКиПРО, позволили изучить личностное развитие
школьников, оценить личностные результаты образования на всех уровнях его
получения.
Исследование осуществлялось через анкетирование родителей и
педагогов по результатам их наблюдения за детьми, а также самооценку
детей. Инструментарием исследования выступили анкеты для детей,
родителей, педагогов, в основном идентичные по содержанию.
Как показали полученные данные, участники исследования отметили
прогресс в развитии большинства изучаемых видов опыта за время обучения
детей в основной школе. Однако изучение данных исследования позволило
выявить проблемы формирования социального опыта учащихся основной
школы.
основами экологической культуры,
Согласно ФГОС ООО выпускники основной школы должны владеть
иметь опыт экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях. В рамках исследования экологический опыт
раскрывается через вопрос о наличии у школьников знаний о принципах и
способах сохранения природы, готовности бережно относиться к природе.
Одно из инновационных направлений деятельности нашей школы –
экологическое. Именно поэтому нас заинтересовала оценка субъектами
образовательного процесса сформированности экологического опыта.
Согласно данных областного мониторинга, по мнению родителей и
учителей, за период обучения в основной школе не происходит расширения
экологического опыта детей. Так, на выходе их из начальной школы родители
в 86,17% случаев выбирали положительные варианты, на выходе из основной
школы – в 84,43% случаев, учителя в 86, 74% и 86, 92 % соответственно.
Около 90% опрошенных указали на сформированность
экологических знаний школьников. При этом родители девятиклассников
реже выражали положительное мнение о сформированности знаниевого
компонента опыта (в 90, 39% случаев), чем в период обучения детей в 4
классе (в 94,76% случаев). Однако удельный вес учителей, отметивших
наличие необходимых знаний в области экологии, от 4го к 9му классу
увеличился: с 91,35 до 92,13%.
По данным опроса респондентов видна значительная динамика в
развитии умений экологически грамотного поведения в природе. Удельный
вес родителей, выразивших по данному поводу положительное мнение, вырос
с 84,75% 201011 учебном году до 90,82% в 201516 учебном году, учителей
с 78,84 до 88,76% соответственно.
Наряду с этим, доля выбора положительных утверждений при
характеристике творческой активности школьников в проектной
деятельности, мероприятиях, направленных на решение экологических
проблем (продуктивный компонент), снизилась во время обучения детей в 9м
классе по отношению к 4му классу: в категории «Родители» с 70,28 до
63,72%, в категории «Учителя» с 82,51 до 73,51%.
Данные, полученные по результатам опроса школьников в период
обучения в 6м и 9м классах, свидетельствуют, что удельный вес детей,
отмечающих наличие необходимого экологического опыта, вырос с 79,05 до
81,24%. (табл.20)
При оценке сформированности продуктивного компонента опыта
учащиеся основной школы реже всего выбирали положительные
утверждения. Однако в развитии данной составляющей школьники отмечают
наибольший прогресс: доля выбора положительных утверждений учащихся во
время обучения в 6м классе составила 46,06%, в 9ом 56,66%
Следует отметить, что во время обучения в 4м классе учащиеся
отмечали у себя проявление
чем в последующие годы,
чаще,
экологического опыта: в 87,98% случаев. Как показали данные исследования, респонденты оценивают
сформированность экологического опыта учащихся как на выходе из
начальной школы, так и в период обучения в основной школе на уровне выше
среднего: значения среднего балла варьируются от 4,09 до 4,41.
По мнению родителей и учителей, у учащихся во все рассматриваемые
периоды выше всего сформирована ценностная составляющая опыта.
Респонденты оценили сформированность данного компонента на высоком
уровне (за исключением учителей в период обучения детей в 6м классе).
Данные самооценки школьников подтверждают результаты опроса взрослых:
значение среднего балла также находится в диапазоне высокого уровня (не
ниже 4,57 балла).
Итак, участники исследования оценили экологический опыт
девятиклассников на уровне выше среднего. В категории «Учащиеся» средний
балл составил 4,23, в категории «Родители» 4,32, в категории «Учителя»
4,35. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у выпускников 9х
классов в большинстве сформированы знания о принципах сохранения
природы, экологически грамотное поведение, понимание важности
природоохранной деятельности
Среди составляющих экологического опыта участники опроса выше
Оценка
всего оценили ценностное отношение учащихся к природе.
сформированности продуктивного компонента опыта всеми категориями
респондентов самая низкая, что наиболее заметно в категории «Учащиеся»,
где значения среднего балла находятся в границах среднего уровня. Это
указывает на то, что, понимая важность природоохранной деятельности, не
все школьники готовы активно в неё включаться. Таким образом, существует
необходимость создания дополнительных условий для развития у
учащихся инициативы и самостоятельности, осознанного отношения к
природе.
Следует также обратить внимание на необходимость повышения
самостоятельности и инициативности школьников при их участии в
мероприятиях класса и школы, посвященных решению экологических
проблем, проблем здоровьесбережения и безопасной жизнедеятельности
человека.
Согласно полученным данным, за время обучения в основной школе
оценки респондентами экологического опыта уменьшаются, что может
свидетельствовать о снижении внимания родителей и учителей к данным
направлениям развития детей.
Принимая во внимание вышесказанное, учитывая полученные результаты
нами были
изучения сформированности социального опыта,
проанализированы результаты работы по экологическому образованию
школьников за предыдущие годы, внесены коррективы в план работы на
текущий учебный год. В рамках инновационной деятельности школы реализуются
дополнительные образовательные программы, направленные на формирование
ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа
жизни.
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни учащихся пронизывает учебное содержание всех предметов и
курсов, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность
школьника и интегрируется в основные виды деятельности учащихся:
урочную, внеурочную, внеклассную.
Результативность экологического образования в школе можно
определить не только по ее активному участию во всех районных,
областных, всероссийских мероприятиях,
но и по социально
экологическим действиям школьников
Оценка личностных достижений школьников через изучение сформированности социального опыта
Оценка личностных достижений школьников через изучение сформированности социального опыта
Оценка личностных достижений школьников через изучение сформированности социального опыта
Оценка личностных достижений школьников через изучение сформированности социального опыта
Оценка личностных достижений школьников через изучение сформированности социального опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.