филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова»
Комплект
контрольно-оценочных средств
ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(повышенный уровень)
Форма аттестации: экзамен (квалификационный)
Буланаш, 2019
УТВЕРЖДАЮ
Зав.отделением
_________ М.Ф. Кравченко
Эксперты от работодателей:
|
|
РАССМОТРЕНО:
на заседании ПЦК
протокол № от 2019 г.
председатель Госькова О.М. _____
РАЗРАБОТЧИК:
филиал ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»,
преподаватель высшей квалификационной категории – Ю.С. Кирякова
1. Паспорт
1. 1 Область применения
Комплект КОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения по ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан.
Промежуточной формой аттестации по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы и МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения является комплексный экзамен. Форма проведения комплексного экзамена: устный
Условием положительной аттестации по учебной и производственной практике является выполнение всех видов работ, предусмотренных программой практики, наличие аттестационного листа, дневника по практике.
Итоговой формой аттестации по ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен /не освоен».
Форма проведения экзамена (квалификационного): выполнение кейс - заданий, позволяющих продемонстрировать умения и компетенции, которые были сформированы в процессе изучения ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан.
1.2 Результаты освоения модуля, подлежащие проверке
1.2.1 Профессиональные и общие компетенции
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать освоение профессиональных и общих компетенций (ОК и ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности:
Таблица 1
Профессиональные и общие компетенции |
Показатели оценки результата |
Средства проверки
|
1 |
2 |
3 |
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы |
- осуществляет сбор и анализ статистической информации по социальной защите населения; - грамотное и правильное использование федеральных, региональных, муниципальных программ в области социальной защиты -осуществляет профессиональное толкование нормативных правовых актов в области социальной защиты населения |
Выполнение заданий экзамена квалификационного |
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите |
- применяет умение выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите - применяет умение взаимодействия в процессе оказания социальной помощи клиенту с различными государственными, общественными и благотворительными организациями - использует полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению - находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы - применяет различные технологии социальной работы для каждого конкретного случая - применяет умение использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач - применение умения помогать разрешать основные социальные проблемы клиента |
Выполнение заданий экзамена квалификационного |
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании |
- применяет умение анализировать и проводить мониторинг социальных процессов в муниципальном образовании - применяет умение проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране |
Аттестационный лист по производственной практике
|
ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан |
-применяет умение проведения анализа состояния социально-правовой защиты отдельных категорий граждан; -применяет умение организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране -применяет умение проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране -выбирает необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования -применяет умение правильно и грамотно обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных |
Выполнение заданий экзамена квалификационного |
ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.
|
-применяет умение пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений -применяет умение решения проблем клиента в условиях межведомственного взаимодействия учреждений социальной защиты граждан
|
Аттестационный лист по производственной практике
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
- ясно определяет роль своей будущей профессии в обществе, роли знаний и умений по МДК 04.01 и МДК 04.02 в профессиональной деятельности; - добросовестно выполняет учебные обязанности при освоении профессиональных модулей |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- организует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. - анализ эффективности и качества проделанной работы; - выбор и применение методов и способов решения задач, заданных руководителем; - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки проектной документации
|
Наблюдение за организацией профессиональной деятельности
|
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
- умеет определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях, предлагает способы и варианты решения проблемы, оценивает ожидаемый результат; - способен планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносит коррективы, контролирует ситуацию |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий
|
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
- извлекает и анализирует необходимую информацию из различных источников; - применяет найденную информацию для выполнения профессиональных ситуаций и задач |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
- работа с информационными справочно-правовыми системами; - работа с электронной почтой и ресурсами локальных и глобальных информационных сетей |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
- взаимодействует со студентами, преподавателями в ходе обучения, способен координировать свои действия с другими участниками общения; ‑ владеет приемами ведения дискуссии, диспута, диалога, монолога |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы; - умеет осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определяет соответствующий результат деятельности.
|
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- своевременно и качественно выполняет самостоятельные работы при изучении профессионального модуля - активно участвует в конкурсе профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональному модулю.
|
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
- умеет работать с информационными справочными системами, знает методику поиска и использования информации в профессиональной деятельности. |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда |
- эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные ресурсы; |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения |
- применение приемов делового общения и правил культуры поведения в профессиональной деятельности; - соблюдение мер конфиденциальности и информационной безопасности; – использование приемов корректного межличностного общения |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению |
- знает и применяет нормативные и моральные требования по антикоррупционному поведению |
Наблюдение за выполнением кейс –заданий.
|
1.2.2 Приобретение в ходе освоения профессионального модуля практического опыта
Таблица 2
Иметь практический опыт |
Виды работ и требования к их выполнению |
1 |
2 |
Социальная политика и технология социальной работы
Теория и методика социальной работы с различными категориями населения |
- Применяет умение оказания правовой, социальной помощи и предоставления услуг отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной защите; |
- применяет умение взаимодействия в процессе оказания социальной помощи клиенту с различными государственными, общественными и благотворительными организациями |
|
- осуществляет сбор и анализ статистической информации по социальной защите населения; |
|
- грамотное и правильное использование федеральных, региональных, муниципальных программ в области социальной защиты |
|
- применяет умение выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите |
|
- использует полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению |
|
- находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы |
|
- применяет различные технологии социальной работы для каждого конкретного случая |
|
- применяет умение использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач |
|
- применяет умение анализировать и проводить мониторинг социальных процессов в муниципальном образовании |
|
- применяет умение проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране |
|
- применяет умение проведения анализа состояния социально-правовой защиты отдельных категорий граждан; |
|
- применяет умение организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране |
|
- применяет умение проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране |
|
- выбирает необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования |
|
- применяет умение правильно и грамотно обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных |
|
-применяет умение пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений |
|
-применяет умение решения проблем клиента в условиях межведомственного взаимодействия учреждений социальной защиты граждан |
1.2.3 Освоение умений и усвоение знаний
Таблица 3
Освоенные умения, усвоенные знания |
Показатели оценки результата |
Форма проверки |
1 |
2 |
3 |
Должен уметь: |
- |
- |
Объяснять основные направления и приоритеты социальной политики, ее взаимосвязь с внутренней и внешней экономической, национальной, демографической политикой, роль и значение в профессиональной практической деятельности |
Применяет умение и знания по основным направлениям и приоритетам социальной политики, объясняет ее взаимосвязи с внутренней и внешней экономической и национальной, демографической политикой, роль и значение в профессиональной практической деятельности |
Комплексный экзамен по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы и МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями |
Использовать полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению |
Использует полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению |
|
Находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы |
Находит технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы; |
|
Проектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая |
Применяет различные технологии социальной работы для каждого конкретного случая в решении практических задач |
|
Использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач |
Применяет умение использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач |
|
Организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране |
Применяет умение организовывать обработку и хранение информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране |
|
Проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране |
Применяет умение проведения исследовательской работы по развитию, теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране |
|
Выбирать необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования |
Точно, технологично, аргументированно выбирать методы исследования |
|
Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных |
Применяет умение правильно и грамотно обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных |
|
Пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений |
Грамотное и правильное использование автоматизированных информационных систем и технологий сбора, анализа, диагностики социальных отношений |
|
Кратко, логично и аргументированно излагать материал в выпускной квалификационной работе; |
Четкость, краткость и аргументированность изложения материала в выпускной квалификационной работе; |
|
Освоенные знания: |
|
- |
Объект, предмет, основные концепции, понятия, типы, модели, субъекты, особенности социальной политики, принципы формирования и функционирования в реформируемом и стабильном обществах, а также механизмы ее реализации в современной России и за рубежом |
Ясность изложения объекта, предмета, основных концепций, понятий, типов, моделей, субъектов, особенностей социальной политики, принципов формирования и функционирования в реформируемом и стабильном обществах, а также механизмов ее реализации в современной России и за рубежом; |
Комплексный экзамен по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы и МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения
|
Основные понятия и категории, формы, методы и уровни технологии социальной работы |
Правильность изложения основных понятий, форм и методов, а также уровней, технологий социальной работы; |
|
Сущность и содержание инструментария технологии социальной работы, формы и методы деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем |
Ясность изложения содержания инструментария технологий социальной работы, форм и методов деятельности по преодолению жизненных ситуаций и решению социальных проблем; |
|
Основы социологического анализа |
Ясность и правильность изложения основ проведения социологического анализа; |
|
Различные варианты организации исследований
|
Правильность изложения вариантов организации исследований |
Таблица 4
Элементы модуля, профессиональный модуль |
Формы промежуточной аттестации |
1 |
2 |
МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы |
Комплексный экзамен |
МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения |
Комплексный экзамен |
Производственная практика |
Дифференцированный зачет |
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан |
Экзамен (квалификационный) |
Освоение ПМ.04. Социально-правовая защита граждан по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Текущий контроль по МДК 04.01 Социальная политика и технология социальной работы и МДК 04.02. Теория и методика социальной работы с различными категориями населения проводятся как традиционными, так и инновационными методами: выполнение практических работ, устный опрос у доски, самостоятельная работа, решение ситуационных заданий, создание электронных презентаций, подготовка сообщений, рефератов, тестирование.
Промежуточный контроль освоения МДК 04.01 и МДК 04.02 осуществляется при проведении комплексного экзамена. Предметом оценки освоения МДК 04.01 и МДК 04.02 являются умения и знания.
Комплексный экзамен по МДК 04.01 и МДК 04.02 проводится с учетом результатов текущего контроля.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.04. Социально-правовая защита граждан является положительные результаты выполнения практических работ, точек рубежного контроля, экзамена по МДК 04.01 и МДК 04.02.
Предметом оценки по производственной практике является приобретение практического опыта и получения первичных профессиональных навыков в рамках ПМ. 04 Социально-правовая защита граждан.
Контроль и оценка по производственной практике проводится на основе характеристики обучающегося с места прохождения практики. В характеристике отражаются виды работ, выполненные обучающимся во время практики, их объем, качество выполнения в соответствии с технологией и требованиями филиала ГАПОУ СО «НТ ГПК им. Н. А. Демидова»
Условием допуска к экзамену (квалификационному) является положительная аттестация по МДК 04.01, МДК 04.02 и производственной практике.
Экзамен (квалификационный) проводится в виде выполнения кейс – заданий, имитирующих работу в практикоориентрованных ситуациях в производственной аудитории филиала колледжа «Кабинет права социального обеспечения» в присутствии работодателя.
Экзамен включает в себя один этап: решение кейс – заданий, имитирующих работу в практикоориентрованных ситуациях
Процедура проведения экзамена (квалификационного) позволяет оценить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций (распределение которых представлено в таблице 5).
Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) на экзамене квалификационном является положительная оценка освоения всех профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям.
При отрицательном заключении хотя бы по одной из профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен».
Профессиональные компетенции считаются сформированными при положительной оценке не менее 70% их показателей (критериев). Экспертная комиссия вносит в оценочный лист баллы по обозначенным показателям (критериям): «да» / «выполнено» - 1 балл; «нет» / «не выполнено» - 0 баллов.
Решение основано на рейтинговой шкале, которая составляет до 45 баллов, затем она переводится в 5-ти балльную шкалу:
«отлично» - 100% - 96% (45-42 баллов);
«хорошо» - 95% - 80% (41-37 баллов);
удовлетворительно» - 79% - 70% (36-31 баллов)
Таблица 5
Тип задания |
Кол-во баллов |
Рейтинг |
«3» |
«4» |
«5» |
Защита готового продукта деятельности (Кейс – стадии) (max – 39 балла) |
|
|
|
|
|
Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля (max –6 баллов) |
|
|
|
|
|
ИТОГО (max – 45 баллов) «отлично» - 100% - 96% (45-42 баллов); «хорошо» - 95% - 80% (41-37 баллов) удовлетворительно» - 79% - 70% (36-31 баллов) |
|
|
|
|
|
РЕЗУЛЬТАТ |
Профессиональный модуль освоен / не освоен (нужное подчеркнуть) |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1, 10
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
Гражданин А. (64 года), безработный, обратился за разъяснением к социальному работнику, может ли он считаться клиентом социальной службы и имеет ли он право на материальную помощь?
- Кто считается клиентом социальной службы?
- Каковы принципы социального обслуживания?
- Основание обращения гражданина на социальное обслуживание?
- Кому предоставляется материальная помощь?
Кейс - задание № 2
Гражданка А. (67 лет), инвалид 2-й группы обратилась за разъяснением к социальному работнику, имеет ли она право на получение государственной социальной помощи?
- Кто имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг?
- Содержание набора социальных услуг?
- Порядок предоставления социальных услуг
Кейс - задание № 3
Так случилось, что судьба дважды посмеялась надо мной: обманул и второй муж. Аборт делать поздно, да и денег, наверное, не хватит, поэтому я решила продать своего будущего ребенка, чтобы обеспечить хотя бы пищей и одеждой старшую дочь. К тому же, ее надо готовить к школе. Мне 26 лет, физически здорова, не пью, не курю. Ребенок наверняка будет здоровым...
- Определите основную проблему, стоящую перед клиентом.
- В помощи, каких специалистов, по Вашему мнению, нуждается клиент?
- Разработайте алгоритм работы с клиентом.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2, 11
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
Платонова, 1910 г. рождения, обратилась в орган социальной защиты населения. В заявлении она указала, что проживает совместно с сыном 1928 г. рождения, который является пенсионером и не может помогать ей по хозяйству. Платонова получает пенсию в минимальном размере.
- Какой ответ должен дать Платоновой орган социальной защиты населения?
- На какие виды услуг имеет право Платонова?
- В случае положительного решения будут ли ею оплачиваться услуги по надомному патронажу?
Кейс - задание № 2
Женщина страдает системным заболеванием крови, признана инвалидом. Воспитывает двух детей одна (ей 32 года, дочери 5 лет, сыну 10 лет), работает в детском саду в обслуживающем персонале. Денег на жизнь и на лечение не хватает, другой работы найти не может (пыталась не раз). Муж живет с другой семьей, никакой помощи не оказывает.
- Определите социальные проблемы семьи.
- Какие варианты решения проблем Вы можете предложить?
- Какие учреждения и организации должны быть задействованы в решении проблем этой семьи?
Кейс - задание № 3
Русскоязычная семья (ребенок в возрасте 11 лет, отец и мать, бабушка и дедушка) была вынуждена уехать из Таджикистана в Артемовский, так как взрослые члены семьи потеряли работу, испытывали психологическое давление и дискриминацию по признаку национальности и вероисповедания. В Артемовском они живут в однокомнатной квартире вместе с пожилыми родителями. Отец обратился за помощью в территориальный отдел социальной политики населения г. Артемовского.
- Определите статус членов семьи.
- Назовите учреждения и организации, в которых могут получить помощь члены семьи.
- Специалисты каких профилей будут задействованы в решении проблем семьи?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3, 12
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
Р. В. 37 лет, одна воспитывает тринадцатилетнюю дочь. Она отчаялась от проблем, которые свалились на нее. Смерть близких, уход мужа из семьи, борьба за выживание сказались на здоровье женщины. Она тяжело больна. Из-за длительного лечения в стационарах приходится часто оставлять дочь одну. "Во время моего отсутствия, - написала она, - иногда к дочери заходили соседи, угощали, приглашали к себе. Но надолго взять к себе никто не может: у каждых своих дел и заботы. На лечение приходилось уезжать в другой город. Общалась с ней только по телефону. Никому не пожелаю таких переживаний! Сейчас мы живем на небольшую пенсию. Как- то выкручиваемся, но будущее пугает. Болезнь моя прогрессирует. Есть угроза ампутации руки. И как дальше жить? Не только материальные заботы меня волнуют. Не хватает человеческого тепла, тяготит одиночество и безысходность. А так хочется дружеского участия в трудную минуту!"
- Определите основные проблемы семьи
- Какие формы помощи Вы могли бы предложить этой семье в условиях Вашего региона?
- Может ли эта семья рассчитывать на помощь органов социальной защиты?
Кейс - задание № 2
Житная, одинокая пенсионерка, после 3-летнего пребывания в доме-интернате для престарелых и инвалидов, обратилась к администрации с заявлением об отказе от услуг этого учреждения и возврате ей однокомнатной квартиры, в которой она проживала ранее.
Администрация дома-интерната пояснила, что у нее нет родственников, которые могут ее содержать и обеспечить необходимый уход, а квартира, которую она занимала ранее, уже передана другой семье.
- Правомерен ли отказ администрации?
- В каких случаях граждане могут отказаться от услуг дома-интерната?
Кейс - задание № 3
Гражданка Иванова обратилась в орган социальной защиты населения с просьбой разъяснить ей, на какие меры социальной поддержки она имеет право.
Иванова пояснила, что она имеет 3 детей: от первого брака сын– 12 лет и дочь 16 лет, обучающаяся в колледже. Бывший супруг от уплаты алиментов уклоняется. В настоящее время Иванова состоит браке. От второго брака Иванова имеет дочь 3 лет.
- Определите основные проблемы Ивановой?
- Какой ответ должен быть дан Ивановой?
- На какие виды пособий она имеет право?
- Какие документы необходимо представить Ивановой в органы социальной защиты?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4, 13
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
"Пишу вам в надежде, что мне подскажут, как жить дальше. Дело в том, что мы с мужем несколько лет назад удочерили девочку из детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне неродная дочь. С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушаться, а однажды даже отравилась, лежала в тяжелом состоянии в реанимации. Сейчас дочери четырнадцатый год, она заканчивает 7-й класс. Учится плохо, часто пропускает школу, ходит на дискотеку, курит. Наших родственников не признает никого. Домой приходит поздно. Я не сплю, жду ее, волнуюсь. Скажите, как мне быть?
Очень трудно жить при таких ценах, да еще при таком отношении. Окружающие осуждают меня за то, что ее удочерила, а теперь вот мучаюсь. Я наедине со своими проблемами, и мне не с кем посоветоваться. Никто не может понять моего состояния. Пожалуйста, помогите!".
- Определите основную проблему, стоящую перед семьей.
- Какие методы и формы помощи Вы могли бы предложить?
- Разработайте план работы с семьей.
Кейс - задание № 2
Гражданка Петрова в орган социальной защиты населения с просьбой разъяснить ей, на какие меры социальной поддержки она имеет право.
Петрова пояснила, что в настоящее время ее муж проходит действительную военную службу по призыву. У них есть ребенок в возрасте 11 мес., кроме того гр-ка Петрова беременна. В настоящее время гр-ка Петрова не работает.
- Определите основные проблемы Петровой
- На какие виды пособий она имеет право?
- Какие документы необходимо представить Петровой в органы социальной защиты?
Кейс - задание № 3
Женщина 28 лет 4 месяца нигде не работает. До этого работала в коммерческом учреждении. Хочет встать на учет в Центр занятости населения.
- Какие документы необходимы ей для постановки на учет в Центр занятости населения?
- Какова процедура получения статуса безработного?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5, 14
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
Я согласен на любую посильную работу, я инвалид второй группы с детства. Мне нет еще и 20 лет. Передвигаюсь с помощью костылей. Получаю небольшую пенсию. Заканчиваю заочно юридический факультет. Согласен на любой посильный труд.
- Определите основную проблему клиента.
- Существуют какие-либо социальные службы в нашем регионе, которые призваны помогать людям в подобных ситуациях?
- В контакте с какими специалистами должен действовать социальный работник?
- Какие Вы знаете общественные и государственные организации, занимающиеся трудоустройством инвалидов?
- Какую помощь клиенту может оказать социальный работник в подобной ситуации?
Кейс - задание № 2
У молодой 35-летней женщины, совсем недавно вышедшей замуж, обнаружили рак груди. Хирурги сообщили ей о необходимости удаления левой груди. Женщина не боится смерти. Она не знает, как сообщить своему мужу о том, что она будет инвалидом, неполноценной, с ее точки зрения, женщиной. И никогда не сможет иметь детей, о чем они оба мечтали. Жизнь кончилась для нее, как она считает.
- Какая информация поможет ей выйти из тупиковой ситуации и увидеть возможности нормальной жизни после операции?
- Какие социальные технологии будут иметь место в данном случае?
Кейс - задание № 3
Мать и сын десяти лет подвергаются физическому насилию со стороны мужа и отца. Мальчик периодически сбегает из дома, ночует в подвале.
- Куда может обратиться женщина с сыном?
- Какова роль специалиста социальной работы?
- Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6, 15
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
Пожилая женщина (72 года) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
- Имеет ли она на это право?
- Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения вопроса.
- Какие документы необходимы для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов?
Кейс - задание № 2
В последнее время у восьмилетней Оли участились головокружения и аритмия, по вечерам она долго не могла заснуть, ей снились кошмары, утром девочка чувствовала себя уставшей.
Оля нередко становилась свидетелем того, как пьяный отец избивает мать. Она тоже неоднократно подвергалась физическому насилию. Мать девочки создавала впечатление болезненной, тревожной женщины. В полицию она никогда не обращалась, обиды и побои терпела молча. Оля была очень привязана к своему младшему брату, постоянно заботилась о нем. Опасаясь за здоровье дочери, мать обратилась в детскую поликлинику. С клинической стороны врачи патологии не обнаружили.
- Выявите проблемы семьи и определите виды необходимой социальной помощи членам семьи.
- Определите учреждения и организации, а также специалистов, способных оказать помощь семье в преобразовании трудной жизненной ситуации (ТЖС).
- Составьте алгоритм действий социального работника по оказанию социальной помощи членам семьи, созданию условий для их адаптации и социальной реабилитации
Кейс - задание № 3
Специалист по социальной работе СПИД-центра более года работал с 27-летним К., страдающего наркотической зависимостью на протяжении 5 лет. К. не имеет семьи, его родственники живут в другом городе, присылая деньги. Общение с социальным работником привело К. к тому, что он принял решение пройти курс лечения, о чем заявил в ходе беседы. Однако буквально на следующий день после беседы К. был задержан милицией за ограбление аптеки с целью добыть себе наркотик.
- Что должен сделать в этой ситуации социальный работник?
- Законодательная база решения проблем.
- Должен ли специалист социальной работы СПИД-центра установить контакт со специалистом пенитенциарного учреждения?
- Каковы дальнейшие действия специалиста социальной работы СПИД-центра.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7, 16
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
Снегирева впервые обратилась в федеральное государственное учреждение МСЭ для оформления инвалидности своему 11 летнему сыну.
- Просит объяснить, что такое индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
- Какие документы она должна предоставить в МСЭ для оформления инвалидности?
- Объясните, что такое ИПР и кто ее должен составлять.
- На какой вид реабилитации имеет право данный ребенок.
Кейс - задание № 2
Вы специалист по социальной работе. К Вам обратилась бабушка несовершеннолетнего подростка, родители которого были лишены родительских прав, с просьбой оказать помощь установить над ним опеку.
- Дайте разъяснения по данному вопросу.
- Каков процесс установления опеки?
- Какая ответственность установлена законодательством РФ за совершение подобных действий должностным лицом?
Кейс - задание № 3
Тринадцать лет назад от меня ушел муж. Осталась я тогда с семерыми детьми на руках. Самому младшему было полгода. Сейчас четверо детей имеют уже свои семьи, живут отдельно от меня. Трудно было поднимать детей одной. Работала на нескольких работах, только бы их поставить на ноги. Дети выросли, получили образование. Трое еще несовершеннолетние. А здоровье свое я все-таки подорвала. И, несмотря на то, что у меня столько детей, чувствую себя очень одинокой. Сама я выросла в детском доме. Не видела ничего хорошего в жизни. Помогите мне хоть добрым словом. Буду очень рада получить весточку от хороших людей".
- Какие меры социальной поддержки положены данной многодетной семье?
- Какие формы работы можно организовать для взаимоподдержки людей, находящихся в трудной ситуации?
- Составьте алгоритм работы с данной семьей
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8, 17
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
Вы — специалист по социальной работе. Ваш клиент после перенесенной травмы частично утратил способность себя обслуживать, нуждается в уходе.
- Поясните порядок установления патронажа как формы попечительства
Кейс - задание № 2
Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы.
а) Зашли в гости на веселое застолье к жительнице Екатеринбурга муж с женой, а когда уходили на следующее утро, забрали с собой 2-летнюю дочь хозяйки дома. Дело в том, что после пиршества с горького похмелья супруги не обнаружили своего магнитофона. Незадачливой мамаше гости поставили ультиматум: или девочка, или магнитофон.
б) В Московское региональное управление по борьбе с организованной преступностью обратилась москвичка и заявила, что ее трехлетняя дочь находится в руках... няни. Эта 57-летняя женщина, нанятая для присмотра за девочкой, похитила малышку, спрятала, после чего потребовала за нее выкуп - 17 тысяч долларов. В тот же день при обмене денег на заложницу сотрудники милиции задержали злоумышленницу и ее 27-летнего сообщника.
- Что Вы знаете о законодательстве, защищающем права ребенка в подобных ситуациях?
- Какие варианты решения проблемы этой семьи Вы можете предложить?
- В контакте, с какими специалистами должен работать социальный работник в данной ситуации?
Кейс - задание № 3
Мужчина 45-ти лет был подобран на улице сотрудниками правоохранительных органов. Занимался попрошайничеством и бродяжничеством.
- Каковы дальнейшие действия работников правоохранительных органов?
- Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы мужчины.
- Какие учреждения занимаются подобными проблемами?
- Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9, 18
по профессиональному модулю
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Инструкция:
· Внимательно прочитайте условия и требования экзаменационного задания;
· При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам;
· В процессе выполнения кейс - заданий рекомендуется использовать нормативные документы;
· Подготовьтесь к собеседованию по результатам выполненных заданий.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс - задание № 1
Вообразите, что Вас приняли на работу в должности специалиста по социальной работе в районный Дом ветеранов. Жизнь в этом Доме устроена по типу малосемейки, у каждого одиноко проживающей супружеской пары или одинокого пожилого человека есть своя комната, кухня, ванная комната, туалет (в общем 1-однокомнатная квартира). Также в доме есть большой холл, общая кухня. Но оказывается, что в Доме ветеранов некому было организовывать свободное время пенсионеров, они не ходят друг к другу в гости, каждый живет сам по себе. От этого в коридорах и холлах Дома неуютно, «холодно», рождается ощущение равнодушия.
- Какие варианты поведения социального работника в этой ситуации возможны?
- Какую помощь может оказать социальный работник в подобной ситуации в первую очередь?
- Назовите известные формы, технологии работы, которые можно было бы внедрить в данном учреждении.
- В контакте с какими специалистами должен действовать социальный работник в данной ситуации?
Кейс - задание № 2
Женщина пятидесяти лет была уволена в связи с банкротством предприятия. После увольнения находится в депрессивном состоянии. Одна воспитывает 14-летнюю дочь (ребенок-инвалид), также с ними проживает пожилая мать (72года).
- Определите проблемы членов семьи.
- В какие учреждения могут обратиться взрослые члены семьи для решения проблем?
- Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?
Кейс - задание № 3
Офицер вооруженных сил, был уволен с военной службы в звании капитана, в связи с сокращением офицеров в рядах вооруженных сил Российской Федерации. После увольнения у мужчины развился психологический стресс, замкнулся в себе, начал выпивать. Его жена на данный момент так же не работает. На иждивении имеют двоих несовершеннолетних детей.
- Определите основные проблемы семьи?
- Какие социальные учреждения и специалисты будут задействованы в решении проблем семьи?
- Нормативно - правовая база, используемая специалистом по социальной работе?
- Основные технологии социальной работы с данной семьей
Преподаватель Кирякова Ю.С.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
по результатам освоения профессионального модуля
ПМ.04. Социально-правовая защита граждан
Вид аттестации: промежуточная
Форма: экзамен (квалификационный), ОПОП СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка)
Группа ПОСО 401 (очное отделение)
ФИО обучающегося ___________________________________________________________________________________________________
Шифр ОК, ПК |
Показатели оценки |
Признак выражен: 0 баллов – «нет» 1 балл – «да» |
Защита готового продукта деятельности (Кейс – стадии) |
||
ОК 1 |
- ясно определяет роль своей будущей профессии в обществе, роли знаний и умений по МДК 04.01 и МДК 04.02 в профессиональной деятельности; - добросовестно выполняет учебные обязанности при освоении профессиональных модулей |
|
ОК 2
|
- организует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. - анализ эффективности и качества проделанной работы; - выбор и применение методов и способов решения задач, заданных руководителем; - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки проектной документации |
|
ОК 3
|
- умеет определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях, предлагает способы и варианты решения проблемы, оценивает ожидаемый результат; - способен планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносит коррективы, контролирует ситуацию. |
|
ОК 4
|
- извлекает и анализирует необходимую информацию из различных источников; - применяет найденную информацию для выполнения профессиональных ситуаций и задач |
|
ОК 5
|
- работа с информационными справочно-правовыми системами; - работа с электронной почтой и ресурсами локальных и глобальных информационных сетей |
|
ОК 6 |
- взаимодействует со студентами, преподавателями в ходе обучения, способен координировать свои действия с другими участниками общения; ‑ владеет приемами ведения дискуссии, диспута, диалога, монолога |
|
ОК 7 |
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы; - умеет осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определяет соответствующий результат деятельности. |
|
ОК 9 |
- умеет работать с информационными справочными системами, знает методику поиска и использования информации в профессиональной деятельности. |
|
ОК 11 |
- эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные ресурсы |
|
ОК 12 |
- применение приемов делового общения и правил культуры поведения в профессиональной деятельности; - соблюдение мер конфиденциальности и информационной безопасности; – использование приемов корректного межличностного общения |
|
ОК 13 |
- знает и применяет нормативные и моральные требования по антикоррупционному поведению |
|
ПК 4.1 |
- осуществляет сбор и анализ статистической информации по социальной защите населения; - грамотное и правильное использование федеральных, региональных, муниципальных программ в области социальной защиты - осуществляет профессиональное толкование нормативных правовых актов в области социальной защиты населения |
|
ПК 4.2 |
- применяет умение выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите - применяет умение взаимодействия в процессе оказания социальной помощи клиенту с различными государственными, общественными и благотворительными организациями - использует полученные знания при анализе социально-политических процессов, явлений, внедрений социальных технологий, координации деятельности различных государственных и общественных организаций, учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению - находить технологическое решение социальных проблем различного уровня социальной работы - применяет различные технологии социальной работы для каждого конкретного случая - применяет умение использовать инновационные технологии социальной работы для решения профессиональных задач - применение умения помогать разрешать основные социальные проблемы клиента |
|
ПК 4.4 |
- применяет умение проведения анализа состояния социально-правовой защиты отдельных категорий граждан; - применяет умение организовывать на основе современных методов получение, обработку и хранение научной информации по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране - применяет умение проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране - выбирает необходимые методы исследования, исходя из задач конкретного исследования - применяет умение правильно и грамотно обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных |
|
Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля |
||
ОК 8 |
- своевременно и качественно выполняет самостоятельные работы при изучении профессионального модуля - активно участвует в конкурсе профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональному модулю |
|
ПК 4.3* |
- применяет умение анализировать и проводить мониторинг социальных процессов в муниципальном образовании - применяет умение проводить исследовательскую работу по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в районе, регионе, стране |
|
ПК 4.5* |
- применяет умение пользоваться автоматизированными информационными системами и современными технологиями сбора, анализа, диагностики социальных отношений - применяет умение решения проблем клиента в условиях межведомственного взаимодействия учреждений социальной защиты граждан |
|
|
Итого: |
49 |
---------------------------------------------------------
ОК 8 * Переставляется из учебного журнала, обучающимися предоставляются грамоты, благодарственные письма
ПК 4.4* Переставляется с аттестационного листа по производственной практике
ПК 4.5* Переставляется с аттестационного листа по производственной практике
Решение кейс-стадий и презентация готового продукта деятельности (max – 39 баллов) |
|
|
|
|
|
Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля (max –6 баллов) |
|
|
|
|
|
ИТОГО (max – 45 баллов) |
|
|
|
|
|
РЕЗУЛЬТАТ |
Профессиональный модуль освоен / не освоен (нужное подчеркнуть) |
Представитель работодателя__________________Р.Н.Мухлиев
Преподаватель _____________________О.А.Сырьева
Преподаватель/ мастер п/о ___________________ Ю.С. Кирякова «___»___________________2019г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.