Под техникой физического упражнения понимают способ решения двигательной задачи, реализуемой на основе оптимальных соотношений всех его характеристик в конкретных условиях [32] .
Чуть ниже будут рассмотрены все основные характеристики техники, а пока отметим, что одна и та же двигательная задача может быть решена различными способами. К примеру, прыжок в высоту можно осуществить способами «перешагивания», «переката» и т.д. Причём, один человек может в совершенстве владеть как техникой элементарного «перешагивания», так и совершенной техникой более сложного прыжка – «переката». Иначе говоря, термин «техника» правомерно использовать к любым освоенным физическим упражнениям, а не только к их более эффективным формам. Вот почему в приведенном выше определении не указывается, что техникой следует считать лишь наиболее эффективный способ выполнение двигательного действия, как это трактуется в ряде
1
«ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА «ПРИКЛАДКА»
СПОРТСМЕНА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СТРЕЛЬБЕ
ИЗ ЛУКА».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СТРЕЛЬБЕ ИЗ
ЛУКА……………………………………………………………………………..6
1.1. Основа техники и ее характеристики ………………………………….....6
1.2. Техническая подготовка лучника ………………………………………...9
1.3. Базовая техника стрельбы из лука ……………………….......................10
1.4. «Прикладка» как отдельный технический элемент в системе
совершенствовании технической подготовленности спортсменов
лучников……................................................................................................12
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ МИКРОЦИКЛА ИНТЕНСИВНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
СПОРТСМЕНОВ, СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА…………………………………….18
2.1. Цель, задачи и методы исследования………………………………..…18
2.2.1. Описание методов исследования………………….……………………19
2.3.Организация и проведение исследования……….………………………21
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЛИЯНИЯ МИКРОЦИКЛА ИНТЕНСИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ
ВЫЯВЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ПРИКЛАДКИ В
СТРЕЛЬБЕ
ЛУКА…………………………………..23
3.1. Анализ влияния микроцикла интенсивной направленности на динамику
КЛАССИЧЕСКОГО
ИЗ
изменения показателей технической подготовленности…………………….233.2. Случайная ошибка по горизонтали как показатель стабильности
2
технической подготовленности
высокой
квалификации………………………………………………………………..…29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..32
спортсменов
у
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………….…………………………………….….35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….393
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Основной двигательной задачей для спортсмена в
стрельбе из лука, является попадание стрелы в намеченную цель, а решается
она благодаря наличию программы управления техническими действиями.
Исходя из этого, мы предприняли попытку проанализировать такой
отдельный элемент техники стрельбы из классического лука, как
«прикладка». И выявить в процессе исследования, как выполнение различных
вариантов «прикладки» повлияет на точность выстрела , в зависимости от
технические действия и ресурс,
способности спортсмена реализовать
используемого им оружия на достижение максимального результата.
В стрельбе из лука научных и методических рекомендаций по этому
вопросу в доступной нам литературе не обнаружено. В связи с этим, наша
работа является своевременной и актуальной.
Объект исследования:
элемент техники стрельбы из лука –
«прикладка».
Предмет исследования: показатели точности различных видов
«прикладки».
Гипотеза:
Предполагаем,
что сравнительная оценка такого
технического элемента, как «прикладка»
укажет направление
в4
совершенствовании технической подготовленности спортсменов стреляющих
из классического лука.
Научная новизна. В работе впервые были
рассмотрены и
проанализированы различные варианты «прикладки» тетивы в классическом
луке.
Практическая значимость квалификационной работы заключается в
том, что материалы, полученные в результате исследования, позволят
разработать наиболее эффективный вариант «прикладки» и составить
необходимые рекомендации.5
ГЛАВА I.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ
ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В
СТРЕЛЬБЕ ИЗ ЛУКА
1.1. Основа техники и ее характеристики
Под техникой физического упражнения понимают способ решения
двигательной задачи, реализуемой на основе оптимальных соотношений всех
его характеристик в конкретных условиях [32] .
Чуть ниже будут рассмотрены все основные характеристики техники, а
пока отметим, что одна и та же двигательная задача может быть решена
различными способами. К примеру, прыжок в высоту можно осуществить
способами «перешагивания», «переката» и т.д. Причём, один человек может в
совершенстве владеть как техникой элементарного «перешагивания», так и
совершенной техникой более сложного прыжка – «переката». Иначе говоря,
термин «техника» правомерно использовать к любым освоенным физическим
упражнениям, а не только к их более эффективным формам. Вот почему в
приведенном выше определении не указывается, что техникой следует6
считать лишь наиболее эффективный способ выполнение двигательного
действия, как это трактуется в ряде работ. Если же сравнить по степени
эффективности ряд способов того же прыжка в высоту, то в полнее очевидно,
что она не будет одинаковой для каждого из них. И это различие будет
определяться разными биомеханическими параметрами и их соотношение в
той или другой технике. Неодинаковыми при этом будут взаимодействия
движущих сил, направления различных усилий, траектория движений
различных частей тела и д.р.[3,12,29]
Техникой выполнения двигательных действий, особенно спортивных,
постоянно изменяется и совершенствуется. Это объясняется тем, что
физкультурноспортивная наука и практика все полнее и глубже познают
законы движения, позволяющие точно и рационально их осуществить.
Совершенствование техники идет по нескольким направлениям [19] :
1. Одно из них связано с более простых и естественных способов
выполнение физических упражнений. В тех видах двигательной деятельности,
где движения можно выполнить более простыми способами без снижения
результативности, предпочтение отдается обычно им. Простую технику
всегда легче освоить, проконтролировать, сделать более вариативной.
2. Ученые, тренеры, спортсмены заинтересованы в поиске
экономичных способов выполнения движений с точки зрения расходования
физических сил. По этому пути идут представители циклических видов
физической культуры и спорта.
3. Техника многих движений совершенствуется по пути
нахождения более оптимальных вариантов для максимального проявления
движущих сил в нужном для высокого достижения направлении (прыжки,
метания, единоборства и т.п.).
4. Техника некоторых видов соревновательных упражнений в
значительной степени меняется
в результате
совершенствования7
специального инвентаря и оборудования (синтетическое покрытие беговых
дорожек, фиберглассовый шест, пластиковые лыжи и т.д.).
5. Постоянно осуществляется поиск в направлении все более
полного использования индивидуальных анатомофизиологических
особенностей человека, что вносит определенные коррективы даже в
устоявшейся технические схемы движений.
Таким образом, совершенствование техники физических упражнений в
целом ориентировано на достижение более высоких результатов. Поэтому в
практике физического воспитания важно обучать такой технике, когда при
одинаковых усилиях достигается лучший результат [17,19,20] .
В технике двигательного действия принято различать целый комплекс
взаимосвязанных составляющих (компонентов), таких как ее основы и
детали, фазы и движущие силы, а также ряд важнейших характеристик,
обеспечивающих оптимальное решение двигательной задачи. Их осмысление
занимающимися является необходимой предпосылкой как для формирования
ориентировочной основы двигательного действия, так и дальнейшего его
совершенствования [9] .
Кратко рассмотрим обозначения составляющие техники и ее
характеристики, являющиеся по своей сути основными точками любого
целого двигательного действия.
Основа техники
это совокупность элементов (операций),
необходимых для решения двигательной задачи определенным способом.
Дело в том, что любое целостное движение складывается из ряда
взаимосвязанных составных элементов, без которых данное физическое
упражнение не исполняется.
Определяющим звеном техники является совокупность тех элементов
техники (или один из них), которые определяют эффективное решение
двигательной задачи.8
Техника физических упражнений в своей основе, с одной стороны,
должна быть достаточно стабильной и устойчивой, чтобы противостоять
различным сбивающим факторам: не благоприятной погоде, утомлению,
поведению зрителей и т.д. Особенно важна эта черта в технически сложных
видах спорта, единоборствах, играх. Вовторых, в тоже время техника должна
обладать определенной вариативностью для того, чтобы оптимально
приспосабливать ее конкретному условиям соревнования [17] .
В процессе обучения технике физических упражнений целесообразно
также выделять ее процессуальные составляющие такие как
подготовительные, основные, заключительные фазы целостного движения.
Каждая из этих фаз имеет свое назначение.
Основными характеристиками движений человека являются
пространственные, пространственновременные, временные, динамические и
ритмическая.
К числу пространственновременных характеристик относят скорость
движения и ускорение. Скорость движения представляет собой быстроту
перемещения тела в пространстве в единицу времени. Ускорение – это
изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным,
когда скорость увеличивается, и отрицательным – при её снижении.
Техника физических упражнений во многом зависит от умения
регулировать скорости и ускорения движения тела или его частей. Обычно
чем выше скорость движения, тем лучше результат. Однако существует не
мало видов спорта, где важна не максимальная , а оптимальная скорость
передвижения. В спорте большую роль играет умение управлять скоростью с
высокой точностью. Спортсмен, обладавший хорошим «чувством скорости»,
способен выдержать запланированный график прохождения дистанции, т.е.
правильно распределять свои силы. С точки зрения экономичности
равномерная скорость более предпочтительна, чем скачкообразная, т.к. любые9
ускорения вызывают дополнительную трату сил и рассогласования в работе
сердечно сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма. В
принципе, скорости и ускорения должны контролироваться, особенно в
процессе обучения технике скоростных и скоростносиловых видов
двигательной деятельности [20,24] .
1.2. Техническая подготовка лучника
Технику стрельбы из лука принято анализировать по следующим
элементам: изготовка, хват, захват, натяжение лука, выпуск (спуск),
прицеливание [7;19].
Техника стрельбы из лука – это комплекс движений и определенных
положений частей тела человека, необходимых для выполнения выстрела,
обеспечивающий максимальную вероятность (надежность) попадания в цель.
Значимым моментом в подготовке спортсменалучника является
развитие его скоростных способностей. Проявление скоростных способностей
определяется уровнем развития силы, гибкости и координационных
способностей, качеством спортивной техники, возможностями биохимических
механизмов, обеспечивающих движения скоростного характера, уровнем
развития волевых качеств [29].
Главный метод развития быстроты выполнения действия выстрел –
многократное безупречное повторение каждого из элементов техники и
выстрела в целом. Для того чтобы обеспечить выполнение выстрелов на
оптимальных скоростях и в ограниченное время, техника выполнения
движения или действия должна быть хорошо освоена и совершенна. Быстрота
движений и скорость реагирования могут быть увеличены соответствующими
волевыми усилиями.10
Техническая подготовка спортсмена ставит целый ряд проблем, требующих
многостороннего изучения. На сегодняшний день в теории и методике стрельбы
из лука не выделяются технические приемы, с помощью которых происходит
обучение «пофазному» выполнению прицельного выстрела.
1.3. Базовая техника стрельбы из лука.
Стрельба из лука, подобно любому другому виду спорта, со временем
превратилась в науку, использующую технологический прогресс и последние
аналитические методы для более глубокого понимания физиологических и
биомеханических аспектов вида спорта. Огромное количество исследований
проведено и проводится во всем мире в спортивных институтах,
университетах и других спортивных организациях с целью оценки
существующей практики, чтобы искать новые лучшие техники и снаряжение
для достижения наивысших результатов [1,2] .
Наблюдая за стрелками из различных клубов на международных
турнирах, мы видим, что большинство из них, за некоторым исключением,
беспокоят в различной степени некоторые или все перечисленные ниже
ошибки [6,7,16] :
•Правый локоть расположен намного выше линии стрелы, препятствуя
опусканию правой лопатки и предотвращая эффективное использование
нижних пучков трапециевидной мышцы спины.
•Левое и правое плечи подняты слишком высоко, что затрудняет более
эффективное использование больших мышц спины.
•Левая кисть слишком глубоко обхватывает рукоятку лука, создавая
вращающий момент.11
•Грудная клетка слишком выступает вперед, создавая прогиб спины, что
является не только биомеханически слабым положением, но также может
привести к болям в области поясницы.
•Тетива касается центра подбородка, что мешает встать в линию.
•Слишком большой вес приходится на пятки, препятствуя наиболее
эффективной выработке максимальной горизонтальной силы.
•Отсутствует этап предустановки в процессе натяжения, поэтому
требуется слишком большое вращение корпуса в течение натяжения, что
приводит к не однообразному натяжению.
•Лопатки расположены слишком высоко, препятствуя использованию
нижних пучков трапециевидной мышцы спины.
•Непрерывная тяга без достижения состояния удерживания не
позволяет перераспределить напряженность руки и предплечья на мышцы
спины.
•Слишком раннее прицеливание и потеря связи с мышцами спины изза
неправильной концентрации внимания.
•Yобразная стойка, независимо от открытой, закрытой или прямой
позиции стоп, создает нежелательную напряженность в ногах.
•Локтевой сустав правой руки поднят слишком высоко, что создает
слабую связь с плечевым суставом. Это приводит к неполноценному
завершению изза “мертвого” выпуска.
На основе многих исследований по всеми миру была предложена следующая
техника:
Открытая позиция с правой стопой, параллельной или немного
повернутой к линии стрельбы, но не в другую сторону. Левая нога
приблизительно под 30400; ноги на ширине плеч; больше напряженности
будет создано в левом колене и верхней части ноги. Наклонить тело в целом
немного вперед, чтобы создать распределение давления 6070% на носки и 4012
30% на пятки, что позволит выработать максимальную вертикальную и
горизонтальную силы. Бедра развернуты к мишени, корпус повернут в талии,
чтобы установить плечи на линию по направлению к мишени, что создаст
немного напряженности ниже грудной клетки для большей стабильности.
Установить оба плеча в нижнее естественное положение в начале
предустановки. Локоть левой руки закрутить до положения, близкого к
вертикальному, для достижения более жесткой биомеханической структуры.
Грудь прикрыть и грудную клетку продвинуть вниз к пупу, создав более
сильную зону напряженности. Бедра подать вперед вместе с корпусом, то есть
подобрать ягодицы, чтобы предотвратить прогиб спины. Правую лопатку
установить вниз и назад, чтобы насколько возможно вывести правый локоть в
одну линию со стрелой. Левая лопатка должна быть установлена как можно
ближе к тетиве, чтобы только тетива не задевала левую руку на выстреле
[25,26] .
1.4. «Прикладка» как отдельный технический элемент в системе
совершенствовании технической подготовленности спортсменов–
лучников.
Полностью натянув лук, правая рука как единое целое должна
продвинуться к положению «прикладывания» под челюстью.
«Прикладывание» – не совсем подходящее слово, поскольку может
интерпретироваться, что натяжение лука останавливается, но на самом деле
натяжение переходит от внешнего движения к внутреннему движению.
Возможно, лучший термин достижение позиции перехода к удерживанию.
Это положение определяется правильным расположением лопаток и
правого локтя. Голова только еще одна контрольная точка в процессе,
играющая роль прицельной планки. Кончик локтя при взгляде со стороны
должен быть на линии стрелы или чуть выше. Если локоть поднят слишком13
высоко, то будет крайне трудно, если не невозможно, активизировать нижние
пучки трапециевидной мышцы спины и широчайшую мышцу спины, которые
требуются в течение фазы перехода. Кроме того, если смотреть на правый
локоть сверху, он должен быть на линии стрелы. Было бы еще лучше быть
немного позади этой линии, но определенно не впереди этой линии. В начале
натяжения лука правая рука должна быть установлена в такое положение,
которое позволило бы плотно приложиться под кость подбородка без
дополнительного поворота правой руки. Правая рука должна иметь плотный
контакт с челюстью для создания связи костьвкость. Это существенно для
стабильности положения хвостовика относительно глаза. Любое вращение
правой руки на лице или подъем кончика правого локтя перераспределят
давление пальцев на тетиву и изменят динамику выстрела. Контакт тетивы с
подбородком должен быть плотным для обеспечения жесткости выстрела.
Расположение пальцев на тетиве и подготовка тянущей руки к
растяжению лука – очень существенный этап выстрела. Поскольку не
существует идентичных рук, не существует и идентичных способов захвата
тетивы. Даже количество пальцев, участвующих в удержании тетивы не всегда
одинаковое, хотя чаще всего тетиву удерживают тремя пальцами. Наиболее
распространённый вариант – захват тетивы указательным, средним и
безымянным пальцами, хотя некоторые знаменитые стрелки из лука прошлого
и настоящего попадали хорошо за 1300 в упражнении «М1» и даже
устанавливали мировые рекорды, стреляя двумя пальцами [6] .
Правильное расположение пальцев на тетиве означает равное и
единообразное распределение усилия лука между всеми пальцами. Это
расположение зависит в первую очередь от длины каждого пальца и
относительного положения первого сустава.
Другими словами, проблема правильного позиционирования пальцев на
тетиве будет решена наиболее легко в случае, когда длина всех пальцев почти14
одинакова, а места сгиба первой фаланги лежат на одной прямой. Большие
различия в длине пальцев будут приводить к усложнению правильного захвата
тетивы, и требовать «нестандартного» выравнивания пальцев.
При этом некоторые вещи следует избегать любой ценой [6,10] :
• расположение тетивы на сгибе вторых фаланг всех трёх пальцев;
• расположение тетивы на середине первой фаланги одного или
нескольких пальцев.
За исключением этого, любые другие захваты можно считать
правильными, если они обеспечивают эффективность и однообразие. Поэтому
может быть предложен следующий метод расположения пальцев на тетиве:
1. Расположите указательный палец над стрелой.
2. Расположите средний и безымянный пальцы под стрелой.
3. Расположите пальцы таким образом, чтобы тетива лежала на сгибе
первой фаланги
указательного и безымянного пальцев.
4. Позвольте пальцам скользить по тетиве вниз до тех пор, пока
указательный палец не
коснётся стрелы, а средний слегка отойдёт от неё.
5. Соедините большой палец и мизинец.
6. Держите руку как можно более расслабленной, так, чтобы тетива
лежала в той же плоскости, что и вся рука. Облегчить выполнение последнего
пункта можно, прогибая тянущую руку в запястье по направлению к опорной
руке после того, как осуществлён захват тетивы пальцами.
Наконец то мы подошли к действительному началу выстрела [21,22] :
Существует три основных траектории растяжения лука в вертикальной
плоскости и две – в горизонтальной: уже как минимум шесть возможных
комбинаций плюс всевозможные промежуточные варианты. Как вы можете
себе представить, однообразие траектории растяжения лука – это непростая15
задача. Традиционная техника стрельбы из лука подразумевает самое
эффективное движение – растяжение лука по прямой линии к месту
«прикладки» тетивы к лицу спортсмена. Теоретически это чрезвычайно
простая и легко повторяемая задача.
К сожалению, на практике эта самая прямая линия между двумя
точками (точкой начала растяжения и точкой «прикладки» тетивы к лицу)
настолько неопределённа, что её невозможно найти.
В действительности растяжение лука наилучшим образом выполняется
по неизменной в горизонтальной плоскости линии, но под различным углом в
вертикальной плоскости (так называемое высокое или низкое растяжение),
при этом всегда не по прямой линии. Поэтому, раз растяжение по прямой
линии недостижимо, мы должны выбрать один из двух возможных вариантов:
высокое или низкое растяжение, и применять его с высокой степенью
однообразия. В любом случае, растяжение будет основываться на одной и той
же траектории (высокой или низкой), возможно с небольшой разницей углов,
но никогда высокое растяжение не станет низким и наоборот, что вполне
вероятно при так называемом «прямом» растяжении.
Принимая во внимание, что растяжение должно закончиться надёжной и
однообразной «прикладкой» тетивы к лицу стрелка, можно легко
продемонстрировать, что наилучшей будет траектория, направленная слегка
вниз и расположенная как можно ближе и параллельной к опорной руке.
Растяжение должно всегда сопровождаться дополнительной проверкой
тянущей руки, которая должна быть расслаблена, но надёжно удерживать
тетиву, а предплечье должно составлять одну линию со стрелой в
горизонтальной плоскости. Растяжение следует выполнять плавно и без
рывков, при этом стрелок должен смотреть на стрелу и контролировать её
положение под кликером. Растяжение должно остановиться в специфической
точке, когда под кликером остаётся не больше миллиметра наконечника16
стрелы. Поскольку условия освещения сильно влияют на видимость
относительного положения стрелы и кликера, рекомендуется отслеживать
движение кликера по конусу наконечника стрелы [13] .
Помните, что отслеживание позиции стрелы под кликером в конце этапа
растяжения и перед «прикладкой» – ключевая точка в процессе выстрела и
наиболее значимый момент для достижения высокого результата.
И вот лук растянут до положения, когда под кликером остался всего
миллиметр наконечника стрелы, но тянущая рука ещё не закреплена
(заякорена). Как и всегда, теоретически простое действие приходится
заменять довольно сложной последовательностью движений, от правильного
выполнения которых зависит результат всего выстрела. Постоянно
отслеживая глазами положение стрелы под кликером, которое должно
оставаться абсолютно постоянным (без какоголибо движения вперёд),
необходимо выполнить следующие действия [21,22] :
1. Продолжить растяжение, но с этого момента позволить опорному
плечу слегка отодвинуться к позвоночнику;
2. Подвести кисть тянущей руки снизу вверх к желаемому месту
«прикладки». Эта часть может быть облегчена установкой киссера на тетиве.
Киссер должен быть установлен так, чтобы он касался лица в конце этапа
растяжения, и затем позвольте ему скользить по лицу вверх, пока он не
достигнет конечной контрольной точки, выбранной вами для этого.
3. В конце этого движения необходимо достигнуть всех контрольных
точек на лице. То есть достичь контрольной точки большого пальца на шее,
указательного пальца под челюстью, киссера на лице (между губ, например),
и, наконец, мизинца на нижней части шеи. Наконец, голова должна быть
расположена таким образом, чтобы тетива касалась носа.
Таким образом, данный этап выстрела разбивается на несколько
подэтапов, что делает его наиболее сложным для технического выполнения.17
Следует подчеркнуть, что некоторые из вышеупомянутых контрольных
точек могут иметь альтернативу или их может не быть вовсе. Например, если
«прикладка» осуществляется к середине подбородка, то от киссера будет
мало проку. Если нос слишком короткий, то при «прикладке» под челюсть
будет невозможно коснуться им тетивы. В этом случае необходимо
переключиться на боковую «прикладку» и использовать киссер, в крайнем
случае, как отметку для касания носом.
Контролировать точку касания мизинцем нижней части шеи очень
важно, поскольку при этом легко контролируется вертикальность
расположения кисти тянущей руки. Однако эта контрольная точка может
использоваться и для точного позиционирования кисти, например, если
мизинец ложится в углубление на основании шеи или если он просто обвивает
внешнюю часть мышц шеи.
Наконец, если «прикладка» сопровождается позиционированием
большого пальца позади шеи, голова должна быть сначала отведена наружу
линии действия сил, чтобы облегчить такое позиционирование. Когда большой
палец устанавливается в положение якоря, голова возвращается на свою
прежнюю позицию [10] .18
ЦЕЛЬ,
ЗАДАЧИ,
ГЛАВА II.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ МИКРОЦИКЛА
ИНТЕНСИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ, СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА
2.1. Цель, задачи и методы исследования.
Цель исследования:
Повышение результативности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи
исследования:
1. Обосновать методологическую необходимость включения в учебно
тренировочный процесс спортсменов, стрелков из лука, обучение техническим
приемам.
2. Изучить наиболее распространенные варианты «прикладки» у
спортсменов высокой квалификации в учебнотренировочных и
соревновательных условиях.
3. Выявить наиболее эффективный способ «прикладки» и составить
рекомендации по коррекции и устранению ошибок, связанных с техническими
действиями.
2.2. Чтобы решить поставленные задачи были использованы следующие
методы исследования:
1. Систематизация и анализ научнометодической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Регистрация координат попадание стрел в мишень;
4. Методы математической статистики.19
2.2.1. Описание методов исследования.
1.
Анализ научно методической и Интернет источников.
Анализ научных и научно методических источников проводился на
основе изучения учебнопрактических пособий, материалов научных
конференций,
Интернет источников,
статей спортивных журналов,
диссертационных работ. Проанализировано 26 источника отечественных и
зарубежных авторов. Анализ психологометодологической и научной
литературы позволил нам определить степень разрешённости данной
проблемы, обосновать её актуальность. На его основе была разработана
гипотеза, поставлена цель исследования, определены задачи и методы
исследования.
2.
Педагогический эксперимент
Эксперимент проводился во время высокоинтенсивного микроцикла на
протяжении 3х дней.
В первый день, было произведено 120 выстрелов в безостановочном
режиме на 3 метра, 54 выстрела в стандартном режиме на 18 метров на
результат: по 18 выстрелов на каждый вид «прикладки» ,9 до начала
тренировки и 9 после.
Во второй день, было произведено 80 выстрелов в безостановочном
режиме на 3 метра, 54 выстрела в стандартном режиме на 18 метров на
результат: по 18 выстрелов на каждый вид «прикладки» ,9 до начала
тренировки и 9 после.20
В третий день, было произведено 40 выстрелов в безостановочном
режиме на 3 метра, 54 выстрела в стандартном режиме на 18 метров на
результат: по 18 выстрелов на каждый вид «прикладки» ,9 до начала
тренировки и 9 после.
3.
Регистрация координат попадания стрел в мишень
Анкета, которая применялась для регистрации координат попадания стрел в
мишень, находится в Приложении 1.
Показатели точности регистрировались до и после соревнований, в начале и
конце тренировочного занятия.
Результаты были обработаны с помощью программы Казиева-Башлыкова.
4.
Методы математической статистики
Для обработки полученных результатов использовались такие методы
математической статистики как программа КазиеваБашлыкова (программа
расчета целевой точности).
Метод оценки целевой точности был предложен И.П. Башлыковым и М.Х.
Казиевым в 1989 году. Наиболее информативными показателями для
стрелков из лука оказались систематические и случайные ошибки по
вертикали и горизонтали (таб. 1) (Т.В. Байдыченко).
Оценка точности двигательных действий лучников осуществлялись по
формулам:
1)
Систематическая ошибка (CE) – разность между результатом,
который спортсмен хотел показать, и средним значением
результатов нескольких попыток:21
СЕ = Хж+ ∙Σ Хi ,
1n n
i=1
где Xж желаемая величина измеряемого показателя (в случае стрельбы
это координаты центра мишени), Xi – величина измеряемого показателя,
зарегистрированная в iй попытке, n – число попыток.
2)
Случайная ошибка (VE) является показателем вариативности
результатов отдельных попыток (Xi) с учётом CE:
n
i=1
Σ (Хi [Хж + СЕ]²)
VЕ = n 1
Условные обозначения аналогичны применявшимся выше.
По величине VE можно судить о том, насколько хорошо
закономерности техники у данного спортсмена воспроизводятся от попытки к
попытке, т.е. VE может рассматриваться как показатель освоенности техники.
По показателям CE и VE можно определить ошибки стрельбы,
показанные в таблице 1.
2.3. Организация и проведение исследования.
Исследование по достижению поставленных целей проходило в
несколько этапов с ноября 2013 по январь 2015г.
Этапы исследования.
I этап (20132014г.)–систематизация и анализ научнометодической и
теоретической литературы и Интернет источников по проблеме исследования.
Был проведён первичный сбор информации об объекте исследования.
Определены и сформулированы предмет, цель и задачи исследования. Были22
подобраны наиболее надёжные и информативные методы исследовательской
работы.
II этап (ноябрь 2014 г.)– экспериментальная часть исследования.
В эксперименте приняла участие 1 спортсменка, студентка РГУФКСМиТ:
МСМК, член сборной команды России и г. Москвы., многократная чемпионка
России и Европы.
Эксперимент проводился на базе университета РГУФКСМ и Т на
кафедре ПВС и ЭД в стрелковом тире на 50 метров на дистанции 3 и 18
метров.
Испытуемая вносила данные координат попаданий в анкету спортсмена.
(Приложение) Показатели точности двигательных действий были занесены в
электронные таблицы.(Приложение)
Показатели точности регистрировались 6 раз для каждого вида «прикладки»,
(были проведены контрольные стрельбы и собраны координаты попаданий в
мишень 9 стрел)– в начале и конце микроцикла, до и после учебно
тренировочного занятия. Расчет величин показателей точности производился
попрограмме расчета показателей целевой точности КазиеваБашлыкова [4].
III
этап (февральмарт 2012) – обсуждение результатов.
На этом этапе исследования проводилась интерпретация результатов
динамики изменений показателей технической подготовленности спортсменки
в зависимости от адаптации к интенсивной нагрузке и различных видов
«прикладки». Была написана 3 главы и оформление дипломной работы.23
ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЛИЯНИЯ МИКРОЦИКЛА ИНТЕНСИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА
ПРИКЛАДКИ В СТРЕЛЬБЕ ИЗ КЛАССИЧЕСКОГО ЛУКА
Анализ влияния микроцикла интенсивной направленности на
3.1.
динамику изменения показателей технической подготовленности
На протяжении 3 дней длился экспериментальный микроцикл
интенсивной направленностью с целью определения наиболее эффективного
технического элемента «прикладка». Стабильность и результативность
использования того или иного вида «прикладки» определялась под
воздействием тренировочной нагрузки равной в первый день 3х40
безостановочных выстрелов на 3 метра, во второй 2х40 и в третий 1х40, до и
после тренировки регистрировались показатели точности на каждый вид
«прикладки».
На рисунках 1,2,3 представлены величины показателей точности
спортсмена при трех различных вариантах «прикладки».24
Рис.1. Изменение показателей точности при использовании спортсменом
«собственной прикладки».
Анализируя динамику показателей точности при использовании
спортсменом «собственной прикладки» (рис.1) можно сделать вывод, что
наиболее чувствительными к интенсивным нагрузкам стали показатели
случайных ошибок по горизонтали (XVE) и вертикали (YVE). Показатели
систематических ошибок по горизонтали (XCE) и вертикали (YCE) в ходе
эксперимента были менее выражены, поэтому являются менее значимыми чем
показатели случайных ошибок.
При этом колебания по XVE были в диапазоне 0,44 2,3, а колебания по
YVE в диапазоне 0,251,8.Основной скачок показателей наиболее выражен в
конце тренировочного микроцикла.
Обращаясь к таблице 3 – «Факторы, влияющие на техническую
подготовленность стрелкалучника» можно предположить, что в первую
очередь, показатели случайных ошибок по горизонтали и вертикали зависят25
от такого элемента как «выпуск», а точнее от вариативности его исполнения
по времени («рывок», «отпускание», отсутствие элемента «дотяг», «выстрел
с места») все эти характеристики, используемые в практике стрельбы из лука,
имеют непосредственное отношение к третьей фазе выполнения выстрела.
Однако мы знаем, что элемент техники «выпуск» выполняется в
пределах 150180 миллисекунд (Байдыченко, 1990г.) и, соответственно,
попадает в раздел неуправляемых или «рефлекторных» движений. Таким
образом, можно сделать вывод, что изменение режима выполнения выстрела
наиболее существенно влияет на элементы техники находящиеся вне контроля
спортсменом.
Рис. 2 . Изменение показателей точности при использовании спортсменом
«прикладки касание носом тетивы».
Анализируя динамику показателей точности при использовании
спортсменом «прикладки касание носом тетивы» (рис.2) можно сделать
вывод, что в разные промежутки микроцикла наиболее чувствительными к26
интенсивным нагрузкам показатели менялись. В первые два дня таковыми
были случайная (YVE) и систематическая (YCE) ошибка по вертикали,
однако к концу микроцикла показатели нормализовались, но резко изменились
показатели случайной ошибки по горизонтали (XVE). Систематическая
ошибка по горизонтали (XCE) менялась на протяжении всего микроцикла
несущественно.
Колебания по YVE были в диапазоне 0,45 2,84, колебания по YCE в
диапазоне 0,17 3,22, колебания по XVE в диапазоне 0 2,36.
Обращаясь к таблице 3 – «Факторы, влияющие на техническую
подготовленность стрелкалучника» можно предположить что в первую
очередь показатели случайных и систематических ошибок по вертикали
зависят от таких факторов, как зазор между стрелой и указательным пальцем
при захвате тетивы; углом, образованным фалангами пальцев в захвате
относительно тетивы; изменение начальной или угловой скорости вылета
стрелы вследствие неверного воспроизведения длины натяжения; нарушение
воспроизведения длины натяжения тетивы и вариации в воспроизведении
базы. Но в течение 2х тренировочных дней спортсмен вернул показатели в
норму, однако взамен произошли изменения в случайной ошибке по
горизонтали. А изменения величины случайной ошибки по горизонтали под
воздействием интенсивной нагрузки является одним из наиболее значимых
факторов влияющим на техническую подготовленность стрелкалучника. Так
как по величине случайной ошибки можно судить о том, насколько хорошо
закономерности техники данного спортсмена воспроизводятся от попытки к
попытке, т.е. случайная ошибка рассматривается как показатель освоенности
техники.27
Рис. 3. Изменение показателей точности при использовании спортсменом
«зажильной прикладки».
Анализируя динамику показателей точности при использовании
спортсменом «зажильной прикладки» (рис.3) можно сделать вывод, что на
всем протяжение эксперимента наиболее чувствительными к интенсивным
нагрузкам были случайная (YVE) и систематическая (YCE) ошибка по
вертикали. Систематическая (XCE) и случайная (XVE) ошибка по
горизонтали менялись на протяжении всего микроцикла несущественно и
редко выходили за габариты «10».28
Колебания по YVE были в диапазоне 1,5 4,15, колебания по YCE в
диапазоне 2 4,44.
Обращаясь к таблице 3 – «Факторы, влияющие на техническую
подготовленность стрелкалучника» можно предположить что в первую
очередь показатели случайных и систематических ошибок по вертикали
зависят от таких факторов, как зазор между стрелой и указательным пальцем
при захвате тетивы; углом, образованным фалангами пальцев в захвате
относительно тетивы; изменение начальной или угловой скорости вылета
стрелы вследствие неверного воспроизведения длины натяжения; нарушение
воспроизведения длины натяжения тетивы и вариации в воспроизведении
базы.
Если учитывать, что сила натяжения лука и начальная скорость вылета
стрелы (показатели наиболее существенно влияющие на изменение величин
вертикальных ошибок) не изменялись в процессе варьирования «разницы»
плеч, можно сделать вывод, что соотношения качества наладки оружия
внутри системы «лукстрела» и системы «стрелокоружие» не было
достигнуто.29
3.2. Случайная ошибка как показатель стабильности технической
подготовленности у спортсменов высокой квалификации.
По величине случайных ошибок (VE) можно судить о том, насколько хорошо
закономерности техники у данного спортсмена воспроизводятся от попытки к
попытке, т.е. ошибки VE может рассматриваться как показатель освоенности
техники. (рис.4,5)
Рис.4 . Динамика показателей случайной ошибки по горизонтали ХVЕ
Исходя из таблицы «Показатели технической подготовленности и
факторы, их вызывающие» в наибольшей степени на показатели случайной
ошибки по горизонтали влияют такие факторы, как различное время,30
затраченное спортсменом на выполнение выпуска и опережение левой рукой,
ведущее к складыванию.
Исходя из графиков на рис.4, можно сделать вывод при «собственной
прикладке» и «прикладке носом» показатели ошибок в первые 2 дня не
превышали норму 0,40,9 и 01,3 соответственно, однако показатели
значительно ухудшились в конце микроцикла 1,92,3 и 0,62,4, что говорит о
том, что под действием тренировочной нагрузки уровень технической
подготовленности начал снижаться. При «зажильной прикладке» после начала
эксперимента показатели не выходили из границ нормы на протяжении всего
микроцикла 0,21,1,что вероятней всего связано с более устойчивой техникой
спортсмена при данном варианте «прикладки».
Рис.5 . Динамика показателей случайной ошибки по вертикали YVЕ.31
Исходя из таблицы «Показатели технической подготовленности и
факторы, их вызывающие» в наибольшей степени на показатели случайной
ошибки по вертикали влияют такие факторы, как нарушение воспроизведения
длины натяжения тетивы: вариация длины «дотяга» после щелчка кликера,
при «прикладке» нет трех точек касания или несоответствие параметров лука.
При «собственной прикладке» показатели были в норме и на графике
видно, что тренировочная нагрузка на них практически не влияла или влияла
положительно 1,80,2, 0,40,6, 1,50,2. Отклонения можно связать с
несоответствием параметра лука, которые можно ликвидировать в процессе
тренировки.
При «прикладке носом» после начала эксперимента показатели вошли в
норму 2,91,1, на второй день под действием нагрузки показатели ухудшились
0,52,2, на третий день микроцикла произошла адаптация, и показатели
стабилизировались в пределах габарита «10» 0,50,6.
При «зажильной прикладке» после начала эксперимента показатели
практически не изменились 2,92,4 хотя и есть небольшая тенденция к
уменьшению, на второй день под действием нагрузки показатели еще более
ухудшились 34,2, на третий день микроцикла произошла небольшие
улучшения 2,21,5. Вероятней всего при данном виде «прикладке» спортсмен
не мог варьировать одинаковый «дотяг».32
ВЫВОДЫ
Проанализировав и обобщив полученные данные, можно сделать
следующие выводы:
1. Анализ и систематизация научнометодической литературы и
обобщение практического опыта ведущих специалистов в области стрельбы из
лука обосновывает включение в учебнотренировочный процесс обучение
техническому приему «прикладка».
2. На основе педагогических наблюдений в учебнотренировочных и
соревновательных условиях стрелков высокой квалификации были
определены наиболее часто используемые виды такого технического приема,
как «прикладка» : классическая ( «собственная прикладка»), «прикладка» с
«касанием тетивы носом» и «зажильная прикладка».
3. В динамике изменения показателей технической подготовленности
выявлено, что случайные ошибки по вертикали и горизонтали являются
изменения которых можно корректировать в
показателями точности,
процессе тренировки с помощью детализации выполнения отдельных
элементов техники и анализа других факторов. Поэтому по величине
можно судить о том, насколько хорошо
случайных ошибок (VE)
закономерности техники у данного спортсмена воспроизводятся от попытки к
попытке, т.е. ошибки VE может рассматриваться как показатель освоенности
техники.33
При «собственной прикладке» колебания по XVE были в диапазоне
0,44 2,3, а колебания по YVE в диапазоне 0,251,8.
При «прикладке с касанием носом» колебания по YVEбыли в диапазоне
0,45 2,84, по XVE в диапазоне 0 2,36.
При «зажильной прикладке» колебания по YVE были в диапазоне 1,5
4,15, колебания по XVE в диапазоне 0,2 2,2.
Основной скачок показателей наиболее выражен в конце
тренировочного микроцикла.
Факторами обуславливающие устойчивость навыка при обучении
техническому приему «прикладка» являются: различный «угол схода тетивы с
пальцев»; «рывок»; движение левой руки опережает движение правой; углом,
образованным фалангами пальцев в захвате относительно тетивы; изменение
начальной или угловой скорости вылета стрелы в следствие неверного
воспроизведения длины натяжения; нарушение воспроизведения длины
натяжения тетивы и вариации в воспроизведении базы.
Данный педагогический эксперимент позволил мне достичь звание ЗМС
и завоевать медали : Чемпионата Мира(3место), Чемпионата Европы
(1место), Юношеских Олимпийских Игр(3 место).34
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Основной рабочей «прикладкой» применяемой на соревнованиях
должна быть «собственная».
2. В тренировочном процессе рекомендовано включать различные виды
выполнения «прикладки».
3. Оценку качества выполнения любого из вида «прикладки»,
проводить с помощью показателей технической подготовленности с
периодичностью 1 раз в 3 месяца.35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байдыченко, Т.В. Изучение факторов, влияющих на устойчивость
системы "стрелокоружие" в стрельбе из лука. /Т.В. Байдыченко
//Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта.
2010. N 3 (18). С. 1417.
2.
Башлыков, И.П. Оценка точности стрельбы из лука. / И.П. Башлыков,
Байдыченко
Т.В.
Совершенствование системы подготовки
высококвалифицированных спортсменов: Тез. XVII Респ. научн.метод. конф.,
//
Ереван, 2526 февр. 1988. Ереван, 1988. С. 8890.
3.
Башлыков, И.П. Оценка точности двигательных действий: Метод.
разработка для студентов, аспирантов, слушателей ВШТ и фак. повышения
квалификации ГЦОЛИФК. /И.П. Башлыков, М.Х. Казиев. М., 1988. С. 25.36
4.
Бударина, О.Д. Методика обучения и тренировки в стрельбе из лука./
О.Д. Бударина. Ереван, 1983. 26 с.
5.
Бударина, О.Д. К вопросу о формировании у студентов ИФК
специализированных умений управления процессом технической подготовки в
стрельбе из лука./О.Д. Бударина, Л.Л. Десятникова // Совершенствование
системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. Ереван, 1986.
С. 9496.
6.
Воронков, Р.М. Влияние некоторых, наиболее распространенных
ошибок на меткость в стрельбе из лука./Р.М. Воронков // Разноцветные
мишени. М., 1982. С. 1519.
7.
Воронков, Р.М. Техническая подготовка лучника. / Р.М. Воронков. //
Разноцветные мишени. М., 1984. С. 5559.
8.
Гинзбург, Г.И. Методика оценки характеристик меткости и кучности
попаданий./ Г.И. Гинзбург. М., 1987. С. 3132.
9. Голомазов, С.В. Точность двигательных действий./С.В. Голомазов, В.М.
Зациорский //ГЦОЛИФК. М., 1979.
10.
Гордиенко, Г.А. Обработка выстрела. / Г.А. Гордиенко, В.В. Сидорук //
Разноцветные мишени. М., 1980. С. 4349.
11.
Гордиенко, Г.А. Изготовка при стрельбе из лука. / Г.А. Гордиенко, В.В.
Сидорук // Разноцветные мишени. М., 1979. С. 1726.
12. Донской, Д.Д. Биомеханика: учебник для интов физ. культуры. / Д.Д.
Донской, В.М. Зациорский. М. : Физкультура и спорт, 1979. С. 235253.
13.
Зарембина, Л. Промежуточные звенья в технике стрельбы из лука. /Л.
Зарембина // ИБМ. 1977. №2. С. 9396.37
14. Калиниченко, Н.А. Программа для спортивных секций, коллективов
физической культуры, спортивных клубов, детскоюношеских спортивных
школ высшего спортивного мастерства по стрельбе из лука./ Н.А.
Калиниченко. М. : Физкультура и спорт, 1975. – С.73.
15. Кожекин, И.П. Системы регистрации и оценки техники спортивных
движений: Учеб. пособие/ И.П. Кожекин, В.В. Ермаков. – Смоленск.:
СГИФК, 1997.
16. Лонской, М.В. Совершенствование технической подготовленности в
стрельбе из лука./ М.В. Лонской // Науч. основы разработки и
совершенствования средств обучения и спорт. тренировки: Сб. науч. тр. Л.,
1977. С. 6263.
17. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: Учеб. для
студентов вузов/ А.М. Максименко. – М.: ФиС, 2005. С.98109.
18. Матвеев, Л.П. О современных тенденциях построения тренировки./ Л.П.
Матвеев // Планирование и построение спорт. тренировки: Сб. науч.метод.
работ. М., 1972. С. 732.
19. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. Пособие для ин
тов физ. культуры. / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977.
20. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки./ Н.Г.
Озолин. М. : Физкультура и спорт, 1970. – С.79.
21. Петросян, Г.М.О прицеливании при стрельбе из лука. /Г.М. Петросян,
В.Г. Резников // Разноцветные мишени. М., 1980. С. 4952.
22. Петросян, Г.М., Резников, В.Г. О положении лука при прицеливании.
/Г.М. Петросян, В.Г. Резников // Разноцветные мишени. М., 1977.38
23. Пыжов, В.В. Использование метода сопоставления адекватных
ощущений и образов в наглядном обучении технике стрельбы из лука. / В.В.
Пыжов, А.Н. Калиниченко // Разноцветные мишени. М., 1985.
24.
Романенко, М.И. Учебник по боксу./ М.И. Романенко. Киев.,1978.
25. Сафронова, Г.Б. Факторы, лимитирующие работоспособность стрелков
из лука на ответственных соревнованиях./ Г.Б. Сафронова. Смоленск,
1982. – С. 166167.
26. Филатова, Г. Расчет физической нагрузки в стрельбе из лука./ Г.
Филатова // Разноцветные мишени. М., 1982. С. 6870
27.
Филиппович В.И. Двигательная ловкость: Н.А.Бернштейн о роли,
значении ловкости // Легкая атлетика. – 1980. № 7. – С. 1518.
28. Шестаков М.П.,
Моделирование управления
движениями человека. / М.П.Шестаков : СпортАкадемПресс, 2003. 360 с.
Аверкин А.Н.
29. Шестаков М.П. Динамика показателей физической и технической
подготовленности как основа управления тренировочным процессом в
годичном цикле прыгунов в длину: Автореф. дис. … канд. пед. наук./
М.П.Шестаков – М., 1987. – 29 с.
30. Шестаков М.П. Теоретикометодическое обоснование процессов
управления технической подготовкой спортсменов на основе
компьютерного моделирования: Автореф. дис. ... дра пед. наук.
/М.П.Шестаков М: РГАФК , 1998. 50 с.
31. Шестаков М.П., Щенникова Т.В., Аль Халили Муханед. Контроль и
развитие координационных способностей теннисистов // Известия ЮФУ:
Технические науки. / М.П.Шестаков , Т.В. Щенникова , Аль Халили
Муханед 2008. С.144145.39
32. Шилин Ю.Н., Белевич Е.Н. Спортивная стрельба из лука. Теория и
методика обучения. Учебное пособие. / Ю.Н.Шилин , Белевич Е.Н. – М.,
2011. – 286 с., ил.
33. Шклярук В.Я. Физическая культура. Основы физического воспитания
и физической подготовки студентов. / В.Я.Шклярук Саратов, 2005. – 162
с.
34. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте (Теоретические основы и
практическая реализация): Автореф. дис. ... дра пед. наук. / Б.Н. Шустин
М.: ВНИИФК, 1995. 82 с.
35.
Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. Руководство для заочного обучения. /
Н.Н.Яковлев– Лейпциг: ГВШФК, 1967. 91 с. (нем.)40
Приложение 1
Анкета для регистрации показателей точности41
АНКЕТА – КАРТОЧКА
результатов стрельбы из лука
Ф.И. ____________________
Год рожд. _______________
Спорт. звание ____________
Стаж занятия стрельбой
из лука __________________
Спорт. общество __________
Тренер ___________________
Личный рекорд: в М1 _____
в КД2 _____ в ОСК1______
Характеристики оружия
марка лука ____________
сила натяжения лука
_______________________
длина плеча ____________
марка стрел ____________
«база» лука ____________
начальная скорость вылета стрелы
(НСВС) ________________
длина рукоятки__________
Дистанции ___________
Число _____ Время ______
х у очки
х у очки
х у очки
х у очки
сумма
сумма
сумма
сумма
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Общая сумма ___________
Личная подпись
_________________
Приложение 242
Изменение показателей точности при использовании спортсменом
различных видов прикладки.
Вид
прикладки
Собственная
прикладка
Прикладка
носом
Зажильная
прикладка
Дата
проведения
эксперимента
28.10.2014
29.10.2014
30.10.2014
28.10.2014
29.10.2014
30.10.2014
28.10.2014
29.10.2014
30.10.2014
До или после
эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
XCE
1,22
0,5
0,61
0,22
1,39
1,72
1,056
0,89
0,278
1
0,22
1,78
1,56
1,11
1,11
0,56
0,056
1,67
Показатели точности
YCE
XVE
2,28
0,056
1,167
1,28
1,06
0,056
3,22
1,72
0,78
2,67
0,17
1,28
3,28
2,83
3,33
4,44
2,61
2
0,55
0,92
0,52
0,44
1,93
2,3
0,25
1,37
0,47
0
0,55
2,36
2,11
0,366
0,366
0,53
0,25
1,12
YVE
1,8
0,25
0,47
0,63
1,56
0,25
2,84
1,18
0,45
2,24
0,47
0,63
2,89
2,42
2,96
4,15
2,176
1,5
Приложение 343
Факторы, наиболее вероятно связанные с ошибками стрельбы из лука
Ошибки
стрельбы
Факторы, наиболее вероятно связанные с
ошибками стрельбы
Систематическа
1. Не откорректирован прицел по горизонтали
я ошибка по
горизонтали
Систематическая
ошибка по вертикали
2. Выдвинута или убрана боковинка плунжера
3. Деформирована стрела или смещен
хвостовик на конусе при поклейке
4. Механические причины (тетива цепляет
крагу или нагрудник, изменена плотность
напальчника)
5. Несоответствие длины тетивы размерам лука
6. Постоянный завал (наклон) лука вправо или
влево
7. Изменение СТУ (средней точки упора) в
горизонтальной плоскости
8. Нарушена проекция тетивы относительно
постоянной точки ее фиксации у подбородка и носа
9. Изменена освещенность мишени
1. Не откорректирован прицел по вертикали
2. Положение гнезда на тетиве не соответствует
высоте полочки и наоборот
3. Стрела без оперения или оно частично
отклеено
4. Деформированная стрела или смещен
хвостовик на конусе при поклейке
5. Зазор между стрелой и указательным пальцем
при захвате тетивы
6. Угол, образованный фалангами пальцев в
захвате относительно тетивы
7. Изменение базы (наклон головы вверх или
вниз)Случайная ошибка по
горизонтали
Случайная ошибка по
вертикали
44
8. СТУ смещена вверх или вниз
9. Изменена освещенность мишени
10. Дождь
1. Несоответствие механических параметров
стрел (веса, длины, размещения центра масс(ЦМ) и
т.д.) данным лука (силе натяжения тетивы, длине
рукоятки и плеч лука и т.д.)
2. Одна из частей лука находится на грани
поломки
3. Асинхронная работа плеч лука во время
выстрела
4. Скручивание одного из плеч лука или
рукоятки относительно вертикальной оси
5.Различное время, затраченное спортсменом на
выполнение выпуска влечет за собой:
а) различный угол схода тетивы с пальцев
б) рывок
6. Движение левой рукой опережает движение
правой (складывание) может проявляться в виде
«реакции на кликер»
7. Вариации в воспроизведении СТУ
8. Порывы ветра
1. Несоответствие механических параметров
стрел (массы, длины, размещения ЦМ и т.д.) данным
лука (силе натяжения тетивы, длине рукоятки и плеч
лука и т.д.)
2.Одна из частей лука находится на грани
поломки
3.Наладка амортизаторов не соответствует
работе лука
4. Асинхронная работа плеч во время выстрела
5. Смещение одного из плеч лука или рукоятки
относительно поперечной оси45
6. Нарушение воспроизведения длины
натяжения тетивы:
вариация длины «дотяга» после щелчка
кликера
при прикладке нет трех точек касания
(например, изза жесткого напальчника нарушается
чувство контакта с тетивой)
7. Изменение начальной или угловой скорости
вылета стрелы вследствие неверного воспроизведения
длины натяжения
8. Вариации в воспроизведении базы
9. Порывы ветра46
Исполнитель выпускной
квалификационной работы _______________________ Сегина Т.А.
Научный руководитель
доцент, к.п.н. _______________________ Байдыченко Т.В.
Заведующий
кафедрой
ТиМ ПВСиЭД,
д.п.н., профессор _________________________ Блеер А.Н.